Самоанализ педагогической деятельности по теме "Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природным окружающим миром".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Плехотко Ольга Владимировна

Описание моей пед.деятельности за межаттестационный период по теме "Формирование Экологических представлений детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природным окружающим миром".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz.docx56.77 КБ
Файл zanyatie_ekolyata.docx29.03 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ педагогической деятельности

Плехотко Ольги Владимировны

воспитателя МКДОУ Решетовский детский сад Ручеёк

«Формирование экологических представлений

у детей дошкольного возраста

в процессе ознакомления с окружающим природным миром»

Актуальность

В соответствии с ФГОС ДО одной из задач познавательного развития дошкольников является формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля и об особенностях её природы. (Раздел II, п. 2.6.).

Актуальность данного направления заключается в том, что экология нашей планеты ухудшается с каждым годом, поэтому очень важно донести до каждого человека элементарные знания об особенностях природы и природных явлениях, понимание того, что окружающий природный мир нужно беречь и охранять.

А начинать работу по формированию экологических представлений следует уже с дошкольного возраста. Именно в детстве закладываются основы познания окружающей природы, развивается ценностное отношение к ней.

Необходимо максимально использовать данный период времени и сформировать у детей бережное отношение к природе для того, чтобы не допустить экологической катастрофы.

В связи с этим, в своей работе я уделила большое внимание формированию экологических представлений дошкольников в процессе ознакомления с окружающим природным миром.

Особенность моей деятельности по данной теме заключается в применении комплекса современных форм, методов и средств педагогической деятельности:

- игровых технологий;

- развивающего обучения;

- деятельностного подхода;

- индивидуально-личностного взаимодействия с детьми.

Все эти действия повлияли на результативность моей профессиональной педагогической деятельности.

Цель и задачи

Цель моей деятельности: формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим природным миром.

Данную цель реализовала через следующие задачи:

1. Создать условия для экологического образования воспитанников.

2. Сформировать первичные представления об объектах окружающего природного мира, их свойствах и отношениях.

3. Сформировать экологическую культуру дошкольников.

4.  Вовлечь родителей в образовательный процесс по формированию экологических представлений дошкольников в процессе ознакомления с окружающим природным миром.

Теоретическая база опыта работы

Свою профессиональную деятельность я выстраиваю в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования (Н.Е.Вераксы «От рождения до школы»), реализуемой в нашем МКДОУ Решетовский детский сад «Ручеёк», и с учетом следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020).
  2. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  3. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (СП 2.4.3648-20).

Теоретической основой для реализации моего опыта являются следующие научно-методические разработки:

1. Теория развивающего обучения (Л.В. Выготский, В.В. Давыдов, Л.Г. Петерсон, И.С. Якиманская).

Эти исследователи внесли огромный вклад в создание данной теории. Они утверждали, что основой развивающего обучения является не столько формирование у ребенка определенного количества знаний, умений и навыков, сколько развитие высших психических функций, его способностей и раскрытие внутреннего потенциала ребенка.

2. Личностно-ориентированный подход. (И.С. Якиманская, Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенко, И.П. Волков, В.Ф. Шаталов, Е.Н. Ильин).

Эти ученые разработали концепцию «индивидуализации образовательной деятельности», которая учитывает психологические и возрастные особенности каждого ребенка, его потенциальные возможности.

Применение личностно-ориентированного подхода стимулирует раскрепощенность, творческую самостоятельность и познавательную активность дошкольников. Тем самым я способствую ситуации успеха и эмоциональной вовлечённости детей в деятельность, создаю атмосферу доброжелательности и непринуждённой обстановки в группе.

3. Деятельностный подход. (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин).

Благодаря работам данных авторов, я организую такое взаимодействие с детьми, при котором происходит не передача готовых знаний, а организация такой деятельности, в процессе которой дети самостоятельно узнают что-то новое путём решения доступных проблемных ситуаций. Они не пассивно воспринимают и запоминают информацию, а сами активно участвуют в процессе познания.

Этапы профессиональной деятельности

Работа по данному направлению включала три этапа:

I этап – организационный – сентябрь-октябрь 2018 года.

II этап – практический - ноябрь 2018- апрель 2021 года.

III этап – обобщающий - май 2021 года.

