«Подвижные игры в системе физического воспитания как элемент воспитания национальной культуры детей дошкольного возраста»
консультация (подготовительная группа)

консультация для родителей «Подвижные игры в системе физического воспитания как элемент воспитания национальной культуры детей дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podv._igry_v_sisteme_fiz_vosp.docx20.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 32 «Счастливое детство»

города Рубцовска

Консультация для родителей

 «Подвижные игры в системе физического воспитания как элемент воспитания национальной культуры детей дошкольного возраста»

Подготовила: инструктор

                                                                          по физической культуре  

                                                          Устенко Т.В.

Рубцовск, 2023г

Воспитание у подрастающего поколения нравственно - моральных качеств и прежде всего чувства любви к родине всегда было и остается актуальным.

Суть приобщения дошкольников к истокам национальной культуры состоит в том, что бы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, дому, семье, истории и культуре страны: созданной трудами родных и близких людей. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте, естественный и поэтому верный способ приобщения детей к истокам национальной культуры. Наши дети должны хорошо знать и не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в ее возрождении, само реализовать себя как личностей любящих свою родину, свой народ и все, что связано с народной культурой и большую роль здесь играют народные игры.

Народные подвижные игры - традиционное средство педагогики, испокон веков в них ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о смелость, мужестве, находчивости, воле и стремлении к победе. Радость движений сочетается с духовным обогащением детей,  формируется устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоциональную, положительную основу для развития патриотический чувств.  Народные игры способствуют воспитанию дисциплины, воли, настойчивости в преодоление трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми Игра является неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей. Подвижная игра естественный спутник жизни ребенка, это своеобразная школа воспитания. В ней есть свои учебные предметы, одни развивают ловкость, меткость, быстроту и силу, другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядку. Игра это колорит обычаев, оригинальность самовыражение народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов. В народных играх много юмора, шуток, задора, движения точны и образны, часто сопровождаются веселыми моментами, они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое  значение и составляют ценный, неповторимый игровой фольклор.

Основным условием внедрения народных игр в жизнь детей всегда было глубокое знание и свободное владение педагогом игрового репертуара. Ведь игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире.

Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества, но и как источник информации, дающий представления о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Игра во временна наших предков, была непременным элементом,  народных обрядовых праздников.

Поэтому мы должны развивать заинтересованное отношение к культуре своей страны и создавать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу для начального этапа формирования гармонически развитой активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Работая с детьми нам нужно помнить, что впечатления  детства глубоки и неизгладимы, они образуют фундамент его дальнейших чувств, с которыми ребенку предстоит прожить всю жизнь.

   Необходимость обращения к народным традициям и обычаям обусловлена и образовательным процессом: так, ребенок знакомится с историей народа, его культурой и обычаями, познает правила игры, а как следствие, расширяет круг собственных интересов и становится «маленьким носителем» национальной культуры, способным позднее передать свои знания новому поколению. Процесс трансляции информации из поколения в поколение является важным для сохранения культурных традиций.

   Важно, что для первичного знакомства детей с национальной культурой и традициями не требует тщательной подготовки и привлечения специализированных людей, важными участниками процесса становятся сами дети и воспитатель-организатор, рассказывающий детям об игре и ее ключевых правилах.

   Тема обращения к народным играм в физическом и нравственном воспитании дошкольников, на наш взгляд, в настоящее время невероятно актуальна. Это обусловлено тем, что большинство свободного времени дети проводят играя в компьютер или планшет, за просмотром мультфильмов и видеообзоров в сети интернет. Данное времяпрепровождения малоподвижно, что оказывает негативное влияние на физическое и нравственное развитие детей. Многие дети сегодня даже не знают, как играть в ставшие традиционными игры «Коршун и цыплята», «Гуси-лебеди», «Море волнуется» и другие. Данные игры, на наш взгляд, являются национальным богатством, тем ресурсом, который необходимо сохранить в дошкольном детстве.

   Ощущение Родины и чувства патриотизма, для ребенка достаточно сложные для восприятия ребенка понятия, однако получить образное представление об этих понятиях ребенок может при помощи минимальных знаний: образы, слова, звуки и игры. Воспитатели дошкольных учреждений, организовывая образовательный процесс, читают детям сказки народов мира, но далеко не все играют с детьми в народные игры, предпочитая давать возможность детям самостоятельно организовывать собственный досуг, выбирая занятия по душе и настроению.

   Игры созданы народом, наряду со сказками и песнями, они имеют многовековую историю и сочетают в себе самые лучшие традиции народов. Из самых разных источников нам известно, что девчонки и мальчишки собирались на деревенских улицах и до позднего вечера играли в «салочки» и «горелки», водили хороводы и пели песни, состязались в ловкости и находчивости. В этом и есть несомненное богатство народной игры: она сочетает в себе радость физической активности и духовное обогащение личности.

   Народные игры по своей природе лаконичны, доступны для осознания ребенком и выразительны. Игровой процесс обязательно включает в себя: опору на возраст играющего; выбор территории для проведения игры; определение ролей и числа участвующих; отбор инвентаря необходимого для игры. Нередко игра вообще не нуждается в каком-либо инвентаре или дополнительных предметах.

   Классифицировать игры, которые используются нами в педагогической практике можно достаточно условно: ряженые игры, состязания, игры на смекалку или логику, подвижные игры и игры, включающие танцевальные движения и песни. Такие игры включаются в разминки, между образовательными или творческими занятиями, перед приемом пищи, на утренних и вечерних прогулках.

