Мастер-класс "Формы методы и приёмы работы с родителями и семьёй. Практикум для родителей "Развитие речевого дыхания у детей"
презентация к уроку по развитию речи (младшая группа) на тему

Кузина Вера Павловна

Данный мастер-класс позволяет познакомить родителей с некоторыми играми и упражнениями на развитие речевого дыхания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс на тему:
«Формы, приёмы и методы работы с родителями»

Кузина В.П. , воспитатель МБОУ "Тейская средняя школа № 3"

Цель мастер-класса:

  • приобщать воспитателей ДОО к просвещению родителей по развитию речевого дыхания
  • показать приёмы работы с родителями по развитию речевого дыхания  через практикум.

Задачи мастер-класса:

  • привлекать внимание к проблеме развития речевого дыхания
  • развивать фантазию, знакомить с элементарными приёмами взаимодействия с родителями

План  мастер-класса:

1. Упражнение «Клубок», с использованием метофорической коммуникации (Притча о свечах).

2.Теоретическая часть. Доклад на тему: «Развитие речевого дыхания у дошкольников»

3.Практическая часть:

  • Игры и упражнения на развитие речевого дыхания

- "Надуй шар",  "Забей гол", "Буря в стакане"

"Горячий чай", "Вертушка" и др.

  • Релаксационная практика
  • Оригами "Изготовление птички"
  • Артикуляционная гимнастика "Петушок"
  • Фонопедические упражнения (по В.Емельянову)
  • Выставка методического материала

4. Заключительная часть. Рефлексия.

Ход мастер-класса

   

1-й слайд.  

   Добрый день. Мы с вами сейчас проживём одну встречу с родителями моего родительского клуба "Подсолнух".

Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди. Те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. А скажите, пожалуйста, одно слово, которое является символом вашей семьи.

  Посмотрите, насколько все разные семьи, их ценности, у некоторых эти ценности совпадают. Я хочу вам рассказать одну притчу:

    "Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли. Стояла такая тишина, что было слышно, как они разговаривают.
Первая сказала:
— Я — Спокойствие… К сожалению, люди не умеют меня хранить. Думаю, мне не остаётся ничего другого, как погаснуть!
И огонёк этой свечи погас.
Вторая чуть слышно промолвила:
— Я — Вера… К сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому мне нет смысла гореть дальше.
Едва она замолчала, подул лёгкий ветерок и загасил свечу.
Третья свеча опечалилась:. 
— Я — Любовь… У меня больше нет сил поддерживать свой огонёк. Люди не ценят меня и не понимают. Они ненавидят даже тех, кто их любит больше всего — своих близких, — сказала она и погасла
Вдруг в комнату вошёл ребёнок и, увидев три потухшие свечи, испуганно закричал:
— Что вы делаете!? Вы должны гореть — я боюсь темноты! — плакал он.
Четвёртая свеча произнесла:
— Не бойся и не плачь! Пока я горю, всегда можно зажечь и другие три свечи. Ведь я — Надежда.

Я надеюсь, что от наших встреч в ваших семьях будут и спокойствие и любовь, и надежда, а особенно вера в своего ребёнка и самого себя."

     А что нужно делать, чтобы ребёнок верил в себя и свои силы?

Надо развивать его способности и умения. Основной проблемой дошкольников является плохо развитая речь.

 - А с чего начинается формирование речи у ребёнка? (отвечают участники м-к)

Проблемная ситуация  . ( Сейчас мы изготовим тренажёр для детей. А как его можно использовать и для чего?)

Варежка. Снежинка
Я на варежку подую

И снежинки с неё сдую

 «Дыхание – основа жизни.

Правильное дыхание –

основа здоровья и долголетия».

 К.С. Станиславский

   У детей дошкольного возраста речевое дыхание несовершенно. Дети не умеют рационально использовать вдох и выдох, что отрицательно влияет на развитие речи детей.    Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо, затрудняются в произношении длинных фраз и не договаривают слова.

А правильное дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность речи. Так как речь осуществляется на выдохе, то от силы, направления и длительность  воздушной струи зависит правильность произношения многих звуков, плавность речевого потока.   Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует, прежде всего, с развития дыхания. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Для чего это нужно? Правильное (физиологическое) дыхание поможет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки.

   Сегодня мы научимся некоторым играм и упражнениям на развитие речевого   дыхания  у детей. Дыхание д.б. грудобрюшным. Положите ладошку на живот и вдохните .

Запомните параметры правильного ротового выдоха: 

- выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";

- выдох происходит плавно, а не толчками;

- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;

- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);

- выдыхать следует, пока не закончится воздух;

- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Практическая часть.

Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания без участия голоса 

Цель: Развитие длительного, плавного выдоха, активизации мышц губ.

 -  "Снежинка", "Горячий чай", "Вертушка", "Забей гол", "Дракончик", "Сдуй ватку с носа".

Релаксация    (Под свист птички)

Оригами  (Изготовление птички)

Игра "Птичка"

Пальчиковая гимнастика

Наши уточки с утра: " Кря-кря-кря",

Наши гуленьки вверху: "Гу-гу-гу"
Наши курочки в окно: "Ко-ко-ко",

Ну а Петя-петушок

Раным-рано поутру, что кричит?

КУ-КА-РЕ-КУ!

Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале гласных звуков

Цель: Отработка удлиненного выдоха через рот с одновременных произношением гласных звуков.

Инструкция:

Вдох через рот – быстрый, пауза, выдох медленный с одновременным произношением гласных сначала шепотом, затем громко.

1. Произношение гласного звука на выдохе (2-4 раза):

а,  о,  у,   ы,    э (шепотом, голосом).