Задачи первого этапа:

  1. Изучить литературу по теме.
  2. Создать условия для экологического образования дошкольников, включающие психолого-педагогические условия, методическое обеспечение и организацию развивающей предметно-пространственной среды.
  3. Провести вводную диагностику с целью выявления уровня сформированности экологических представлений у дошкольников.
  4. Подобрать дидактический и иллюстративный материал, разработать образовательные ситуации, картотеки опытов и игр.
  5. Разработать комплексно-тематическое планирование.

Задачи второго этапа:

  1. Разработать и провести с детьми различные мероприятия, которые: 

- формируют элементарные умения выявлять простейшие зависимости в природном мире;

- формируют представления об объектах окружающей природы, их свойствах и отношениях;

- формируют ответственное отношение к состоянию окружающей среды;

- развивают познавательный интерес к изучению природы;

- знакомят с природой родного края.

2. Провести с родителями консультации, мастер-класс, творческие мастерские по изготовлению игр и пособий, совместные развлечения.

Задачи третьего этапа:

  1. Провести итоговую диагностику с целью выявления уровня сформированности экологических представлений у детей.
  2. Оформить методическую папку «Формы и методы взаимодействия с дошкольниками по формированию экологических представлений в процессе ознакомления с окружающим природным миром».
  3. Проанализировать результаты опыта работы по теме и составить отчет.

Содержание деятельности

На первом этапе я изучила литературу и выбрала методическое обеспечение по теме:

  1. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Для работы с детьми 4-5 лет: - М.: Мозаика-синтез, 2010.
  2. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  3. Веракса Н.Е., Галимов О.П. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников - для работы с детьми 4-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2012.
  4. Воронкевич О. А., «Добро пожаловать в экологию!»; Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста. - СПб.; ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
  5. Гончарова Е. В. «Экология для малышей»: Методические рекомендации для педагогических работников ДОУ. Тюмень: Издательство РАН, 2000.
  6. Давидчук А.Н. Познавательное развитие дошкольников в игре. Методическое пособие. ФГОС ДО. - М.: Сфера, 2015.
  7. Дыбина О. В., «Неизведанное рядом»: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников., - М.: Издательство ТЦ Сфера, 2001.
  8. Егоренков Л. И., Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для работников ДОУ и учителей начальной школы. -М.: АРКТИ, 2001.
  9. Миронов А.В. Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО. – Волгоград, Учитель, 2016.
  10. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (4-7 лет) Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.

На основании указанных методических пособий разработала учебно-методический комплект:

  1. Комплексно-тематическое планирование.
  2. Программа дополнительного образования по познавательно- исследовательской деятельности детей 4-5 лет «Юные исследователи».
  3. Конспекты НОД «Путешествие с Колобком по лесу», « День Земли», «В гости к Зимушке-зиме», «Солнышко и дождик», «Природа родного края» , «Посвящение в эколята», «Экологическая игра «Мы защитники леса»», «Покормите птиц зимой», «Правила поведения в лесу», «Экологические знаки» и др.
  4. Картотеки:

- «Опыты по ознакомлению с окружающим природным миром»;

- «Дидактические игры экологического содержания для детей среднего возраста»;

- «Опорные схемы по ознакомлению с природными явлениями».

5. Проекты: «Разведка весенних примет», «Огород на окне»,  «Зимующие птицы», «Зелёный лук», «Спички детям не игрушки», региональный проект « Эколята – друзья и  защитники природы».

6. Конкурс детских рисунков «Эколята – защитники природы», конкурс совместного творчества детей и родителей « Поделки из природного материала», принимали активное участие в региональном познавательном конкурсе «ЧиП (Человек и Природа)» по теме «Птицы», «Домашние животные».

7. Экологическая акция с родителями «Съедобные кормушки для птиц», «Посади дерево».

8.  Паспорт «Экологической тропы».

9. Серию образовательных ситуаций на основе «Экологической тропы».

10. Сценарии развлечений: «Весёлый огород», «Волшебные превращения», «В мире животных».

11. Цифровые информационно-дидактические материалы для детей.

12. Демонстрационный материал с учетом возраста дошкольников: видеосюжеты, презентации «День заповедников», «Первоцветы», «Кто, чем питается?»,   мультфильмы «Эколята - Молодые защитники леса», «Уроки Тетушки Совы», виртуальные экскурсии по природному миру родного края и России.

По мере необходимости разрабатывала методические материалы в течение всех трех этапов работы по этой теме.

Так, в качестве средств обучающей направленности изготовила дидактические пособия:

- игра «Четвёртый лишний» про птиц; «Кто где живёт?»

