Рабочая программа «Формирование основных экологических понятий у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с насекомыми»
учебно-методический материал по окружающему миру

Мартыненко Жанна Васильевна

Формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста требует разработки системы экологического воспитания, важным звеном которого является ознакомление дошкольников с миром животных, в том числе насекомых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx61.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Степноозерский центр развития ребенка – детский сад

«Золотая рыбка» Благовещенского района

Рабочая программа

«Формирование основных экологических понятий у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с насекомыми»

                                       

   

                               

р.п. Степное Озеро

Содержание

  1. Введение
  2. Целевой раздел
  1. Пояснительная записка
  2. Цель и задачи
  3. Принципы и подходы в организации образовательного процесса
  4. Планируемые результаты
  1. Содержательный раздел
  1. Календарно-тематическое планирование
  2. Мониторинг освоения программы
  1. Организационный раздел
  1. Оформление предметно-пространственной среды
  2. Программно-методическое обеспечение
  1. Приложение

Введение

Насекомые весной

Вьются и порхают –

На полянке на лесной –
Всё благоухает!

Ног у насекомых шесть,
Голова есть, крылья.
И не прочь пыльцу поесть
(Но не путать с пылью!)

Пчёлке, бабочке, шмелю
Нужен сок цветочный.
Ест коровка божья тлю,
С зелени, с листочков.

Шмель гудит, оса звенит,
Стрекоза  летает…
В ульях мёд в такие дни
Соты заполняет.

 Насекомые являются одними из древнейших представителей животного мира нашей планеты. Они появились раньше, чем звери, птицы, рыбы.   К тому же, насекомые – самые многочисленнее обитатели нашей земли, они составляют около 90% всех животных.  Сегодня по подсчетам ученых число известных видов насекомых достигло уже почти двух миллионов различных видов. И каждый год в этот список добавляется около семи тысяч видов насекомых, о которых ранее зоологи даже не имели никакого представления. Существует около 5 000 разновидностей стрекоз, 2 000 богомолов, 20 000 кузнечиков, 170 000 бабочек и моли, 120 000 мух, 82 000 клопов, 360 000 жуков, и 110 000 пчел, ос и разновидностей муравьев, описанных до настоящего времени. Общее количество разновидностей, включая еще не изученных, составляет от двух до пятидесяти миллионов; в результате последних исследований одобрена более низкая цифра – приблизительно от шести до десяти миллионов.  Активно участвуя в круговороте веществ, насекомые играют глобальную планетарную роль в природе.

 Человек в своей повседневной жизни и практической деятельности постоянно сталкивается с различными насекомыми. Одни из них имеют для него положительное, а другие отрицательное значение.

 Расселение насекомых постепенно, с течением времени, произошло по всей земле. Их   можно встретить как в жарких странах Африки, так и в умеренных широтах Северной Европы. Даже в полярных областях и безводных пустынях насекомые смогли адаптироваться к жизни.    

 Любому человеку с детства известны такие типы насекомых как бабочки, пчелы, жуки, мухи, комары и многие другие. Каждый ребенок сталкивается с ними, выходя впервые в сад на прогулку. Пожалуй, это первые представители дикой природы, с которыми встречается в своей жизни малыш. Структура насекомого очень интересна маленькому ребенку, так как она разделена на три заметные части: голова, брюшко и грудь.

 Каждое насекомое имеет три пары ног и одну, а иногда две пары крыльев. Также всем насекомым свойственны усики на голове, которые выполняют у них функции органов чувств.

 По человеческим меркам жизнь насекомого очень коротка, а, следовательно, его развитие очень стремительно. Весь цикл формирования продолжается не более полутора месяцев и состоит из четырех периодов.  Взрослые насекомые откладывают яйца, из которых в дальнейшем появляются личинки, а по прошествии некоторого времени из личинки формируется куколка. И только из куколки появляется уже взрослое, сформировавшееся, жизнеспособное насекомое.

 Жизнь насекомых очень разнообразна и увлекательна для наблюдения, особенно приятно смотреть за такими насекомыми как пчелы и муравьи, деятельность которых, к тому же, являются полезной для человека.

Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны, наши знания о них, к сожалению, очень и очень скудны, но их влияние на нашу жизнь огромно - они насекомые.

2. Целевой раздел

2.1. Пояснительная записка

Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Ввести ребенка в этот мир, раскрыть его красоту и уникальность, научить любоваться, восхищаться, любить и беречь эту красоту – задача взрослых.

Именно в дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры. В этом возрасте ребенок открыт, любознателен, хочет знать все и обо всем. Экологические знания позволяют ребенку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа (растения, животные, насекомые и т. д) и все они в этом мире гармонично связаны.

