Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с домашним животными
методическая разработка по окружающему миру

Баринова Анна Ивановна

За время работы в детском саду я, к сожалению, столкнулась с безразличием многих детей к маленьким и беззащитным существам - животным. Дет могут подойти и пнуть кошку. Дети не знают, почему нельзя громко дразнить собак, пугать кошек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл barinova_a.i._soobshchenie_iz_opyta_raboty.docx68.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

 образовательное учреждение

Сухобезводнинский детский сад «Звездочка»

        

        Выполнила:

воспитатель I кв.категории

Баринова Анна Ивановна

р.п. Сухобезводное

2021 г.

  1. Актуальность.

Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Почему при общении детей с природой возникает противоречие: с одной стороны дети с большим интересом относятся к объектам природы, а с другой стороны проявляют равнодушие, а иногда жестокость?

За время работы в детском саду я, к сожалению, столкнулась с безразличием многих детей к маленьким и беззащитным существам – животным. Дети могут подойти и пнуть кошку. Многие дети не знают, почему в парке, в лесу нельзя громко кричать, слушать громкую музыку. Нельзя дразнить собак, пугать кошек.

К сожалению, и родители детей (особенно молодые) не соблюдают правила поведения в природе, этим самым нанося вред животным и птицам. А ведь именно они, родители, являются  для своих детей образцом для подражания.

        Перед нами, педагогами, стоит задача помочь понять, что все живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды. Человек (ребенок, воспитатель) играет важную роль в поддержании, сохранении или создании условий для живых существ, обитающих по соседству.

Видя проблему: отсутствие у детей систематизированных знаний о домашних животных, необходимости заботиться и ухаживать (в доступной форме) за ними, и возникла идея подробного знакомства детей с домашними животными.

        Я считаю, что тема моей педагогической работы актуальна для детей младшего возраста, так как необходимо с самого раннего возраста предупреждать в детях такой порок, как бессердечное обращение с животными, любое проявление черствости и жестокости по отношению к живым существам.

  1. Цель. Задачи

Целью моей работы является – Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления   с домашними животными

Задачи:

  1. Расширять и систематизировать представления детей о домашних животных.
  2. Привитие детям природоведческих умений и навыков при взаимодействии с домашними животными (экологически грамотное поведение).
  3. Повышение уровня нравственно-экологической компетентности родителей.
  4. Обеспечить РППС по ознакомлению детей с домашними животными.

  1. Диагностика

Для проведения диагностики по формированию основ экологической культуры я  использовала карты индивидуального развития  детей (авторы Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева) программа «От рождения д школы»

Критерии:

  • Предпосылки экологического сознания (соблюдает     элементарные правила взаимодействия с животными).
  • Ознакомление с природой  (узнает и называет некоторых домашних животных и их  детенышей).

  1. Методы и формы работы.

Знакомство с животным миром  проводится не только на ООД, но и в повседневной жизни. Наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, рассматривание иллюстраций, чтение книг о животных и дидактические игры в вечернее время – все мероприятия в комплексе должны обеспечить успешность работы.

В своей педагогической работе для решения задач по ознакомлению с животным миром я использую следующие методы и формы работы:

  1. Наглядные методы
  1. Наблюдения.

В моей педагогической работе наблюдения за домашними животными происходят во время прогулок. Наблюдения в младшем возрасте вызывают эмоционально – положительную реакцию ребёнка, его интерес к животному, желание общаться с ним. Если мы случайно увидели на прогулке кошку или собачку я стараюсь привлечь внимание  детей к животному. На это я нацеливаю свои высказывания: «Посмотрите, какой симпатичный котёнок, пушистый…», или «Кто это такой пушистый, мохнатый, словно меховой шарик? Щенок!»

Во время наблюдения я задаю детям вопросы, уточняющие и обогащающие представления детей о внешнем виде животного (основные части тела, покров, цвет, величина) и его проявлениях (движения, питание, издаваемые звуки).