- игровые макеты: «Животные нашего края», «Деревья нашего края», «Ферма», «Огород»;

- настольные пособия: «Что растёт на огороде?», «Накорми животное», «Цветочная полянка».

- теневое лото «овощи».

Создание психолого-педагогических условий для реализации темы

При взаимодействии с воспитанниками всегда создавала психологически комфортную образовательную среду.

Обязательно поддерживала доброжелательные отношения детей друг к другу. Применяла только те формы и методы работы, которые соответствовали возрастным и индивидуальным особенностям дошкольников. Использовала такие педагогические приемы как поощрение, похвалу, юмор, то есть поддерживала атмосферу непринуждённой обстановки.

Всё это позволяет испытать ребенку положительные эмоции в образовательной деятельности, стимулировать раскрепощенность, речевую и познавательную инициативу.

В нашей группе традиционными стали беседы о природе. Я предлагала детям поделиться своими впечатлениями о погоде, наблюдениями за природой, о домашних животных, которые живут дома у детей. Дети с удовольствием высказывали свое мнение, сообщали о погодных изменениях, о своих впечатлениях и эмоциях.

Такие беседы способствовали формированию у воспитанников умений общаться, слушать мнение других детей, а также рассказывать о своих впечатлениях.

Организация развивающей предметно-пространственной среды

На основе требований и рекомендаций ФГОС ДО создала развивающую предметно–пространственную среду в группе. Постаралась сделать ее содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Оформила развивающую экологическую зону в группе: «Экологический центр». В нем: комнатные растения (хлорофитум, герань, толстянка, и др.), природный материал, в том числе коллекция разных семян и камней, календарь погоды, оборудование для трудовой деятельности, мини-огород.

Внесла дидактические и настольные игры, различные пособия для наблюдений и экспериментирования: лупы, мерные стаканчики, различные ёмкости, схемы и таблицы для наблюдения за природой.

Организовала «Природный уголок родного края» и пополнила его дидактическими играми по ознакомлению с растительным и животным миром родного края, разнообразием растений, условиями обитания животных: «Животный мир», «Растения родного края», «Что где растет», «У бабушки на огороде».

В соответствии с планированием по образовательной области «Познавательное развитие», куда входит экологическое образование дошкольников, в «Экологическом центре» предусмотрены разнообразные материалы и оборудование для самостоятельных игр детей. Это: игрушки-модели представителей животного мира, муляжи овощей и фруктов, различные предметные и сюжетные картинки, альбомы («Времена года», «Бабочки», «Домашние животные и птицы», «Будь природе другом!», «Экологический альбом»), дидактические карточки «Правила поведения в природе», дидактическая игра «Четвёртый лишний» по теме «Птицы».

Все игровые материалы, пособия и атрибуты соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Пополнила видеотеку по ознакомлению с окружающим миром на основе произведений фольклора, мультфильмов, виртуальных экскурсий в природу.

На территории ДОУ, на участке нашей группы, я организовала «экологическую тропу», которая выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции.

Чтобы ребята могли проводить опытно-исследовательскую деятельность, наблюдать за ростом различных растений и кустарников, организовывать наблюдения за погодой, делать выводы о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе.

На тропе выделены наиболее интересные и актуальные объекты: огород с различными культурами; аптекарский огород с лекарственными растениями, такими, как мать-и-мачеха, тысячелистник, календула, подорожник, ромашки, а также цветочные клумбы с яркими цветами астры, петуньи, бархатцы,  которые радуют глаз цветущими растениями с мая по октябрь.

В течение всего учебного года на тропе провожу с ребятами экскурсии и прогулки по разработанным маршрутам, которые знакомят детей с изменениями природы по сезонам (продолжительностью дня, погодой, изменениями в жизни растений и животных, трудом взрослых), а также игры и развлечения. Совместно с детьми проводим опытно-экспериментальную деятельность, наблюдаем с детьми за погодой, ростом различных деревьев и кустарников, травянистых растений.

На групповом участке дети имеют возможность экспериментировать с водой и песком, снегом и льдом.

Таким образом, были созданы все условия для формирования у воспитанников экологических представлений, обеспечена психологическая комфортность и доброжелательная атмосфера.

Вводная диагностика

В рамках первого этапа я провела диагностическое обследование детей с целью выявления уровня сформированности экологических представлений у детей. (Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2010).

