Как обучить детей грамотности!
консультация
Данное руководство сделано, чтоб помочь родителям развить финансовую грамотность у детей. Для этого, родители, вам надо сделать следующие шаги:
- Рассказать, что такое бартер (или обмен товарами), и рассказать про универсальность денег
- Познакомить ребенка с номиналами купюр и монет
- Ввести в арифметику счета
- Рассказать, как вы зарабатываете деньги и на что их тратите
- Объяснить, что ребенок уже сейчас может заработать деньги (за работу по дому, к примеру)
- Объяснить разницу между потребностями и пожеланиями при покупке подарка, дать возможность ребенку делать выбор самому
- Объяснить принцип накопления денег.
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Данное руководство сделано, чтоб помочь родителям развить финансовую грамотность у детей. Для этого, родители, вам надо сделать следующие шаги:
- Рассказать, что такое бартер (или обмен товарами), и рассказать про универсальность денег
- Познакомить ребенка с номиналами купюр и монет
- Ввести в арифметику счета
- Рассказать, как вы зарабатываете деньги и на что их тратите
- Объяснить, что ребенок уже сейчас может заработать деньги (за работу по дому, к примеру)
- Объяснить разницу между потребностями и пожеланиями при покупке подарка, дать возможность ребенку делать выбор самому
- Объяснить принцип накопления денег.
Финансовая грамотность — это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами. Финансовая грамотность затрагивает большой круг различных финансовых тем, начиная от ежедневных навыков ведения персонального финансового учета до долгосрочного планирования личных финансов для выхода на пенсию.
К сожалению, финансовую грамотность не преподают в школах, но несмотря на попытки государства повлиять на финансовую грамотность детей, главными учителями финансовой грамотности остаются родители (законные представители).
Тут может возникнуть препятствие в виде отговорки, что, мол, «я и сам не сильно волоку в финансах» или «у меня и так финансовые проблемы, что ж я могу ребенку объяснить?». Но это лишь отговорки, которые не являются причинами.
Во-первых, у вас есть опыт (и позитивный, и негативный), который вы можете передать своему ребенку.
Во-вторых, вы можете развиваться и финансово совершенствоваться вместе с малышом и становиться для него примером для подражания.
И в-третьих, вам не надо быть финансовым гуру чтоб объяснить вашему ребенку базовые принципы.
Родителям важно понимать, что рано или поздно дети все равно будут слышать какие-то факты о деньгах, и у них будет складываться впечатление о финансах, основанное на данных извне. Эти данные извне, как вы знаете, зачастую ошибочны.
Поэтому важно именно ваше участие, чтоб все встало на свои места: вам надо рассказать ребенку, что деньги надо зарабатывать честным трудом. И — повторюсь — вам не обязательно знать разницу между взвешенным и экспоненциальным скользящим средним, чтоб рассказать малышу основные понятия о деньгах, экономии, и финансовой грамотности.
Обучая детей финансовой грамотности, вы поможете им прояснить для себя связи между работой, заработком, затратами и сбережениями; они раньше поймут цену деньгам и научаться правильно принимать финансовые решения. Итак давайте приступим.
Что такое бартер?
В раннем возрасте дети начинают понимать, что деньги нужны для того, чтоб что-то купить. Но реальную природу денег они зачастую недопонимают; и как деньги попадают к родителям в карманы - тоже.
Расскажите ребенку про то, как люди торговали в древности: что они обменивались товарами. К примеру, корову могли поменять на 30 куриц, или глиняный горшок на буханку хлеба. И пусть этот метод был эффективен какое-то время, были три большие проблемы (позвольте ребенку самому к ним прийти с помощью анализа ваших наводящих вопросов):
- предметы для обмена было трудно переносить: «что легче принести на базар: гроздь винограда или осла?»
- товары для обмена были дискретны, т.е. их было трудно дробить: «как быть, если у тебя есть коза, а тебе нужен хлеб? менять козу на буханку хлеба - это выгодно?»
- товары портились и теряли ценность со временем: «сколько сохраняет свежесть яйцо? нужно ли кому-то тухлое мясо?»
И теперь расскажите ребенку, что были придуманы универсальные товары - деньги, которые решали три вышеупомянутые проблемы.
