Работа с родителями
консультация

Горская Лариса Леонидовна

Предварительный просмотр:

Страх

Возраст, лет

3

4

5

6

7

Остаться дома в одиночестве

Умереть

Смерти родителей

Чужих людей

Потеряться

Мамы и папы

Наказания

Бабы-яги, Кощея Бессмертного, Бармалея…

Страшных снов

Темноты

Животных

Стихийных бедствий

Высоты

Глубины

Воды

Огня

Пожара

Войны

Врачей

Детские страхи – это обычное явление для детского развития и имеют большое значение для ребёнка. Каждый страх, или вид страхов появляется только в определённом возрасте, которые при нормальном развитии со временем исчезают.

Появление определённых страхов совпадает со стадиями развития ребёнка. Н-р: узнавание родных в раннем возрасте провоцирует страх чужого лица. Страх, как любое переживание, является полезным, когда точно выполняет свои функции, а потом исчезает. Необходимо отделять патологический страх, требующий коррекции, от «нормального», возрастного.

Патологический страх можно отличить от «нормального», если он мешает общению, развитию личности, приводит к социальной дезадаптации.

МБДОУ №71 «Сибирская сказка»

Подготовила педагог-психолог

Горская Л.Л.

     Детские страхи:

             норма и

                 патология

           Человеку свойственно чего-то бояться. А ребенку тем более: ведь его окружает такой огромный и пока еще неизведанный мир. Порой малыша может испугать то, что любому взрослому покажется абсолютно безопасным. Страхи появляются у 40% детей и могут получить отголоски во взрослой жизни.

         

                     

 «Страх - аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека. Страх основан   на   инстинкте   самосохранения,  имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления,   выделении   желудочного   сока» (А.И. Захаров).

Возрастным страхам подвержены практически все дети. Наиболее ярко они проявляются у эмоционально чувствительных детей как отображение особенностей их психического и личностного развития. Причины возникновения таких страхов следующие:

  • наличие страхов у родных, большая часть которых передается неосознанно (однако есть и внушаемые страхи: Баба Яга, гуси-лебеди, пауки и другие персонажи, которыми родители обычно запугивают детей, чтобы добиться послушания);
  • тревожность в общении с ребенком;
  • чрезмерное предохранение от опасности;
  • большое количество, запретов;
  • многочисленные нереализуемые угрозы взрослых;
  • психологическая травма - испуг, шок;
  • конфликтные ситуации в семье и т.д.

Советы родителям

  • если ребенок боится темноты и спать один, запирать его в комнате, "чтобы привыкал" не стоит, Вы еще больше напугаете ребенка, но это самое меньшее, что может произойти. Последствия таких "закаливаний" печальны: неврозы, заикания, отклонения в развитии.
  • Важно дать почувствовать ребенку, что вы его хорошо понимаете: объяснить малышу, что "монстров" не существует, обычно невозможно.
  • Постоянно уверяйте ребенка, что он в полной безопасности, тем более, когда вы, родитель, рядом с ним. Ребенок должен верить вам.
  • Обсуждайте с малышом его страхи. Главная задача родителей - понять, что именно беспокоит его и что явилось причиной страха.
  • Постарайтесь отвлекать ребенка. Например, когда у него началась паника, займите его игрой, наблюдением за чем-нибудь. Больше разговаривайте с ребенком!
  • Поддерживайте ребенка, но не идите на поводу. Например, если ребенок боится огня, можно не включать в его присутствии газовую плиту, такое потакание успокоит малыша, но не избавит его от страха.
  • Нарисовать страх - это самый распространенный и действенный метод

борьбы с ним, После того как ребенок

нарисует, следует сжечь бумажку с рисунком, и обязательно объяснить малышу, что страха больше не существует, что вы его сожгли, и он больше никогда не побеспокоит его. Пепел от сожженной бумажки нужно развеять. Делать все это необходимо вместе с ребёнком, не забывая все время хвалить его, говорить, какой он смелый и большой, какой молодец, что смог победить страх.

  • Использовать такие методы, как «штриховка», «стирание», рисование, лепка, и др. также направлены на формирование у ребёнка превосходства над предметом страха. Нужно попросить ребёнка нарисовать себя рядом с объектом страха, но при этом нужно помочь, если он сам этого не сделает, но нарисовать себя более крупным, или как либо защищённым.
  • подвижные игры: жмурки, прятки, салочки, игры с элементами риска, в которых упражнялись бы ловкость, смелость, скорость реакции, умение принимать неожиданные решения, согласовывать свои действия с другими.
  • использовать юмор. Например: «А хочешь, я расскажу тебе СТРАШНО смешную историю?»



