Картотека по лексическим темам:"Пальчиковые игры малой подвижности"
картотека

Морозова Марина Анатольевна

--

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igry_palchikovye_maloy_podvizhnosti.docx75 КБ

Предварительный просмотр:

К № 3.

Лексическая тема: «Детский сад. Мой город».

Пальчиковая игра «Здравствуй Родина моя!»

Речь

Движение

Утром солнышко встаёт,

Нас на улицу зовёт,

Выхожу из дома я:

- Здравствуй, улица моя!

Отвечаю травам я,

Отвечаю солнцу я,

Отвечаю ветру я:

- Здравствуй, Родина моя!

Поднять ладони вверх

Соединять ладони, волнообразные движения ладонями

Развести ладони стороны

Соединять пальцы обеих рук на каждое предложение,

начиная с больших пальцев правой и левой руки.

Игра на координацию речи с движениями «Мы по городу гуляем»

Речь

Движение

Мы по городу гуляем,

Все мы видим, примечаем.

Раз – детский сад,

Два – библиотека,

Три – аптека,

Четыре – магазин,

Пять – мы опять идем гулять!

Маршируем по кругу друг за другом.


Смотрим по сторонам.

Загибаем пальцы на руке

К № 4.

 Лексическая тема: «Краски осени. Деревья, кустарники».    

                   

Пальчиковая игра «Осень».

Речь

Движение

Ветер по лесу летал, ветер листики считал      

Вот дубовый, вот кленовый,                              

 Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой,  

Вот последний лист с осинки                            

Ветер бросил на тропинку.

плавные, волнообразные движения ладонями

загибают по одному пальчику на обеих руках

спокойно укладывают ладони на стол.

Игра на координацию речи с движениями «Дождик».

Речь

Движение

К нам на длинной тонкой ножке              

Скачет дождик по дорожке.

В лужице – смотри, смотри! –                  Он пускает пузыри.

Стали мокрыми кусты,                              

Стали мокрыми цветы.                              Мокрый серый воробей                             Сушит перышки скорей.

прыжки на одной ноге по кругу

дети стоят лицом в круг; ритмичные приседания

руки вверх, потряхивания кистями

наклон, руки к полу, потряхивания кистями

встали, руки вдоль тела, потряхивания кистями

К № 5.

  Лексическая тема: «Урожай. Овощи. Труд людей в осенний период».

Пальчиковая игра «Овощи».

Речь

Движение

Вырос у нас чесночок    

Перец, томат, кабачок                                

Тыква, капуста, картошка                          

Лук и немного горошка                              

Овощи мы собирали                                  

 Ими гостей угощали                                  

Квасили, ели, солили                                  

С дачи домой привозили                            

Прощай же на год                                      

Наш друг огород                                        

массаж большого пальца правой руки по часовой стрелке 

массаж указательного пальца

массаж среднего пальца

массаж безымянного пальца

массаж мизинца

массаж большого пальца левой руки

массаж указательного пальца левой руки

массаж среднего пальца левой руки

массаж безымянного пальца левой руки

массаж мизинца левой руки

   Игра на координацию речи с движением «Огород».

Речь         

Движение

В огороде много гряд.

Здесь капуста и салат.

Тут и свёкла и горох,

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород,

Нас прокормит целый год.

Развести руками в стороны.

Присесть.

Имитация сбора овощей.

Встать руки на поясе.

Развести руками в стороны. 

К № 6.

Лексическая тема: «Урожай. Фрукты. Труд людей в осенний период».

  Пальчиковая игра «Апельсин».  

Речь

Движение

Мы делили апельсин

Много нас,

А он один.

Эта долька – для ежа.

Эта долька – для стрижа.

Эта долька – для утят.

Эта долька – для котят.

Эта долька – для бобра.

А для волка – кожура.

Он сердит на нас беда!!!

Разбегайтесь кто куда!

Дети разламывают воображаемый апельсин на дольки

Показывают 10 пальцев

Показывают один палец

Загибают большой палец левой руки

Загибают указательный палец

Загибают средний палец

Загибают безымянный палец

Загибают мизинец

Бросательное движение правой рукой

Сжимают кулаки и прижимают их к груди

Бегут пальцами по стулу

Игра на координацию речи с движением «Компот».

Речь

Движение

Будем мы варить компот.

Фруктов нужно много.

Вот.

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот, Угостим честной народ.

маршировать на месте

показать руками - "много"

имитировать, как крошат, рубят, отжимают, кладут, насыпают песок

повернуться вокруг себя

(хлопать в ладоши)

К № 7.

Лексическая тема: «Осенние изменения в природе. Одежда. Обувь.

Головные уборы».

Пальчиковая игра «Варежка».

