Как развивать музыкальность детей
консультация

Елёскина Марина Михайловна

Музыкальностью называют комплекс природных задатков, которые обеспечивают возможность воспитания в человеке музыкального вкуса, способности полноценного восприятия музыки, подготовки из него музыканта-профессионала. Важнейшими задатками является музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память.

С рождения человек накапливает звуковой опыт, благодаря которому происходит развитие внутреннего слуха, музыкальных представлений и музыкального мышления. Но сам по себе музыкальный слуховой опыт еще не приводит к развитию музыкальности. Это возможно только тогда, когда музыка превращается в музыкальный язык, когда музыка существует не как бытовой фон, а связывается с определенными образами окружающей нас жизни, когда она передает определенные переживания, состояния человека, когда звуки служат средством передачи информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_razvivat_muzykalnost_detey.doc52 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Как развивать музыкальность детей

МУЗЫКА КАК ЧАСТЬ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

Детский голос звучит так чисто, так нежно, так высоко. Но часто ли мы слышим пение наших детей? Часто ли они мурлычут под нос, играя или рисуя, вышивая или мастеря что-нибудь? Часто ли они слышат музыку?

А ведь музыка в большей степени, чем какой-либо другой вид искусства, доступна ребенку. Младенец рождается с практически неразвитым зрительным анализатором, но он уже способен различать многие звуки и необычайно чутко реагирует на них. Он быстро начинает распознавать голоса окружающих его взрослых, Отзывается на их интонации. Еще в теле матери малыш слышал голоса самых близких людей, слышал, пусть несколько приглушенно, все, что происходило во внешнем мире. Видите: первую информацию о мире он получил еще до рождения и именно через слух!

Исследования нейрофизиологов показали, что формирование мозга начинается на четвертой неделе внутриутробного развития. Образование специфических связей между нервными клетками - создание материальной основы интеллекта - происходит у зародыша человека задолго до рождения. Уже у 6-7 месячного плода кора головного мозга приобретает способность к активной переработке информации. К началу шестого месяца внутриутробной жизни начинает функционировать слуховой анализатор, и, следовательно, на мозг еще не родившегося ребенка оказывают воздействие звуки: шумы внутренних органов матери, ее голос, удары сердца и звуки извне - музыка, гудки машин, шум ветра и т. д. В настоящее время имеются доказательства того, что ребенок еще до рождения способен накапливать сенсорную информацию, и обогащение его внутриутробного опыта в значительной степени влияет на все последующее развитие.

Только что родившийся человек помнит мелодии: он может выделить из музыкальных произведений те, которые слушала его мать во время беременности. Не так давно были опубликованы исследования, установившие способность грудных детей узнавать сказку, многократно прочитанную вслух матерью до их рождения. Шестнадцати женщинам было дано задание в последние шесть с половиной недель перед родами дважды в день вслух читать детскую сказку о коте. Когда же новорожденным были предъявлены две записи голоса матери, на одной из которых была сказка о коте, а на другой иная сказка, они выбрали знакомый им рассказ, показав это изменением ритма сосания.

Известен эксперимент с участием 700 будущих матерей, которые пытались общаться со своими еще не родившимися младенцами. Многие из этих детей начали произносить первые слова уже в три-четыре месяца, в семь - ходить, а в возрасте около года - выговаривать некоторые сложные слова.

Французская исследовательница Мари Лунс-Эшер сделала ряд интересных наблюдений в семьях профессиональных певцов, регулярно репетировавших дома. Матери с голосом сопрано рожают детей с развитой верхней половиной тела. У этих малышей очень рано отмечалось наличие сенсомоторной координации при хватании. Дети певцов, обладавших густым басом, рождаются с хорошо развитой нижней половиной тела и рано начинают ходить. Выяснилось, что упорядоченное звуковое воздействие на организм будущей матери повышает динамичность нервной системы ребенка и впоследствии стимулирует его развитие. Исследования показали, что воздействие звуков музыкального ряда на поверхность тела человека происходит по основному энергетическому меридиану, хорошо известному специалистам по иглоукалыванию.

                  (По материалам ж. «Дошкольное воспитание»

        №8 за 1983 г.)

Музыка, звук непосредственно воздействуют на состояние организма человека, вызывая повышение или понижение давления и частоту пульса расслабление или напряженность мускулов. Чем меньше ребенок, тем более он восприимчив к звучанию мира, окружающего его. Но мы, взрослые, для большинства которых основным источником информации об окружающем уже стало зрение, мало заботимся о том, какую звуковую среду создаем для ребенка. Мы заботимся о том, чтобы игрушки, белье, коляска, стены комнаты, где находится младенец, были ярких, жизнерадостных оттенков, но мало думаем о том, что и как звучит вокруг: А ведь это совсем не безразлично для здоровья и состояния нервной системы ребенка.