Представления, накопленные, в результате наблюдений обогащают знания детей о животном мире.

  1. Рассматривание картин.

Знакомя детей с животным миром, я использую разнообразный иллюстративно – наглядный материал: дидактические картины, сюжетные,  репродукции с художественных картин. Картины дают возможность подробно рассмотреть животных, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении.

Мною сделана следующая подборка картин: «Домашние животные», «Домашние животные и птицы», «мамы и их детки», «Кошки», «Собака –лучший дуг». Предметные картины я использую для уточнения и конкретизации представлений, их закрепления.

Так, после наблюдения за кошкой с котятами я провожу рассматривание соответствующей картины.  Я учу детей узнавать кошку с котятами на  картине.  Видеть и называть некоторые характерные признаки животных (величину, цвет шерсти), части тела (глаза, уши, хвост, лапы), некоторые действия (спит, играет, лакает молоко и т. д.).   С помощью иллюстративно – наглядного материала удаётся успешно обобщать и систематизировать знания детей.

  1. Использование ИКТ.

Для ознакомления дошкольников с животным миром  я использую мультимедийные презентации. Применение презентаций делает ООД  привлекательным.  Игровые компоненты, включенные в презентации, способствуют двигательной активности детей, активизируют познавательную деятельность   и усиливают усвоение материала.

Большой интерес  у  детей вызывают озвученные презентации.  Использование таких презентаций помогают заинтересовать, активизировать детей не только в познавательном, но и в речевом плане, что очень важно для наших детей.

Для знакомства детей с домашними животными мною были созданы тематические презентации: «Домашние животные», «Назови детёныша», «Найди маму», «Кто где живёт?», «Кто что ест?», «Кто как кричит?» и др.

 Практика показывает, что использование презентаций, в работе с дошкольниками достаточна эффективна.  Они дают широкие возможности педагогам разнообразить совместную деятельность детей и взрослых, заинтересовать, активизировать детей не только в познавательном, но и в речевом плане, поддерживают детскую инициативу и вызывают у детей эмоциональный  отклик.

  1. Словесные методы

При ознакомлении детей с животным миром я использую рассказ, беседу, чтение художественной литературы, загадки, потешки.  

Многие сведения о различных представителях животного мира дети получают во время рассказов воспитателя. Я считаю, что правильно поставленный вопрос, эмоциональное, точное обобщение знаний, вовремя использованное художественное слово – всё это имеет большое значение для расширения, уточнения и систематизации представлений детей. Рассказы можно использовать в любой момент наблюдения, прогулки, во время рассматривания иллюстративного материала.

Художественная литература  при ознакомлении детей с животным миром используется мной,  прежде всего в воспитательных целях. Являясь видом искусства, она воздействует не только на сознание ребёнка, но и на его чувства. Чтение художественной литературы помогает мне обогащать детей знаниями, искать ответы на многие вопросы.

Перед началом чтения я готовлю необходимый иллюстративно – наглядный материал.  Я считаю, что малышам лучше не читать произведение, а рассказывать его наизусть, сопровождая рассказ демонстрацией иллюстративно – наглядного материала.

В своей педагогической работе я использую  рассказы Евгения Чарушина «Курочка», «Утка», «Кошка», «Собака», «Корова», «Коза», «Петушок с семьёй»,  а так же рассказы Э. Шим «Петух и наседка», «Я домой пришла», Г. Балл « Желтячок» и другие.  

Ещё я использую загадки, потешки, небольшие стихи. 

Образный язык их помогает выделить особенности животного, усилить эстетическое восприятие. Так, во время наблюдения с помощью загадок, потешек, стишков возникают эмоциональные реакции детей.  Загадки я использую  перед началом непосредственного наблюдения.

Например: «Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьёт, песенки поёт» или «Мягкие лапки, а в лапках цап-царапки» и др.  Дети очень любят такие потешки, как «Как у нашего кота», «На улице три курицы», «Курочка – рябушечка…», «Кисонька – мурысенька» и др.