С принятием Законов Российской Федерации «Об охране окружающей среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы экологического образования населения, создание системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное детство.

Проблема познания дошкольниками мира природы и формирования у детей основных экологических понятий рассматривалась в многочисленных исследованиях известных педагогов и психологов: А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, Н. Ф. Виноградова, Н. Н. Подъякова, С. Н. Николаева и др., которые в своих работах отмечали, что в ходе целенаправленного развития у дошкольников основ экологической культуры формируются представления об основных экологических понятиях.

Формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста требует разработки системы экологического воспитания, важным звеном которого является ознакомление дошкольников с миром животных, в том числе насекомых.

2.2.  Цель и задачи

Цель: способствовать  формированию  представления  детей  о мире насекомых  п. Степное Озеро.

Задачи:

  1. Развитие познавательного  интереса  и поисковой деятельности  в п. Степное Озеро о  мире насекомых, их строении, способах передвижения.

2. Содействие активизации совместной деятельности со сверстниками, родителями и педагогами.

3. Развитие эмоционально-чувственного отношения у детей к окружающему средствами регионального компонента.

4.  Развитие творческих способностей  в продуктивных видах деятельности.

5.  Воспитание бережного  экологически грамотного отношения  к природе.

6. Развитие умения наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов окружающего мира.

  1. Принципы и подходы в организации образовательного процесса

Принципы:

  •   Научной обоснованности и практической ориентации  содержания. Совокупность элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивирующих действий ребёнка, развитие познавательного интереса.
  • Доступности. Крайне важным и тесно сопряжённым с принципом научности является принцип доступности материала для ребёнка определённого возраста.
  • Наглядности и практического применения.
  • Индивидуального подхода помощи и поддержки: максимально учитываются индивидуальные особенности ребенка и создание наиболее благоприятных условий для их реализации.
  • Гуманистичности. Ребенок рассматривается как активный субъект совместной с педагогом деятельности. Формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своём здоровье и желающего вести здоровый образ жизни.
  • Прогностичности. Формирование элементарных представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений – умение прогнозировать свои действия по отношению окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях.
  • Деятельности. Осознание ребёнком необходимости сохранения окружающей среды.
  • Интеграции. Рассмотрением экологического образования с точки зрения всестороннего развития личности ребёнка. 
  • Целостности. Отражение целостного восприятия ребёнком окружающего мира и его единство с миром природы.
  • Регионализма. Проявляется в отборе для изучения объектов живой и неживой природы, прежде всего своего края. Опора на содержание национально - регионального компонента стандарта общего образования.
  • Системности. Последовательность усвоение знаний детьми, в различных видах деятельности.

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.

В организации знакомства с насекомыми  широко используются практические методы обучения:  проблемные вопросы, самостоятельное  и  коллективное наблюдение; наглядные: театральное представление, тактильно–мышечная наглядность.  Из словесных методов применяются рассказ, чтение воспитателя, рассказ детей, беседы, разучивание произведений устного народного творчества.
Все методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя воспитателю дать детям знания, помочь освоить умения и навыки, развить внимание память, воображение, творческое воображение.

  1. Планируемые результаты

Сформированная база знаний у детей о мире животных (насекомых)

Сформированное индивидуально-ценностное отношение к миру природы у каждого ребенка

Развитие у детей познавательной активности через ознакомление с насекомыми.

Повышение уровня заинтересованности родителей проблемой.

  1. Содержательный раздел

       3.1. Календарно-тематическое планирование

  Младшая группа

Сроки реализации

Тема месяца

Содержание деятельности. Мероприятия с детьми и родителями.

Сентябрь

Бабочка - капустница

Экскурсия по территории детского сада.

Наблюдение за бабочкой на клумбе.

Беседа «Почему так назвали бабочку: бабочка – капустница?»

Игровое упражнение у мольберта «Посади бабочку на цветок».

Рассматривание бабочки – капустницы(  (внешний вид, строение, передвижение).

Чтение К.Ушинского «Капустная белянка».

Игровое упражнение «Дорисуем бабочке ножки».

Предложить родителям сделать фотографии бабочки – капустницы.

Октябрь

«Божья коровка улети на небо…»

Наблюдение за божьей коровкой на участке детского сада.

Исследование и рассматривание божьей коровки через лупу(внешний вид, строение, передвижение).

Беседа о божьей коровке.

Чтение художественной литературы и стихов .

Игровое упражнение «Нарисуй божью коровку по точкам».

Игра «Разрезные картинки».

Ноябрь

Насекомые  нашего участка

Презентация «Насекомые  нашего участка».

Чтение художественной литературы и стихов о насекомых.

