Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей раннего возраста»
консультация
Что такое сенсорное развитие ребёнка раннего возраста.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Сенсорное развитие детей раннего возраста»
Воспитатель: Каузова Л.Б.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира. Перечислим основные задачи сенсорного развития детей раннего возраста:
1. Предоставить для восприятия как можно больше разнообразных сенсорных впечатлений.
2. Обучить перцептивным действиям — осматриванию, выслушиванию, ощупыванию, опробыванию и др.
3. Помочь воспринимать сенсорные впечатления более осознанно — запоминать, дифференцировать, использовать знания о свойствах предметов и явлений в различных ситуациях.
4. Эстетическое развитие — помочь увидеть красоту и многообразие окружающего мира.
Организуя занятия по сенсорному развитию малыша, следует учитывать ряд факторов, влияющих на уровень сенсорной чувствительности и развитие восприятия. Следует отметить, что уровень чувствительности у разных людей к различным видам сенсорных раздражителей существенно различается. Это зависит от нескольких факторов:
Наследственность. Например, абсолютный слух или особая чувствительность к запахам или вкусовым ощущениям являются врожденными.
Состояние органов чувств. Если орган чувств поврежден в результате заболевания, травмы или врожденной аномалии, то чувствительность будет в какой-либо степени снижена или полностью отсутствует. Например, в наше время очень много людей страдает снижением зрения, что, конечно, мешает полноценному зрительному восприятию. А полное отсутствие зрения (слепота) или слуха (глухота) делает человека инвалидом.
Развитие органов чувств и восприятия. Врожденные способности человека воспринимать различные внешние раздражители посредством органов чувств развиваются как в процессе спонтанного изучения мира, так и специального обучения. И то и другое подразумевает предоставление для восприятия достаточного количества и разнообразия различных сенсорных раздражителей.
ВИДЫ СЕНСОРНЫХ ОЩУЩЕНИЙ
Сенсорные ощущения могут быть самыми разнообразными.
Рассмотрим виды сенсорных ощущений в зависимости от органа чувств, который их воспринимает:
- зрительные ощущения — ребенок видит контраст между светом и темнотой, различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их количество и расположение в пространстве;
- слуховые ощущения — ребенок слышит разнообразные звуки — музыку, звуки природы, шумы города, человеческую речь и др. — и учится их различать;
- осязательные ощущения — ребенок ощущает посредство прикосновений, ощупывания различные по фактуре материалы, поверхности различных по величине и форме предметов, гладит животных, обнимает близких ему людей;
- обонятельные ощущения — ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира;
- вкусовые ощущения — ребенок пробует и учится различать на вкус разнообразные продукты питания и блюда.
Итак, пять органов чувств — это пять каналов получения информации о мире вокруг.
СПОСОБЫ ДЕЙСТВИЙ РЕБЕНКА С ПРЕДМЕТАМИ
Чувственный опыт дети приобретают в процессе широкой ориентировочно-исследовательской деятельности. Другими словами, восприятие на всем протяжении раннего возраста тесно связано с предметными действиями. Ребенок, познавая мир, осуществляет поисковые способы ориентировки, которые могут быть разного уровня. Рассмотрим более подробно различные способы действий ребенка с предметами:
Хаотические действия — ребенок действует с предметом независимо от его функции — стучит, хватает и бросает, тянет в рот и т.п.
Такие действия присущи в норме младенцам, а в случае особенного
развития могут присутствовать у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта, зрения и слуха, у аутичных детей.
Метод проб и ошибок — ребенок осуществляет в ходе исследования предмета большое число проб, фиксируя правильные действия и отбрасывая ошибочные варианты. Метод проб является практической ориентировкой. Например, вставляя фигурку в углубление такой же формы (доска Сегена), ребенок пытается по очереди вставить ее в каждое из углублений, пока не найдет правильное.
Практическое примеривание — перцептивный способ ориентировки (происходящий во внутреннем плане) — ребенок сравнивает свойства предметов при непосредственной их близости и действует в соответствии с результатами примеривания. Например, при работе с доской Сегена, прикладывает поочередно фигурку к углублениям, не пытаясь вкладывать, пока не подберет подходящее.
Зрительное соотнесение — перцептивный способ ориентировки (происходящий во внутреннем плане) — ребенок сравнивает свойства предметов на расстоянии при помощи зрения. Например, при работе с доской Сегена, он смотрит на фигурку, затем ищет глазами такое же углубление и вставляет фигурку сразу; подобным образом ребенок может найти глазами и показать подходящее углубление для каждой фигурки.
Опыт, полученный в процессе чувственного познания мира, закрепляется в представлении при помощи слова — ребенок может восстановить в памяти свойства предметов по их названию, сам называет свойства и качества предметов. Например, при работе с доской Сегена ребенок может найти нужную фигурку по устной просьбе, самостоятельно называет фигуры и углубления для них.
