Главные вкладки

    ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА НА ТЕМУ: Формирование фонематического слуха детей дошкольного возраста
    статья (средняя группа) на тему

    Марахина Наталия Васильевна

    ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА НА ТЕМУ:

    Формирование фонематического слуха детей дошкольного возраста

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл marahina_pedopyt.odt18.74 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад комбинированного вида №69»

    ЭМР Саратовской области

    ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА НА ТЕМУ:

       Формирование фонематического слуха детей дошкольного возраста

       

    Воспитатель: Марахина Н.В.

    Энгельс 2016

       Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.
    Язык является средством общения людей в силу своей материальной звуковой природы. Усвоение звуковой системы речи представляет собой ту основу, на которой строится овладение языком как основным средством общения.
    В усвоение звуковой стороны языка входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития произносительной стороны речи и процесс развития восприятия звуков речи.
    Развитие произносительной стороны речи берёт начало от первых голосовых проявлений (крик и лепет). Однако средством общения язык начинает служить с появления первых слов (к одному году). К двум годам произношение ещё несовершенно: нечётко произносятся многие звуки, смягчаются согласные звуки, неточно передаётся слоговая структура слов. К трём годам сохраняется несовершенство произнесения многосложных слов, наблюдаются частые замены звуков, сокращения слов, пропуски слогов. К четырем годам почти исчезает общая картина смягчения речи, появляются шипящие звуки, но ещё часты замены (р-л, р-й). Удлиняется структура многосложных слов. К пяти-шести годам ребёнок должен правильно произносить все звуки, отчетливо воспроизводить звукослоговую структуру слов.
    Для полноценного усвоения звуковой структуры речи большое значение имеет фонематический слух.
    Раннее понимание ребёнком слов и фраз, произносимых взрослым, строится не на восприятии их фонематического состава, а на улавливании общей ритмико-мелодической структуры слова или фразы. Слово на этой стадии воспринимается ребёнком как единый нерасчленённый звук, обладающий определённой ритмико-мелодической структурой. Период дофонемного развития речи длится до одного года, затем сменяется периодом фонематического развития речи. Р.Е.Левина наметила несколько этапов развития языкового сознания детей: от различия далёких друг от друга фонем до формирования тонких и дифференцированных звуковых образов слов.
    Выделяют несколько уровней фонематического развития детей. Первоначально формируется фонематический слух, под которым понимается процесс узнавания и различения звуков речи. При восприятии речи слова не расчленяются, их звуковой состав не осознаётся. Позднее дети овладевают фонематическим анализом и синтезом. 
    Фонематическое восприятие- это умственное специальное действие при дифференциации фонем, и установлению звуковой структуры слова.
    Фонематический анализ и синтез- это умственное действие по анализу и синтезу звуковой структуры слова.
    Если у ребёнка не развит фонематический слух, он попадает к категории детей с Фонетико-фонематическим недоразвитие речи. А Фонетико-фонематическим недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования произношения у де¬тей с различными речевыми расстройствами из-за дефек¬тов восприятия и произношения фонем.
     Без достаточной сформированности фонематического слуха невозможно становление его высшей ступени - звукового анализа. Звуковой анализ – это операция мысленного разде¬ления на составные элементы (фонемы) разных звуко¬комплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.
    Р.Е.Левина писала, что «узловым образованием, ключевым моментом в коррекции речевого недоразвития является фонематическое восприятие и звуковой ана¬лиз».
    В недоразвитии фонематического слуха у детей выявляется несколько состояний:
    - трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;
    - при сформированной артикуляции не различение звуков, относящихся к разным фонетическим группам;
    - невозможность определить наличие и последова¬тельность звуков в слове.
    Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т. д., одна из насущих проблем, стоящих перед дошкольным учреждением.
    Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислеклексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).
    Преодоление недоразвития фонематического слуха достигается путем целенаправленной, систематической логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и развития фонематического слуха.
     
    ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.
     
    1. Красный — белый. 
    Цель:
    Нахождение звука в словах, воспринятых на слух. 
    Игровой материал.
    По два кружка на каждого ребёнка (красный и белый). 
    Описание игры.
    Педагог предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет - поднимают белый.

    1. Где звук? 
      Цель:
      Нахождение места звука в слове. 
      Игровой материал.
      Домик из цветного картона, разделённая на три части яркими линиями, фишка (флажок или кружок).
      Описание игры.
      Педагог называет слово. Дети определяют место заданного звука в слове. В зависимости от того слышится ли звук в начале слова, в конце или в середине, фишка ставится на первую, последнюю или среднюю часть домика. Можно ограничиться только одним домиком большого формата на столе педагога или раздать каждому ребёнку фишки.
      Сначала дети определяют место звука только в начале, затем в конце слова. И лишь когда они всё это усвоят, можно взять слова, в которых заданный звук находится в середине.
      Если заданный звук гласный, то подбираются слова с дополнительным условием: гласный должен быть ударным (аист, река, мак).

      3. Испорченный телефон. 
      Цель.
      Развитие фонематического слуха, автоматизация звуков.
      Описание игры.
      Педагог подбирает какую-нибудь скороговорку (или просто одно слово), например «В живом уголке жили ежи да ужи», и тихо говорит её ребёнку сидящему первым в ряду. По сигналу ребенок передаёт её на ухо своему соседу, а тот дальше вдоль ряда. Последний ребёнок должен громко вслух сказать переданную ему «по телефону» скороговорку.