Первыми деньгами (в нашем понимании термина) стали золотые монеты: они не теряли ценность с течением времени, их можно было выпускать разными номиналами, и их было легко носить. Ну а золото было всегда в цене в силу своей красоты и физических свойств.
Что же такое деньги?
Тут все просто. Покажите ребенку все (по возможности) номиналы купюр и монет валюты страны, в которой вы живете. Расскажите, что у большинства стран своя валюта, и она в основном состоит из похожих монет и купюр.
Расскажите про ценность каждого номинала, и потренируйтесь вместе простой денежной арифметике: «сколько пятаков в гривне?» или «как собрать сумму в 64 рубля?».
Наводящие вопросы могут быть разными в зависимости от возраста, знаний вашего ребенка и других аспектов, но вот несколько универсальных напутствий: положите перед ребенком кучку монет:
- пусть ребенок разложит их в группы по номиналу (так он(а) научится быстрее отличать монеты разного номинала);
- расскажите ребенку, какие названия есть у монет и купюр: «полтинник», «четвертак», «пятак», «червонец»; расскажите;
- что можно купить за каждый номинал (у ребенка сложится понятие о ценности каждой монеты и купюры).
И наконец, чтоб закрепить знания, пойдите в магазин в незагруженное время и позвольте ребенку самому расплатиться за покупку.
После игры с монетами и купюрами, обязательно тщательно вымойте руки ребенку и приучите его постоянно мыть руки после контакта с деньгами, потому что деньги «проходят» тысячи рук и бывают в совершенно разных и непредсказуемых местах.
Альтернативные виды денег
Расскажите детям про (и по возможности покажите) платежные карты, дорожные чеки и чеки инкассо и другие виды денег. Обязательно объясните, что денежный ресурс в карточках и чеках не безграничен: все операции с альтернативными методами все равно надо оплачивать реальными заработанными деньгами.
Заработок
Детки понимают, что у родителей откуда-то есть деньги, но пришла пора им объяснить более подробно, откуда берутся деньги.
Расскажите детям, что людям надо работать, чтоб зарабатывать деньги. Расскажите про разные варианты работы: кому-то платят почасово, кому-то платят фиксировано, а кому-то - за проект.
Также расскажите, что можно искать кратковременную работу, а можно строить карьеру. Также - что можно стать предпринимателем и начать свое дело, и о дополнительных трудностях, связанных с этим занятием (нестабильный доход, зависимость от себя, вложения и т.п.).
Далее расскажите ребенку, как зарабатываете деньги вы. К примеру: «я работаю финансовым консультантом в большой компании. Каждый месяц я получаю фиксированную зарплату. Деньги мы с твоей мамой тратим на нужды семьи, и немного на разные пожелания и развлечения. Небольшую часть денег мы откладываем для непредвиденных затрат в будущем.»
После того, как ребенок поймет, что деньги надо заработать, он может заинтересоваться, как он(а) может заработать деньги уже сейчас. И это абсолютно здравое желание. В ответ, вы можете предложить ребенку заработать деньги, выполняя какую-то работу по дому. Также есть перспектива получения дополнительных денежных бонусов на праздники (такие как день рождения, новый год и т.п.).
Ребенок, поняв, что может сам «заработать» деньги, как правило, воодушевляется и загорается перспективой заработка, открытием собственного дела. Но если ваш ребенок начнет метать идеи открытия собственного дела, которое по нашим с вами меркам кажется полным (или частичным) бредом, ни в коем случае не отговаривайте его, а выслушайте, какой бы странной или абсурдной ни была его идея: он(а) же не собирается сейчас ее реализовать и у вас еще будет время обсудить все аспекты. А если вы будете говорить ребенку что-то вроде «ты никогда не сможешь это сделать» или «это плохая идея», то вы можете существенно ранить его предпринимательский дух и уверенность в себе.
Карманные деньги
Давать деньги детям на регулярной основе - это нормальная практика. Эти небольшие суммы позволят ребенку получить материал, с которым обращаться при выработке навыков финансовой грамотности.