Игровое упражнение «Найди насекомое и назови»(картинки).

Игровое упражнение «Составь насекомое» (из пазлов).

Игра – этюды «Бабочки летают, бабочки садятся на цветок».

Совместно с родителями сделать в группе мини – музей

«Насекомые нашего посёлка»

Декабрь

Подготовка насекомых к зиме

Рассказ воспитателя «Как насекомые готовятся к зиме».

Знакомство с народными приметами.

Беседа: Что будет, если исчезнут насекомые».

Игровое упражнение «Найди самое большое насекомое, самое маленькое».

Январь

Правила друзей природы

Беседа «Почему нельзя уничтожать насекомых?»

Рассматривание сюжетных картинок.

Игра рассуждение: «Кто виноват?»

Игра «Кто живет на полянке?» ( мольберт, насекомые на магнитах).

Д / игра: «Хорошо – плохо».

Совместно с родителями сделать знаки «Друзья природы».

Февраль

«Чем похожи насекомые»

Знакомство с моделью существенных признаков насекомых.

Сравнить бабочку и божью коровку.

Игра «Что сначала, что потом».

(с использованием иллюстраций о развитии насекомых).

Игра – имитация «Изобрази насекомое»

Игра  упражнение: « Каких зверей напоминают эти насекомые ?» (жук – олень, жук – носорог, жук – слоник).

Март

« Стрекоза»

Презентация « Стрекоза».

Исследование «Что есть у стрекозы?»

Игровое упражнение «Дорисуй крылышки у стрекозы».

Чтение художественной литературы и стихов о стрекозе.

Создание совместно с родителями фото – альбома «Насекомые».

Апрель

«Майский жук»

Наблюдение на участке д /сада.

Рассматривание  через лупу (внешний вид, строение, передвижение).

Игровое упражнение «Дорисуй жука по точкам».

Д /игра «Что лишнее».

П /игра «Летают, порхают,  ползают».

Май

«Мир насекомых»

Викторина в музыкальном зале

(стихи, песни, загадки, танцы, разгадывание кроссвордов).

                                                     Средняя группа

Сроки реализации

Тема месяца

Содержание деятельности.    Мероприятия с детьми и родителями.

Сентябрь

«Муравьишки - торопышки

Наблюдение за муравьями на участке  детского сада.

Беседа «Куда спешат муравьи?»

Рассмотреть муравейник на территории детского сада.

Зарисовка муравейника в уголке природы

Предложить мамам рецепт приготовления торта «Муравейник».

Чтение стихотворения А. Бабаджан «Муравьи», В. Бианки «Приключения муравьишки».

Слушание песни Л.Абелян «Про меня и муравья».

Октябрь

«Волшебный мир насекомых»

Экскурсия к школе: наблюдение за насекомыми на клумбах.

Беседа «Что ты знаешь о насекомых?»

Исследование: внешний вид, строение, передвижение.

Коллективная работа

«Бабочки на цветах» (аппликация).

Настольные игры: домино, лото, пазлы (насекомые).

Консультация для родителей «Насекомые нашего посёлка».

Ноябрь

« Как насекомые готовятся к зиме?»

Беседа «Почему зимой нет насекомых?»

Презентация «Как насекомые готовятся к зиме?»

Эксперимент: принести в группу землю с огорода , поставить в тёплое место и рассмотреть через лупу: «Проснутся ли насекомые?»

 Декабрь

Правила друзей природы

Беседа «Так нельзя, а так можно» (отношение к насекомым).

Игра «Угадай правило».

Рассматривание сюжетных картинок о правилах поведения в природе.

Презентация «Знакомство со знаками правил друзей  природы»

Предложить родителям приобрести плакаты о правилах друзей  природе.

Январь

Насекомые - опылители

Беседа: Что такое опыление?»

Презентация: «Насекомые – опылители».

Чтение художественной литературы и стихов.

Рисование «Обведи насекомое по трафарету и раскрась».

 Февраль

«Чем похожи  насекомые?»

Д /игра «Что сначала, что потом?» (знакомство с моделью  существующих признаков насекомых).

Экологический тренинг.

Д /игра «Угадай насекомое по силуэту»

Коллективная работа «Насекомые» (лепка).

Вечер загадок.

Март

Насекомые на территории детского сада

Опытно – поисковая деятельность на участке:  «Какие насекомые появились первые?.

Рассмотреть через лупу кору деревьев тополя и берёзы  «Какие насекомые спрятались в коре?»

Беседа «Почему нельзя  брать в руки  гусениц и  насекомых?»

( опасные и ядовитые).

Апрель

« Где ещё можно увидеть насекомых?»