Речь

Движение

 Маша варежку одела    

Ой! Куда я пальчик дела?  

Нету пальчика, пропал

Видно в домик не попал.

Маша варежку сняла,                      

Посмотрите-ка нашла!

Ищешь, ищешь и найдёшь      

Здравствуй пальчик, как дела?      

           

массаж ладоней

спрятать большой палец в кулачок

массаж ладоней

сгибать и разгибать большой палец в быстром темпе,

руки сжаты в кулак

выпрямить большой палец, показать

Игра на координацию речи с движением «Сапожки».

Речь

Движение

 Вот они, сапожки  

Этот с левой ножки        

Этот с правой ножки      

Если дождичек пойдёт  

Наденем мы калошки

Эта с правой ножки        

Это с левой ножки            

  Вот как хорошо!             

руки на поясе

выставляют левую ногу вперёд

выставляют правую ногу вперёд

шаги на месте

выставляют правую ногу вперёд

выставляют левую ногу вперёд

бег на месте

 

 

К № 8.

Лексическая тема: «Народная культура и традиции. Игрушки».

 Пальчиковая игра «Игрушки»

Речь

Движение

На большом диване в ряд  

Куклы Катины сидят:

Два медведя, Буратино,  

И весёлый Чиполлино,

И котёнок, и слонёнок.

Раз, два, три, четыре, пять.      

Помогаем нашей Кате

Мы игрушки сосчитать.

попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками

загибают по переменно все пальцы

разгибают поочерёдно пальчики

попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками

Игра на координацию речи с движением «Игрушки».

Речь

Движение

Наши руки крендельком

Щеки будто яблоки

С нами издавна знаком

Весь народ на ярмарке

Мы игрушки расписные

Кумушки посадские

Дымковские барышни

Всех на свете краше

А гусары баловни.

Стоя, руки на поясе.

Изобразить руками круг.

Руки на поясе, повороты вправо – влево.

Полуприседания

Повороты вправо – влево, руки на поясе

К № 9.

Лексическая тема: «Наш быт. Дом. Мебель».

Пальчиковая игра «Дом».

Речь

Движение

На улице садовой дом построен новый.

В нём столько светлых окон считать, не сосчитать.

А крыша так высоко, что птицам не достать.

В доме 10 этажей, в доме 1000 людей.

Кто построил этот дом, дом в котором мы живём.

Ладони соединить, волнообразные движения

Соединить пальцы в кольцо

Соединить ладони над головой

Сжимать и разжимать ладони

Соединить ладони над головой.

Игра на координацию речи с движением «Много мебели у нас»

Речь

Движение

Раз, два, три, четыре,

Много мебели в квартире.

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть – чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом,

Посидели за столом,

Чай с вареньем дружно пили.

Много мебели в квартире.

Хлопки в ладоши

Прыжки на месте

Повороты туловищем вправо – влево

Поднять руки вверх потянуться

Потрясти правой, левой ногой

Полу присест

Имитация движения

Хлопки в ладоши

Полу присест

Имитация движения

К № 10.

Лексическая тема: «Дружба. День народного единства. Моя Родина Россия».

Пальчиковая игра «Здравствуй Родина моя!»

Речь

Движение

Утром солнышко встаёт,

Нас на улицу зовёт,

Выхожу из дома я:

- Здравствуй, улица моя!

Отвечаю травам я,

Отвечаю солнцу я,

Отвечаю ветру я:

- Здравствуй, Родина моя!

Поднять ладони вверх

Соединять ладони, волнообразные движения ладонями

Развести ладони стороны

Соединять пальцы обеих рук на каждое предложение,

начиная с больших пальцев правой и левой руки.

Игра на координацию речи с движением «Моя Россия»

Речь

Движение

Если долго- долго- долго

В самолёте нам лететь,

Если долго- долго- долго

На Россию нам смотреть

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймём тогда, какая,

Наша Родина большая,

Необъятная страна.

Имитация полёта, махи – руками

Повороты вправо – влево

Поднять руки вверх – потянуться

Посмотреть вдаль

Развести руки в стороны

Погрозить пальцем правой руки

Обхватить себя руками.

К № 11.

Лексическая тема: «Я - человек».

Пальчиковая игра «Части тела»

Речь

Движение

Есть на пальцах наших ногти,

На руках запястья, локти.

Темя, шея, плечи, грудь

И животик не забудь.

Есть колени. Есть спина,

Но она всего одна.

Есть у нас на голове

Ушка два и мочки две.

Брови, скулы и виски,

И глаза, что так близки.

По ходу произношения указывают на

 упоминаемую часть тела.

Игра на координацию речи с движением «Любопытная Варвара»

Речь

Движение

Любопытная Варвара.

