ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

В условиях современного времени важно обеспечить овладение детьми универсальными компетенциями, в области экологического образования акцент делается на формирование у детей экологической культуры, воспитание осознанного бережного отношения к природе.

Возрастные особенности дошкольников, небольшой жизненный опыт, узкий кругозор и недостаточный словарный запас не позволяют им осознать взаимосвязь природы и человека.

Экологическое воспитание и образование дошкольников – чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей может вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас.

Цель проекта

Разработка, апробация и внедрение новых элементов содержания образования, учебно-методических комплексов, нацеленных на формирование позиции исследователя в экологическом воспитании дошкольников.

Основные задачи

1. Формировать у детей дошкольного возраста систему знаний о природе и существующих в ней связях и зависимостях через исследовательскую деятельность.

2. Развивать у дошкольников эмоциональную восприимчивость и отзывчивость, желание активно защищать и облагораживать природную среду посредством понимания влияния деятельности человека на природу.

3. Воспитывать экологическую культуру у дошкольников через осознание себя как части единой экологической системы.

4. Повысить компетентность родителей в вопросах использования опытов и экспериментов в природе, обеспечивая информационную доступность как внутри ДОУ, так и на его сайте.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Актуальность

В условиях современного времени важно обеспечить овладение детьми универсальными компетенциями, в области экологического образования акцент делается на формирование у детей экологической культуры, воспитание осознанного бережного отношения к природе.

Возрастные особенности дошкольников, небольшой жизненный опыт, узкий кругозор и недостаточный словарный запас не позволяют им осознать взаимосвязь природы и человека.

Экологическое воспитание и образование дошкольников – чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей может вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас.

Новизна проекта

В план работы по экологическому воспитанию рекомендуем включать систематические циклические наблюдения, опыты и эксперименты.

Наблюдения позволяют показать детям природу в естественных условиях, во всей ее красоте и во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных, взаимосвязях.

Полученные знания о взаимосвязях в природе закрепляем настольно-дидактическими играми и методическими пособиями.

Соответствие приоритетным национальным проектам

Одними из основных принципов государственной политики в сфере образования являются бережное отношение к природе и окружающей среде, а также рациональное природопользование.

Национальный проект «Экология» придал новый импульс экологическому образованию и подчеркнул его важность. Природоохранная пропаганда выходит на принципиально новый уровень.

Цель проекта

Разработка, апробация и внедрение новых элементов содержания образования, учебно-методических комплексов, нацеленных на формирование позиции исследователя в экологическом воспитании дошкольников.

Основные задачи

1. Формировать у детей дошкольного возраста систему знаний о природе и существующих в ней связях и зависимостях через исследовательскую деятельность.

2. Развивать у дошкольников эмоциональную восприимчивость и отзывчивость, желание активно защищать и облагораживать природную среду посредством понимания влияния деятельности человека на природу.

3. Воспитывать экологическую культуру у дошкольников через осознание себя как части единой экологической системы.

4. Повысить компетентность родителей в вопросах использования опытов и экспериментов в природе, обеспечивая информационную доступность как внутри ДОУ, так и на его сайте.

Соответствие мероприятий теме проекта (формы и методы достижения цели проекта)

  • опыты и эксперименты;
  • беседы;
  • циклические наблюдения и ежедневные наблюдения за объектами природы на прогулках (цветники, огороды);
  • чтение и совместное обсуждение произведений художественной литературы;
  • дидактические игры и пособия;
  • квест-игры;
  • экологические акции;
  • конкурсы экологического содержания;
  • Дни добрых дел;
  • создание экологической тропы на групповых участках;
  • познавательно-исследовательская деятельность в центрах экспериментирования (групповых лабораториях).

Точность прогнозируемых результатов реализации проекта

Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий познавательный интерес к ней, развивает эмоциональную отзывчивость, формирует осознанное желание защищать и облагораживать природную среду.