Содержание данной педагогической диагностики было направлено на выявление следующего:

- в какой степени ребенок освоил экологические знания;

- какова степень освоения ребенком трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами;

- в какой степени у ребенка сформированы разные виды отношения к природе (природоохранного, эстетического, познавательного).

По результатам диагностики я определила уровень сформированности экологических представлений и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Вся диагностика проводилась индивидуально с каждым ребёнком. Для получения дополнительной информации так же осуществлялось наблюдение за детьми в различных видах деятельности: игровой, трудовой, образовательной. Изучались творческие работы детей - рисунки, поделки.

Все диагностические задания сгруппированы по трём разделам:

1. Представления о природе:

2. Отношение к природе.

3. Трудовые навыки и умения по уходу за живыми объектами.

По результатам вводной диагностики был сделан следующий вывод:

Высокий уровень сформированности экологических представлений и отношения к природе отмечен у 14% детей.

У большинства дошкольников – у 42% - средний уровень. Например, были сформированы некоторые умения по уходу за живыми существами, дети имели представления о разнообразии растений, о многообразии животных в окружающем природном мире. Отличались любознательностью, однако не было сформировано отношение к природе.

У 44% детей низкий уровень: представления не были сформированы: они не имели представления о потребностях живых организмов, условиях, необходимых для жизни; не было сформировано экологически правильное отношение к природным явлениям и объектам; дети не знали о сезонных изменениях в жизни растений и животных. Не был развит познавательный интерес к окружающему природному миру.

На основании изученной литературы, ознакомления с опытом работы других педагогов, а также с учетом результатов диагностики был разработан рабочий план педагогических действий, который включал разнообразные формы и методы работы с детьми и родителями.

На втором этапе, особое внимание я уделяла такой форме взаимодействия как наблюдение. 

Мы с моими воспитанниками наблюдаем за растениями на улице и в группе, за овощными культурами, которые выращиваем на окне: луком, огурцами, фасолью, помидорами, укропом, и др. Главная особенность «огорода на окне» – непосредственная близость его к детям, что позволяет мне организовывать наблюдение на протяжении всего года. Также наблюдали весной за первыми проталинами, первоцветами, бабочками и муравьями, скворцами и жуками и другими животными.

Полученные на прогулках и в группе знания о растениях закрепляли с  детьми в процессе дидактических игр «Узнай растение по картинке», Узнай растение по описанию», «Чей листочек?», « Угадай птицу по описанию», и др.

Также использовала вопросы и задания, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия.

Проводила занятия по экологическим задачам, на которые дети с удовольствием высказывали свои предполагаемые ответы, делали выводы.

При организации образовательной деятельности ориентировалась на выбор тех развивающих технологий, которые в наибольшей степени соответствуют возрастным потребностям и интересам детей.

Отдавала предпочтение игровым технологиям. Они позволяют в игровой форме обогатить представления детей о природе, а также сформировать умение общаться со сверстниками в  процессе деятельности.

Я всегда сама принимаю участие в играх, вместе с детьми, на правах игрового партнера.

Использовала разнообразные виды игр экологического содержания:

-  дидактические: «Угадай животное?», «Что за птица?», «Что где растет?», «Похож – не похож», «Собери цветочек» и другие;

- творческие игры: «Это правда или нет?», «Хорошо – плохо», «Придумай животное» и другие;

- сюжетно-ролевые: «Теремок для зверей», «У бабушки в деревне»,  «На огороде» и другие;

- игры-эксперименты: «Волшебный песочек», «Воздушный шарик», «Водичка-водичка», «Магнитики» и другие;

- подвижные: «Расскажи и покажи», «Медведь и пчёлы», « У Медведя во бору», «Вороны и воробьи», «Солнышко и дождик», «Лиса и зайцы», «Не зевай!», «Гуси-гуси» и другие.

В рамках развивающего обучения и деятельностного подхода использовала игровые обучающие ситуации «Как мы кормили птичек», «Как мы помогли бездомной кошечке», «Что мы видели на экскурсии» и другие.

Подобрала развивающие игры на обобщение и классификацию природных явлений, картинки с проблемным сюжетом: «Почему это произошло?», «Разрешаем проблему», «Чем похожи …», «Чем отличаются …» и другие.

Разработала собственные экологические игры: «Следы на снегу», «Чего на свете не бывает?» «Составь чудо-дерево».

Активно применяла игры-инсценировки с поделками из пластилина , которые изготовили сами дети: «Животные зоопарка», сказочные герои эколята, «Осенний листопад», «Снежинки»; из солёного теста делали «Уточку» , «Петушка» и другие поделки.