Смотрит влево, смотрит вправо,

А потом вперёд,

Тут немного отдохнёт.

Шея не напряжена, а расслаблена.

А Варвара смотрит вверх,

Выше всех и дальше всех.

Возвращается обратно,

Расслабление приятно,

Шея не напряжена, а расслаблена.

Делают повороты влево – вправо

Расслабленный наклон вперёд головой

Поднимают голову

Расслабленный наклон вперёд головой

Голову держат прямо 

К № 12.

Лексическая тема: «Домашние животные и их детёныши».

Пальчиковая игра «Бурёнушка»

Речь

Движение

Дай  молока, Бурёнушка,

Хоть капельку – на донышке.

Ждут меня котятки,

Малые ребятки.

Дай им сливок ложечку.

Творогу немножечко

Масла, простокваши,

Молока и кашки,

Всем даёт здоровье.

Молоко коровки.

Показ как доят корову

Мордочки из пальцев

Загибать по одному пальчику на руках

Хлопки двумя руками

Игра на координацию речи с движением «Три кота».

Речь

Движение

Шли по крыше три кота,

Три кота Василия

Поднимали три хвоста

Прямо в небо синее

Сели киски на карниз,

Посмотрели вверх и вниз.

И сказали три кота:

Красота! Красота!

Ходьба

Поднимание рук

Приседание

Хлопки в ладоши 

К № 13.

Лексическая тема: «Дикие животные и их детеныши».

Пальчиковая игра «Теремок».

Речь

Движение

Стоит в поле теремок, теремок

На двери весит замок, замок

Как бы нам замок открыть, открыть

В теремок зверей впустить, впустить

Слева зайка, справа мишка

Отодвинь-ка ты задвижку медведь

Зайка, ёжик, мишка, волк

Открывают теремок, теремок.

Поднять руки над головой, соединить, хлопок

Соединить ладони вместе, имитация замка

Рассоединить руки, хлопок

Поднять руки над головой, соединить, хлопок

Соединить ладони, движение вправо, влево

Имитация движения        

Игра на координацию речи с движением «Животные».

Речь

Движение

Ёж, медведь, барсук, енот

Спят зимою каждый год.

Волка, зайца, рысь, лису

И зимой найдешь в лесу.

Поочередное соединение всех пальцев с с большим, начиная с указательного и заканчивая мизинцем.

Смена рук.

К № 14.

Лексическая тема: «Зима. Приметы зимы. Зимующие птицы».

Пальчиковая игра «Зимующие птицы».

Речь

Движение

Снегирь и сорока,

И клёст и синица

Зимуют у нас эти чудные птицы.

И чтоб они жили по-прежнему с нами

Мы будем кормить их, конечно же, сами.

Попеременно соединять пальцы правой и

 левой руки на каждое слово.

Потом разъединить.

Игра на координацию речи с движением «Зимняя прогулка».

Речь

Движение

Раз, два, три, четыре, пять

Мы во двор пришли гулять.

Бабу снежную лепили.

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались

А еще в снегу валялись.

Ходьба на месте, руки на поясе

Имитация движения

Имитация движений

Приседание

Повороты туловища по часовой стрелке

К № 15.

Лексическая тема: «Здоровей-ка. Продукты питания».

Пальчиковая игра «Мышка зернышко нашла».

Речь

Движение

Мышка зёрнышко нашла,

И на мельницу снесла.

Намолола там муки,

Испекла всем пирожки:

Мышонку – с капустой,

Мышонку – с картошкой,

Мышонку – с морковкой,

Мышонку – с морошкой.

Для большого толстячка

Аж четыре пирожка:

С капустой, с картошкой, с морковкой, с морошкой.

Пальчики бегут по рукам вверх – вниз

Хлопают в ладоши

Загибают пальцы, на правой руке начиная

с мизинца

Массируют большой палец

Загибают пальцы на левой руке

Игра на координацию речи с движениями «Зарядка»

Речь

Движение

Осенью, весною, летом и зимою

Мы во двор выходим дружною семьей.

Встанем в круг, и по порядку

Каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает,

Папа бодро приседает.

Повороты вправо – влево

Делает мой братик Сева.

Я сама бегу трусцой и качаю головой.

Импровизация движений в такт

 стихотворения.

К № 16.

Лексическая тема: «Новогодний калейдоскоп».

Пальчиковая игра «Подарки»

Речь

Движение

Дед Мороз принёс подарки

Буквари, альбомы, марки,

Кукол, мишек и машины,

Попугая и пингвина,

Шоколадок пол мешка

И пушистого щенка.

Дети шагают пальчиками по столу

На каждое название подарка

загибают по одному пальчику

сначала на правой,

потом на левой руке.