Для определения уровня сформированности экологической культуры у дошкольников, осознанного бережного отношения к природе, осознания взаимосвязи природы и человека 2 раза в год проводится диагностическая работа на основе методик С.А. Сурковой, С.Н. Николаевой, О.С. Соломенниковой, П.Г. Саморуковой.

Методические продукты, доступные для реализации в условиях другого ДОУ:

Пособие «Земля планета – наш зелёный дом»

Цель:знакомство детей с интересными фактами об окружающей нас живой природе.

Задачи:

  1. Помочь детям узнать много полезных и интересных фактов касающихся среды обитания, роста, повадок различных животных и растений.
  2. Развивать у детей память путем запоминания полезной информации, содержащейся в вопросах и ответах игры (просто и естественно).
  3. Привить детям любовь к животным, интерес к изучению окружающей природы, стремление беречь ее и охранять.

Дидактическая игра «Сортируем мусор — бережем природу»

(1 вариант)

Цель: Повышение уровня экологической культуры и информированности о проблеме обращения с отходами.

Задачи:

1. Формировать представления у детей о том, что вторичная переработка мусора необходима для сохранения окружающей среды.

2. Развивать умения дифференцировать, сортировать предметы по материалам, из которых они были изготовлены.

3. Развивать логическое мышление, наблюдательность, внимание, память.

4. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Дидактическая игра по познавательному развитию
«Сортировка мусора»

(2 вариант)

Цель: ознакомление детей с понятием «сортировка мусора», «вторичная переработка».

Задачи:

  1. Дать представление о способах решения некоторых экологических проблем.
  2. Способствовать формированию экологической культуры, развивать умение классифицировать.
  3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, ответственность, аккуратность, принципиальность.

Дидактическая игра «Вершки-корешки»

1. Закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни – корешки и плоды – вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки и корешки.

2. Упражнять в составлении целого растения из его частей.

Дидактическая игра по познавательному развитию
«Разложи овощи и фрукты по цвету»

Формировать умение детей подбирать предметные картинки по цвету.

Закрепить знания детей о цвете.

Развивать внимание, память, логическое мышление.

Воспитывать усидчивость, дружеские взаимоотношения.

Экологическое лото «Морские обитатели»

Цель: уточнение знаний об обитателях моря (узнавать, называть их, видеть сходства и отличия).

Дидактическая игра «Чьи следы?»

Цель:

Формирование умения различать следы животных, птиц и человека.

Задачи:

  1. Закрепить знания детей о диких, домашних животных и птицах.
  2. Развивать умение применять полученные знания в практической жизни (на прогулке, в зоопарке) посредством наблюдения.
  3. Воспитывать бережное отношение к животным и птицам.

Экологические лэпбуки

Цель: Формирование экологических представлений у детей в процессе создания лэпбуков по теме недели.

Задачи:

  1. Способствовать накоплению знаний об экологии.
  2. Развивать интерес детей к окружающему миру (мир растений и животных), понимание взаимосвязей в природе.
  3. Воспитывать осознанное, заботливое и бережное отношение к природе и всему живому.

Настенное игровое панно,стенд «Четыре времени года»

Цель: формировать экологическую культуру дошкольников, прививать любовь и бережное отношение к природе, животному и растительному миру.

Задачи:

  • создать условия для познавательной активности детей во время занятий и самостоятельной деятельности на стенде;
  • показать детям неразрывную связь природы с человеком;
  • расширять их кругозор;
  • развивать мышление, внимательность, речь, мелкую моторику, творческие способности

Пространство стенда включает три природных сообщества: лес, луг, водоем.

Настольное игровое пособие «Дерево»

Дерево «Времена года» (яблоня) изготовлено из бумаги с клеящимися на него листьями, почками, цветами, плодами (яблоки); птицы, насекомые, растения, которые крепятся на держатели; снежинки из бумаги, снег из синтепона.

Игровая задача: формировать систему осознанно-правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста.

