Дистанционные формы работы с родителями. Работа в чатах.
методическая разработка

Иванова Виктория Валентиновна

Мы, как педагоги, заинтересованы повысить уровень педагогической культуры родителей и развернуть их фокус внимания на собственных детей, помочь им замечать «хвостики субъектности» и поддерживать их проявления дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл distantsionnye_raboty_v_chatah.docx21.27 КБ

Предварительный просмотр:

Дистанционные формы работы с родителями. Работа в чатах.

(МАДОУ «ДС «Метелица», город Новый Уренгой)

Ни для кого не секрет, что у каждого детского сада есть трудности в работе с родителями, и наш детский сад в том числе. Мы, как педагоги, заинтересованы повысить уровень педагогической культуры родителей и развернуть их фокус внимания на собственных детей, помочь им замечать «хвостики субъектности» и поддерживать их проявления дома. Эта идея понравилась педагогам трех разных возрастных групп: вторая младшая, средняя и старшая группы.  Для решения этих задач были использованы материалы из путевого дневника родителя «От колыбели к субъектности», авторами которого являются М.М. Миркес и Т.А. Костенко.

В конце октября 2023г мы вступили в Сетевую лабораторию «Родителями становятся». На общем обсуждении с педагогами (Анисимова А.В., Бажанова В.Г., Ваккер Ю.С., Киселёва Д.А., Ластанова Л.Х., Лашина Л.И., Прядуненко Е.Г., Ермолаева А.С., Целикова Ф.Т.) был выстроен план работы:

  • Организовать родительское собрание в группах, рассказать как развиваем субъектность в детском саду и почему важно это поддерживать дома.
  • В холле детского сада повесить плакаты про воображение, мышление. Получить отзывы от родителей в виде небольших историй, в которых проявляется мышление и воображение.
  • Регулярные встречи с педагогами для обсуждения результатов проделанной работы и корректировки ее при необходимости.

На родительском собрании присутствовало мало родителей и большинство сказали, что им удобно встречаться онлайн. Для того, чтобы привлечь больше родителей, на очередной встрече с педагогами, мы решили пересмотреть форматы работы с родителями.  

Начали свою работу с того, что мы выбрали формы дистанционной работы с родителями:

  • Работа в чатах
  • Анкетирование

Как велась работа в чатах.

Чтобы не загружать родителей новой, не понятной пока для них информацией, мы решили взять из путевого дневника родителя 4 составляющие субъектности: самостоятельность, инициативу, способность следовать правилам и ответственность. Информацию брали из путевого дневника родителя, а примеры отправляли из жизни детей в группе.

Педагоги записывали видео, к котором ребенок рассуждает на вопрос педагога «Кто такой самостоятельный ребенок?» «Как думаешь, ты самостоятельный ребенок?»

Так как инициативу детей трудно отследить, увидеть и назвать. Воспитатели решили подготовить пример для родителей: сделали подборку фотографий с проявлением детских инициатив, прокомментировали каждое фото и отправили в родительский чат.

Каждые видеоролик и фото сопровождалось мотивирующим к действию вопросом от педагога: «Какие проявления самостоятельности ребенка вы наблюдаете дома? Проявляет ли он инициативу? Есть ли правила дома? И т.д.»

Подобные вопросы помогают родителям наблюдать, замечать и фиксировать результаты своего ребенка. И в этом, на наш взгляд, эффективность данного приема.

Когда мы заметили, что активность родителей снизилась и начали теряться тематические сообщения в общем чате, во время обсуждения на очередной встрече с педагогами, возникла идея визуализировать результаты общения в чате. Такой прием помог вернуть внимание родителей и продолжить работу, активизировать их, а также провести самоанализ.

Скриншоты сообщений в родительских чатах мы распечатывали, и каждая группа представляли в своей творческой форме: в виде Солнышка с лучиками, связки воздушных шаров, дерева с листьями. 