Игра на координацию речи с движениями «Ёлка»

Речь

Движение

Наша елка велика

Наша елка высока

Выше мамы, выше папы

Достает до потолка

Будем весело плясать. Эх, эх, эх!

Будем песни распевать. Ля-ля-ля!

Чтобы елка захотела

В гости к нам прийти опять!

круговое движение руками,

встать на носочки,

присесть и встать на носки,

потянуться.

пляшут, притопывая ногами, разводя руками в

стороны и ставя на пояс

К № 17.

Лексическая тема: «В гостях у сказки»

Пальчиковая игра«Птички»

Речь

Движение

Прилетайте, птички!

Сала дам синичке.

Приготовлю крошки,

                                                   

«Зовущие» движения пальцами обеих рук

«Режущие движения» одной ладони по другой

Пальцы щепоткой – «крошить» хлеб

Игра на координацию речи с движениями «Под ёлочкой»

Речь

Движение

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны:

Кар-кар-кар!

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали:

Кар-кар-кар!

Только к ночи умолкают

И все вместе засыпают:

Кар-кар-кар!    

Встать

Попрыгать

Хлопать над головой в ладоши

Повороты туловища влево – вправо

Наклоны туловища вправо – влево

Громко хлопать над головой в ладоши

Махать руками как крыльями

Сесть на корточки, руки засунуть под щеку

Тихо хлопать над головой в ладоши.

К № 18.

Лексическая тема: «Транспорт».

Пальчиковая игра «Транспорт»

Речь

Движение

Автобус, троллейбус, машина, трамвай –

О них ты на улице не забывай  (смена рук)

В морях – корабли, ледоколы, суда,

Они очень редко заходят сюда.

Соединение всех пальцев с большим пальцем по очереди,

начиная с указательного пальца, на каждый ударный слог

 Игра на координацию речи с движениями «Самолет»

Речь

Движение

Руки в стороны – в полёт

Отправляем самолёт

Правое крыло вперёд,

Левое крыло вперёд,

Полетел наш самолёт.

Дети бегут на носочках по кругу,

расставив руки в стороны

поворот через правое плечо

поворот через левое плечо

бегут по кругу, расставив руки в стороны.

К № 20.

Лексическая тема: «Город Мастеров. Профессии».

Пальчиковая игра «Повар»

Речь

Движение

Повар готовил обед,

А тут отключили свет.

Повар леща берёт

И опускает в компот.

Бросает в котёл поленья,

В печку кладёт варенье.

Мешает суп кочерыжкой,

Угли бьёт поварешкой.

Сахар сыплет в бульон,

И очень доволен он!

Ребром ладони дети стучат по столу

Загибают большой палец на левой руке

Загибают указательный палец

Загибают средний палец

Загибают безымянный палец

Загибают мизинец

Разводят руками

Игра на координацию речи с движениями «Маляр»

Речь

Движение

Маляры извёстку носят,

Стены кистью купоросят.

Не спеша разводят мел.

Я бы тоже так сумел.

Дети идут по кругу, держат в руках воображаемые вёдра.

Повернулись лицом в круг, движения кистью руки вверх-вниз.

Наклонились, мешают кистью в ведре.

Красят .

К № 21.

Лексическая тема: «Мир искусства. Театр.Цирк».

  Пальчиковая игра «Цирк»

Речь

Движение

В цирке весело всегда,

Мы идём сейчас туда

Мы увидим там гимнастов,

Акробатов, силачей

Много клоунов весёлых,

Дрессировщиков зверей.

Ребёнок идёт пальчиками по столу

Загибают по очереди пальцы, перечисляя цирковые профессии.

Игра на координацию речи с движениями «Парк аттракционов»

Речь

Движение

Мы на карусели сели,

Завертелись карусели.

Присели на качели,

То вниз, то вверх летели.

А теперь с тобой вдвоем

Мы на лодочке плывем.

Мы на берег выйдем с лодки

И поскачем по лужайке.

Будто зайки, будто зайки.

Дети, держась за руки, кружатся.

Держась за руки: один игрок стоит, другой приседает.

Держась за руки, качаются: вправо-влево, вперед-назад.

Прыжки на двух ногах.

К № 22.

Лексическая тема: «Моя семья».

   Пальчиковая игра «Семья»

Речь

Движение

Папа, мама, брат и я,

Вместе - дружная семья.

Раз, два, три, четыре.

Все живём в одной квартире.

Правой рукой загибают по одному пальчику на левой ладошке.

Левой рукой загибают по одному пальчику на правой ладошке.

Игра на координацию речи с движениями «Кто живёт у нас в квартире?»

Речь

Движение

Раз, два, три, четыре                      

Кто живёт у нас в квартире?        