    4. Кто больше? 
    Цель:
    Нахождение звука в названиях предметов по картинке.
    Игровой материал.
    Сюжетная картина, на которой изображены предметы с определённым звуком.
    Описание игры.
    Педагог показывает детям картину, например «Огород». После рассматривания картины предлагает рассказать, что растет на огороде. Затем перед детьми ставится задача сказать, в названии каких предметов имеется звук «Р». За каждое слово даётся картонный кружок, выигрывает тот, у кого больше кружков.

    5. Найди ошибку и назови слово правильно.
    Цель:
    Развитие фонематического и речевого слуха. 
    Описание игры.
    В других стихах Незнайка в словах перепутал звуки. Какой надо поставить звук, чтобы было правильно?
    Ой! - кричат вокруг хозяйки - в огород забрались майки.
    Доску на гору везём, будем строить новый ком.
    Между гор издалека течёт бурная щека.
    Мишка плачет и ревёт, просит пчёл, чтоб дали лёд.
    Писем мы не написали - тучку целый день искали.
    Любопытные мартышки собирают с ёлок фишки.
    Здесь хорошее местечко - протекает мимо печка.
    Слёзы льются у Оксанки: у неё сломались банки.
    Стужа. Снег. Метут метели. Тёмной ночью бродят двери.
    Прилетел из леса лук и залез под старый сук.
    Мышка спряталась под горку и грызёт тихонько норку.
    Утром кости к нам пришли, всем подарки принесли.
    Сшил себе котёнок тапки, чтоб зимой не мёрзли шапки.
    Под водою рак живёт, в поле красный лак растёт.
    Подарила мама ночке разноцветные платочки.
    Очень рада бочка маленьким платочкам.

    6. Какой звук пропал в слове?
    Цель.
    Развитие фонематического и речевого слуха.
    Описание игры.
    Незнайка написал зайке письмо в стихах, но в некоторых словах он пропустил звуки.
    Отгадайте, какие слова он хотел написать? Какой звук пропущен? Где находится этот звук (начало, середина, конец слова)?
    Написал письмо я зайке, но забыл приклеить ...арки.
    Своей младшей дочке Тосе заплетает мама ... осы.
    Подарили нам игрушки: целый день палили ... ушки.
    Землю роет старый к... от, под землёю он живёт.
    В зоопарке живёт с... он, словно дом огромен он.
    Мама кукле шар... вязала, ей Наташа помогала.
    Серый вол... голодный, злой, ходит по лесу зимой.
    Нам темно. Мы просим папу нам включить поярче ла... пу.
    Прыгал птенчик по дорожке и клевал большие к... ошки.
    На арену ... игры вышли, мы от страха все притихли.


    7. Какой звук в слове лишний?
    Цель.
    Развитие фонематического и речевого слуха.
    Описание игры.
    Незнайка написал новые стихи, но в некоторых словах у него оказался лишний звук.
    Какое слово Незнайка написал неверно? Какой звук оказался лишним? Где он находится?
    Говорит Володя Коле: «Стройку получил я в школе».
    В нашем доме на окошке сидят серенькие крошки.
    Владик спит и видит слон, что летит в ракете он.

    8. Кто больше слов придумает?
    Цель.
    Активизация словаря, автоматизация разных звуков.
    Игровой материал.
    Мяч.
    Описание игры.
    Педагог называет какой-нибудь звук и просит придумать слова, в которых встречается этот звук.
    Затем дети образуют круг. Один из играющих бросает кому-нибудь мяч. Поймавший мяч должен сказать слово с условленным звуком. Тот, кто не придумал слово, или повторяет уже сказанное, выбывает из игры.

    9. Кто что услышит? 
    Цель:
    Накопление словаря и развитие фразовой речи.
    Игровой материал.
    Ширма, разные звучащие предметы: звонок, молоток, трещотка с камешками или горохом, труба.
    Описание игры.
    Педагог за ширмой стучит молотком, звонит в звонок и т.д., а дети должны отгадать, каким предметом произведён звук. Звуки должны быть ясные и контрастные.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на педагогическом совете. Саморазвитие. Тема: «Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста».

    Проблема формирования правильной осанки в настоящее время чрезвычайно актуальна, решать которую необходимо с дошкольного возраста....

    Презентация педагогического опыта на тему: «Формирование основ патриотизма у детей дошкольного возраста через познание своей малой Родины»

    Проблема формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста актуальна и значима.Патриотизм – это важнейшее нравственное качество любого человека. В тоже время в обществе наблюдается "дефи...

    Обобщение педагогического опыта работы тема "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством организации творческой гостиной"

    Данный педагогический  опыт направлен на поиск наиболее эффективных  путей  и способов организации речевой деятельности детей, облегчающих путь познания и обеспечивающих  «психолог...

    Обобщение опыта работы по теме: «Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР по средствам технологии Т.А. Ткаченко».

    Прекрасна речь, когда она как ручеек,Бежит среди камней, чиста, нетороплива,И ты готов внимать ее поток, и восклицать:                      ...

    Обобщение педагогического опыта по теме: "Формирование основ музицирования на музыкальных инструментах у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО"

    Игре на детских музыкальных инструментах в детском саду должно уделяться особое внимание, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к ...

    Сообщение на педагогическом совете на тему: «Формирование связной речи у детей дошкольного возраста».

    Одной из главных задач развития речи ребёнка в детском саду является формирование связности речи, умение содержательно, логично рассказывать о каком-то событиии, явлении. Большое значение для развития...