Проект «Развитие речи и музыкально-творческих способностей детей с речевыми нарушениями в ДОУ через театрализованную деятельность»
проект (подготовительная группа)

Гилева Ольга Петровна

Пояснительная записка

Актуальность.

      Анализ ситуации, сложившийся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих речевые нарушения с каждым годом растет.

     У таких детей нарушено звукопроизношение, общая и мелкая моторика, тихий, слабый голос, торопливая речь, неправильное речевое дыхание, бедный словарный запас, не развиты грамматический строй речи и связная речь. Кроме того, у таких детей нарушено слуховое восприятие, чувство ритма, мелодии, гармонии.

Театрализованная деятельность — мощный инструмент комплексного воздействия на личность ребёнка. Особенно значимо использование театрализации для детей с нарушениями речи.

 Она объединяет движение, музыку, слово, эмоции и образное мышление, стимулирует развитие всех психических процессов, обогащает словарь, формирует коммуникативные навыки, раскрывает творческий потенциал и повышает мотивацию к активной речевой практике.

           Использование театрализованных постановок в дошкольном учреждении способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого ребенка, преодолению стеснительности, страха публичных выступлений, развитию координации движений, пластичности тела, улучшение дыхания и голосовой активности, расширению репертуара жестов и мимики, развитию слухового восприятия, эмоциональной отзывчивости, формированию эстетического вкуса и музыкальной культуры. Оно помогает детям лучше воспринимать речь окружающих, улучшает качество собственной речи и развивает способности к творчеству.

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_muzykalno-logopedicheskie_postanovki.docx25.54 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 18

с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития воспитанников»

Проект  

 «Развитие речи и музыкально-творческих способностей детей с речевыми нарушениями в ДОУ через театрализованную деятельность»

Тип проекта: познавательно – творческий.

Проект рассчитан на 2 года.

                                                                                                 Авторы:

                                                                                              музыкальный руководитель

                                                                                                                      Печалина С.П.

                                                                                              учитель-логопед

                                                                                                                       Гилева О.П.

   

 

 

Красноуфимск, 2025г.

Пояснительная записка

Актуальность.

      Анализ ситуации, сложившийся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих речевые нарушения с каждым годом растет.

     У таких детей нарушено звукопроизношение, общая и мелкая моторика, тихий, слабый голос, торопливая речь, неправильное речевое дыхание, бедный словарный запас, не развиты грамматический строй речи и связная речь. Кроме того, у таких детей нарушено слуховое восприятие, чувство ритма, мелодии, гармонии.

Театрализованная деятельность — мощный инструмент комплексного воздействия на личность ребёнка. Особенно значимо использование театрализации для детей с нарушениями речи.

 Она объединяет движение, музыку, слово, эмоции и образное мышление, стимулирует развитие всех психических процессов, обогащает словарь, формирует коммуникативные навыки, раскрывает творческий потенциал и повышает мотивацию к активной речевой практике.

           Использование театрализованных постановок в дошкольном учреждении способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого ребенка, преодолению стеснительности, страха публичных выступлений, развитию координации движений, пластичности тела, улучшение дыхания и голосовой активности, расширению репертуара жестов и мимики, развитию слухового восприятия, эмоциональной отзывчивости, формированию эстетического вкуса и музыкальной культуры. Оно помогает детям лучше воспринимать речь окружающих, улучшает качество собственной речи и развивает способности к творчеству.

     Проблема.

Важно воспитать гармонично-развитую личность путем адаптации и интеграции ребенка с речевыми нарушениями в среду нормально-развивающихся сверстников.

     Поэтому необходимость тщательной проработки организационно-содержательных аспектов всестороннего развития и воспитания детей с речевыми нарушениями с помощью театрализованной деятельности, усиления ее профилактической направленности является актуальной.

Цель проекта: 

Организация систематической театрализованной деятельности в ДОУ, направленной на эффективное развитие речи и музыкально-творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Задачи проекта:

  • Исследовать влияние театрализованных форм работы на успешность освоения речи и музыкального искусства у детей с нарушением речи.
  • Выявить уровень развития речи у детей старшего дошкольного возраста.
  • Разработать цикл занятий, сочетающих игровые, музыкальные, художественно-речевые и театрализованные приемы, направленные на коррекцию недостатков речи.
  • Повышать интерес детей к чтению книг, знакомству с фольклором и детской литературой.
  • Организовать специальные развивающие мероприятия для детей в форме постановочных спектаклей, танцевальных номеров, песенного сопровождения и драматизаций.
  • Способствовать активному взаимодействию детей друг с другом и взрослыми в ходе театрализованных мероприятий.
  • Привлечь родителей к совместному участию в театре и созданию условий для домашней поддержки театрализованной активности детей.
  • Оценить динамику развития речи и музыкально-творческих способностей участников проекта.