Раз, два, три, четыре, пять            

Всех могу пересчитать                

Папа, мама, брат, сестра              

Кошка Мурка, два котёнка          

Мой сверчок, щегол и я -            

Вот и вся моя семья.    

         

Хлопаем в ладоши

Шагаем на месте

Прыжки на месте

Шагаем на месте

Хлопаем в ладоши

Наклоны туловища вправо, влево

Повороты туловища вправо, влево

Хлопаем в ладоши

К № 23.

Лексическая тема: «Этикет. Посуда»

Пальчиковая игра «Девочка Иринка»

Речь

Движение

Девочка Иринка порядок наводила

Девочка Иринка кукле говорила: 

«Салфетки должны быть в салфетнице, 
Масло должно быть в маслёнке,
Хлебушек должен быть в хлебнице, 
А соль? Ну, конечно, в солонке! 

 

Поочерёдно соединяют большой палец с остальными.

Игра на координацию речи с движениями «Посуда»

Речь

Движение

Вот большой стеклянный чайник.

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,

Очень крупные, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни — разобьются.

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос.

Он посуду нам принес.

дети надули животик

одну руку поставили на пояс, другую изогнули

присели, одну руку поставили на пояс

кружатся, «рисуя» руками круг

топнули ногой

потянулись, сомкнули руки над головой

легли, вытянулись

К № 24.

Лексическая тема: «Азбука безопасности»

Пальчиковая игра«Автомобиль»

Речь

Движение

В «Автомобиль» друзья играли

Вот из чего его собрали:

Двигатель, капот и фары

И колеса по две пары.

Есть багажник для вещей,

Бардачок – для мелочей.

Есть в нем руль – для поворота

И салон, где едет кто-то.

Есть и звуковой сигнал,

Пешеход, чтоб услыхал.

Руки в кулачке

Разгибаем пальцы начиная с мизинца левой руки и заканчивая большим пальцем правой руки

Игра на координацию речи с движениями «Самолёты»

Речь

Движение

На улице нашей -
Машины, машины.

Машины-малютки,
Машины большие.

Спешат грузовые,
Фырчат легковые.
Торопятся, мчатся,
Как будто живые.

Эй, машины, полный ход!
Я - примерный пешеход:
Торопиться не люблю,
Вам дорогу уступлю.

имитация вращения руля

имитация вращения руля

поворот в обратное направление

поворот в обратное направление

шагает

шагает

К № 25.

Лексическая тема: «Наши защитники»

Игра пальчиковая «Мы солдаты »

Речь

Движение

Мы солдаты, мы солдаты, бодрым шагом мы идем.

В нашу армию, ребята, просто так не попадешь.

Нужно быть умелыми, сильными и смелыми.

Пальцы бодро «Маршируют» по столу.

Пальцы сжаты в кулак, указательный вверх и покачивается влево-вправо.

Ладонь вверх, пальцы растопырены, сжимаются

и разжимаются.

Игра на координацию речи с движениями «Стойкий оловянный солдатик»

Речь

Движение

Наклонитесь все вперед,

А потом наоборот.

Влево, вправо наклонитесь,

Наклоняйтесь, не ленитесь!

На одной ноге  постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Руки ты прижми к груди,

Да смотри, не упади!

Руки вверх, руки  в  бок,

И на месте- скок, скок, скок!

Носом вдох, а выдох ртом.

Дышим глубже, а потом…

Марш на место не спеша

Движения в соответствии с текстом

К № 26.

Лексическая тема: «Маленькие исследователи. Живая и неживая природа».

    Пальчиковая игра «Март капелью зазвенит»

Речь

Движение

Еще неделя пролетит,  

И март капелью зазвенит.

За ним апрель в цветах придет,

И землю солнышко зальет.

По рощам, паркам соловьи

Концерты вновь начнут свои.          

Плавные волнообразные движения кистей по столу

Стучат пальчиками по столу

Складывают из ладошек цветок

Сжимают – разжимают кулачки

Гладят правой рукой левую руку

Левой – правую руку

  Игра на координацию речи с движениями «Снег растает»

Речь

Движение

Снег растает в поле чистом,          

Схлынет талая вода-

Побежит за трактористом          

К синей речке борозда.

Выйдут сеялки потом

Засевать поля зерном.

Дети делают повороты направо - налево, приседают

Бегут друг за другом

Замедляют шаг

«Сеют»

К № 27.

Лексическая тема: «Женский день 8 Марта».

       Пальчиковая игра «Много мам на свете»

Речь

Движение

Много мам на белом свете,

Всех их любят очень дети!

Журналист и инженер,

Повар, милиционер,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель –

Мамы разные нужны,          

Мамы разные важны!

Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают

 себя за плечи.

Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке.

 Сжимают обе ладошки в «замочек».

