Возрастные особенности внимания детей
консультация

Сиденко Юлия Александровна
Под вниманием понимается направленность и сосредоточенность психической активности на определенном объекте при отвлечении от других.
Внимание имеет внешние и внутренние проявления. К первым относят напряженную позу, сосредоточенный взгляд, ко вторым - изменения в организме, например учащение сердцебиения, дыхания, выделение адреналина в крови и пр.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_sentyabrya.docx18.14 КБ

Предварительный просмотр:

Возрастные особенности внимания детей

  Под вниманием понимается направленность и сосредоточенность психической активности на определенном объекте при отвлечении от других.
Внимание имеет внешние и внутренние проявления. К первым относят напряженную позу, сосредоточенный взгляд, ко вторым - изменения в организме, например учащение сердцебиения, дыхания, выделение адреналина в крови и пр.
По наличию цели выделяют: 
непроизвольное, произвольное, послепроизвольное внимание.
Непроизвольное вызывается особенностями раздражителя, деятельностью с объектом, связано с интересами, потребностями, склонностями человека.
Произвольное внимание предполагает сознательно поставленную цель «быть внимательным» и использование волевых усилий для его поддержания, например ребенок противостоит отвлечениям, продолжая готовить домашнее задание.
Послепроизвольное внимание наблюдается тогда, когда цель деятельности перемещается с результата на процесс выполнения, а необходимость в волевых усилиях для сохранения внимания отпадает.
    Свойства внимания: концентрация (насколько человек углублен в работу), устойчивость (время сосредоточения на объекте и количество отвлечений от него), распределение (имеет место тогда, когда человек выполняет одновременно несколько действий), переключенияе (проявляется в переходе от одного объекта или деятельности к другому.
В старшем дошкольном возрасте происходят следующие изменения:

  • расширяется концентрация, объѐм, устойчивость внимания;
  • формируется произвольное внимание.
  • складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов;
  • внимание становится опосредованным;
  • появляются элементы послепроизвольного внимания.

   Дети начинают всѐ больше ориентироваться на слово – название вещи, слово – оценку поведения других детей и своего собственного, слово-приказ, требование, побуждение.
Расширение объѐма внимания сказывается и в том, что ребѐнок старшего дошкольного возраста может воспринять уже не один предмет, не одну картинку. Он может внимательно рассмотреть последовательно два, даже три объекта и действовать с ними.
Развитие внимания ребенка дошкольного возраста связано с тем, что изменяется организация его жизни, он осваивает новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную).
В 4-5 лет ребенок направляет свои действия под влиянием взрослого.
Взрослый все чаще говорит дошкольнику: «Будь внимательным», «Слушай внимательно», «Смотри внимательно». Выполняя требования взрослого, ребенок должен управлять своим вниманием.
    Развитие произвольного внимания связано с усвоением средств управления им. Первоначально - это внешние средства, указательный жест, слово взрослого. В старшем дошкольном возрасте таким средством становится речь самого ребенка, которая приобретает планирующую функцию. «Я хочу посмотреть сначала обезьянок, а потом крокодильчиков», - говорит малыш по дороге в зоопарк.
   Таким образом, развитие произвольного внимания тесно связано не только с развитием речи, но и с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели.
Развитие послепроизвольного внимания происходит через становление произвольного, оно также связано с привычкой прилагать волевые усилия для достижения цели.
Например, ребенку хочется присоединиться к игре других детей, но нельзя. Он сегодня дежурит по столовой. Сначала нужно помочь взрослому накрыть на стол. И ребенок сосредоточивается на выполнении этой работы. Постепенно его привлекает сам процесс дежурства, ему нравится, как он красиво расставляет приборы, и волевых усилий для поддержания внимания уже не требуется.
   Развитие свойств и видов внимания ребенка дошкольного возраста существенно зависит от значимости, эмоциональности, интереса для него материала, от характера деятельности, которую выполняет ребѐнок. Так, показатели внимания значительно возрастают в сюжетно-ролевых и дидактических играх.
Внимание ребенка дошкольного возраста тесно связано с восприятием. Выделение предмета из фона, выделение деталей, сопоставление с эталоном – все перцептивные действия включают внимание и ведут к его развитию.
На протяжении дошкольного возраста использование речи для организации собственного внимания резко возрастает.
   Это проявляется, в частности, в том, что, выполняя задания по инструкции взрослого, дети старшего дошкольного возраста проговаривают инструкцию в десять - двенадцать раз чаще, чем дети младшего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности внимания детей дошкольного возраста

Внимание - основа любой интеллектуальной деятельности детей дошкольного возраста....

Особенности внимания детей старшего дошкольного возраста

Вниманием называется выделение, выбор актуальных, личностно значимых сигналов. Как и память, внимание относится к так называемым "сквозным" психическим процессам, так как присутствует на все...

ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Особенности внимания детей дошкольного возраста...

Родительское собрание «Возрастные особенности развития детей 3–5 лет». «Безопасность детей на дороге»

Родительское собрание «Возрастные особенности развития детей 3–5 лет». «Безопасность детей на дороге»1. Вступительное слово.2. Рассказ о возрастных особенностях разв...

Особенности внимания детей дошкольного возраста

Внимание – это один из самых важных составляющих элементов познавательной деятельности человека...

Консультация для родителей: «Возрастные особенности развития детей 2-3 лет»«Возрастные особенности развития детей 2-3 лет»

Возрастной период от 2 до 3 лет – это наиболее тревожное для родителей время, так как три года знаменуются кризисом, переломным моментом в жизни каждого ребенка. Для того чтобы быть более уверен...