Предлагая ребенку разнообразные сенсорные игры, внимательно наблюдайте за тем, как развиваются умения ребенка, как изменяются способы его действий с предметами. В случае необходимости, помогите малышу открыть для себя новый, более эффективный способ действия с предметом. Однако делайте это незаметно и ненавязчиво, не нарушая общего хода развития исследовательской деятельности малыша.
СЕНСОРНАЯ СРЕДА
Все объекты материального мира обладают различными сенсорными свойствами. Сенсорные впечатления ребенок может получать в разных местах и в различных ситуациях.
Природа Мир людей
— Живая природа — это форма, цвет и запах цветов, вкус плодов, внешний вид и окраска животных и птиц, звуки, которые они издают, сезонные изменения в живой природе — осенняя окраска листвы деревьев, изменения в окраске шкур животных и оперении птиц и т.д.
— Неживая природа — цвет неба и облаков, шум дождя, журчание ручья, величина гор и ширина рек, глубина морей и океанов, смена дня и ночи, сезонные изменения в природе, погода — снег, дождь, гроза, сияние солнца, луны и звезд, свойства объектов неживой природы — вес и фактура камня или песка, и т.д.
— Город — расположение улиц в городе, форма и величина зданий, их взаимное расположениев пространстве, сигналы автомобилей на дорогах и проч.
— Дом (квартира) — различные помещения и их назначение, план расположения помещений в квартире, доме.
— Вещи — мебель, посуда, одежда и обувь, аксессуары, игрушки, продукты питания, бытовая техника, транспорт и т.д.
— Искусство — живопись, скульптура, музыка, театр и кино.
Перечисленные выше составляющие сенсорной компоненты мира указывают на то, что сенсорное развитие неразрывно связано с развитием представлений об окружающем мире, является его начальным звеном. Чтобы ребенок активно развивался и познавал мир, необходимо позаботиться о создании для него богатой и разнообразной сенсорной среды. Однако, для изучения малышу доступны далеко не все объекты окружающего мира. В первую
очередь, это самые разные предметы человеческого быта и объекты природы, с которыми малыш сталкивается ежедневно.
Рассмотрим основные условия создания для малыша полноценной сенсорной среды, которая будет стимулировать его развитие:
— Вещи. Предметы в доме должны быть из качественных, разнообразных по цвету и фактуре, материалов. Особенное внимание уделяется детским вещам — игрушкам, оборудованию и украшению детской комнаты.
— Свобода. Надо разрешать ребенку исследовать мир вокруг —лазить по шкафам, играть с водой, песком и т.д. — стараясь ограничивать лишь в том, что небезопасно.
— Наблюдение. Надо специально обращать внимание ребенка на объекты и явления окружающего мира, их изменения, учить быть внимательным к окружающему, наблюдать.
— Специальные занятия. Необходимо приобретать специальные игрушки — матрешки, пирамидки, вкладыши и др. — и организовывать специальные занятия, которые помогут сделать сенсорное развитие ребенка более осознанным.
— Новые впечатления. Надо предоставлять ребенку новые впечатления о мире — водить в кино, цирк, театр, зоопарк, кафе,музей, брать с собой в магазин, аптеку, банк, на почту, устраивать прогулки в парке, пикники в лесу, поездки на море и т.д.
Нормально развивающийся ребенок стремится к определенному оптимальному уровню стимуляции, а окружающие его взрослые этот уровень ему обеспечивают, снабжая ребенка тактильными, визуальными, акустическими раздражителями. Но что будет, если полноценная сенсорная среда для ребенка не создана и он не получает достаточное количество разнообразных стимулов для восприятия? В этом случае имеет место сенсорная депривация, или другими словами, сенсорный голод.
Сенсорная депривация возникает в обедненной среде при недостатке зрительных, слуховых, осязательных и других стимулов или при расстройствах функций основных органов чувств. В такую среду, например, попадает ребенок, оказавшийся в детском доме или в других учреждениях закрытого типа. Обедненная среда, вызывая «сенсорный голод», вредна для человека в любом возрасте, однако для ребенка она оказывается наиболее губительной.
Необходимым условием для нормального созревания мозга в младенческом и раннем возрасте является достаточное количество внешних впечатлений. Это объясняется тем, что именно в процессе поступления в мозг и переработки информации различной модальности, поступающей из внешнего мира, происходит активное развитие органов чувств и соответствующих структур мозга. Обедненная среда оказывает отрицательное воздействие на созревание
мозга в младенческом и раннем возрасте. Участки мозга ребенка, которые не получают достаточного количества стимулов извне, перестают нормально развиваться и, как следствие, атрофируются.
Если не реализуется потребность ребенка во впечатлениях, то происходит резкое отставание и замедление всех сторон развития: несвоевременно развивается двигательная сфера, не возникает речь, отмечается торможение умственного развития.
СЕНСОРНЫЕ ЭТАЛОНЫ
Предоставить ребенку достаточное количество разнообразных сенсорных впечатлений, научить его обследовать предметы и воспринимать их свойства еще недостаточно.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.
Таким образом, можно выделить основные задачи в сенсорном развитии и воспитании детей:
• На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.
• На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
• Начиная, с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые,
закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.
• Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.
• Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.
Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения.
ОСОБЕННОСТИ ЗАНЯТИЙ
С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Занимаясь с маленькими детьми, необходимо учитывать особенности их возраста. Дети 2–3-го годов жизни действуют спонтанно, их внимание пока что непроизвольно. Это означает, что ребенок заинтересован в получении результата только в том случае, что если ему интересно. В связи с такими особенностями возраста невозможно построить занятие только на основе беседы с детьми, или показа какого-либо материала. Использование на занятиях словесных объяснений и картинок — следующий этап сенсорного
развития детей. Авторитет взрослого также не может повлиять на мотив деятельности малышей, побудить их к действиям, которые им неинтересны.
Для малышей необходимо подбирать такие игры и задания, в которых изучаемый признак предметов станет для них по-настоящему значимым. Кроме этого, малыши предпочитают практические действия с реальными
игрушками и предметами. Этого возможно добиться в двух случаях:
- подбирая специальные дидактические игрушки, в основе которых заложен обучающий принцип (например, пирамидки и матрешки учат дифференцировать предметы по величине; рамки Монтессори и доски Сегена учат на практике учитывать такое свойство предметов как форма);
-организуя веселые подвижные игры в группе детей с использованием разнообразных предметов и игрушек, когда невозможно достичь цели без учета определенного признака предметов. В обоих случаях появляется мотив достижения результата.
Не забывайте, что занятия для малышей — это прежде всего игра, требующая эмоциональной вовлеченности, интересного сюжета. Вместе с тем задачи, которые встают перед детьми в ходе выполнения заданий по сенсорному развитию, бывают достаточно сложны. Поэтому их выполнение требует терпения и упорства со стороны детей и настойчивости со стороны педагога, а также серьезной подготовки материала для занятий, разнообразия пособий, предметов и материалов, сюжетов для игр.
Также следует помнить, что ребенку требуется достаточно времени и необходимое число попыток для выполнения задания. Поэтому лучше планировать поначалу очень несложные задания, возможно также продолжение игры и выполнение начатого ранее задания на следующем занятии.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ
В ходе проведения игр по сенсорному развитию, понадобятся специальные материалы:
- специальные дидактические (обучающие) игрушки: матрешка, пирамидка, вкладыши, различные сортеры и др.;
Материалы для развития восприятия
- специальные пособия — настольно-печатные игры, картинки и др.;
- различные игрушки, предметы и материалы.
При подборе игр в данном пособии одним из критериев является доступность используемых материалов. В книге описаны в основном распространенные, доступные игрушки и пособия, либо такие, которые не сложно изготовить самим. При этом со многими из описанных игрушек и настольно-печатных игр можно проводить разные игры, и это подробно описано в занятиях.
Например, из рамок Монтессори можно выложить домик, в котором «нужно закрыть окошки», или построить поезд, в котором каждая фигурка «должна сесть строго на свое место», можно обводить, получая контуры геометрических фигур и т.д. А из вкладышей можно строить башенки, или складывать их внутрь друг друга, или прятать под них какие либо предметы разной величины. Очень большое количество игр, направленных на изучение цвета, формы и величины, можно проводить с использованием картонных фигурок (или карточек с изображениями фигур) разных цветов. Так же описано, как можно использовать в играх разнообразные подходящие игрушки и предметы, которые можно найти в каждом доме. При этом следует отметить, что на разных возрастных этапах предпочтение отдается разного рода пособиям. Например, в работе с самыми маленькими (второй год жизни) полезно использовать обучающие игрушки из дерева, пластмассы или ткани, а вот картонные фигурки можно предлагать для занятий детям постарше, которые уже не будут их мять, рвать или разбрасывать.
Используемая литература:
Янушко Елена Альбиновна
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ
детей раннего возраста
1–3 года
Методическое пособие
для педагогов дошкольных
учреждений и родителей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей раннего возраста»
Консультация для родителей: «Сенсорное развитие детей раннего возраста» (примерный текст выступления)....

Консультация для родителей Сенсорное развитие детей раннего возраста
Сенсорное развитие детей раннего возраста...

консультация для родителей "Сенсорное развитие детей раннего возраста"
Ранний дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего мира. В этом периоде происходит становление всех видов восприятия – зрительного, тактильно – двигательного, слу...

Консультация для родителей "Сенсорное развитие детей раннего возраста"
quot;Сенсорное развитие детей раннего возраста"...
Консультация для родителей " Сенсорное развитие детей раннего возраста"
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и ...

Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей раннего возраста»
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе....

Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей раннего возраста»
Сенсорное развитие ребенка раннего возраста - это правильное, своевременное формирование у него важных систем....