Разводят руки, поднимают ладошки вверх.

        Игра на координацию речи с движениями «Маму я свою люблю»

Речь

Движение

Маму я свою люблю,         

Я всегда ей помогу:         

Я стираю, поласкаю,         

Воду с ручек отряхаю,

Пол я чисто подмету

И дрова ей наколю.

Маме надо отдыхать,         

Маме хочется поспать.

Я на цыпочках хожу,

И ни разу,         

И ни разу ни словечка         

Не скажу.         

Руки прижаты к груди

Дети выполняют движения в соответствии с текстом

К № 28.

Лексическая тема: «Весна шагает по планете».

     Пальчиковая игра «Весна»

Речь

Движение

Вот уж две недели 

Капают капели.

Снег на солнце тает 

 И ручьём стекает. 

Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе.

Руки ладонями вниз разведены в стороны.

Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону

        Игра на координацию речи с движениями «Весна, красна!»

Речь

Движение

Весна, весна красна!                  

Приди, весна, с радостью,              

С радостью, с радость        

С великой милостью:                

Со льном высоким,                    

С корнем глубоким,                  

С хлебами обильными.

дети идут по кругу, взявшись за руки

идут в противоположную сторону, взявшись за руки

останавливаются, поднимают руки вверх, встают на носочки

приседают, опускают руки

взявшись за руки, бегут по кругу

К № 29.

Лексическая тема: «Встречаем птиц».

      Пальчиковая игра «Ласточка»

Речь

Движение

Ласточка, ласточка,
Милая касаточка,
Ты где была?
Ты с чем пришла?
- За морем бывала,
Весну добывала.
Несу весну,
Весну-красну.

На каждое слово соединять пальчики,

начиная с больших пальцев

       Игра на координацию речи с движениями «Грач»

Речь

Движение

Птички прыгают, летают
Крошки птички собирают. 
Пёрышки почистили,
Клювики почистили  
Птички летают, поют

Зёрнышки клюют
Дальше полетели
И на место сели  

Дети прыгают

«клюют»

изображают

машут руками
наклоняются

улетают», садятся

К № 30.

Лексическая тема: «День смеха. Цирк».

 Пальчиковая игра «Цирк»

Речь

Движение

В цирке весело всегда, 

Мы идем сейчас туда.

Мы увидим там гимнастов, 

 Акробатов, силачей,   

Много клоунов веселых,

Дрессировщиков зверей.

Пальчику идут по столу

Загибают по очереди пыльцы,

перечисляя названия цирковых профессий

       Игра на координацию речи с движениями «Веселый цирк у нас в гостях»

Речь

Движение

Веселый цирк у нас в гостях

Жонглер бросает шарики

И клоун зрителей смешит,

Смешит больших и маленьких

Вот на канате акробат

Раскинул руки в стороны

Силач старается поднять

Стальные гири новые

Наездники на лошадях

По кругу мчаться весело

И мы мороженое едим

И хлопаем под песенку

подбрасывают воображаемые шарики

дразнятся - большой палец у носа

показывают рукой выше и ниже

руки в стороны, балансируют ими

поднимают воображаемые гири

бегут с высоко поднятыми коленями, одна рука вверху

лижут воображаемое мороженое

хлопают в ладоши

К № 31.

Лексическая тема: «Волшебница вода. Рыбы».

       Пальчиковая игра «Речные  рыбы»

Речь

Движение

Десять рыб поймали мы –

В речке плавали они.

Лещ, плотва, налим, карась,

Окунь, щука, сом, ерш, язь,

А десятый угорь был,

Он сорвался и уплыл.

 Показывают ладони с расставленными десятью пальцами.

Показывают рукой волны.

Дети загибают пальцы сначала на одной,

а потом на другой руке, перечисляя названия рыб.

Загибают десятый палец

Хлопают 1 раз в ладоши. «Рисуют» в воздухе рукой волнообразную линию.

       Игра на координацию речи с движениями «Море»

Речь

Движение

Ходят волны на просторе. Вы узнали?

Это – море.

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде,

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

идут по кругу, плавно машут руками

делают произвольные движения

приседают и встают

ложатся на спину, движения руками и

ногами

К № 32.

Лексическая тема: «Космос».

      Пальчиковая игра «Космонавт»

Речь

Движение

В тёмном небе звёзды светят

Космонавт летит в ракете

День летит и ночь летит

И на землю вниз глядит

Сжимают и разжимают пальцы

Изображают одной рукой полет ракеты

Опускают медленно руку вниз

       Игра на координацию речи с движениями «Космос»

Речь

Движение

Мы летим к другим планетам!

Объявляем всем об этом!

Весь игрушечный народ

С нами просится в полет.

