Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром растений
статья по окружающему миру на тему

Соймина Галина Юрьевна

Проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста возникла, в первую очередь, в связи с внимательным исследованием современными учёными взаимодействия человеческого общества и природы. Вопрос о характере отношений человека и природы сегодня напрямую связывается с сохранением жизни на Земле. Острота этой проблемы обусловлена реальной экологической опасностью, вызванной деятельностью человека в природе, ростом промышленного производства, использованием природных ресурсов без учёта биологических и экологических закономерностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром растений.

                                                                                  Соймина Галина Юрьевна, воспитатель

Проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста возникла, в первую очередь, в связи с внимательным исследованием современными учёными взаимодействия человеческого общества и природы. Вопрос о характере отношений человека и природы сегодня напрямую связывается с сохранением жизни на Земле. Острота этой проблемы обусловлена реальной экологической опасностью, вызванной деятельностью человека в природе, ростом промышленного производства, использованием природных ресурсов без учёта биологических и экологических закономерностей.

Одно из проявлений экологического воспитания – любовь к природе. Это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать природные богатства. Каждый человек, независимо от возраста, должен бережно относиться к природе. В связи с этим перед педагогом, знакомящим дошкольников с природой, ставятся следующие задачи:

  •  воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства;
  •  воспитывать интерес к родной природе, желание больше узнать о природе своего края, о природном разнообразии родной страны;
  •  формировать бережное отношение к природе, пробуждать желание трудится в природе, стремиться к её созиданию.

Знакомя детей с природой, педагог должен не только сообщать им конкретные знания, но и вызвать в душе каждого ребёнка эмоциональный отклик, пробуждать эстетические чувства.

Само слово “экология” образовано от греческих “экое” - дом и “логос” - наука. То есть, экология в широком смысле–   это наука о доме, в котором мы живём. Более в узком смысле экологией называют науку “об отношении растительных и живых организмах и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой”.

Каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по-своему привлекателен, и, описывая его, ребёнок учится определять своё отношение к природе, передавая его в рассказах, рисунках и т.д.

Встречи с природой возбуждают фантазию ребёнка, способствуют развитию речевого, изобразительного, игрового творчества.

В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встаёт задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Формируя, у детей экологические представления в процессе ознакомления с миром растений педагог сам должен понимать, что такое: растения, живой организм, среда обитания, адаптация к среде обитания. Кроме того, знакомя детей с миром растений, педагогу необходимо подбирать материал с учётом их возрастных особенностей. Необходимо давать знания в интересной и занимательной форме.

  • Растения – это живые организмы, обладающие комплексом признаков, позволяющих отличать их от представителей других царств (грибов, животных), и связанных с особенностями питания:
  • Растения потребляют в качестве питания – воду, воздух, источник энергии – солнечный свет.
  • Способность к неограниченному росту в течение всей жизни, благодаря которому происходит постоянное увеличение поверхности тела и увеличение площади питания.
  • Неподвижный образ жизни, обуславливающий необходимость расселения в виде зачатков: спор, семян, специализированных участков вегетативного тела.
  • Способ питания – поглощение из окружающей среды растворов и газовых смесей.
  • Особенности строения клеток: прочная оболочка; пластиды, связывающие между собой живые клетки.

Формируя у детей экологические знания, необходимо раскрыть значение растений в природе:

  1. Растения – первое звено в цепи. Благодаря фотосинтезу они представляют собой энергетическую и пищевую базу для всех остальных организмов.
  2. Участие в круговороте кислорода, воды, углекислого газа, минеральных и органических веществ.
  3. Влияние на климат.
  4. Взаимосвязанная с другими организмами эволюция.
  5. Санитарная роль, как поглотителей загрязняющих веществ.

Сфера применения растений человеком очень велика. В зависимости от цели их использования их можно разбить на несколько основных групп:

  1. Пищевые и кормовые растения.
  2. Лекарственные растения.
  3. Технические: прядильные, красящие.
  4. Дающие древесину.
  5. Декоративные.

Многие растения человек изымает из природы, другие выращивает в специализированных хозяйствах, третьи нашли место на участках садоводов – любителей.

Растения – это живые организмы, они растут, размножаются, питаются, их развитие зависит от среды обитания, в которой они находятся. Знакомя детей с растениями необходимо формировать у детей представления о том, что растения могут жить в различных климатических зонах, в разной среде обитания, к которой они могут приспосабливаться.

Наука об условиях существования живых организмов во взаимодействии их между собой и физической средой обитания называется экологией. Отдельные элементы среды, действующие на растения (воздух, свет, тепло, вода), называются экологическими факторами.

Среда – совокупность экологических факторов, которые влияют на распространение живых организмов. Растения и животные, находясь в тесной связи и взаимозависимости между собой и условиями неживой природы, создают определённые сообщества (биоценозы, экологические системы), которые в быту мы называем лесом, лугом, степью, водоёмом и др. Состав этих сообществ обусловлен сходством требований входящих в них видов растений и животных к физическим условиям мест обитания. Такая взаимозависимость возникает на основе пищевых связей использования получаемой энергии, необходимой для жизненных процессов.

Приспособление растений к условиям среды проявляется в сезонных явлениях природы, в строении органов у растений, а также в различных способах питания, в различных потребностей растений в свете, влаге, воздухе, температуре.

Таким образом, педагог, давая детям понятия о растениях, должен подбирать материал, раскрывая сущность понятий: растение – живой организм, среда обитания, приспособляемость к среде.

Литература.

  1. Л. М. Маневцова, П. Г. Саморукова “Мир природы и ребёнок”. Санкт-Петербург. Акцидент.1998год.
  2. С. Николаева “Теория и методика экологического образования”. Пособие для высших педагогических учебных заведений. Москва. 2002 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие взрослого с детьми в процессе формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста

   Актуальность: Взаимодействие взрослого с детьми в процессе формирования экологических представлений имеет большое значение в познавательном развитии дошкольника. ...

Формирование навыков экспериментирования у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром.

В результате организации детского экспериментирования, я пришла к выводу, что у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности.  Расширя...

Рабочая программа «Формирование основных экологических понятий у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с насекомыми»

Формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста требует разработки системы экологического воспитания, важным звеном которого является ознакомление дошкольников с миром животных, в...

Статья "Значение темы: "Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста в процессе познания окружающего мира".

Краткое описание опыта работы над темой "Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста в процессе познания окружающего мира"....

Самоанализ педагогической деятельности по теме "Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природным окружающим миром".

Описание моей пед.деятельности за межаттестационный период по теме "Формирование Экологических представлений детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природным окружающим миром"....

Самоанализ.Тема " Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим природным миром"

Самоанализ педагогической деятельности по теме " Формирование экологических представлений у детей дошк.возраста в процессе ознакомления с окруж.природным миром"....