Сообщение на педагогическом совете на тему: «Формирование связной речи у детей дошкольного возраста».
статья по развитию речи на тему

Голышева Любовь Леонидовна

Одной из главных задач развития речи ребёнка в детском саду является формирование связности речи, умение содержательно, логично рассказывать о каком-то событиии, явлении. Большое значение для развития связной речти имеет мотивация, то есть желание высказываться, поделиться своими мыслями. Обучение рассказыванию проходит поэтапно, от простого к сложному, начинается с простого пересказывания короткого текста и заканчивается высшими формами самостоятельного творческого рассказа. Обучение пересказу и рассказу начинается со среднего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ «Гимназия им. Н.В. Пушкова» Дошкольное отделение №2

Сообщение

 на педагогическом совете на тему:

«Формирование связной речи

у детей дошкольного возраста».

Составила и провела

воспитатель подготовительной к школе группы

 Голышева Л.Л.

г.Троицк г.Москва

Февраль 2018г.

    Одной из главных задач развития речи ребенка в д/с является формирование связности речи, умения содержательно, логично рассказывать о каком-то событии, явлении. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком, в освоении его звуковой сторон, словарного состава, грамматического строя.

    Большое значение для развития связной речи имеет мотивация, т.е. желание высказываться, поделиться своими мыслями. Связное устное  высказывание может состояться при условии наличия у ребёнка словаря, внутреннего плана высказывания (у него в голове есть мысли) и желания сказать. Эти факторы должны выступать в единстве.

    Остановлюсь на некоторых приемах словесно-логического мышления и формирования для этого определенных умений у детей. На первом этапе воспитатель может использовать рассказ по демонстрируемым действиям – этот прием учит ребенка внимательно наблюдать, сохранять в памяти последовательность увиденных действий, подбирать к ним точные грамматические категории (существительные, глаголы, прилагательные). Можно начинать с формирования умения описывать в нужной последовательности демонстрируемые действия. Для этого воспитатель показывает 3-4 действия (входит в группу, садится на стул, берет книгу). Дети говорят что сделал воспитатель. Затем это повторяется самими детьми. Желательно соблюдать принцип наращивания действий, т.е удлинять речевое описание, постоянно усложнять задания. Интересен такой прием: на столе у воспитателя лежат карточки с цифрами (от 1-5), обозначающие количество действий, которые должен выполнить ребёнок, вытянувший данную карточку, а остальные дети внимательно считают, что сделал ребёнок.  При такой форме задания мотивация резко возрастает. Далее осуществляется постепенный переход от умения составлять предложения до объединения их в короткие рассказы.

    Известно 2 вида речи: диалогическая и монологическая. Детям 3-х лет доступна простая форма диалога: ответы на вопросы. Разговорная речь детей- трехлеток является основой для формирования монолога в среднем возрасте.  В среднем и старшем возрасте детей обучаем основным видам монолога: пересказу и рассказу. Обучение рассказыванию проходит поэтапно, от простого к сложному, начинается с простого пересказа короткого текста и заканчивается высшими формами самостоятельного творческого рассказа.

    В младшей группе осуществляется подготовка рассказывания по картинке. Это рассматривание картинки (картины), ответы на вопросы воспитателя по картинке. А уже обучение детей составлению рассказа по картине начинаем со средней группы, т.к. в этом возрасте совершенствуется речь, возрастает мыслительная активность. Воспитатель помогает детям рассказывать опорными вопросами, подсказывает слова, словосочетания, дает образец рассказа. В конце года вводится план рассказа.  А в старшей и подготовительной группах появляется возможность для самостоятельного составления рассказов по картинкам и картинам. Рассказ-образец дается уже не для точного воспроизведения. Используются литературные образцы. В подготовительной к школе группе дети готовы к обучению рассказыванию по пейзажной картине. Интересным и очень стимулирующим речевое высказывание, является задание: «Подбери название к картинке, чтобы оно отражало: красоту внешнего вида; характер героя; состояние погоды, природы…». Желательно включать вопросы, развивающие воображение детей, типа: «Как ты думаешь, чем пахнет воздух», «Изобрази силу ветра», «Представь, что это ты изображен на картине, что ты чувствуешь? И т.д.». подобные вопросы развивают у детей способности анализировать и обобщать ситуации, приучают более детально описывать картинку. Желательно использовать запись рассказа ребенка на  магнитофоне или смартфоне, чтобы он имел возможность прослушать свой рассказ. Составление рассказов по серии картинок формируется на основе вышеописанного.  Для того чтобы дети в правильной последовательности расположили серию сюжетных картинок, сначала нужно прочитать рассказ, а затем найти нужные картинки, иллюстрирующие его содержание, и помочь детям разложить их в нужной последовательности. Обратить внимание ребенка на первую картинку, используя инструкцию: «Давай вспомним начало рассказа» и т.д. Правильно поставленные вопросы помогут ребенку определить главную мысль, которая выражена в содержании картины. Воспитатель помогает детям исправить ошибки в построении предложений, аграмматизмы.  Дети вслед за воспитателем неоднократно повторяют наиболее трудные словосочетания и предложения.