Для итогового обсуждения по всем составляющим субъектности, мы делали круг, поделенный на 4 секции, каждый из которых имел определенный цвет, обозначающий конкретную составляющую: самостоятельность - это желтый, инициатива - голубой, следование правилам - фиолетовый и ответственность - зеленый. Этот круг наглядно показал, что родителям легко наблюдать самостоятельность у своих детей, как они соблюдают правила, но сложно увидеть проявление инициативы и ответственности, а возможно этих проявлений действительно меньше или вообще нет.

Анкетирование

Для второй младшей группы педагоги разработали анкету, где родители оценивали, на сколько субъектный их ребенок дома, а педагоги оценивали ребенка в детском саду и сравнивали результаты. Потом проводились индивидуальные беседы с родителями, делились своими идеями как воспитать субъектного ребенка.  В дальнейшем, такие же анкеты мы планируем запустить через год, чтобы родители видели динамику развития ребенка.

Для старших групп педагоги разработали анкеты, где дети сами оценивали свою субъектность. Хочется отметить, что детям было сложно оценивать себя, но многие смогли себя объективно оценить.

В чем возможности и риски работы в родительских чатах? Что было у нас… 

Возможности

Трудности

Удобство онлайн общения

В потоке информации в общем чате, теряются тематические сообщения

Быстрая обратная связь

Родители акцентируют свое внимание на незначительных моментах (оценивают не субъектное проявление ребенка, а внешний вид: сандалии неправильно одеты, прическу не поправили и т.д.)

У родителя есть возможность лично обратиться к воспитателю по интересующим его моментам, получить личную консультацию

Требуют много времени и включенности воспитателя и т.д.

Возможность охватить большую аудиторию

Повышение включенности родителей в мероприятия детского сада и т.д.

Какие результаты мы имеем на сегодняшний день…

Во-первых, мы показали кропотливую работу воспитателя в детском саду в том, что он дает возможность и помогает каждому ребенку стать самостоятельными, инициативными, ответственными, способными следовать правилам, что требует выдержки, терпения и времени.

Во-вторых, поменялся фокус внимания родителей. Они научились наблюдать за своими детьми, замечать «хвостики субъектности» и поддерживать их дома. Начали понимать, что это работа на будущую успешность ребенка.

Ситуация во второй младшей группе: детей постоянно носят на руках от машины до группы. Мама утром несет ребенка на руках.

Воспитатель: Доброе утро! Вам не тяжело?

Мама: Да он у меня не проснулся еще.

Воспитатель: пройтись с утра пешочком - отличный способ пробуждения, даже утреннюю зарядку можно потом не делать.

Мама: Улыбается.

Спустя некоторое время утром воспитатель видит, ребенок забегает в раздевалку, а следом за ней запыхавшаяся мама (похоже, бежала за ним)

Воспитатель: «Ваня», доброе утро! Сегодня ты сам бежишь, и мама не несет тебя на руках? Круто!

«Ваня»: Дааа (улыбается)

Мама: радостно улыбается.

Говоря об эффективности дистанционных форм общения, нельзя не уделить внимание форме личного общения педагога с родителями. Они дополняют друг друга и помогают педагогу с большей вероятностью достичь поставленных целей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Формы методы и приёмы работы с родителями и семьёй. Практикум для родителей "Развитие речевого дыхания у детей"

Данный мастер-класс позволяет познакомить родителей с некоторыми играми и упражнениями на развитие речевого дыхания....

Презентация "Мастер-класс "Формы, методы и приёмы работы с родителями. Практикум для родителей "Развитие речевого дыхания"

Эта презентация для сопровождения мастер-класса "Формы, методы и приёмы работы с родителями. Практикум для родителей "Развитие речевого дыхания у детей"...

Статья "Дистанционные формы взаимодействия с родителями в ДОУ".

В данной статье описаны формы взаимодействия с родителями именно дистанционно. ...

«Роль родителей в формировании патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родным краем. Формы, методы и приемы работы с родителями.»

Выступление к педагогическому совету «Роль родителей в формировании патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родным краем.Формы, методы и приемы работы с родителями.»...