Рекомендации для родителей. Формирование фонематического слуха у детей дошкольного возраста в семье
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

В содержании представлены направления работы по формированию фонематического слуха у дошкольников в семье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей

Формирование фонематического слуха  у детей дошкольного возраста в семье

В соответствии с ФОП ДО выделены задачи формирования фонематического слуха у детей дошкольного возраста

3-4 года

формировать умение вслушиваться в звучание слова

4-5 лет

-формировать умения различать на слух твердые и мягкие согласные (без выделения терминов)

-определять и изолированно произносить первый звук в слове

- называть слова с заданным звуком

-произносить заданный звук протяжно, громче, четче, чем он произносится обычно, называть изолированно

5-6 лет

-различать гласные и согласные звуки

-определять твердость и мягкость согласных

6-7 лет

-продолжать формировать интерес к языку, осознанное отношение к языковым явлениям

Речь – важнейшее средство организации эффективного социально-психологического взаимодействия взрослого и ребенка. Роль родителей в формировании фонематического слуха у ребенка значительна. В первую очередь нужно понимать, узнает ли ребенок неречевые звуки. Работа по узнаванию и различению неречевых звуков лежит в основе речевого развития. Фонематический слух можно и нужно упражнять, тренировать, ведь вокруг нас огромное разнообразие звуков – нужно учиться слышать их.

Правильно и чисто говорить ребенок будет только тогда, если хорошо слышит звуки, может отличать их на слух и пытаться откорректировать свое произношение в соответствии с услышанным. Поэтому развитие фонематического слуха является основополагающим фактором в развитии речи ребенка - дошкольника.

У детей различают физический слух – способность к слуховому восприятию звуков природы и окружающего мира и фонематический слух – способность к слуховому восприятию звуков речи, т.е. фонем, понимание смысла речи (он имеется только у человека).

Хорошо развитый фонематический (речевой) слух обеспечивает ребенку четкое, ясное и правильное произношение всех звуков родного языка, дает возможность корректно регулировать громкость произношения слов, говорить умеренным темпом, интонационно выразительно.

Отражение слышимых звуков окружающего мира происходит в форме звукового образа. Наличие у ребенка слуховых эталонов, позволяют ему проще ориентироваться в окружающей действительности. Например, различение неречевых звуков, свидетельствующих о приближении или удалении отдельных объектов, более точная ориентировка в пространстве и определение своего местоположения, ориентируясь по направлению звукового сигнала.

Нарушение фонематического восприятия значительно затрудняет овладение детьми правильного звукопроизношения, в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, тормозит развитие связной речи. Эти процессы взаимосвязаны, имеют друг на друга взаимное влияние.

Хорошо развитый фонематический слух позволит ребенку слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть,  уметь анализировать звуковую структуру слова, что является предпосылкой к обучению грамоте.

Недоразвитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста препятствует качественному формированию навыков звукового анализа и синтеза и приводит к трудностям в освоении чтения и письма.

Исправить существующие нарушения значительно сложнее,  нежели предупредить их. Поэтому развитию фонематических процессов необходимо уделять достаточное внимание,  начиная с самого легкого – привлекая внимание ребенка к различным звукам не только человеческого голоса, но и к неречевым звукам.

Начинать можно с различных звучащих игрушек: погремушки, свистульки, трещотки, пищалки. Сначала взрослый показывает их ребенку, а затем демонстрирует их звучание.

Включение игровых заданий со звуками детских музыкальных игрушек: колокольчик, барабан, бубен, дудочка, металлофон, гармошка, пианино и др. Когда ребенок запомнит их звучание, можно попросить его закрыть глаза и послушать, какой музыкальный инструмент сейчас будет звучать. Если он без труда узнает звуки двух музыкальных инструментов, то можно увеличить их число.

Приучать детей прислушиваться на прогулке к звукам природы: шуму ветра, дождя, шелесту листьев, журчанию воды в ручье, плеску волн. К звукам города: сигналу автомобилей, стуку колес поезда, скрипу тормозов, гулу самолета.

Выполняя домашнюю работу, вовлекать ребенка в игровую ситуацию по развитию слухового восприятия как скрипит дверь, звенит посуда, работает пылесос, тикают часы, шуршит пакет, пересыпается крупа и т. п.

Кроме того, почти в каждой семье в настоящее время имеется компьютер, который можно использовать как дополнительный набор для развития фонематического восприятия, например, компьютерные программы: «Учимся говорить правильно».

Развитие слухового восприятия – предмет заботы взрослых, начиная с самых близких окружающих ребенка людей. Фонематический опыт ребенка способствует развитию у него умения воспринимать в речи разнообразные тонкости ее звучания и, как следствие:

− правильность произношения звуков;

− четкость, ясность произнесения слов;

− повышение и понижение голоса;

− усиление или ослабления громкости;

− ритмичность, плавность, ускорение и замедление речи;

− тембральную окраску.

Игры – упражнения для формирования фонематического слуха

у детей старшего дошкольного возраста

Игра-  упражнение «Поймай звук»

Цель: развивать внимание, фонематический слух, быстроту реакции; закреплять умение выделять звук из звукового ряда.

Ход игры: показать ребенку определённый символ звука,  затем произнести ряд звуков с многократным повторением заданного звука, а ребенок, услышав нужный, «ловят» его хлопком в ладоши.

Игра-упражнение  «Я скажу, ты повтори»

Цель: развивать слуховое восприятие, память; формировать умение запоминать и воспроизводить цепочку из 2-3 слов, схожих по звучанию.

Ход игры: произнести цепочку слов, ребенок должен её повторить

Мак – бак – так                Моток – каток - поток

Ток – тук – так                Батон – бутон - бетон

Бык – бак – бок                Будка – дудка - утка

Дам – дом – дым                Нитка – ватка - ветка

Ком – дом – гном                Клетка – плёнка – плётка

Игра «Звуковой кубик»

Цель: развивать фонематическое восприятие и мышление; активировать память и речь; учить подбирать слова с определённым звуком.

Ход игры: На грани кубика приклеиваются цветные квадраты – условные обозначения звуков: красный (гласный), синий (твердый согласный), синий с колокольчиком (звонкий твердый согласный), зелёный (мягкий согласный), зелёный с колокольчиком (звонкий мягкий согласный). Ребёнок бросает кубик и придумывает слово, согласно условному обозначению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет: Рекомендации для родителей "Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста".

Развивать речь и мелкую моторику при помощи пальчиковых игр при совместной игровой деятельности ребенка с родителями....

"Рекомендации для родителей по развитию речи детей дошкольного возраста"

В материале представлены советы для родителей по развитию речи дошкольников....

Формирование фонематического слуха детей дошкольного возраста

Формирование фонематического слуха детей дошкольного возраста...

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА НА ТЕМУ: Формирование фонематического слуха детей дошкольного возраста

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА НА ТЕМУ:Формирование фонематического слуха детей дошкольного возраста...

Рекомендации для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованные игры»

Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Среди многочисленных игр дети используют игры в «театр», сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы или театральные представления. Причем в ...

Рекомендации для родителей при трудовом воспитании детей дошкольного возраста.

Трудовая деятельность играет огромную роль при всестороннем развитии ребенка, можно выделить ряд рекомендации для родителей при трудовом воспитании в семье:1.     Отношение ребенка...