Только важно - приучиться регулярно выплачивать суммы ребенку; например, каждый понедельник утром или каждую пятницу. И увеличивайте сумму каждый год.
Кроме простой регулярной (линейной - выражаясь технически) выдачи денег ребенку, есть еще и метод, основанный на выполненной работе. Он подразумевает, что ребенок получает деньги за выполнение определенных видов работ по дому.
Независимо от того, какой метод вы выбираете, будьте последовательны: если даете деньги без привязки к работе по дому, то выплачивайте, даже если ребенок выполнил работу некачественно или вообще не выполнил (и параллельно применяйте другие методы
влияния в воспитательных целях). Если же вы все-таки платите ребенку за выполненную работу, то поощряйте перевыполнение плана, и штрафуйте за недовыполнение.
Потребности и желания.
Важной составляющей финансового воспитания ребенка является понимание того, что такое потребность, а что - желание.
Потребность - то что нужно для выживания.
Желание - то что нам хотелось бы иметь.
Есть ряд потребностей и желаний бесплатных: воздух, возможность делать утреннюю пробежку или вечернюю прогулку, пресная вода в ручье, и т.д. Но за большинство потребностей и желаний необходимо платить.
Примеры потребностей:
- дом (в широком смысле)
- пища
- здравоохранение
- одежда
Примеры желаний:
- технологические новинки (смартфоны, планшеты, плееры)
- ювелирные украшения, бижутерия
- кино, телевидение, компьютерные игры
Для наглядного примера, вызовите аналитический процесс у ребенка вопросом вроде «Хотел бы ты потратить всю нашу зарплату на игрушки? Что бы мы кушали в таком случае?» Поставьте диалог так, чтоб ребенок понял, что оплата счетов по коммунальным услугам и покупка пищи — куда важнее желаний ваших или его.
На этом этапе у ребенка возникнет предсказуемое желание найти решение: просто тратить больше на все статьи сразу. Но ваша задача будет напомнить ему/ей о вашей зарплате/доходе и о том, что она конечна: невозможно просто из неоткуда взять больше денег.
Посмотрите журнал или каталог, укажите ребенку на потребности и пожелания, чтоб его понимание закрепилось. Во время похода в торговый центр, покажите показательные потребности и показательные желания. И продолжайте задавать наводящие вопросы: «как думаешь, легко нам будет без холодильника?», «может пристанем платить за воду?», «что важнее купить: еду или игрушку?»
Для более четкого представления о том, какое соотношение затрат приходится на потребности, а какое — на желания, сделайте простую круговую диаграмму, поделенную на 3-5 секторов, в которой будут основные статьи расходов семьи.
Обязательно там должен присутствовать сектор «пожелания», чтоб ребенок понял, сколько приблизительно ресурсов предусмотрено под эту статью. Раскрасьте диаграмму вместе: будет весело.
Правильный выбор: куда тратить деньги?
Каждый человек принимает решения о том, куда потратить ту или иную сумму. Если вы приучите детей делать сознательную оценку вариантов и выбор, вы придадите им уверенности в себе, выработаете у них навык решительности и оставите полезный опыт.
В зависимости от возраста вашего ребенка (детей), сложность следующих приемов будет отличаться, но суть - оставаться неизменной.
Проделав шаги, описанные выше, ваш ребенок уже должен понимать, что деньги - ресурс ограниченный, и что большая часть семейного бюджета (как правило) тратятся на потребности.
Теперь пришла пора объяснить ребенку, что у него есть выбор. Выбор в том, купить ли ему фломастеры или карандаши, мягкую игрушку львенка или котика, получить велосипед или самокат с мячем, айфон c айпадом или mac book pro, и т.д. Итак, начните предоставлять выбор с простого: со списка равнозначных товаров.
После того, как ребенок сделает несколько простых выборов, начните усложнять уравнение, и вносите в него переменные стоимости: «Мяч стоит 100 рублей, а робот - 200. Ты можешь купить мяч и что-то еще на 200 рублей», и ребенок должен будет задуматься. Взвешивая, он ли она будет более тщательно отбирать, какой же товар ему действительно нужен; этот процесс осмысления очень важен.