Экскурсия к строительному техникуму (клумбам).

Наблюдение и рассматривание насекомых через лупу.

Исследование: рассмотреть крылышки у бабочки и стрекозы

Д /игра «Угадай по описанию».

Разгадывание кроссворда (насекомые).

П  / игра «Бабочки и жуки».

Создание совместно с

родителями фото –

альбома «Насекомые»

Май

«Таинственный мир насекомых»

Развлечение в музыкальном зале  детского сада (игры, песни, танцы, загадки, стихи).

Старшая группа

Сроки   реализации

Тема

Содержание деятельности. Мероприятия

с детьми и родителями.

Сентябрь

 Эти удивительные      насекомые

Беседа «Путешествие в страну  насекомых»,

«Для чего нужны насекомым цветы?»»

Рассматривание иллюстраций,  энциклопедии, фотографий с изображением насекомых.

Наблюдения  за полётом мухи (узнать длину перелёта)   на участке д. сада «Золотая рыбка».

Художественная литература.

Знакомство с творчеством поэтов Благовещенского района (о  насекомых)

Экскурсия  к цветнику п. Степное Озеро

(наблюдение за пчелой)

Совместно с детьми

Рисование «Насекомое по выбору»

Совместно с родителями

Наблюдение с детьми за насекомыми на даче, во дворе

Привлечь родителей к созданию фотоальбома о насекомых

Октябрь

В траве сидел кузнечик «Кузя»

Беседа «Насекомые нашего посёлка».

Беседа о пользе кузнечика

Художественная литература

Чтение произведений и стихотворений из сборника З.Ф.Уткиной

Игра  «Сложи насекомое»

Экскурсия   к Озеру Селитренному

Наблюдение за кузнечиком

(зачем кузнечику  ноги-послушать стрекотание)

Совместно с детьми:

- создание фотоальбома «Наши маленькие помощники».

Совместно с родителями:

- изготовление   шапочек с изображением  кузнечика  для игр).

Ноябрь

Трудолюбивая пчёлка

Беседа «Как насекомые готовятся к зиме?»

Беседа «Знакомство с пчелой Майей »,

Беседа «Как пчёлы спасаются от врагов?»

Игра «Помоги пчёлкам»

Презентация о пчёлах

Подвижная .игра «Медведь и пчёлы»

Исследование «Сколько глаз у пчелы –на муляже пчелы»,рассказ

из  личного опыта  детей летом

«как пчела собирает нектар?»

Совместно с детьми

Изготовление  пчёлок  из пластилина.

             Совместно с родителями

Консультация «Здоровье от пчелы».

Изготовление  пчёлок из бросового материала

Декабрь

 Встреча с божьей коровкой

Рассматривание иллюстраций различных видов божьей коровки

Беседа «  Полезное насекомое божья коровка»

Презентация «божья коровка-помощник в борьбе с тлёй»

Придумывание загадок о божьей коровке

Опыт (с помощью лупы посчитать  сколько точек у божьей коровке)

Совместно с детьми

Изготовление божьих коровок из ореховой скорлупы

Рисование «божья коровка на листочке»

             Совместно с родителями

Консультация «Польза или вред божьей коровки»

Подбор иллюстраций о разных божьих коровках.

Январь

Встреча с комаром

Пискуном

Беседа « Откуда  прилетел комар?»,

«Почему комаров называют вредными»

Презентация «Насекомое — комар»

Художественная литература

Чтение стихотворений о комарах

Игра «Поймай комара»

Опыт «Почему комар не тонет «(из фольги сделать 2 насекомых с широкими и узкими лапками)

Игра «Хорошо – плохо»

Рисование  Комара

Совместно с детьми

Ручной труд «Комар из природного материала»

Совместно с родителями

Подобрать к данной теме  приметы

Февраль

Стрекоза - зелёные глаза

Беседа «Где обитают стрекозы?»

Презентация «Сходство  стрекозы и вертолёта»

(рассмотреть  засушенное насекомое с помощью лупы)

Пазлы «Насекомые»

Игра «Угадай по описанию»

Совместно с детьми

Конструирование из природного материала «Стрекоза»

Совместно с родителями

Создание уголка «Насекомые»

Март

Встреча с муравьём

Кузей

Беседа «Из жизни муравьёв»

Игра «Найди различия и сходство»

Отгадывание  загадок

Выкладывание из палочек и камешков понравившихся насекомых

Игры с игрушками- насекомыми

«Ловишки – муравьишки»

Совместно с детьми

Лепка «Муравьишки в муравейнике»

Сочинение с детьми сказок и историй

Совместно с родителями

Изготовление шапочек стрекозы и муравья к  инсценированию  басни

«Стрекоза и муравей»

Апрель

Муха - цокотуха

Беседа -обсуждения: Вредные насекомые ».