Удачно совмещала игровые и проектные технологии. Были разработаны и реализованы игровые мини-проекты экологического характера: «Съедобная кормушка», «Природа нашего края», «Лук-защитник».

В процессе работы над проектами удалось сформировать более глубокие представления об окружающем природном мире не только у детей, но и у родителей.

Продуктами проектов стали:

- картотека «Игры по ознакомлению с окружающим природным миром»;

- выставки детских поделок и рисунков по теме каждого проекта;

- фотоотчёты  и  презентации по теме каждого проекта.

Проекты реализовала через разнообразные виды детской деятельности: игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, продуктивную.

Использование информационно-коммуникационных технологий было направлено на повышение результативности образовательного процесса по формированию экологических представлений у детей.

В связи с этим, я разработала цифровое обеспечение, включающее комплект дидактических игр, иллюстративные и ознакомительные материалы, видеоролики, тематические презентации: «Овощи и фрукты на нашем столе», «Корова и коза - домашние животные», «Для чего животным хвосты?», «Как лесные жители белка и медведь готовятся к зиме»,  «Наши четвероногие друзья», «Почему медведь лапу сосёт?», «Почему заяц меняет свою шубку?».

 Сформировала видеотеку по ознакомлению с разнообразным природным миром: видеосюжеты, научно-познавательные фильмы, отрывки из мультфильмов, виртуальные экскурсии и наблюдения.

Грамотное использование современных информационных технологий позволило мне существенно повысить мотивацию детей к обучению, так как показывала им реальные природные объекты или явления в цвете, движении и звуке, а также в доступной форме, ярко, образно, преподносила дошкольникам материал.

Таким образом, как показала практика, внедрение и реализация развивающих технологий расширило образовательное пространство, дало возможность развить творческое мышление моих воспитанников. Дети стали самостоятельными, активными и инициативности в поиске ответов на вопросы. Благодаря технологиям у дошколят систематизировалась информация, а это позволило использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности.

Взаимодействие с родителями

На втором этапе было налажено тесное сотрудничество с семьями воспитанников. Родителям необходимо было показать значимость экологической культуры и экологических знаний для общего развития ребёнка, вооружить методическими рекомендациями, заинтересовать в развитии у дошкольника эмоционально-ценностного отношения к окружающей природе.

Я провела для них:

- консультации: «Знакомим с природой через игру», «Исследовательская деятельность с дошкольниками», «Как наблюдать за сезонными изменениями в природе»; «Огород на окне в домашних условиях», «Экологические игры дома», папки-передвижки по теме «Осень», «Зима», «Весна», «Лето».

Оформила информационный стенд « Эколята- Дошколята», где есть информационно- познавательные кармашки для родителей.

Совместно с родителями изготовили и развешали кормушки для птиц, посадили молодые деревья (берёзку, ель, дуб) и кустарник (можжевельник, рябину).

Регулярно привлекала родителей к подготовке и проведению различных мероприятий, оснащению развивающей среды, изготовлению костюмов и атрибутов к  развлечениям.

Кроме того, приглашала их на утренники.

Таким образом, я постаралась включить каждого родителя в единый совместный процесс экологического образования своего ребенка, что позволило значительно повысить эффективность взаимодействия с семьями воспитанников и полностью реализовать все поставленные задачи.

Результаты деятельности по теме

В начале третьего этапа я провела итоговую диагностику. А для проверки эффективности методов, форм и содержания образовательного процесса провела сравнительный анализ вводной и итоговой диагностик.

Результаты итоговой диагностики показали, что у 73% детей высокий уровень сформированности экологических представлений. Это на 59% больше, чем показатели вводной диагностики.

Средние показатели – у 18% детей. По результатам вводной диагностики детей со средним уровнем было 42%. Значит, у 24% детей показатели повысились.

По результатам вводной диагностики у 44% детей был низкий уровень сформированности. В итоговой диагностике детей с низким уровнем было 9%. Причина – частые пропуски по болезни.

Тем не менее, я планирую для этих детей разработать индивидуальные образовательные маршруты и привлечь родителей для более активного сотрудничества. Результаты педагогической диагностики используются мною исключительно для индивидуализации образования и оптимизации работы с дошкольниками.

Данные сравнительного анализа позволяют сделать вывод о положительной динамике сформированности экологических представлений у детей моей группы.