   Традиционной на прогулке с детьми стала игра «Горелки», где играющие выстраиваются парами, берутся за руки, образуя «ворота». Пара, оказавшаяся последней, проходит под «воротами» и становится впереди. Те же самые действия выполняет другая пара. Один из детей играет роль «горящего» и становится спиной к участникам. Все участники с помощью воспитателя поют песню:

«Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят:

-Динь-дон, динь-дон,

Выбегай скорее вон!»

После того, как песенка закончилась, пара, оказавшаяся первой в строю разбегается в разные стороны, а другие ребята кричат: «Раз, два, не воронь, А беги, как огонь!». Ребенок, играющий роль «Горящего» пытается догнать убежавших ребят. Убежавшие от него дети должны постараться остаться непойманными и встать позади колонны. Если «горящий» поймал кого-то из убежавших, они становятся позади всех, а ребенок оставшийся без пары становится «горящим». Так, игра может продолжаться до тех пор, пока дети не устанут.

   Народная игра «не попади в круг» помогает детям в формировании навыков ловкости и силы. Все действия происходят на улице, для игры выбирается 5-10 участников. Воспитатель чертит круг, а дети берутся за руки и становятся за чертой нарисованного круга. Вокруг круга водится «хоровод», а по команде воспитателя дети останавливаются и начинают тянуть в круг своих соседей справа. Тот участник игры, кто попал в круг – выбывает. Игра длится до тех пор, пока не останется один участник – победитель. 

Народные игры привлекают внимание не только как жанр устного народного творчества, в них часто используются заклички, считалки, приговорки, они заключают в себе огромный потенциал для физического развития ребёнка. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость. Все физические качества и двигательные навыки. Разученные считалки, скороговорки обогащают речь детей и делают процесс игры более интересным и увлекательным. Хочется отметить, что эти игры не носят соревновательный элемент, а наоборот, способствуют сплочению, умению выполнить совместные движения.
Национальное богатство народная игра, как жанр устного народного творчества, должна стать известна нашим детям. Мы знаем, что в игре разносторонне развивается ребёнок, а подвижная игра одно из средств физического развития, она также способствует умственному, нравственному и эстетическому развитию детей.
К сожалению, современные дети предпочитают малоподвижную деятельность, такую как компьютерные игры, просмотр телепередач. Многие родители относятся к детской игре как забаве, хотя именно игра для ребёнка – весёлая работа, в которой он развивается, в нём закладывается знания и опыт, первые основы его дальнейшей жизни.

Почему важно научить ребенка играть в русские народные подвижные игры? Ответ прост, если изучать игры разных народов, то можно заметить, что в национальной игре отражается характер именно данного народа и возможность проявления своего национального характера. Народная игра отражает разные стороны жизни определённого народа, поэтому для каждого народа их национальные игры интереснее, понятнее, увлекательнее для детей, растущих в национальной среде.

Следует помнить, что подвижные игры требуют пространства, удобной одежды, не допускающей перегрева. В летнее время, когда от движения и жары возникает жажда, следует соблюдать питьевой режим. Обязательно надо следить за тем, чтобы разгорячённые дети за раз не пили много воды и слишком быстро. Вместо воды, для утоления жажды можно съесть фрукт, но ни в коем случае не поите детей газированными напитками.

Мы знаем, что бег – простое и полезнейшее движение. При правильном беге сердце и лёгкие привыкают к нагрузке, немалую работу испытывают мышцы нижних конечностей, также тренируются мышцы туловища. При играх с бегом развиваются такие качества как быстрота, ловкость, грация, выносливость. Прыжки требуют от тела большой крепости, силы мускулов, ловкости и владение ногами. Также в прыжках развивается проворство, глазомер, соразмерение равновесия и т. д. Мяч – самая простая развивающая игрушка, которая возникла в глубокой древности. Главным образом, игры с мячом развивают мускулы рук, глазомер. Существует множество русских народных игр с мячом.

В играх с мячом и палками мяч не бросают, а бьют разного рода палками. Это известные игры «В лапту», «Зевака». Игры с палками и деревяшками. Самая известная игра «Чиж», «Бабки», «Городки».

Игры с камушками в России играли всегда, особенно когда очень жарко или непогода, когда имеется потребность отдохнуть, посидеть. Для этих игр требуется проворство, ловкость, глазомер и развитие кисти рук.

Закончить хочу словами Е. А. Покровского: «Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечёт к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу!

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня. И потому, не может быть успешно решена без познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Ребёнок должен впитывать культуру своего народа через игры – забавы, загадки, сказки, через декоративно – прикладное искусство народных мастеров, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ» (статья)

Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общег...

Подвижные игры в системе физического воспитания

Подвижные игры в системе физического воспитания...

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Подвижная игра относится к тем видам игровой деятельности детей, в которых ярко выражена роль движений. В процессе организации подвижных игр с детьми возникают поистине уникальные возможности для комп...

Доклад «Интеллектуальные игры в системе работы по формированию начал экологической культуры у детей дошкольного возраста».

Доклад «Интеллектуальные игры в системе работы по формированию начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»....

Комплексно – тематическое планирование по нравственно - патриотическому воспитанию через приобщение к национальной культуре Младший дошкольный возраст

Комплексно – тематическое планирование по нравственно - патриотическому воспитанию через приобщение к национальной культуреМладший дошкольный возраст...

Мастер-класс для студентов и инструкторов по физической культуре «Подвижные игры и упражнения с мячом как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста».

Текст к презентации №1Данный мастер-класс был проведен для студентов "Канского педагогического колледжа", а так же с инструкторами по физической культуре г.Канска и с воспитателями...