Рассматривание альбома «Эти вредные насекомые»

Игра «Кто лишний»

Экскурсия  по территории д.сада п. Степного Озера

(наблюдение  за  мухой -

Как переносит пыльцу?)

Лепка  «Мы ходили в парк»

Совместно с детьми

Игра – драматизация «Муха-цокотуха»

Совместно с родителями

Консультация «  Какой вред  наносит муха?»

Май

 Встреча с  бабочкой - красавицей

Наблюдение за бабочками на цветочной клумбе

д.сада»Золотая рыбка»

(для  чего бабочке нужны на крыльях кружочки?»)

Экскурсия в мини-музей «Бабочки» (Шевчук Т.Т.)

Составление рассказа  по этапам развития бабочки

Игра « Найди отличия бабочки стрекозы»

Игра «Соедини точки и узнай во что превратится гусеница»

Викторина « Что мы знаем о насекомых»

Совместно с детьми

Составление альбома из рисунков« Насекомые посёлка»

Совместно с родителями

Создание коллекции «Насекомые»

 Подготовительная к школе группа

Сроки

реализации

Тема

Содержание деятельности   Мероприятия

с детьми и родителями.

Сентябрь

   Вредные насекомые

Беседа  «Вредные насекомые»

Экскурсия на огород д.сада «Золотая рыбка»)

Наблюдение  за бабочкой – капустницей.

Наблюдение за колорадским жуком.

Рассматривание насекомых с помощью лупы

Игра «Мы спасатели »

Совместно с детьми:

- изготовление  из природного  материала поделки бабочки и колорадского жука;

Совместно с родителями:

- оформление фотоальбома «Вредные насекомые».

Октябрь

Старичок-паучок

Беседа «Пауки –хищники.»

Беседа «Какие насекомые приносят пользу?»

Экскурсия в лесополосу п. Степного Озера

(наблюдение за паутиной)

Рассматривание с помощью лупы паучка

Составление описательного рассказа по опорной схеме «Насекомые»

Игра «Паук и мухи»

« Летает не летает»

Совместно с детьми

(создание фотоальбома»Встреча с паучком»

(зарисовка  паутинки)

Совместно с родителями

Подобрать приметы к данной теме

Ноябрь

Бабочка - крапивница

Беседа «Жизнь насекомых осенью»

Беседа о  бабочке –крапивнице

Игра «Собери бабочку из геометрических фигур»,

«Собери цветок»

Придумывание загадок о бабочках

Презентация «Как появляется бабочка?»

Совместно с детьми

(Найти  в начале осени в  траве  крыло бабочки

Рассматривание крылышка  бабочки  под микроскопом)

Совместно с родителями

Составить кроссворд о насекомых.

Декабрь-Январь

Шмель мохнатый

Зажужжала тут Оса

Беседа  «Как насекомые спасаются от врагов?»

Беседа «Чем полезны пчёлы, шмели и осы?»

Презентация «Пчёлы ,шмели ,осы в цветнике п. Степного Озера» »

Игра «Угости сладким»

Прослушивание  на диске «Звуки природы»

Игра «Летает, прыгает, ползает»

Рассматривание «Как пчела собирает нектар»

Сюжетно-ролевая игра «Больница»(оказание первой помощи при укусах насекомых)

               Совместно с детьми

Конструирование из бумаги поделок ,подвешенных на нитке

Совместно с родителями

Консультация «Первая помощь при укусах насекомых»

Февраль

Дружное муравьиное семейство

Беседа  «Кто на Земле самый сильный?»

Презентация  Всё о муравьях

Отгадывание загадок о муравьях

Сюжетно-ролевая игра «Муравьиная семья»

Совместно с детьми (обследование через лупу строение фигурки муравья)

Создание альбома «Муравьи –помощники»

Совместно с родителями

Изготовление макета «муравейник»

Март

Таракан - тараканище

Беседа о вреде тараканов для человека

«Почему тараканы боятся света?»

Презентация  «Таракашечка»

Игра –викторина «Мир насекомых»

Работа с детьми:

(обследование  лапок таракана на картинке с помощью лупы)

Работа с родителями

Информация в уголок

«Какую пользу и вред приносит таракан»

Апрель

В гости к насекомым

Беседа «Первые насекомые весны»

Экскурсия   к цветникам в посёлке Степное Озеро.

Рассматривание  иллюстраций о появлении бабочек.

Рассматривание появление гусеницы бабочки-крапивницы

Игра «Узнай насекомых по силуэтам»

Работа с детьми

(зарисовка  схемы   «Как появляется  бабочка?»