Полученные результаты для детей:

1. Сформированы начальные представления об объектах и явлениях окружающего природного мира.

2. Сформировано понимание того, что природу надо беречь и сохранять.

3.  Освоены элементарные трудовые навыки и умения по уходу за живыми объектами.

4. Сформированы элементарные знания о природе родного края.

5. Развит познавательный интерес к изучению природы.

Обобщая опыт работы с воспитанниками, я оформила методическую папку «Формы и методы взаимодействия с детьми дошкольного возраста по формированию экологических представлений в процессе ознакомления с окружающим природным миром».

В эту папку вошли все разработанные мной методические и дидактические материалы, конспекты занятий, сценарии развлечений, а также фотографии РППС и проведенных мероприятий с детьми.

Опыт работы в виде отчета я представила на заседании педагогического совета своего учреждения.

 Таким образом, получены стабильные результаты по формированию экологических представлений у детей среднего и старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим природным миром. 

Данные результаты подтверждают эффективность созданных условий по данному направлению, важность вовлечения родителей в образовательный процесс, а также мои профессиональные действия.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Решетовский детский сад Ручеёк»

КОНСПЕКТ

Экологической игры на тему

«Мы- защитники леса»

в подготовительной группе

        

                                                                      Подготовила:

                                                                        воспитатель

                                                                       Плехотко О.В.

Решёты 2020г.

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Вид деятельности: непосредственно-образовательная, игровая

Тип: интегрированное

Интеграция образовательных областей:социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Возраст детей: 6-7 лет

Цель:систематизировать представления детей о многообразии природы и заботе о ней, расширение кругозора детей,  формирование экологической культуры.

Образовательные задачи:

  • Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к ней.
  • Способствовать осознанию необходимости сохранения, охраны и спасения природы леса и природного мира в целом.
  • Закрепить правила поведения в природе.
  • Расширить знания о живой и неживой природе.

Развивающие задачи:

  • Развивать познавательную и исследовательскую активность, любознательность, кругозор, вариативное мышление, коммуникативные и творческие способности.
  • Развивать творческое воображение.
  • Развивать интонационную выразительность речи, речевое дыхание.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать любовь к родной природе.

Предварительная работа: Просмотр мультфильма «Да здравствует природа», беседы о бережном отношении к природе; о животном и растительном мире; о взаимодействии человека с природой, презентация сказочных экологических героев «Эколят» и природоохранных социально-образовательных проектов «Эколята – дошколята». Привлечение семей воспитанников к проблеме экологического воспитания детей, к проблеме охраны окружающей среды путем организации выставки рисунков и поделок с образами «Эколят», участие родителей в субботнике на территории детского сада  и др. Рассматривание иллюстраций, репродукций картин о природе, заучивание стихотворений о экологии, чтение произведений о природе.

Методические приёмы:

  • Словесные: беседа, уточнения, напоминания, вопросы, загадки.
  • Наглядные: использование мультимедийной наглядности;
  • Игровые:  дидактические игры
  • Практические: физическая минутка.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал:

  • Куклы-эколята: Шалун, Умница, Тихоня, Елочка
  • Картинки с изображением деревьев: береза, дуб, черемуха, рябина.
  • Презентация «Осенний лес, деревья», «Проблемные ситуации в природе»;
  • Дидактическая игра «Перелётные и зимующие птицы»
  • Дидактическая игра «Кто, где живет?»

Раздаточный материал:

  • Карточки красного и зеленого цвета
  • Эмблемы эколят

Ход игры:

Организационный момент

Воспитатель:

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нём солнце,

дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нём птицы и цветы,

Весенний звон ручья,

Живёшь в том светлом доме ТЫ

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели

Всегда ты будешь в нём.

ПРИРОДОЮ родной земли

Зовётся этот дом.

Друзья, я не просто так прочитала вам это стихотворение. Я предлагаю сегодня  отправиться на природу - в  лес. А какое сейчас время года?

Дети: Осень!

 Значит мы отправимся в осенний лес, подышать свежим осенним воздухом опавших листьев, мокрой травы и земли.,. Вы поддерживаете мое предложение?

Дети:Да!

Тогда в путь!

(На экране изображение осеннего леса и фоном играет музыка леса)

Воспитатель:

Здравствуй, лес, осенний лес

Полон сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь, какая птица?

Все открой, не утаи!

Ты же видишь, мы свои.

Ой, ребята! Тише! Тише!

