Консультация на родительском собрании: "Здоровый ребенок - умный ребенок"
консультация (старшая, подготовительная группа)

Ирина Лебедева

В консультации предложены рекомендации по самомассажу, говорится о значении ритмизации артикуляционной гимнастики, о роли командного взаимодействия специалистов и родителей в коррекции речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для родителей22.03 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на родительском собрании: «Здоровый ребенок - умный ребенок» в группе детей  старше - подготовительного возраста.

                                                                            Учитель-логопед:

                                                                            Лебедева И.Ю.

                                                                            МБДОУ д/с № 6

                                                                             

Ни секрет, что все дети, посещающие группу, имеют заключение ОВЗ, то есть дети с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому для ребенка необходимо создать комфортную среду, которая будет способствовать полноценному развитию здорового ребенка.

Надо знать, что головной мозг ребенка к пяти годам по размеру и массе (90%) почти равен мозгу взрослого человека. Очень интенсивно идет процесс развития извилин и борозд головного мозга. Однако надо учесть, что у праворукого ребенка доминирует правое полушарие, отвечающее за образное восприятие, эмоциональную сферу и т.д., а левое полушарие, отвечающее за речь, логическое мышление еще не сформировано. Ребенок находится во власти эмоций, у него не уравновешены основные нервные процессы, преобладает возбуждение. Торможение обычно достигается с трудом.  Поэтому ребенок часто отвлекается на занятиях и требует особенного внимания и терпения со стороны взрослых, как в детском саду, так и дома.

О том, что мелкая моторика и речь взаимосвязаны вы знаете.

Артикуляционная гимнастика и самомассаж.

Нашу группу посещают дети с речевым заключением: стертая дизартрия.

Мы развиваем подвижность артикуляционного аппарата, так как у детей нарушено звукопроизношение, обусловленное  недостаточностью иннервации артикуляционных мышц. Нарушения звукопроизношения при стертой дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы. В легких случаях имеются отдельные искажения звуков, «смазанная речь», в более тяжелых наблюдаются искажения, замены и пропуски звуков, страдает темп.

Артикуляционную гимнастику, которая представлена комплексами артикуляционных упражнений (показать их), проводим систематически, с учетом принципов от простого к сложному, опираемся на сохранные анализаторы, формируем уклады звуков. Артикуляционную гимнастику ритмизируем, то есть определяем в ритм песенки «Я-пеку, пеку, пеку», и другие, например  «зубы-ветер-горка-ссссссс», «зубы-фокус-чашка-шшшшш», «клоун-блинчик-парус-лллллл», «клоун-дятел-муха-ррррр».

 Зачем мы ритмизируем артикуляционную гимнастику? Тем самым мы развиваем переключаемость и ритм артикуляционного аппарата. Последние настраивают артикуляционный аппарат для произнесения звука и ребенок произносит звук правильно. Например при звуке «сссссс» (показать картинки-помощники с укладами звуков) ребенок растягивает губы в улыбке, ставит зубы вместе, кончик языка прижимает к нижним зубам, воздушную струю пускает по середине языка (она холодная).

В артикуляционную гимнастику включаем самомассаж – это

 -чередование надутых и втянутых щек («толстушка-худышка)

 -покусывание языка «тя-тя-тя» (правый бок, левый бок)

-расчесывние спинки языка, кончика языка (внутренней и внешней стороны)

-поглаживание языком щек сверху - вниз, по кругу с внутренней стороны полости рта

-движения языком из стороны в сторону (по кругу по часовой стрелке и против) под верхней и нижней губами

-укрепление кончика языка «дын-дын-дын»

Так же в артикуляционную гимнастику включаем упражнения на выработку направленной воздушной струи – это

«ветер», «фокус», «муха» и другие.

Используем мыльные пузыри – дуем через губы-трубочку, дуем через  язык, прижатый губами.

Достижения технического прогресса неоднозначно влияют на развитие детского организма, центральную нервную систему, речь. На первом месте в списке вредных факторов - компьютер, телевизор, планшет. В некоторых семьях они работают часами как фон. Ребенок слышит быструю, непонятную речь, что может привести к психологическим и речевым комплексам. Детям не рекомендуется смотреть телевизор больше 30 минут в день, на экране которого постоянно присутствует реклама. Психика ребенка не устойчива и он не в состоянии оторвать взгляд от ярких картинок, поэтому механически  запоминает и повторяет рекламные слоганы. Необходимо следить за тем, чтобы информация, получаемая по телевидению, была разнообразной и познавательной, а так же соответствовала возрасту. Главный принцип - польза для здоровья и развития ребенка. С компьютером надо быть еще осторожней, так как компьютерные игры «затягивают» ребенка в виртуальный мир,  перевоплощают его в героя, и ребенок  начинает жить нереальной жизнью. «Общение» с компьютером ограничить до 5 минут.