После нескольких принятий решений с учетом стоимости, вносите новые переменные: причины за и причины против. Попросите ребенка придумать список того, что он хочет больше всего, а потом пусть внесет причины за и против.
К примеру: причины за покупку последней модели iPhone могут быть такие:
- мои друзья будут меня уважать
- он удобен, стилен и эстетичен
- он поможет мне в ежедневных задачах
Причины против покупки:
- он дорого стоит
- у меня уже есть смартфон, который выполняет большинство функций
- я избавлю себя от фальшивых «друзей», которые потянуться ко мне из-за последнего айфона
Когда у ребенка будет список причин за и против для каждого пожелания, впишите дополнительным параметром в эту таблицу еще и ориентировочную стоимость товара и у вас получится отличная сводная таблица.
Попросите ребенка сузить список до 1 товара, и при этом скажите, что ребенок должен будет потратить 10 процентов суммы (или другой процент на ваше усмотрение) из собственных карманных денег. Когда ребенок будет оценивать и принимать решение, особенно при учете необходимости потратить свои деньги, он или она будет очень внимательно подходить в решению. В конце концов выясниться, что не так уж и нужен этот новый айфон.
Если вдруг вы не согласны с выбором ребенка, ни в коем случае не стоит говорить что «это плохой выбор», потому что вы демотивируете его. Вместо этого, укажите на преимущества и недостатки того или иного выбора и постарайтесь дать ребенку максимально прозрачную и объективную картину. Но окончательное решение пусть ребенок принимает сам (в разумных пределах, конечно).
Принцип накопления
Рано или поздно настанет момент, когда ваш ребенок захочет купить какую-то довольно дорогую вещь, которую ни вы ни ребенок сможете купить сразу. Такое обстоятельство - отличный момент начать объяснять ребенку про принцип накопления.
Также как надо периодически ждать в очереди за покупкой, дожидаться дня рождения или другого праздника, и т.д., чтоб купить дорогую вещь надо подождать. И это ожидание подразумевает накопления денег. Суть проста: если покупка того стоит, то можно и подождать.
Проясните несколько вещей с ребенком:
- сколько уже есть у вашего малыша.
- сколько стоит товар (игрушка, или что там), включая доставку и другие затраты
- сколько денег ребенок может накопить в неделю
- сколько потребуется времени для получения необходимой суммы
Может выясниться, что ребенку нужно, к примеру, еще 8 недель для получения нужной суммы и это нормально. Предложите ребенку дополнительный заработок за работу по дому. Но также объясните, что если он не будет следовать графику накопления, то процесс затянется на более длительный срок и покупка отложится.
Для придания процессу интереса, напишите на календаре, как будет пополняться накопленная сумма со временем. А в день, когда сумма будет достигнута, нарисуйте сам товар, или еще что-то, чтоб вам было весело, и чтоб ребенок более четко представлял, ради чего он все это делает.
Важно перебороть в себе родительское желание помочь ребенку деньгами, особенно на последних стадиях накопления. Такой безответственный поступок не только обречет вас на пожизненные раскошеливания, но также сведет на «нет» все старания ребенка: урок не будет усвоен, чувство достигнутого результата рассеется, ценность товара снизится, отношение к товару ухудшится.
Лучше предложите ребенку дополнительный заработок: пусть пойдет посадит дерево или помоет машину или еще что-то.
Дополнительным преимуществом накопления является отсеивание ненужных вещей. Сегодня ваш ребенок может решить что ему нужен новый велосипед. Но через неделю, когда порыв прошел, а старый велик вроде отлично ездит, то может оказаться, что новый велосипед не так-то и нужен, чтоб ждать так долго.
Вывод
Для того, чтоб ваши дети могли правильно распоряжаться деньгами, вы - родители - должны их подготовить и обучить финансовой грамотности. Именно умение правильно обращаться с деньгами может в будущем стать решающим фактором для успешности вашего ребенка.
Предварительный просмотр:
Мастер-класс по изготовлению хантыйской куклы «Акань»
Цель: пробудить интерес родителей и детей к традиционной игрушке народов Севера.
Задачи:
- расширить представления детей и родителей о культуре народов Севера – ханты;
- активизировать родителей на участие в совместном творчестве;
- развивать любознательность, коллективизм.