Жмется заинька к ракете:

- Полечу я с вами, дети,

На любую из планет,

Где волков зубастых нет.

Мышки-крошки засмеялись:

- Мы летали, не боялись,

Высота – красота,

Ни единого кота!

Даже плюшевый медведь

Хочет к звездам полететь

И с Большой Медведицей

Бегут по группе

Повороты туловищем

Прыгают, как зайчики

Бегают, как мышки

Ходят, как мишки

Руки поднимают вверх

Хлопают в ладоши

К № 33.

Лексическая тема: «Мир природы. Кустарники, цветы».

      Пальчиковая игра «Цветы»

Речь

Движение

Утром алые цветки 

Раскрывают лепестки.

Ветерок подует – Цветики волнует.

А под вечер все цветки - Закрывают лепестки,

Головой качают, 

Тихо засыпают. 

округлить ладони, раздвинуть пальцы

двигают ладони вправо-влево

постепенно смыкают пальцы

покачивают «бутонами»

подкладывают сложенные руки под щеку

       Игра на координацию речи с движениями «Цветы»

Речь

Движение

Раз –два-три выросли цветы

К солнцу потянулись высоко:

Стало им приятно и тепло!

Ветерок пролетал, стебелечки качал

Влево качнулись- низко прогнулись.
Вправо качнулись – низко пригнулись.
Ветерок убегай!

Ты цветочки не сломай!
Пусть они растут, растут,
Детям радость принесут!

сидели на корточках, встаем
тянутся на носочках
смотрят вверх
раскачивают руками влево - вправо над головой
наклоняются влево

наклоняются вправо

грозят пальчиком
приседают

медленно приподнимают руки вверх,

раскрывают пальчики.

К № 34.

Лексическая тема: «Мир природы. Насекомые. Земноводные».

       Пальчиковая игра «Бабочка»

Речь

Движение

Спал цветок

И вдруг проснулся,

Больше спать не захотел

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

Это бабочка сидела,

Потом дальше полетела.

Сложенные ладони опущены вниз

Дети поднимают вверх ладони, сложенные бутоном.

Медленно разводят пальцы в стороны, образуя цветок.

Двигают попеременно всеми пальчиками

Поднимают «цветок» над головой.

Соединяют большие пальцы расставленных ладоней (крылышки).

Движения «крылышками»  в стороны и вверх.

        Игра на координацию речи с движениями «Насекомые»

Речь

Движение

Чок – чок, каблучок!

В танце кружится сверчок.

А кузнечик без ошибки

Исполняет вальс на скрипке.

Крылья бабочки мелькают –

С муравьем она порхает.

Звонко хлопают ладошки!

Всё! Устали ножки!

потопать ногами

покружиться

движения руками, как при игре на скрипке

движения руками, как крыльями

покружиться парами

похлопать в ладоши

К № 34.

Лексическая тема: «Животные холодных стран».

  Пальчиковая игра «Пик, Пак, Пок»

Речь

Движение

Жили-были три пингвина.  
Пик, Пак, Пок.
  
Хорошо и дружно жили

Пик, Пак, Пок.  
Как – то утром на рыбалку.
  
Пик, Пак, Пок.
  
Зашагали в перевалку.
  

Пик, Пак, Пок.  
Наловили много рыбы.
  

И еще поймать могли бы

Пик, Пак, Пок.  

Съели дружно все до крошки.  

Пик, Пак, Пок.  

Хлопки в ладоши

Удары по столу

Ладошка «моет» ладошку
Удары по столу

Хлопки

Удары по столу

Ладошки «шагают» – «шлепают» по столу

Удары по столу

Вращение кистей рук к себе
Вращение кистей рук от себя
Удары по столу
Хлопки
Удары по столу

Игра на координацию речи с движениями «Пингвины»

Речь

Движение

Идут себе вразвалочку,

Ступают вперевалочку

Пингвин-папа,

Пингвин-мама

И сынишка пингвинишка

В черном фраке и манишке.

имитировать движения пингвинов, шагать по кругу

К № 35.

Лексическая тема: «9 Мая. День Победы».

       Пальчиковая игра «Аты - баты»

Речь

Движение

Аты — баты, аты — баты!
На парад идут солдаты!
Вот идут танкисты, 
Потом артиллеристы, 
А потом пехота –
Рота за ротой.

поочерёдно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки

       Игра на координацию речи с движениями «Пограничники»

Речь

Движение

Тропинки лесные, 

 Пахучие травы,

За тёмным оврагом

Простор полевой.

Вечерней порою 

 В дозор от заставы 

 Идёт пограничник, 

 Страны часовой.

Маршируют по кругу друг за другом

Останавливаются, прикладывают воображаемый

бинокль к глазам, выполняют повороты.

Вновь маршируют по кругу.