Целевые группы:

Дети старшего дошкольного возраста (5–7 лет) логопункта, посещающие детский сад и имеющие нарушения речи различной степени тяжести.

Этапы реализации проекта.

Подготовительный этап:

  •  Определение целей и задач проекта.
  • Исследование современных подходов к театру, музыке в работе с детьми с нарушениями речи.
  • Диагностика уровня развития речи, творческих способностей и музыкальных предпочтений у детей.
  • Планирование последовательности занятий по речевому и музыкально-творческому развитию воспитанников, и распределение ролей.

Основной этап:

  • Организация индивидуальных и групповых занятий по развитию речи и музыке.
  • Использование специальных упражнений и заданий для улучшения произношения звуков, расширения активного словаря, формирования правильного дыхания и голосообразования.
  • Применение игровых методов и приемов, способствующих активизации творческого потенциала детей.
  • Занятия актёрским мастерством и сценическим движением («Ролевые игры», «Импровизация»).
  • Работа над развитием певческого диапазона и интонации голосом («Поём вместе», «Весёлые песенки»).
  • Участие в массовых мероприятиях, концертах и праздниках («Музыкальная сказка», «Детские хиты»).
  • Регулярная оценка результатов проведенных мероприятий.

Заключительный этап:

  • Повторная диагностика уровня развития речи и творческой инициативы детей.
  • Презентация итогов проекта родителям воспитанников, администрации учреждения другим заинтересованным лицам в виде музыкально-логопедических театрализованных представлений.

Формы и средства достижения результата:

  • Специально организованные занятия (игры-драматизации, кукольный театр).
  • Музыка и танцы в качестве фона и дополнения к основной игре.
  • Совместные проекты с родителями (создание костюмов, декораций, участие в постановках).
  • Использование информационных технологий (просмотр мультфильмов, аудиосказок, просмотр видеоматериалов о знаменитых артистах театра и кино).

Роль семьи в проекте:

      Родители привлекаются к подготовке реквизита, костюмов, разработке сценариев и постановке отдельных эпизодов. Их поддержка создаёт атмосферу доверия и безопасности, необходимой каждому ребёнку с речевыми трудностями.

Результаты проекта:

  • Расширение активного словарного запаса, укрепление навыков построения предложений.
  • Улучшение звукопроизносительных навыков, уменьшение количества ошибок в устной речи.
  • Повышение качества звучания голоса, улучшение дикции и выразительности речи.
  • Рост интереса к музыкальному искусству, повышение уровня мотивации к обучению.
  • Укрепление межличностных отношений между участниками группы, повышение уверенности в себе и снятие напряжения, тревожности и страхов перед публичными выступлениями.

     Ресурсное обеспечение:

Для успешного осуществления проекта необходимы следующие ресурсы:

  • Педагогические кадры: специалисты, обладающие знаниями и опытом работы с детьми имеющие речевые нарушения;
  • Материально-техническое оснащение: помещения для занятий, специальное оборудование (фортепиано, синтезаторы), учебные пособия и материалы.
  • Информационные ресурсы: литература по проблемам развития речи и музыкального воспитания, периодика, интернет-ресурсы.

      Данный проект представляет собой пример комплексной программы работы с детьми, имеющими нарушение речи, направленной на гармоничное развитие личности ребенка посредством сочетания музыкальной и речевой деятельности. Реализация предложенных мер обеспечит благоприятные условия для полноценного личностного роста и социальной адаптации ребенка в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие познавательных и речевых способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста через проектную деятельность» (из опыта работы МБДОУ "Д/с "Северяночка")

   С первых дней посещения детского сада  ребенок неустанно познает мир, в котором он живет. В начале пути это позволяет ему войти в мир, привыкнуть к нему; затем постепенно, но ...

Развитие связной речи детей среднего и старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность детей

             Речевое развитие дошкольников, в частности, развитие связной речи – одно из важнейших направлений в работе педагогов ДОУ, во многом определяющее ...

Консультация для воспитателей «Интеграция образовательных областей через проектно-игровой метод для познавательно-речевых способностей детей с речевыми нарушениями при тесном взаимодействии всех участников коррекционно- образовательного процесса.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на...

Развитие творческих способностей на занятиях по аппликации старших дошкольников, через театрализованную деятельность.

Развитие творческих способностей на занятиях по аппликации старших дошкольников, через театрализованную деятельноть....

Презентация "Развитие творческих способностей и создание условий для социальной адаптации через театрализованную деятельность у детей с особыми образовательными потребностями"

Презентация "Развитие творческих способностей и создание условий для социальной  адаптации через театрализованную деятельность у детей с особыми образовательными потребностями"...

Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с ЗПР через театрализованную деятельность"

В связи с введением новых Федеральных государственных требований к дошкольному образованию актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми. Согласно новым требованиям ФГОС...

Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с ЗПР через театрализованную деятельность

Содержание  Введение.................................................................................................................51 Теоретические основы проблемы общения детей дошкольног...