Что-то странное я слышу! Кто- к нам спешит. Вносится кукла-эколенок Умница).

Эколенок-Умница: (входит с конвертом в котором находится задание.) Здравствуйте, ребята, вы меня узнали? (Эколенок – Умница)

Воспитатель: А вы знаете, кто такие эколята? (Это сказочные герои- защитники природы.  Они родились в лесу и знают про него все, они уж точно знают, как нужно любить и беречь природу. Они помогут нам подружиться с природой и полюбить её.)

Умница – самая старшая из малышей-эколят и самая серьёзная, Умница много знает и рассказывает своим друзьям интересные истории, потому что любит читать.

Воспитатель:Умница, а что ты нам принесла?

Умница:Ребята, а вы хотите стать защитниками природы? Для этого мы должны выполнить задания из этого конверта. Давайте начинать?  (Воспитатель достает задание:

Задание 1.Назовите правила поведения в лесу и покажите соответствующую карточку.

Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да» и показываем зеленую карточку, если плохо, то все вместе говорим «нет» и показываем красную карточку.

1. Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

2. Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (нет)

3. Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (да)

4. Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (да)

5. Если разведу костер,

А тушить не буду? (нет)

6. Если сильно насорю

И убрать забуду. (нет)

Всем:

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (да)

Молодцы!

Воспитатель: наше лесное путешествие продолжается. Дети рассматривают изображения осеннего леса на слайдах).

Воспитатель:К нам спешит еще один гость Вы узнали, кто это?. Это подруга братьев-  веселая и общительна Елочка. Она часто заходит к малышам в гости, чтобы поиграть, поговорить о том о сём. (У Елочки конверт с заданиями.)

Задание 2: Игра «Узнай дерево»

Узнайте по описанию знакомые вам деревья и найдите их на картинке:

– Это дерево веселое и нарядное в любое время года. Весной оно зацветает белыми душистыми цветами, летом шелестит резными листочками, а осенью обсыпают его ветки яркие гроздья ягод. Любят в зимнее время посещать его разные птицы: снегири, свиристели, тетерева, глухари, дрозды. (Рябина.)

– Это дерево называют красавицей русского леса. Сколько песен о нем сложено, сколько стихов написано! Стройная, с белой корой, с тонкими поникшими ветвями и говорливой листвой, она всегда вызывает восхищение и радость. А мелкую пернатую братию привлекают сережки с семенами. (Береза.)

– Каждый, кто проходит весной мимо этого дерева, восклицает: «Как хорошо пахнет!» Оно усыпано пушистыми кистями белых душистых цветков. Сильный его аромат не только приятен, но и полезен: он очищает воздух от микробов. (Черемуха.)

– Называют его могучим лесным богатырем: даже в сильные ураганы он крепко «сидит» в земле. Древесина его – прекрасный строительный материал; из коры изготавливают лекарства. Плод – орех в твердой оболочке. Этими плодами любят лакомиться кабаны, сойки и другая лесная живность. (Дуб.)

Воспитатель: молодцы, справились с заданием. А теперь давайте прогуляемся по лесу.

Физкультминутка «Мы идем во лесок»

Мы идем во лесок,

Будь внимателен, дружок. (Ходьба.)

Впереди ручеек,

Перейти – вот мосток. (На носочках.)

Пробирайся осторожно –

Промочить здесь ноги можно. (Высоко поднимают ноги.)

Мы попрыгаем немножко

По извилистой дорожке. (Прыжки.)

Как услышим в небе гром,

Спрячемся мы под кустом. (Приседают.)

Будем медленно идти –

Дождь настигнет нас в пути. (Легкий бег.)

Мы пришли с тобой, дружок,

Во дремучий во лесок. (Ходьба.)

Воспитатель: Кто - то к нам еще спешит. Да ведь это братишка-эколенок Шалун.! Самый озорной и шкодливый! Он любит веселые игры, знает их великое множество.Он все время стремится узнать что-то новое и неизвестное. У Шалуна тоже конверт с заданием.

Шалун. Я принес вам игру «Кто где живет». Подберите животным свои домики. (дети подбирают животным свое жилище)

А вот еще задание. Вы знаете какое сейчас время года? (осень). А что делают некоторые птицы осенью? (Улетают в теплые края.Они называются перелетные.). Все птицы улетают? (Нет многие остаются.Они называются зимующие).  Я предлагаю вам игру: «Перелетные и зимующие птицы». (на столе картинки перелетных и зимующих птиц. Надо отделить перелетных птиц от зимующих. (Дети выполняют задание)

Воспитатель: (обращается к Эколятам) Мы ответили на все ваши вопросы, вы примите нас в помощники.

