Развитие речи ребенка от 5 до 6 лет и профилактика речевых нарушений
консультация (старшая группа)

Устимова Наталья Ивановна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_rebenka_ot_5_do_6_let.docx18.47 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи ребенка от 5 до 6 лет

 и профилактика речевых нарушений

Словарный запас

Активный словарь пятилетнего ребёнка насчитывает около 3 тысяч слов. Дети владеют обобщающими понятиями. Умеют рассуждать на отвлеченные темы, например, о галактиках и динозаврах, о моде и прическах, о взаимоотношениях людей. Они фантазируют и сочиняют истории. Умеют образовывать сложные слова и все реже допускают ошибки при произнесении труднопроизносимых слов. Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития, обнаруживаясь всякий раз, как только ребенок сталкивается с новыми «трудными» словами (например, мотоциклист, парикмахерская). Недостаточное развитие слоговой структуры слов в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у школьников проблем в овладении чтением и письмом.

К 5 годам дети устанавливают причинно-следственные связи и безошибочно находят ошибки во время речевых игр. Например, на улице пошел дождь, потому что люди взяли зонтики; ночь наступила, потому что дети легли спать.

Грамматический строй речи

У ребенка к 5 годам сформирована фразовая речь. На вопросы отвечает развернутым предложением, использует союзы, уместно употребляет предлоги; сформирован навык словоизменения, правильно согласует члены предложения в роде, числе, падеже. Дети с нарушением речи допускают ошибки. Например, окны, пять карандашов и т.д. В этом возрасте дети с огромным удовольствием играют в различные словесные игры:

  • Подбери словечко;
  • Как назвать по-другому (на подбор синонимов);
  • Скажи наоборот (поиск антонимов);
  • Кто может совершить это действие;
  • Из чего сделано;
  • Что бывает мягким (сладким, высоким, деревянным);
  • Животные и их детеныши;
  • Узнай предмет по описанию.

Связная речь

К 5 годам ребенок может составить рассказ по сюжетной картинке или по серии последовательно расположенных картинок, рассказ-описание, придумать самостоятельно короткую сказку, пересказать самостоятельно или по наводящим вопросам прочитанное ему произведение, мультипликационный фильм, поделиться впечатлением о празднике или путешествии, при этом подбирая нужную интонацию и другие средства выразительности речи; хорошо запоминают стихотворения.

Звукопроизношение

Речевой аппарат ребёнка шестого года жизни полностью сформировался и, если нет отклонений в его строении и в анамнезе неврологического статуса, большинство звуков произносится детьми правильно. При дефектном произношении или отсутствии какого-нибудь звука, нужно обратиться к специалисту для обследования и проведения коррекционных занятий.

Особенно внимательно следует отнестись к появлению речевых запинок. Это очень трудно устранимый дефект речи, коррекция которого может занять несколько лет. Запинки возникает у детей, когда мысли не поспевают за речью.

Профилактика речевых нарушений

Профилактика связана с заботой о здоровье матери в период беременности и родов, о развитии ребенка в первый год жизни и осуществляется, в основном, системой здравоохранения. Ранняя профилактика должна начинаться еще до наступления беременности. Очень важно, чтобы родители знали о том, что может отрицательно влиять на здоровье ребенка: инфекционные заболевания матери, ранний токсикоз, медикаментозная интоксикация, нездоровый образ жизни матери, употребление наркотиков, алкоголя, курение. На развитие ребенка и его речи влияет и семейный фактор. Родительская любовь - это мощный источник общего физического и психического развития ребенка, что особенно важно в первый год жизни. Очень важно разговаривать со своим ребенком, развивать мелкую и общую моторику. Забота о физическом и психическом развитии осуществляется через предупреждение ушибов головы, заболеваний органов слуха, исключения громких окриков, рассказов страшных историй. 

Профилактика речевых нарушений – это и преодоление вторичных нарушений в психическом развитии ребенка, личностных и поведенческих отклонений, а также оказание психологической помощи родителям детей с ОВЗ. Если рассматривать нарушение звукопроизношения, то вторичная профилактика заключается в преодолении дисграфии и дислексии. Для решения всех задач большое значение имеет тесное общение детей со взрослыми. Совместные прогулки, чтение детской литературы, рассматривание книжных иллюстраций с обсуждением увиденного, прочувствованного отлично стимулируют речевое развитие детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль положительных эмоций в развитии речи и в ранней профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста

Моё выступление из опыта работы рекомендовано начинающим воспитателям детских садов младших групп. Дети раннего возраста очень активны, подвижны и любознательны. У них еще не сформированы...

Развитие мелкой моторики ребёнка - один из путей профилактики речевых нарушений

Всем известно, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямойзависимости от степени развития тонких движений пальцев рук (с уровнемразвития общей моторики он совпадает не всегда ). Если р...

Современные методы и приёмы здоровьесберегающих технологий для развития речи и мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями.

Данное пособие раскрывает некоторые методы и приёмы современных здоровьесберегающих технологий, которые стмулируют двигательную и речевую активность длшкольников....

Речевое развитие детей третьего и четвертого года жизни.Профилактика речевых нарушений

Речевое развитие детей третьего и четвертого года жизни.Профилактика речевых нарушений...

Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.

    У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...

Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.

У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к ре...

Консультация для родителей "Развитие речи ребенка 3-4 лет. Виды стимулирования речевой активности детей."

Задачи:Познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста.Познакомить родителей с видами и приемами стимулирования речевой активности детей.Обучить родителей п...