    Пересказ занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи. У некоторых детей наблюдаются трудности в пересказе текстов, поэтому целесообразно использовать наглядность в обучении, в качестве подсказки жест, мимику, демонстрирующие действия, наводящие вопросы, элементы драматизации, инсценирования, которые помогают лучшему запоминанию и воспроизведению  прослушанного рассказа.

    Есть несколько вариантов работы над пересказом:

-по плану из картинок

-по отдельным картинкам из сюжета

-по опорным словам

-по отдельным текстовым кусочкам: начало, середина, конец

-по названию.

     

    Составление рассказов описательного характера – важный речевой вид. Чаще всего используются красочные игрушки, которые дети рассматривают, выделяют детали, цвет, форму, величину. Воспитатель направляем внимание ребенка на выбор более точных слов. Сначала воспитатель дает образец описательного рассказа. Используются такие приемы, как наглядность – описания (схемы – описания) и элементы драматизации.

     В своей работе я стараюсь использовать все эти приёмы.

Основными формами развития речи являются:

-  работа по развитию речи детей в свободном общении их с воспитателем, со всеми другими работниками д/с, общению их др. с другом.

-  спец.занятия по развитию речи

-  неречевые спец НООД:

    *по ФЭМП, ИЗО деятельности, конструированию, физ-ре, музыкальной НООД

- свободное речевое общение ребенка в д/с происходит:

   * в быту

   * во время прогулок

   * при ознакомлении с окружающим

   * в процессе труда

    * во время праздников и развлечений

    * в ежедневном чтении худ. произведений

    * в процессе различных игр (сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных, музыкальных, игах-драматизациях, инсценировках, кукольных спектаклях, пальчиковых). Их широкий  общеразвивающий эффект рождает в детях положительные эмоции, стимулирует игровую и речевую активность.

     В нашей группе для формирования связной речи есть все условия. Это наличие как игрового материала, так и наглядного – различных пособий по всем видам деятельности, атрибутов к сюжетно-ролевым играм. Имеются разные виды театров: настольный, кукольный – куклы би-ба-бо, пальчиковый, шапочки к разным сказкам. В группе имеется достаточное кол-во игрушек и дидактических игр. Это настольно-печатные игры и словесные: От зёрнышка до булочки, Кто быстрее, Откуда хлеб пришёл ( по картинкам), лото «Мы играем в магазин», лото «Найди и назови», лото «Азбука», Азбука (пазлы с буквами и картинками), разрезные картинки (транспорт), наглядно-дидактические пособия «Рассказы по картинкам», «Профессии», «Теремок», «Репка», «Колобок», «Маша и медведь». А также дидактический материал по временам года, об окружающем мире.  Использую словесные игры как во время занятий по развитию речи, так и в свободное время: «Только на эту букву», «Подбери слово», «Скажи по-другому», «Придумай предложение о словами», «Цепочка слов», «Сплетём венок из предложений», «Кузовок». Проведение в группе игр с бусами, мозаикой, камушками, пальчиковой гимнастики влияет на формирование грамматического строя речи. Поскольку упражнение мелкой моторики руки активизирует речевые зоны головного мозга. Т.о., процесс развития связной речи ребёнка дошкольного возраста  - процесс сложный и многоплановый  и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи.

Список использованной литературы:

  1. «Развитие речи детей дошкольного возраста» под ред. Ф.А.Сохина
  2. Ефеменкова Л.Н. «Формирование речи у дошкольников»
  3. А.К.Бондаренко «Дидактические игры в д/с»
  4. Э.П. Короткова «Обучение рассказыванию в д/с».

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете. Саморазвитие. Тема: «Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста».

Проблема формирования правильной осанки в настоящее время чрезвычайно актуальна, решать которую необходимо с дошкольного возраста....

Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста»

В консультации раскрывается основное значение  звуковой культуры речи  как составной части общей речевой культуры, что входит в понятие "ЗКР", описаны основные этапы  усвоения ребёнком ...

Презентация педагогического опыта на тему: «Формирование основ патриотизма у детей дошкольного возраста через познание своей малой Родины»

Проблема формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста актуальна и значима.Патриотизм – это важнейшее нравственное качество любого человека. В тоже время в обществе наблюдается "дефи...

Обобщение педагогического опыта работы тема "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством организации творческой гостиной"

Данный педагогический  опыт направлен на поиск наиболее эффективных  путей  и способов организации речевой деятельности детей, облегчающих путь познания и обеспечивающих  «психолог...

Педагогический проект Тема: «Формирование и развитие речи детей дошкольного возраста.» («Транспорт. Правила дорожного движения»)

Педагогический проект. Тема: «Формирование и развитие речи детей дошкольного возраста» («Транспорт. Правила дорожного движения»).  Проект: средней прод...

Педагогический опыт по теме «Формирование начал экологической культуры детей дошкольного возраста» В средней группе

Педагогический опыт по теме«Формирование начал экологической культуры детей дошкольного возраста»  В средней группе...

Описание педагогического опыта по теме «Формирование основ пожарной безопасности детей дошкольного возраста» для конкурса "Педагог года -2021"

Вся моя работа посвящена актуальной проблеме - воспитанию у детей дошкольного возраста осознанного отношения к себе как к активному субъекту противопожарной безопасности. Актуальность опыта связана и ...