К № 36.

Лексическая тема: «Животные жарких стран»

       Пальчиковая игра «Мартышки»

Речь

Движение

Две проказницы мартышки

Полистать любили книжки

Потрясти их, полизать

И как будто почитать

Ловко принялись за дело

И очки они надели.

К носу книжку поднесли,

Вдруг подальше отвели

Ничего в очках не видно.

И мартышкам так обидно!

Выполнять движения соответствующие тексту

Показать руками очки

Две ладошки приблизить к лицу

Ладошки отдалить от лица

Вытираем щечки, «слёзы»

       Игра на координацию речи с движениями «Слоны»

Речь

Движение

Мама-слониха топает тихо,

А слонёнок Ромка топает громко.

Топает, пляшет

Хоботочком машет.

шагают тихо

шагают, высоко поднимая колени

пляшут вприсядку,

машут рукой

К № 37.

Лексическая тема: «До свидания, детский сад! Лето».

      Пальчиковая игра «Лето»

Речь

Движение

Лето по полю гуляло

Лето шило – вышивало

Луг – цветами

Лес – листами

День - лучами

Ночь – звёздами.

Шагают пальцы по столу

Загибают пальцы по одному

       Игра на координацию речи с движениями «Детский сад!»

Речь

Движение

Возле речки детский сад,

На лугу ромашки…

Сорок маленьких ребят

Бегают в пятнашки.

Мы приехали сюда,

Ходим за цветами.

Солнце, воздух и вода

На прогулке с нами.

дети стоят в кругу

идут к центру круга

расходятся

бегут друг за другом

едут

ходят

останавливаются, «подставляют» лицо солнцу

К № 1.

Лексическая тема: «День знаний».

       Пальчиковая игра «Наша группа»

Речь

Движение

В нашей группе все друзья.

Самый младший — это я.

Это Маша,
Это Саша,
Это Юра,
Это Даша.

Ритмично стучат кулачками по столу,
Разжимают пальчики поочередно 
начиная с мизинца

       Игра на координацию речи с движениями «Детский сад!»

Речь

Движение

Детский сад, детский сад,

Он всегда ребятам рад.

Буду в садике играть

И конструктор собирать,

И игрушки за собой убирать.

Буду бойко танцевать

И лепить, и рисовать,

Буду песни каждый день напевать.

хлопки на каждое слово

показ жеста «ку-ку» - спрятаться

пальцы кистей соприкасаются

руки движутся вправо-влево

приседание

имитировать лепку, рисование

руки сложить "замком" перед собой

К № 2.

Лексическая тема: «Мой дом».

       Пальчиковая игра «Я хочу построить дом»

Речь

Движение

Я хочу построить дом,

Чтоб окошко было в нём,

Чтоб у дома дверь была,

Рядом чтоб сосна росла.

Чтоб вокруг забор стоял,

Пёс ворота охранял,

Солнце было, дождик шёл,

И тюльпан в саду расцвёл!

руки сложить домиком, и поднять над головой

пальчики обеих рук соединить в кружочек

ладошки рук соединяем вместе вертикально

одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики

соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой

сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения

соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана"

       Игра на координацию речи с движениями « »

Речь

Движение

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем строить и играть.

Дом большой, высокий строим.

Окна ставим, крышу кроем.

Вот какой красивый дом!

Будет жить в нем старый гном.

Дети выполняют прыжки на месте.

Встают на носочки и тянутся руками вверх.
Показать руками окно, крышу - сомкнуть руки над головой
Указательным жестом вытягивают руки вперед.
Приседают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Учимся играя» (картотека игр (дидактические, словесные, пальчиковые игры и динамические паузы) по лексическим темам).

Пояснительная записка к методической разработке.           Я работаю учителем дефектологом в коррекционно-диагностической  группе для детей с ЗПР.  Деятельность...

Картотека "Игры малой подвижности для детей дошкольного возраста"

Картотека "Игры малой подвижности для детей дошкольного возраста"...

Сборник игр (дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные и игры малой подвижности) и Пальчиковая гимнастика

Сборник игр  (дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные и игры малой подвижности) и Пальчиковая гимнастика...

Картотека "Игры малой подвижности"

Картотека "Игры малой подвижности"...

Картотека "Игры малой подвижности"

Здоровьесберегающие технологии...

Картотека "Народные игры малой подвижности"

Игры для детей старшего дошкольного возраста...

Картотека зимних подвижных игр в старшем дошкольном возрасте Подвижные игры малой подвижности «Снежная королева»

Картотека зимних подвижных игр в старшем дошкольном возрастеПодвижные игры малой подвижности«Снежная королева»Цель: формирование умения напрягать и расслаблятьпоочередно мышцы всего тела, ...