Предварительная работа:
- изучение истории возникновения куклы Акань;
- изучение технологии изготовления куклы;
- создание электронной презентации.
- создание буклета по технологии изготовления куклы.
Индивидуальная работа с родителями и воспитанниками: организация бесед о сборе информации про жителей нашего края.
Материал оборудование: презентация «Игрушка как часть народной традиции», иллюстрации с изображением ханты и манси, их быт, предметы домашней утвари, украшения из бисера, костюмы.
ТСО: телевизор, ноутбук
Для практической части: ножницы, различные лоскутки ткани.
Участники: воспитанники и родители группы № 24
Ход мастер-класса:
I. Оргмомент.
- Добрый вечер, уважаемые родители!
Представляю вашему вниманию мастер-класс по изготовлению хантыйской куклы.
II. Рассказ о кукле акань.
Перед началом работы хотелось бы несколько слов сказать об этой кукле по- хантыйски, акань, которая представляет собой символическую фигурку человека, состоящую из головы и туловища. Куклу шили, орнаментировали одежду, но лицо не рисовали. По народным поверьям, кукла с лицом приобретала душу и могла навредить. У кукол нет не только лица, но и рук, ног. Размеры куклы не должны превышать размера детской ладони.
В такие самодельные куклы, играли дети. Первую куклу девочке делали мама или бабушка, иногда старшая сестра. Подрастая, девочка шила их сама. Вечером перед сном девочка должна была слегка покусать акань за голову, так как существовало поверье, что если девочка не покусает ее, то ночью акань укусит её за большой палец ноги.
Кроме детских кукол, существуют и куклы богов. В них, по поверьям, вселяются духи, защищающие людей от болезней, зла, неудачного промысла. Такие куклы священны. Взрослые за ними ухаживают, приносят им дары, шьют одежду по сезонам и даже делают для них маленькую посуду. Для взрослых это не игра, а священный обряд почитания духов и предков, которые уходят в Нижний мир.
С появлением современных кукол ханты стали забывать свои традиционные игрушки. А вы не только сами научитесь делать куклу «акань», но и научите этому других.
III. Практическая часть.
Для изготовления куклы вам понадобятся:
- ткань различных цветов;
- нитки по цвету ткани;
- мех;
- бисер;
- шаблоны орнаментов;
- ножницы;
- иглы.
Так как время у нас ограничено время, у меня имеются заготовки.
Сейчас приступаем к работе!
Мастерить куклу начинаем с головы.
Голова. Берём ткань прямоугольной формы однотонного цвета, закрутим её в жгутик. Закрепляем ниткой. Далее украшаем шею цветными полосками, общее количество которых семь, цифра 7 в культуре ханты имеет сакральное значение. Отступив от верхнего края, обтянем жгутик по направлению к задней части головы небольшими лоскутками из ткани контрастных цветов в количестве пяти штук, расстояние между полосками как можно меньше. Теперь обтягиваем голову двумя лоскутками, согнутыми по направлению к передней части головы, и опускаем вниз, перекрещивая края у нижней полоски. Закрепляем лоскутки, завязав ниткой. Голова готова.
Приступаем к изготовлению платья.
Платье. Возьмем яркую ткань прямоугольной формы и сшиваем её. Низ платья можно украсить полосками сначала широкой, затем узкой, и через небольшой промежуток еще 2-3 узкими полосками. Также можно украсить нижний край платья бисером. Теперь собираем горловину.
Платок. Затем поверх головы изготавливается платок из квадратного кусочка ткани любого цвета, обработав край бахромой (подхватывают и продергивают по одной нитке иглой). В дальнейшем соединяем платок с основой. В традиционной жизни хантов существует обычай «избегания» между определенными категориями родственников. Так, женщина стыдилась показывать волосы и лицо старшему брату мужа и его отцу, поэтому при них низко опускала на лицо платок. Это делалось и в присутствии чужих мужчин. Закрывать лицо платком девочку приучали с детства, и поэтому голова у Акань всегда прикрыта платком.
IV. Итог.
Вот теперь у вас получилась кукла «акань».
Стихотворение.