Питание

Основной признак правильного питания заключается прежде всего в том, что оно является сбалансированным и в нем присутствуют абсолютно все наиболее важные пищевые компоненты. В общей сложности организму ребенка необходимы порядка 600 веществ в сутки. Эти 600 веществ - витамины, углеводы, белки, жиры, минеральные вещества,  микро- и макро- элементы – дают пластический материал для строительства новых здоровых клеток.  Педиатры и гастроэнтерологи бьют тревогу из-за очень частого употребления таких продуктов, которые наносят непоправимый вред: чипсы и газировка, особенно кока-кола, копчености и маринованные овощи, сырая рыба в виде популярных блюд японской кухни, фаст-фуд - все это никоим образом не должно присутствовать в рационе малыша.

        Важно знать! По результатам 10-летнего мониторинга

состояния питания детей Российской Федерации, проводившегося ГУ  НИИ  питания РАМН выявлен дефицит поступления кальция – одно из ключевых факторов, определяющих рост  -  в организме более чем у 80% детей, а также неадекватное соотношение кальция и фосфора в их рационе. При обследовании проводившемся Институтом питания в разных регионах России у большинства детей дошкольного и школьного возраста обнаружен недостаток необходимых витаминов: у 80-90% - витамина С, у 40-80%  - витаминов группы В и фолиевой кислоты, у более чем 40%  -витаминов А, Е и каратина. Нарушение питания приводит к росту количества детей со сниженными показателями физического развития, увеличению частоты заболеваний, связанных с дефицитом жизненно-важных веществ, обеспечивающих нормальное состояние организма.

Почему выявлен такой дефицит витаминов в организмах детей? Потому что  в индустриально развитых странах, в том числе и России остро стоит вопрос качественного пищевого дисбаланса.

        Прием витаминов должен быть в качестве профилактики для здоровых детей 10 месяцев в году, за исключением июля и августа. И неизбежно встает вопрос,- каким витаминным комплексам следует отдавать предпочтение? Желательно чередование разных групп витаминов. Витаминные составы нужно комбинировать, потому что каждая комбинация содержит свой комплекс витаминов, хорошо продуманный для определенных целей. На одном этапе вы будете насыщать организм ребенка витаминами группы А, Е, на другом этапе витамины группы В, затем витамин С, и так далее. Это будет наиболее разумный подход. Наиболее целесообразно применять витамины в первой половине дня, основную дозу надо принимать утром, во время завтрака, а вторую во время обеда.

   Любые нарушения  речи можно исправить -  важно не упустить время.

Мозг малыша обладает большими компенсаторными возможностями. Чем младше ребенок, тем больше у него возможностей для восстановительного потенциала и лучшего результата. Особенно значительный эффект на развитие речи оказывает раннее начало терапии. Поэтому 2 раза в год мы отправляем детей к неврологу с целью получения лечения. Важно отметить, что лечение расстройства речевой функции надо проводить комплексно, при участии педиатра, невролога,  учителя-логопеда, педагога-психолога.

Может понадобиться помощь психиатра, дефектолога, сурдолога, окулиста, эндокринолога, генетика. От специалистов и современных методик по коррекции, восстановлению речевой функции ребенка зависит многое, но не все. Основная роль принадлежит родителям, семье ребенка. Близким людям нужно объединиться с врачами, выполнять все назначения, домашние задания, идти одним путем, одной командой к намеченной цели. Комплексный медицинский подход и активное участие родителей в процессе развития речевой функции ребенка обязательно дадут положительный эффект.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Здоровая семья-здоровый ребенок".

Принимают участие родители и дети подготовительной группы....

Родительское собрание «Здоровая семья – здоровый ребенок»

Родительское собрание «Здоровая семья – здоровый ребенок». Цель: формирование у родителей представления о значимости правильного питания детей как составной части культуры здоровья....

Апрель 2018 год. Общее родительское собрание "Здоровая семья - здоровый ребенок"

Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением. Представление о счастье каждый человек связывает с семьёй. Сем...

Родительское собрание "Здоровый ребенок в здоровой семье"

Родительское собрание "Здоровый ребенок в здоровой семье"...

Родительское собрание здоровая семья здоровый ребенок

Родительское собрание здоровая семья здоровый ребенок...

Родительское собрание "Здоровый ребенок -успешный ребенок -счастливый ребенок"

Создание условий для сотрудничества родителей и детского сада в вопросах сохранения и укрепления здоровья ....