Работа с родителями

(составление экологических знаков)

Май

Эти разные  шестиногие

Беседа - «Эти разные шестиногие»

Презентация «Опасные насекомые – клещи»

Рассматривание в Красной книге насекомых Алтайского края(пчела-плотник, жужелица Геблера)

Экскурсия в степь

Наблюдение  за клещом .

Рассматривание клеща с помощью лупы

Решение   проблемной ситуации  «Что бы произошло, если бы исчезли все насекомые»

Посещение выставки «Насекомые Кулундинской  степи»

Работа с детьми

Выставка детских работ «Насекомые  Кулундинской степи»

Работа с родителями

Создание макета «Насекомые Кулундинской степи»

  1. Мониторинг освоения программы

 Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения экологического содержания строится на комплексном подходе оценки первичных, промежуточных и итоговых результатов освоения Программы.

Периодичность мониторинга.

Первичный

Текущий

Итоговый

сентябрь

Декабрь-январь

май

 Периодичность мониторинга обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов и не приводит к переутомлению детей.

  1. Организационный раздел
  1. Оформление предметно-пространственной среды

 Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и эколого- развивающей предметной среды.

 Главными задачами при этом являются:

       • создание условий для формирования у ребенка экологической культуры;

• экологически грамотное поведение в природе, безопасное как для самой природы, так и для ребенка;

• создание условий для ознакомления и общения ребенка с природой ближайшего окружения.

  Экологически развивающая среда в детском саду должна способствовать:

·      познавательному развитию ребенка;

·      эколого-эстетическому развитию ребенка;

·      оздоровлению ребенка;

·      формированию нравственных качеств детей;

·      формированию экологически грамотного поведения;

·      экологизации различных видов деятельности.

Экологический уголок в группе содержит: мини-лабораторию, коллекции насекомых, фото альбомы, познавательную и художественную литературу и т.д.

  1. Программно-методическое обеспечение
  1. Алябьева, Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты (Текст)  Е. А. Алябьева.: - М.: Сфера, 2005. – 160 с.
  2. Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. (Текст)   Т. М. Бондаренко. – Воронеж: Учитель, 2007. 159 с.
  3. Веретенникова С.А. «Ознакомление дошкольников с природой» М: Просвещение 1973
  4. Горькова, Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию (Текст) Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. -  М.: . Вако, 2008. – 240 с.
  5. Журнал «Педагогическое творчество» №6 1999; №6 2000; №3 2003; №3 2004.
  6. Журнал «Дошкольная педагогика» №5 2008 год.
  7. Компанцева Л.В.  «Поэтический образ природы в детском рисунке» М: «Просвещение» 1985
  8. Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы [Текст] / М. Д. Маханева. - М.: Аркти, 2004. – 320 с.
  9.   Саморукова Т.Г.  «Как знакомить детей с природой» М: «Просвещение», 1983
  10. Т.А. Шорыгина «Насекомые. Какие они?». М., 2003.
  11. О.А. Скоролупова «Весна. Насекомые. Перелётные птицы». М., 2008.

Интернет- ресурсы:

http://wudao.narod.ru/

http://nasekomiy-mir.ru/

http://bio.1september.ru/

                                     Приложение

                               Кто такие насекомые?

Порой природа поражает нас красочностью и разнообразием своих творений. И любой живой организм в ней – есть великая красота, тайна и великая загадка. И некоторые загадки, быть может, никогда не найдут себе ответа.
Науке на настоящий момент известно около 1 миллиона видов насекомых, причем ежегодно описывается от 3 до 10 тысяч новых видов. Таким образом, насекомые - самая крупная группа организмов из обитающих ныне на Земле. Их больше, чем остальных животных и растений вместе взятых. Предполагаемое число видов насекомых еще внушительнее. По разным оценкам оно составляет от 3 до 30 миллионов видов.      Насекомые появились на свете очень давно и за такое долгое время разделились на множество видов. Насекомые — существа мелкие и очень хорошо приспосабливаются к любой среде.

Ученые энтомологи установили для определения насекомых два признака:

1. Тело насекомого состоит из 3 отделов: голова, грудь, брюшко.

2. На голове имеются пара усиков и фасеточные глаза. На грудной части часто имеются 3 пары ног и 2 пары крыльев.

Однако есть насекомые, которые имеют всего 1 пару крыльев, как мухи и москиты. У некоторых, как у вшей и блох, крылья постепенно отмерли за ненадобностью.

Слово "насекомое" произошло от слова "насечка", т.е. оно указывает на то, что насекомые разделены насечками на части.