Ма аканем, омса. | Моя кукла, сиди, |
Тоса яма вола, | Хорошо себя веди, |
Хураманг сухен | Красивое платье |
Яма, яма тае | Аккуратно носи. |
Спасибо всем за работу! До свидания!
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Шахматы в дошкольном возрасте»
Уважаемые родители предлагаю вам консультацию о роли шахмат в развитии детей. Шахматы — старинная и очень увлекательная игра, с помощью шахмат многие люди
приобретают важные качества для личности, необходимые в нашей жизни.
Чем полезны занятия шахматами для ребенка?
- Шахматы - развивают память, логическое мышление, пространственное воображение, вырабатывают усидчивость, внимательность, целеустремленность. Ребенок учится делать логические выводы – мыслить самостоятельно.
- Шахматы - развивают в ребенке способность принимать решения в условиях неопределённости отвечать за них, а значит, и самостоятельность. Не менее важно умение длительное время концентрироваться на одном виде деятельность.
- Шахматы - учат правильно относиться к неудачам и ошибкам – анализировать причины неудач, делать выводы и применять их в будущем. Помимо интеллекта, развивается изобретательность и творческие способности, этому особенно способствует решение комбинаций, задач.
- Шахматы- учат мыслить системно и стратегически, развивают способность к анализу, а самое главное – дети учатся создавать внутренний план действий (действовать в уме). Этот навык является ключевым для развития мышления в целом, и именно при помощи интеллектуальных игр, и в частности шахмат.
Функции шахмат в развитии детей
В дошкольном возрасте шахматы играют важную роль в развитии ребенка. Они выполняют сразу несколько функций.
- Познавательная. Играя в шахматы, ваш ребенок научится мыслить, логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать. Ребенок узнает много нового и интересного. Кроме того, игра способствует развитию фантазии и творческих способностей.
- Воспитательная. Придя в школу, многие дети не могут усидеть на одном месте и сосредоточиться на уроках. Шахматы же
вырабатывают выдержку, собранность, внимательность. Дети учатся самостоятельно принимать решения и спокойнее относиться к неудачам.
- Физическая. Сидеть долго за доской очень трудно. Надо обладать большим запасом сил и выносливости. Поэтому у всех гроссмейстеров есть тренеры по физической подготовке.
Как начать обучение шахматам
Оптимальный возраст для первого знакомства ребенка с шахматами – это дошкольный возраст. Основная форма - игровая. Ни в коем случае не ставьте своей целью
вырастить "нового Крамника". Не принуждайте ребенка заниматься - рискуете "перекормить" его шахматами. Потрудитесь лучше над тем, чтоб заинтересовать малыша. А так как на начальном этапе главное - привить интерес к игре и рассказать основы.
Первый шахматный урок
Первый урок должен быть ярким, веселым, запоминающимся. Ребенок, прежде всего ждет от него праздника и удивительных историй с приключениями. В помощь себе купите учебник, посвященный детским шахматам. Для начала расскажите ребенку сказку про "короля, королеву и их
свиту", покажите ему красочные книжки с фигурами на картинках, инсценируйте сценку, используя любимые игрушки ребенка. Мальчикам, обожающим "войнушку", можно сказать, что доска - это поле битвы, а фигуры олицетворяют разного рода войска. Не рассчитывайте сразу же играть целые партии. Придумайте нетрудные задачки, цель которых - научить ребенка анализировать и понимать, куда в той или иной ситуации может пойти пешка, конь или ферзь. Первые уроки должны длиться не более 20 минут. Ребенку необходимо отвлекаться и разминаться. Заканчивать надо до того, как ему станет скучно.
Желаем успехов в развитии детей!
Воспитатель: Волнянкина Е.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Как обучить детей финансовой грамотности"
Советы родителям по воспитанию финансовой грамотности у детей...

Как обучить детей финансовой грамотности.
Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств и грамотно их приумножать....

Консультация для родителей (стенд) "Обучаем детей финансовой грамотности"
Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 гг., утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2017 г., содержит определение финансовой грамотност...

Консультация для родителей "Как обучить детей финансовой грамотности"
Консультация для родителей "Как обучить детей финансовой грамотности"...