Предварительный просмотр:

* Не теряйте чувства юмора.

* Играйте с ребенком в разные игры.

* Проблемы отцов и детей не существует там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе.

Не делайте!

* Не перебивайте ребенка, не говорите, что Вы все поняли, не отворачивайтесь, пока малыш не закончил рассказывать, - другими словами, не дайте ему заподозрить, что Вас мало интересует то, о чем он говорит.

* Не задавайте слишком много вопросов.

* Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов.

* Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим.

* Не требуйте сразу слишком многого: пройдет немало времени, прежде чем малыш приучится самостоятельно убирать свои игрушки или приводить в порядок комнату.

* Не следует постоянно поправлять ребенка, то и дело повторяя: "Не так! Переделай это".

* Не говорите: "Нет, она не красная". Лучше сказать просто: "Она синяя".

* Не надо критиковать ребенка даже с глазу на глаз; тем более не следует этого делать в присутствии других людей.

* Не надо устанавливать для ребенка множество правил: он перестанет обращать на Вас внимание.

* Не перестарайтесь, доставляя ребенку слишком много стимулов или впечатлений: игрушек, поездок и т. д.

* Не ожидайте от ребенка дошкольного возраста понимания: всех логических связей;

всех Ваших чувств ("Мама устала"); абстрактных рассуждений и объяснений.

* Не проявляйте повышенного беспокойства по поводу каждой перемены в ребенке: небольшого продвижения вперед или, наоборот, некоторого регресса.

* Не сравнивайте малыша ни с какими другими детьми: ни с его братом или сестрой, ни с соседскими ребятами, ни с его приятелями или родственниками.

Материал подготовила: Горская Л.Л.

педагог-психолог высшей квалификационной категории МБДОУ № 71 «Сибирская сказка».

   Дорогие родители!

   Вы - первые и самые важные учителя вашего ребенка. Первая его школа - Ваш дом - окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Две вещи Вы можете подарить своему ребенку на всю жизнь: одна - корни, а другая - крылья.

   Сколько бы мы ни прожили, мы все равно постоянно возвращаемся к опыту детства - к жизни в семье. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни и людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию оставляют неизгладимый след на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека. Умение говорить, слушать, пользоваться языком также относится к числу вещей, которые ребенок, живущий среди людей, постигает очень рано. И прежде чем начать читать, он должен достаточно овладеть языковыми навыками, умением слушать и говорить.

   В течение этих первых лет выдаются очень суматошные дни, и родители как правило недоумевают: "Где тут взять время, чтобы еще чему-то учить?!" Но не следует забывать, что даже ровный, успокаивающий тон в ситуациях разбитых коленок, набитых шишек, раздражения взрослых может послужить основой формирования личности,

укрепить связи между детьми и родителями и способствовать выработке позитивного отношения, способности воспринимать то, чему учат отец и мать.

Делать или не делать?

Делайте!

* Радуйтесь Вашему малышу.

* Занимаясь уборкой или приготовлением обеда, напевайте что-нибудь.

* Когда малыш может Вас слышать, разговаривайте вслух сами с собой.

* Если Вы увидели, что ребенок что-то делает, начните "параллельный разговор" (комментируйте его действия).

* Разговаривайте с ребенком заботливым, успокаивающим, ободряющим тоном.

* Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его сочувственно и внимательно.

* Установите четкие и жесткие требования к ребенку.

* Говорите с малышом короткими фразами.

* В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов.

* Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.

* Говорите медленно.

* Будьте терпеливы.

* Сначала спрашивайте "что"; "почему" спросите, когда малыш подрастет.

* Каждый день читайте ребенку.

* Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.

* Не скупитесь на награду: похвалу или поцелуй.

* Поощряйте любопытство и воображение Вашего малыша.

* Поощряйте игры с другими детьми.

* Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказывать.

* Старайтесь, чтобы малыш вместе с Вами готовил обед, гуляйте с ним, играйте, лепите "куличики" из песка, пусть он поможет Вам пересаживать цветы, вешать полки.

* Приобретите пластинки или кассеты с записями любимых песенок, стихов и сказок ребенка: пусть он слушает их снова и снова.

* Если ребенок начал что-то коллекционировать - кораблики, машинки, крышки от бутылок - или у него появилось хобби, займитесь этим вместе с ним; вообще старайтесь проявлять интерес к тому, что ему нравится делать.

* Посещайте специальные группы для родителей с детьми в детских музеях, учебных центрах, библиотеках, находящихся по соседству школах.

* Регулярно водите ребенка в библиотеку.