Насекомые относятся к типу членистоногих. Членистоногие - это крупнейший тип царства животных, который объединяет насекомых, ракообразных и паукообразных. Членистоногие имеют наружный скелет. Он покрывает тело, как панцирь, но состоит из отдельных твердых члеников. Членики подвижно соединены друг с другом, как латы рыцаря.

                      Сезонные изменения в поведении насекомых

Жизнь насекомых находится в непосредственной зависимости от многих факторов — температуры, влажности, пищи, света и т.д. Будучи экологически пластичными, насекомые легко приспосабливаются к любым условиям местообитания. В нашем умеренном климате с резкими колебаниями важнейших факторов среды в течение года в процессе эволюции у насекомых выработались приспособительные реакции на смену сезонов. Благодаря им эти существа могут жить и развиваться при разных погодных условиях. А это, в свою очередь, нашло отражение в сезонных циклах, специфичных для каждого вида.

Поведение осенью.

Осень — не самая благоприятная пора для жизни насекомых, с одной стороны, из-за погодных условий, с другой, — из-за отсутствия корма. Неустойчивая погода с резкими перепадами температуры — от теплых дней до заморозков, а также заливные дожди отрицательно влияют на их активность. К тому же осенью у растений прекращается рост и развитие, и они становятся непригодными для питания. Поэтому у многих насекомых активная жизнь приходится на весну и первую половину лета, когда растения содержат большое количество питательных веществ.

А к концу осени в состоянии зимнего покоя находится уже большинство насекомых. Но у отдельных, особенно холодостойких видов (зимняя пяденица, рыжий сосновый пилильщик, зимний комарик и некоторые другие), активная жизнь может продолжаться до глубокой осени и даже до начала зимы. Осенью можно увидеть таких насекомых: тли , бабочки , осы, пчелы, цветочные мухи, гусеницы бабочек, личинки пилильщиков, божьи коровки, жужелицы. комары и мошки и другие.

В зависимости от поведения осенью, насекомые делятся на 2 группы:

1. Взрослые формы погибают, а остаются зимовать личинки, куколки, яйца.

2. Остаются зимовать во взрослом состоянии:  бабочка крапивница, траурница,  павлиний глаз , божьи коровки,  жужжалицы, жуки навозники, муравьи).

Поведение зимой.

Зимой насекомые находятся в состоянии покоя, что позволяет им пережить неблагоприятный период. Их активная жизнь (рост, развитие, размножение) приходится на теплое время года и продолжается с начала весны до поздней осени — 6—7 месяцев. Но на этом подготовка к зиме у насекомых не заканчивается. Им еще предстоит решить целый ряд жизненно важных вопросов — где, в каких местах и в каких укрытиях они будут зимовать.

При этом условия, благоприятные для зимовки, должны быть созданы именно для зимующей фазы, а зимовать у разных насекомых могут яйца, личинки, куколки и даже сами взрослые насекомые. Способы защиты от зимних холодов у этих маленьких существ настолько разнообразны и многочисленны, что их изобретательности порой просто удивляешься.

Очень ответственным моментом является выбор места зимовки. Где только не зимуют насекомые! Это могут быть деревья и кустарники, сухие растения, стены различных построек, изгороди, поверхность почвы и сама почва. У одних видов зимующие фазы располагаются на стволах и ветвях деревьев на коре и под корой, в трещинах коры, под чешуйками почек и у их основания. Так зимуют яйца тлей, медяниц, непарного и кольчатого шелкопрядов, зимней пяденицы; гусеницы вишневой моли, боярышницы, яблонной плодожорки, куколки капустной и репной белянок и т.д.

На поверхности почвы в подстилке, под опавшими листьями, комками земли и в верхних ее слоях прячутся крестоцветные клопы, яблонный цветоед, долгоносики (малинно-земляничный и др.), крестоцветные блошки, крыжовниковая пяденица, желтый крыжовниковый пилильщик, капустные мухи и многие другие. Некоторые виды уходят на большую глубину — до 15 см и глубже (яблонный пилильщик, малинный жук и др). Колорадский жук может находиться даже на глубине 20—30 см.

Поведение весной.

Насекомые , зимующие во взрослом состоянии начинают пробуждаться. Первыми просыпаются мухи и бабочки.

                       ЗАГАДКИ О НАСЕКОМЫХ

Шевелились у цветка все четыре лепестка. 
Я поймать его хотел - он вспорхнул и улетел (бабочка). 

Над цветком порхает, пляшет, 
Веерком узорным машет (бабочка).

Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик (стрекоза) 

Не солнце, не огонь, а светит (Светлячок)

Кто в лесу без топоров строит избу без углов (муравей)

На поляне возле ёлок 
Дом построен из иголок. 
За травой не виден он, 
А жильцов в нём миллион (Муравьи)


Самого не видно, а песню слышно; 
Летит, пищит, случай не упустит: 
Сядет и укусит (Комар)

На лугу живёт скрипач, 
Носит фрак и ходит вскачь (Кузнечик)

Он сети, как рыбак, готовит, 
А рыбы никогда не ловит (Паук)

Восемь ног, как восемь рук, 
Вышивают шёлком круг. 
Мастер знает в этом толк. 
Покупайте, мухи, шёлк! (Паук)

Не жужжу, когда сижу, 
Не жужжу, когда хожу, 
Не жужжу, когда тружусь, 
А жужжу, когда кружусь (Жук)

Рогат, да не бык, шесть ног без копыт, летит — воет, сядет — землю роет. (Жук).

Кто над нами вверх ногами 
Ходит - не страшится, 
Упасть не боится, целый день летает, 
Всем надоедает? (Муха)

Домовитая хозяйка 
Пролетела над лужайкой, 
Похлопочет над цветком - 
Он поделится медком (Пчела)

Лежит кучка поросят, только тронешь - завизжат (пчелы)

Мой хвост не отличишь от головы.
Меня всегда в земле найдете вы (Червяк)

Волосата, зелена,
В листьях прячется она.
Хоть и много ножек,
Бегать все равно не может (Гусеница)

Сивую буренушку и дома не любят, и на базаре не купят (таракан)

Не моторы, а шумят,
Не пилоты, а летят,
Не змеи, а жалят (Осы)


Вдруг зажегся на травинке
Настоящий огонек.
Это с лампочкой на спинке
Сел на травку ...(светлячок)

Пословицы и поговорки

  1. Муравей не велик, а горы копает.
  2. Муравью роса – ливень.
  3. Самую злую змею может одолеть куча муравьёв.
  4. На муравейнике долго не усидишь.
  5. Лучший подарок муравью – ножка кузнечика.
  6. Спотыкаются не о гору, а о муравейник.
  7. Одна пчела много мёду не наносит.
  8. Пчёлка маленькая, да мёд её сладок.
  9. Яблоньку за яблоки любят, а пчёлку – за медок.
  10. Пчела знает, где мёд брать.
  11. У кого пчела, тому жизнь весела.
  12. Приходи к пчеле с кротким словом, береги пчелу добрым делом.
  13. Жужжала муха, дождалась паука.

Народные приметы

  1. Комары и мошки столбом – к хорошей погоде.
  2. Когда пчелы летят к своим ульям, то скоро будет дождь.
  3. Перед засухой пчелы становятся злее, чаще жалят.
  4. Пчелы сидят на стенках улья – к сильной жаре.
  5. Если муравьи прячутся в кучке  - жди сильного ветра, дождя, грозы.
  6. Паук не раскидывает сетей перед бурей или перед дождем.
  7. Перед непогодой пауки сами уничтожают сотканную ими паутину и забираются в щели.
  8. Если паук принимается за работу над новой сетью, то погода скоро переменится к лучшему.
  9. Если много комаров – готовь короб для ягод.
  10. Если много мошек – готовь по грибы лукошек.
  11. Если муравьи увеличивают муравейник – жди холодной зимы.
  12. Много паутинок на бабье лето – к ясной осени и холодной зиме.
  13. Если лист с деревьев сыпется густо, пора улья с пасек убирать.
  14. Светляки ярко горят в траве – на хорошую погоду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром растений

Проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста возникла, в первую очередь, в связи с внимательным исследованием современными учёными взаимодействия человеческого общества и природы. Воп...

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе реализации ФГОС ДО.

Система  работы   МБДОУ г.Керчи РК  «Детский компенсирующего вида для детей с  нарушениями зрения № 46 «Солнышко» по формированию начал экологической культур...

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с домашним животными

За время работы в детском саду я, к сожалению, столкнулась с безразличием многих детей к маленьким и беззащитным существам - животным. Дет могут подойти и пнуть кошку. Дети не знают, почему нельзя гро...

Опыт работы по теме «Формирование предпосылок экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности»

laquo;Воспитывая себя и детей, не забывайте, что формирование экологической культуры будет эффективнее, если вы сами будете любить родной край, родной детский сад, родную культуру и речь, свою семью,...

Самоанализ педагогической деятельности по теме "Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природным окружающим миром".

Описание моей пед.деятельности за межаттестационный период по теме "Формирование Экологических представлений детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природным окружающим миром"....

Самоанализ.Тема " Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим природным миром"

Самоанализ педагогической деятельности по теме " Формирование экологических представлений у детей дошк.возраста в процессе ознакомления с окруж.природным миром"....