Методические приемы работы с макетом: беседы, рассматривание, чтение стихов и рассказов о животных, птицах, растениях, составление коротких рассказов, дидактические игры «Когда это бывает», «Лето, осень, зима, весна», отгадывание загадок и др. По заданию педагога ребенок может наклеить или с помощью держателя прикреплять изображения на дерево.

Игровое пособие «Лес – многоэтажный дом»

1 этаж (нижний ярус): трава, грибы, мох. Жители первого этажа: подземные жуки, муравьи

2 этаж (средний ярус): кустарники, деревья. Жители второго этажа: дикие животные (медведь, лиса, заяц, волк, рысь); дятел, филин, сова

3 этаж (верхний ярус): высокие деревья. Жители третьего этажа: легкие птицы, белка, бабочки, майские жуки, комары

Цель: Углубление и расширение представления детей о лесе, как о сложном многоярусном и многоэтажном доме, где все растения занимают определенную экологическую нишу и находятся в тесных взаимосвязях. Воспитывать эмоционально-целостное отношение к природе, бережное отношение и интерес к жизни лесных растений и животных.

Методическое пособие-лэпбук «Люблю берёзку русскую»

Дидактическая игра «Кто где живет?»(4 экосистемы - лес, луг, болото, река)

Дидактическая игра «Подбери семена»

Цель:закрепление знаний детей о семенах культурных растений.

Дидактическая игра «Пищевые цепочки»

Цель: формировать у детей представления о взаимосвязи живых объектов – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга.

Настольные дидактические игры:

«Травоядные и хищники», «Оседлые и перелетные птицы», «Собери листочек, назови дерево, подбери плод».

Игровые обучающие ситуации:

«Откуда берется шерсть?», «С какого дерева семена (плоды)?», «Как рубашка в поле выросла?»

Коллекции:

«Почва и ее состав», «Строительные материалы», «Семена и плоды».

Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий познавательный интерес к ней, развивает эмоциональную отзывчивость, формирует осознанное желание защищать и облагораживать природную среду.

Литература

1. Азбука экологического воспитания // Дошкольное воспитание, 2013. – № 5.

2. Виноградова, М.Р. Воспитание положительного отношения к природе / М.Р. Виноградова // Дошкольное воспитание. – 2012. – №5. – С. 45- 69.

3. Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой / С.А.Веретенникова. – М.: Просвещение, 2011.

4. Макаровская, М.М. Уголок природы в детском саду/ М.М.Макаровская. – М., 2009.

5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. — М: ТЦ Сфера, 2007. — 56 с.

6. Иванова, А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений: [пособие]. - Москва: Творческий Центр "Сфера", 2007. - 235, [1] с. (Программа развития).

7. Николаева, С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей / С.Н. Николаева. – М.: Новая школа, 2013.

8. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева. – М.: Академия, 2009.

9. Николаева, С.Н. Как приобщать ребенка к природе. Методические материалы для работы с родителями учреждений / С.Н. Николаева. – М., 2014.

10. Николаева, С.Н. Юный эколог / С.Н. Николаева. – М.: Мозаика синтез, 2014.

11. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Н. Николаева. – М.: Академия, 2012. –336с.

12. Саморукова, С.А. Ознакомление дошкольников с природой / С.А.Саморукова. – М., 2008.

13. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.

14. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. —М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром растений

Проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста возникла, в первую очередь, в связи с внимательным исследованием современными учёными взаимодействия человеческого общества и природы. Воп...

Опыт работы по теме «Формирование предпосылок экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности»

laquo;Воспитывая себя и детей, не забывайте, что формирование экологической культуры будет эффективнее, если вы сами будете любить родной край, родной детский сад, родную культуру и речь, свою семью,...

Самоанализ педагогической деятельности по теме "Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природным окружающим миром".

Описание моей пед.деятельности за межаттестационный период по теме "Формирование Экологических представлений детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природным окружающим миром"....

Самоанализ.Тема " Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим природным миром"

Самоанализ педагогической деятельности по теме " Формирование экологических представлений у детей дошк.возраста в процессе ознакомления с окруж.природным миром"....