* Будьте примером для малыша: пусть он видит, какое удовольствие Вы получаете от чтения газет, журналов, книг



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 71 “Сибирская сказка”»

vrednprivicki

                               

            

Вредная привычка – отрицательная склонность, ставшая потребностью и выражающаяся в действиях, в поведении, нередко превращающаяся в черту характера.

Наиболее часто встречающиеся в детском возрасте вредные привычки:

✓ ковыряние в носу;

✓ обкусывание ногтей;

✓ сосание верхней, нижней губы;

✓ подёргивание края уха;

✓ ритмичные покачивания из стороны в сторону.

 Все «вредные» привычки, проявляющиеся как навязчивые действия, имеют под собой основу – это способ снятия внутреннего напряжения.

Что же может повлиять на возникновение привычки?

✓ стиль воспитания (дети, воспитывающиеся в строгости, чрезмерной требовательности, чаще испытывают тревогу);

✓психологическая атмосфера в семье (в семьях, где скандалы явление обычное, дети чаще испытывают страхи);

✓ наличие вредных привычек у людей, окружающих ребёнка и принимающих активное участие в его воспитании;

✓ наличие у ребенка, какого – либо заболевания.

      Как помочь ребёнку избавиться от вредной привычки?

✓ прежде всего, поймите причину происхождения вредной привычки;

✓ не акцентируйте на них внимание ребёнка, не указывайте ему на это, ни в коем случае не стыдите, и не ругайте его, а постарайтесь отвлечь, занять другим делом;

✓ создайте доброжелательную эмоциональную атмосферу в семье, уделяйте ребёнку больше внимания, он должен чувствовать, что вы любите и принимаете его таким, какой он есть;

✓ прививайте ребёнку полезные привычки.

Пусть для вашего ребёнка станет потребностью следить за чистотой своей комнаты, своим внешним видом.

           Несколько советов как выработать у ребёнка хорошие привычки.

✓ Активно привлекайте ребёнка к выполнению домашних дел. Если весело выполнять работу и шутить во время её выполнения, это может привлечь внимание ребёнка и активизировать его усердие.

✓ Постоянно подчёркивайте важность работы, которую выполняет ребёнок.

✓ Благодарите ребёнка за качественно выполненное задание.

✓ Приучайте ребёнка следить за своим внешним видом, для этого повесьте зеркало на уровне глаз ребёнка, чтобы ему было удобно посмотреть в него.

✓ Держите возле раковины стул, на который ребёнок мог бы встать, чтобы самостоятельно умыться и помыть руки.

✓ Пусть ребёнок чистит зубы, моет лицо и руки вместе с вами, т.о. вы сможете на личном примере показывать ему, как это нужно делать.

10 заповедей для родителей.

1. Не жди, что твой ребёнок будет таким, как ты. Или как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Не думай, что ребёнок твой, он божий.

3. Не требуй от ребёнка платы за всё, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому: это необратимый закон благодарности.

4. Не вымещай на ребёнке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо, что посеешь, то и взойдёт.

5. Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен, ему его тяжела не менее, чем тебе твоя. А, может, и больше. Потому что у него ещё нет привычки.

6. Не унижай!

7. Не мучь себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребёнка, мучь – если можешь и не делаешь.

8. Помни! Для ребёнка сделано недостаточно, если не сделано всё.

9. Умей любить чужого ребёнка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.

10. Люби своего ребёнка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым; общайся с ним, радуйся, потому что ребёнок – это праздник, который пока с тобой.

Нет приятнее занятья,

Чем в носу поковырять.

Всем ужасно интересно,

Что там спрятано внутри.

А кому смотреть противно,

Тот пускай и не глядит,

Мы же в нос к нему не лезем,

Пусть и он не пристает.

(Григорий Остер)

Материал подготовила педагог-психолог

Горская Л.Л.



Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 71 “Сибирская сказка”»

Гиперактивный ребенок

Что такое гиперактивность?

«Гипер…» - указывает на превышение нормы. Слово «активный» означает «действенный, деятельный». Первые проявления гиперактивности наблюдается в возрасте до 7 лет и чаще встречается у мальчиков, чем у девочек.ec3312-001

Как правило, в основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач – невропатолог после проведения специальной диагностики.

Причины возникновения гиперактивности:

  • Генетические факторы;
  • Особенности строения и функционирования головного мозга;
  • Родовые травмы;
  • Инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни.

Как выявить гиперактивного ребенка?

Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд предлагают следующие критерии выявления гиперактивности у ребенка:

  1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
  2. Не слушает, когда к нему обращаются.
  3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.
  4. Испытывает трудности в организации.
  5. Постоянно ерзает.
  6. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, бегает).
  7. Спит намного меньше, чем другие дети.
  8. Очень говорлив.
  9. начинает отвечать, не дослушав вопроса.

Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.