Елочка: Примем, если вы ответите на вопросы Тихони (появляется Тихоня с конвертом). А это кто? Узнали ребята? (Это Тихоня, самый младший братишка.Он и вправду довольно тихий и скромный, даже скорее стеснительный. Но это нисколько не мешает ему всячески поддерживать старшего брата – Шалуна – не только во всех его проказах, но и полезных делах. А ещё Тихоня очень любит цветы, поэтому перед домиком эколятон разбил чудесный цветник.)

Воспитатель: А вот здесь, ребята, вопросы о том, как вы поступите в той или иной ситуации. (Показ слайдов)

– Нашёл Лёша гнездо с яичками пеночки в траве. Маленькие яички ему очень понравились. Он их хотел взять домой. А пеночка кружилась над ними и кричала. Как правильно поступить Алёше? (Ответы детей)

– Дети пришли с воспитателем на лесную поляну. И в изумлении остановились: «Сколько цветов! Ромашки, колокольчики. Давайте нарвём большие букеты цветов», – предложили дети. А воспитатель сказала…Что сказала воспитатель? (Ответы детей)

– В воскресенье я решила пойти к озеру. Передо мной по тропинке шли два мальчика. Вдруг они увидели в траве маленькую лягушку. Давай её возьмём к себе, чтобы она не заблудилась» – сказал один мальчик. «Не трогай её, лягушка сама найдёт дорогу» – сказал другой. Кто из мальчиков был прав?

– Андрюша нашел в лесу ежа и решил подарить его своей подружке Насте. Но Настя сказала: «Отпусти его, пожалуйста!» «Ни за что! Я знаю, что некоторые люди ежей ловят и приносят домой, молоко им дают, кормят конфетами» - ответил Андрюша. «Так поступают только жестокие люди. Ежи не могут жить в неволи и часто погибают!» Почему так сказала Настя?

Воспитатель: Молодцы! Надо быть другом всему живому и правильно вести себя в лесу.

Дерево, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни.

Детям вручаются эмблемы «Защитники природы!»

Дети произносят КЛЯТВУ «ЭКОЛЯТ – МОЛОДЫХ ЗАЩИТНИКОВ ПРИРОДЫ»

Клянусь всегда защищать братьев наших меньших.

Клянусь беречь растения,  высаживать деревья и ухаживать за ними.

Клянусь беречь водоёмы от загрязнения.

Клянусь убирать за собой мусор всегда и везде.

Клянусь заботиться о природе, животных и растениях.

Клянусь! Клянусь! Клянусь!

Итог занятия

А теперь пришла пора, возвратиться нам из леса друзья. По тропинкам мы гуляли. (Ходьба по кругу.Останавливаются.) Что интересного, вы на занятии узнали? (Ответы детей.) А друзьями природе вы стали? (Ответы детей.) До свидания, добрый лес. Полон сказочных чудес! (Помахивание рукой. Повороты вправо-влево с вытянутыми руками. Ходьба.) Подружились мы с тобой, нам теперь пора домой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Обогащение словаря детей младшего дошкольного возраста, в процессе ознакомления с природным миром»

Жизнь любого человека неразрывно связана с общением с дру­гими людьми и огромную роль в этом играет речь. Наблюдение природных явлений, беседы, чтение художественных произведений о природе, использова...

Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром растений

Проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста возникла, в первую очередь, в связи с внимательным исследованием современными учёными взаимодействия человеческого общества и природы. Воп...

Рабочая программа «Формирование основных экологических понятий у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с насекомыми»

Формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста требует разработки системы экологического воспитания, важным звеном которого является ознакомление дошкольников с миром животных, в...

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с домашним животными

За время работы в детском саду я, к сожалению, столкнулась с безразличием многих детей к маленьким и беззащитным существам - животным. Дет могут подойти и пнуть кошку. Дети не знают, почему нельзя гро...

Самоанализ.Тема " Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим природным миром"

Самоанализ педагогической деятельности по теме " Формирование экологических представлений у детей дошк.возраста в процессе ознакомления с окруж.природным миром"....

«Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природным и социальным миром родного края» (из опыта работы)

laquo;Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста  в процессе ознакомления с природным и социальным миром родного края» (из опыта работы)...