  1. Практические методы
  1. Дидактические игры – это игры обучающие.

Их основное назначение – способствовать усвоению и закреплению знаний, умений, навыков, развитию умственных способностей.  В своей работе по ознакомлению младших дошкольников с домашними животными я использую настольно – печатные игры. Настольно – печатные игры отвечают особенностям наглядно – действенного мышления детей младшего возраста. В процессе этих игр малыши усваивают и закрепляют знания о животном мире в практических действиях с их изображением на картинках. Мною изготовлены следующие настольно – печатные игры: «Парные картинки»,  «Найди маму», «Кто живёт на ферме?», «Домашние питомцы», «Мамы и их детки», «Домашние животные и птицы» и другие. Цель этих игр – закрепление знаний о домашних животных и птицах, их детёнышах.

В своей работе я использую куб.  Я  прошу ребёнка найти и показать собаку, кошку, корову, изображенных на разных сторонах куба.  Ребёнок поворачивает кубик, рассматривает, находит то, что нужно, радуется, когда

узнает.

  1. Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами

В своей работе я применяю ИОС с использованием игрушек-аналогов, т.е. таких игрушек, которые изображают домашних животных.  Существует огромное разнообразие игрушек-животных (резиновые, пластмассовые, заводные и пр.) Игрушки-аналоги могут быть включены в любые ИОС, в любую форму экологического воспитания детей: наблюдения, образовательную деятельность, труд в природе. Их можно взять на экскурсию в ближайшее природное окружение, сочетать с чтением познавательной литературы, просмотром слайдов.  Во всех случаях они помогут в формировании у ребят отчетливых реалистических представлений о природе.  

Игрушки-аналоги - это дидактические игрушки. В нашем детском саду  есть наборы рыбок, курочка с цыплятами, котята и др.  Они используются,  как раздаточный материал в ходе образовательной деятельности. Прекрасными объектами для игровых занятий являются крупные мягкие игрушки, которые, хорошо передают натуру (кролик, собака, кошка и др.).

  1. Игры с макетами

Игры с макетами востребованы детьми и способствуют их развитию, открывают множество возможностей для самостоятельной деятельности детей. Дети используют данные макеты в соответствии с собственным замыслом, сюжетом игры, что способствует развитию творчества, воображения. Мню были изготовлены макеты: «Ферма», «Домашние животные и птицы».

  1. Лэпбук.

Значимость и преимущества технологии «лэпбук»: активизирует у детей интерес к познавательной деятельности; развивает креативность, творческое мышление, мелкую моторику, речь; помогает разнообразить совместную деятельность со взрослым; помогает детям лучше понять и запомнить информацию) и др.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде: полифункционален: способствует развитию творчества, воображения; вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части); его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста; обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Я  включаю работу с лепбуком в разные виды деятельности: в совместную образовательную деятельность,  в режимные моменты включаю загадки и занимательный материал,  в организованную образовательную деятельность – рассматривание картинок: строение животных, питание. Также включала в  самостоятельную деятельность детей - дети берут  и играют  в лото, рассматривают картинки животных, собирают целую картинку из частей и др.  

Мною созданы следующие лэпбуки: «Домашние животные», «Животные фермы», «Домашние животные и птицы».

  1. Подвижные игры.

Подвижные игры как средство экологического образования – это специально организованный процесс, содержание которого через выполнение двигательных действий позволяет познать окружающий мир.

В подвижных играх, в которых использовались имитационно-подражательных действия, дети воспроизводят знакомые им образы животных. Имитационно-подражательные движения развивают у дошкольников физические качества и двигательные способности, образное и творческое мышление, внимание и память, фантазию и т.д.

        Мы проводим следующие подвижные игры: «Воробышки и автомобиль», «Курочка и цыплята», «Воробышки и кот», «Кот и мыши», «Лошадки», «Кошка» и др.