11.Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабоуправляемо правилами.

Как помочь гиперактивному  ребенку?

Гипреактивному ребенку требуется постоянная поддержка. Необходимо продумывать все поручения ребенка и помнить, что он будет делать только то, что ему интересно, и будет заниматься этим лишь до тех пор, пока не надоест. Как только ребенок устал, его следует переключить на другой вид деятельности.

Постарайтесь сделать рабочее место ребенка тихим и спокойным, где он мог бы заниматься без помех – не около телевизора или постоянно открывающихся дверей. Заранее установите правила поведения и систему поощрений и наказаний. Требования к ребенку должны быть конкретными, четкими и выполнимыми. На отработку каждого из этих конкретных требований может уйти много времени. Однако, не отработав одного пункта, не переходите к следующему. Наберитесь терпения и постарайтесь довести начатое дело до конца.

Шпаргалка для взрослых

1. Старайтесь работать с ребенком в начале дня.

2. Делите работу на более короткие периоды. Используйте физкультминутки.

3. Чтобы сформировать чувство успеха у ребенка, старайтесь не предъявлять требования к аккуратности в начале работы.

4.Садитесь во время занятий рядом с ребенком.

5. Используйте прикосновения, поглаживания.

6. Договаривайтесь с ребенком о действиях заранее.

7. Давайте короткие, четкие и конкретные инструкции.

8. Используйте гибкую систему поощрений и наказаний.

9. Поощряйте ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

10. Предоставляйте ребенку возможность выбора.

11. Оставайтесь спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества.

Материал подготовила педагог-психолог

Горская Л.Л.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 71 “Сибирская сказка”»

pic01

К началу обучения в школе дети должны уметь:

🟄 строить сложные предложения разных видов

🟄 составлять рассказы, небольшие сказки по картине, серии картинок

🟄 находить слова с определённым звуком

🟄 определять место звука в слове

🟄 составлять предложение из 3 – 4 слов

🟄 расчленять простые предложения на слова

🟄 расчленять слова на слоги (части)

🟄 различать жанры художественной литературы: сказка, рассказ, стихотворение

🟄 самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов

🟄 уметь различать по внешнему виду растения данной местности

🟄 иметь представления о сезонных явлениях природы

🟄 знать свой домашний адрес, телефон, фамилию, имя и отчество родителей

К началу обучения в школе у ребёнка должны быть развиты элементарные математические представления. Нужно знать и  уметь:

🟄 числа первого десятка, прибавлять единицу к предыдущему и вычитать единицу из следующего за ним

🟄 цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

🟄 знаки  +, -, <, >, =

🟄 название месяцев, последовательность дней недели

🟄 назвать числа в прямом и обратном порядке

🟄 соотносить цифру и число предметов

🟄 составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание

🟄 пользоваться арифметическими знаками

🟄 измерять длину предметов с помощью условной меры

🟄 составлять из нескольких треугольников, четырёхугольников фигуры большего размера

🟄 делить круг, квадрат на 2 и 4 части

Критерии психологической готовности ребёнка к школе:

1. Социально-психологическая готовность к школе:

🟄 учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний)

🟄 умение общаться со сверстниками и взрослыми (легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций, признаёт авторитет взрослых)

2. Школьно – значимые психофизические функции:

🟄 развитие мелких мышц руки (уверенно владеет карандашом, ножницами)

🟄 пространственная ориентация, координация движений (владеет определениями выше – ниже, больше – меньше, вперёд – назад, справа - слева)

🟄 координация в системе глаз – рука (может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ – узор, фигуру, зрительно воспринимаемый на расстоянии, например, из книги)

🟄 логическое мышление (находит сходство и различие предметов при сравнении, правильно объединяет предметы в группы по общим признакам)

🟄 произвольное внимание (удерживает внимание на выполняемой работе в течение 15 – 20 минут)

Материал подготовила педагог-психолог

Горская Л.Л.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по повышению правовой компетентности родителей Методическое пособие для воспитателей и специалистов ДОУ по работе с родителями

Предлагаемое методическое пособие подготовлено с целью оказания  помощи педагогам дошкольных образовательных учреждений в работе с родителями по формированию у них правовой и педагогической...

Совместная работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Работа с родителями

Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс....

Работа с родителями. Статья: « Проектная деятельность в работе с родителями»

      Работу с родителями веду параллельно, с самого начала выявления ипривития детям интереса к музыке. По мере возможности изучаю условияжизни ребёнка; выявляю индивидуальные с...

Работа с родителями. Методические рекомендации по теме: «Работа с родителями»

Работа с родителями. Методические рекомендации по теме:«Работа с родителями»...

Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».

В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...