2. Произношение двух гласных на одном выдохе (2-4 раза):
 а-э,   о-у,  и-ы,  э-и (шепотом, голосом).

3. Произношение трех гласных на одном выдохе(2-4 раза): 
а
-э-о, о-у-и, о-у-а, о-э-ы,  а-у-о (шепотом, голосом).

4. Произношение четырех гласных на одном выдохе (2-4 раза): а-э-о-у, а-о-у-э, о-у-а-и,  а-о-у-э (шепотом, голосом).

Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале согласных звуков

Цель: отработка удлиненного выдоха через рот с одновременным произношением согласных звуков (можно сочетать с движениями рук).

Инструкция: произношение согласных идет на обнос выдохе, сначала с беззвучной артикуляцией, затем  - громко.

1.Произношение согласных в звукоподражаниях предметам

зазвонил телефон, комар летит:           з-з-з-з; 

ревет трактор, тигр рычит:                   р-р-р-р;  

качает насос, из крана течет вода:      с-с-с-с;

Дыхательно - голосовые игры и упражнения на материале слогов

Цель: Тренировка удлиненного выдоха через рот с одновременным произношением слогов.

Сделав полный вдох, на выдохе произносить слогосочетания:

1.Повторение слогов с одинаковыми гласными и одинаковыми согласными: па – па – пап – пап – апа - апа

Дыхательно-голосовые упражнения на материале слов

Цель: Тренировка удлиненного выдоха с одновременным проговариванием слов с изменением силы и высоты голоса.

Инструкция:

Произнесение слов идет на одном выдохе. Удлиненный выдох наращивается постепенно.

Перечисление дней недели (каждую строчку произносить на выдохе) - понедельник;

понедельник, вторник;

понедельник, вторник, среда;

понедельник, вторник, среда, четверг;

понедельник, вторник, среда, четверг, пятница;

понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота;

понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.

Фонопедические упражнения по (В.Емельянова)

Слова

Движения

Поет вьюга свою песню.

Дети произносят звук [о] с разной динамикой на одном дыхании. Ставят руки перед грудью, развернув ладони друг к другу. Когда руки разводят в сторону, звук становится громче; когда приближают друг к другу, - затихает.

Завывает ветром.

Тянут звук [у], пропевая его в разных регистрах на одном дыхании и показывая высоту звука рукой.

Кружит снегом.

Звук [а] произносят то выше, то ниже, делаяglissando и показывая рукой вращения.

Метет по земле поземку.

Делают руками движения, как при плавании, произнося при этом звук [ш] и штро-басс.

Стучится в окна.

Произносят коротко и остро в разных регистрах «тук, тук…», показывая указательным пальцем высоту звука.

"Метель"

Свистели метели,

Дети делают glissando от низкого регистра к верхнему на звук [у].

Летели снега,

Делают glissando от высокого регистра к низкому на звук [о].

Стелила постели большая пурга

Делают glissando на звук [и]то вверх, то вниз, показывая высоту звука рукой.

Стелила постели морозом она,

Пропевают отрывистые, «острые» звуки [а] в разных регистрах по показу учителя-логопеда.

И было метелям всю ночь не до сна.

То усиливают звук, разводя руки в стороны, то затихают, приближая ладони друг к другу, на одном дыхании пропевая разные гласные.

Танец  (логоритмика)  "В  Антарктиде  льдины"

Дорогие родители, чему мы сегодня научились? Что нового узнали? (Упражнение "Клубок")

А теперь , уважаемые коллеги, давайте посмотрим, какие методы и приёмы я использовала.

Форма: практикум для родителей в формате игрового и интерактивного взаимодействия.

Методы: Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, продуктивный .

Были использованы:

Приёмы: метофорическая коммуникация через использование притчи для эмоционального окрашивания с использованием символа (свеча), релаксационное  упражнение "Птицы", упражнения и игры на развитие речевого дыхания по методикам Стрельниковой и Емельянова, конструирования "оригами", для проецирования на ребёнка с целью развития мелкой моторики, танец, как средство логоритмики, использование нестандартного  оборудования для развития речевого дыхания,

 медиа - средства, методический материал в виде брошюрок.

  • Игры и упражнения на развитие речевого дыхания

- "Надуй шар",  "Забей гол", "Буря в стакане"

"Горячий чай", "Вертушка"

  • Релаксационная практика
  • Оригами "Изготовление птички"
  • Пальчиковая  гимнастика "Петушок"
  • Фонопедические упражнения (по В.Емельянову)
  • Выставка методического материала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Мастер-класс "Формы, методы и приёмы работы с родителями. Практикум для родителей "Развитие речевого дыхания"

Эта презентация для сопровождения мастер-класса "Формы, методы и приёмы работы с родителями. Практикум для родителей "Развитие речевого дыхания у детей"...

Этапы логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения. Формирование физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей независимо от вида их речевого дефекта.У большинства детей с речевыми нарушениями наблюдается слабое п...

Рекомендации родителям для развития правильного физиологического и речевого дыхания у детей c ДЦП

Дыхательная система человека состоит из тканей и органов, обеспечивающих лёгочную вентиляцию и лёгочное дыхание. К воздухоносным органам относятся нос и носовая полость, ротовая полость, гортань, трах...

Нетрадиционные методы развития речевого дыхания у детей в работе логопеда. Пранаямы в работе с дошкольниками.

   Дети с тяжелыми речевыми нарушениями отличаются повышенной эмоциональностью, рассеянным вниманием, быстрой утомляемостью. Они требуют повышенного внимания со стороны взрослых, им т...

Консультация для родителей "Дыхательная гимнастика как основа формирования речевого дыхания у детей с нарушениями речи"

Наша речь осуществляется благодаря чёткой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте. Важной частью является дыхание....