  1. Взаимодействие с родителями.

Осуществляя, работу по ознакомлению младших дошкольников с животным миром  важным условием её эффективности  является связь детского сада и семьи. В семье могут быть созданы условия для наиболее естественного и благоприятного контакта детей с животными: во многих домах держат собак, кошек, рыб и др.

Для этого я даю родителям рекомендации по использованию в условиях семьи художественной литературы природоведческого содержания, по организации совместно с взрослыми совместных наблюдений, игр.  Давались практические советы по уходу за животными, их содержанию дома, организации живого уголка.

Кроме того, я советовала родителям  не забывать давать положительную оценку любому проявлению детьми заботы, подавать собственный пример заботливого и бережного отношения к животным.

Совместно с родителями был создан мини-музей «Гав-гав», «Мяу-мяу».

 Цель данных музеев: знакомство детей с ролью собаки, кошки в жизни человека,

воспитание заботливого отношения к животному миру.

Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Игрушки-собачки очень яркие, они находятся в свободном доступе у детей и используются ими для сюжетно-ролевых игр, для театральной деятельности.

В целях педагогического просвещения родителей в уголок для родителей были помещена следующая информация: «Значение домашних животных для нравственного воспитания ребёнка»,  « Правила поведения по отношению к животным», «Если дома есть животное». Была создана папка – передвижка «Животные – наши друзья», организована выставка книг природоведческого содержания. Вместе с родителями была оформлена  фотовыставка  «Мой домашний питомец».  

  1. Итоговая диагностика

Выводы

Подведя итоги сравнительного мониторинга и проведенной  мной работы  отмечено, что:

  • У детей сформировался устойчивый интерес к домашним животным.
  • У детей отмечается проявление таких нравственных качеств как «доброта», «сочувствие», «сопереживание» по отношению к домашним животным; сформировалось экологически грамотное поведение при взаимодействии с животными.
  • Повысился уровень нравственно-экологической компетентности родителей.
  • Обеспечена  РППС по ознакомлению детей с домашними животными.

Литература

  1. Федеральный закон об образовании в РФ.- Издательство «Норматика», 2018.-144 с.1.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт.-Издательство «Сфера», 2018.- 96 с.
  3. Дерябо С. Д. Экологическая педагогика и психология / С. Д. Дерябо,
  4.  В. П. Ясвин. - Ростов-на-Дону. : Феникс, 2001. - 480 с.
  5.  Зверев И.Д. Отношение дошкольников к природе. - М.: 1988.
  6.  Зебзеева, В. О. формах и методах экологического образования дошкольников  / В. О. Зебзеева // Дошкольное воспитание. - №7. - 2004. - С. 44 – 49.
  7. Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду/-Волгоград, «Учитель», 2011.
  8. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей/ Учебное пособие для студентов. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр "Академия", - 2002. - 336 с.
  9. Рыжова Н.А. "Наш дом - природа"/ Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1998. № 7. - С. 26-34.
  10. Серебрякова Т.А. Методические рекомендации к изучению уровня сформированности основ экологической культуры детей дошкольного возраста», -Н.Новгород, 2006.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста » на тему: «Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры «В гостях у лягушонка»

Игровая обучающая ситуация«В гостях у лягушонка»(с игрушкой- аналогом) Дидактические задачи:1)    Дать детям представление о лягушке, ее внешнем виде, ее среде обитания, питании и ...

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста...

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

В данном материале представлен опыт работы учреждения по экологическому воспитанию....

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с родным краем

Актуальность.Что может быть ближе и роднее, чем природа родного края?С самого раннего возраста ребенка знакомят с природой, воспитывают у него любовь к родному краю. Знакомство это начинается с малого...

«Экологическая тропа - как условие формирования основ экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Экологическое воспитание дошкольников как обязательный предмет программы ДОУ появился сравнительно недавно, хотя необходимость его существования возникла давно. Во многом, воспитатели следуют в препод...