Гиперактивность и проблемы дисциплины: как помочь ребенку в семье?
консультация

Костикова Вера Николаевна

Статья адресована родителям гиперактивных детей. Так же статья может служить основой для проведения консультации педагога-психолога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл post_dlya_publikatsii_.docx17.93 КБ

Предварительный просмотр:

Гиперактивность и проблемы дисциплины:

как помочь ребенку в семье?

Гиперактивным сейчас готовы назвать почти каждого ребенка, который просто активен, не запуган, обладает живыми эмоциями, детской непосредственностью, любит подвигаться и не стесняется выражать себя.  Важно отличать гиперактивных детей от просто активных, легковозбудимых, эмоциональных. Это может сделать только специалист (психолог или психоневролог).

Поведение гиперактивных детей характеризуется излишней подвижность, импульсивностью, высокой эмоциональностью, суетливостью. Такой ребенок неуправляем, не реагирует на запреты и ограничения взрослых, в любых ситуациях ведет себя одинаково активно: крутится, бегает, шумит (дома, в детском саду, на улице, в магазине). Быстро, громко и много говорит, перебивает взрослых, задает много вопросов, но редко выслушивает ответы. Ему трудно сосредоточить внимание на чем-то одном, он, как правило, не доводит начатое дело или игру до конца. Часто провоцирует конфликты между детьми, не контролирует свою агрессию - толкает, дерется, обзывается.

Что же нужно знать родителям гиперактивного ребенка?

  • У ребенка нет цели доставить всем неприятности  или кого-то разозлить. Просто он плохо управляет собственным поведением и эмоциями. Процессы возбуждения в его нервной системе превалируют над процессами торможения.
  • Необходимо оберегать ребенка от переутомления, от избыточного количества впечатлений. Не посещать с ним многолюдные места, ограничить просмотр телевизора  и т.п.
  • Бесполезно сдерживать естественную потребность ребенка поиграть, побегать, пошуметь. Не запрещайте активные действия в категоричной форме, не кричите на ребенка - от громкого голоса возбуждение только усиливается. Лучше направить его неуемную энергию в конструктивное русло, переключить его на другое занятие, по возможности предложить ему активно подвигаться: пусть он что-нибудь принесет, поможет с уборкой, погуляет с собакой.
  • Чтобы успокоить ребенка, возьмите его за руку, погладьте по голове, обнимите. Хвалите его за каждое проявление сдержанности или когда ему удалось довести начатое дело до конца. Не настаивайте на том, чтобы ребенок во что бы то стало извинился, если он "плохо" себя вел.
  • Основная задача в воспитании такого ребенка - не научить его сдерживать свои порывы и импульсы, а научить его управлять собой. Поэтому полезны любые игры, позволяющие чередовать возбуждение и торможение, активность и расслабление.
  • Для гиперактивных детей полезен ручной труд, занятия с водой, песком и любыми другими мелкими материалами. Полезны различные виды штриховки, раскрашивание силуэтных картинок, различные виды рукоделия. Управляя своей мелкой моторикой, ребенок учится управлять собой.
  • Для ребенка важен режим, но стоит с пониманием относиться к тому факту, что ему будет иногда трудно переключить свою активность, поэтому режимные моменты должны существовать, но не должны быть очень жесткими. Не стоит играть в активные и подвижные игры перед  сном. Если ваш ребенок посещает детский сад, старайтесь в выходные дни придерживаться режима дня, установленного в нем.
  • Воздерживайтесь от осуждающих и критических замечаний в адрес такого ребенка, поскольку это почти наверняка снизит его и без того невысокую самооценку и повысит тревожность, что усилит  гиперактивные симптомы. Ребенок не виноват в том, что он такой, поэтому ругать и наказывать его бесполезно.
  • К подростковому возрасту признаки гиперактивности у многих детей проходят, но до этого ребенку еще предстоит обучение в школе, где гиперактивное поведение будет сильно мешать ему самому и процессу обучения  других детей. Поэтому стоит по возможности  заранее подобрать для ребенка школу, где количество детей в классе не превышает 15 человек.
  • Важно помнить, что саморегуляция - это то, что будет даваться вашему ребенку с особым трудом. Но ей трудно будет научиться, если она будет замещена вашей регуляцией. Поэтому не полезно все время контролировать или одергивать ребенка, стоит это делать только в тех случаях, когда он точно не может сделать это сам.
  • Ребенку важно самореализовываться. При всей кажущейся непоследовательности его действий он хочет быть полезным, хорошим, любимым. Ему важно давать какие-то мелкие задания и поручения и благодарить за них, даже если они не выполнены идеально.
  • Следует избегать крайностей в воспитании - проявления чрезмерной  мягкости и вседозволенности и излишней строгости и неоправданных наказаний. Четко объясняйте  правила поведения в различных ситуациях и последовательно требуйте их выполнения. Требования в семье должны быть едины со стороны всех взрослых.
  • Еще один из актуальных вопросов - это необходимость периодического медикаментозного  пролечивания  гиперактивного ребенка. Решать его нужно индивидуально в каждом случае с детским психоневрологом.

Воспитание гиперактивного ребенка - огромная психологическая нагрузка  для отдельно взятого родителя и для всей семьи, поэтому по мере возможности важно расширять круг знакомых и помощников, способных помогать ребенку в  его деятельности и развитии.

А сейчас давайте поразмышляем. Как вы считаете, насколько могут усилить проявление гиперактивности у ребенка неблагоприятные социальные  и  психологические факторы в семье, такие как:

- недостаток  персонального внимания к ребенку в родительской семье;

- частые конфликты в семье;

- использование физических наказаний и т.п.

Выберите один из вариантов:

  • Указанные факторы никак не влияют на поведение ребенка, гиперактивность носит наследственный характер.
  • Указанные факторы наряду с наследственностью усиливают проявление гиперактивности у ребенка.
  • Указанные факторы в полном объеме влияют на проявление гиперактивности у ребенка, наследственность не оказывает никакого влияния.
  • Другое.

*правильный вариант второй

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для родителей "Как помочь ребенку с гиперактивностью"

"Гипер...” — (от греч. Hyper — над, сверху) — составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово "активный” пришло в русский язык из латинского "a tivus” и означает "действенны...

Как помочь ребенку с речевыми проблемами?

Рекомендации логопеда родителям: КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ С РЕЧЕВЫМИ ПРОБЛЕМАМИ?...

Практическая методическая копилка "Этюды человечности" Как помочь ребенку преодолеть внутренние проблемы

В консультации рассказывается о методе "драматической психоэлевации" московских психологов и педагогов И.Я.Медведевой, Т.Л.Шишовой. Данный метод позволяет ребенку преодолеть многие свои недо...

Гиперактивность: как помочь ребенку

Рекомендации воспитателю...

Как помочь ребенку преодолеть речевые проблемы

Ребенку можно и нужно помочь преодолеть речевые проблемы....

Консультация для родителей «Как помочь ребенку с гиперактивностью»

Данная консультация рекомендована родителям детей дошкольного возраста. Гиперактивный ребенок какой он?...