Малыш растет, все большую роль в его системе восприятия играет зрение, а на развитие слуха мы по-прежнему обращаем очень мало внимания. И вот результат: большинство детей, безразлично к звуковому морю, которое их окружает, у них очень слабо развиты слуховое внимание и слуховая память, они немузыкальны, из всего богатства музыки предпочитают грубые шлягеры, которые часто слышат по радио или в магнитофонных записях, с экрана ТВ. У них, как правило, отсутствует чувство ритма и звуковысотный слух. Они не умеют петь, а самое главное - у них нет желания и умения слушать хорошую музыку, получать от нее удовольствие. Они не понимают, что с помощью звука можно выразить свои собственные чувства: радость, грусть, разочарование, тревогу.

А нужно ли  им это? Да, очень нужно. Мы знаем, что вредно подавлять свои эмоции, сдерживать их в себе. Но ведь не любая форма их разрядки приемлема. Истерика, агрессия, хоть и помогают снять напряжение, порождают другое тягостное состояние - чувство вины.

Искусство позволяет человеку выразить свои эмоции в культурной форме.

С глубокой древности музыка служила человеку эффективным средством психорегуляции. Из родника музыки начинал пить каждый еще в младенчестве, слушая колыбельную песню. Потешки, пестушки,  прибаутки, сказки, а позже - былины, пение старших во время работы, на вечерних и праздничных гуляньях сопровождали его жизнь.

«Над новорожденным поют,, поют при апогее его развития, на свадьбе, поют u при его погребении: поют, идя с тяжелой денной работы, поют солдаты, возвращаясь с горячего учения, а иногда, идя на штурм. Реальность песни заключается в истине высказанного чувства», - писал А. А. Фет. А несравненное воскресное общее пение в церкви во время службы? Музыка была важной, неотъемлемой частью жизни каждого человека, причем и крестьянина, и дворянина, для которого вечерние домашние пение и музицирование также были само собой разумеющимися атрибутами душевной и духовной жизни.

Безусловно, музыка - это не только язык, на котором изъясняется трепещущая душа человеческая. Истинная музыка - это источник духовного насыщения ребенка. Если он с раннего детства имеет возможность видеть подлинно художественные, красивые, гармоничные произведения живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, слушать настоящую музыку, у него сформируются правильные ориентиры и именно то, что называется словом «вкус», т. е. способность отличать красивое - от банального или безобразного.

Сам собой напрашивается вывод: музыка должна стать  частью повседневной жизни ребенка.

ВОСПИТАНИЕ ЕСТЕСТВЕННО ПОЮЩЕГО ЧFЛОВЕКА

Самой простой и естественной формой включения музыки в жизнь детей может и должно быть (и всегда было) пение взрослого, которое органично сопровождает различные моменты жизни, а именно: колыбельные - чтобы успокоить малыша при укладывании спать; потешки, пестушки, приговорки, игры - для развлечения, оздоровления и развития ребенка; протяжные и лирические песни - во время монотонной ручной женской работы; ритмичные трудовые в соответствующие моменты физической работы; хороводные - на гyлянье и т. п.

От природы каждый из нас наделен удивительным музыкальным инструментом – голосом. Приготовив человеку при рождении столь волшебный подарок, природа позаботилась также о том, чтобы можно было им воспользоваться, как захочешь. Все мамы прекрасно поют для своих детей.

То, что взрослый поет ребенку, должно соответствовать возрастным особенностям восприятия малыша. Поэтому, безусловно, подходит весь детский потешный, пестовый и игровой фольклор. Он прост для исполнения, вместе с тем это истинная музыка и удивительная поэзия.

Приемлемы авторские произведения при условии, что они имеют подлинную художественную ценность. Это очень важный момент. Простота - отнюдь не синоним примитивности. К сожалению, в имеющемся на сегодняшний день музыкальном репертуаре не так уж много произведений, которые отвечают этому требованию. Можно использовать классическую музыку (колыбельные Брамса, Моцарта, Гречанинова и Т. д.). При этом очень важно, чтобы взрослому самому нравилось то, что он поет.

В народной традиции  детям много пели голосом без сопровождения, а наиболее распространенными музыкальными инструментами были рожки и флейты. Эти инструменты, так же как и человеческий голос, одномоментно издают только один звук, который ясно слышен ребенку. Он может далее и сам следить за ходом мелодии. В этом смысле развивающим инструментом является также скрипка.

        Итак, пение с детьми и для детей позволяет решать многие задачи:

- создавать у ребят определенный эмоциональный настрой: приподнятый, радостный, или, напротив, спокойный, умиротворенный;

- устанавливать контакт между детьми и взрослыми;

        - привлекать и переключать внимание детской аудитории;

- развивать речь и совершенствовать качество звукопроизношения;

        - углублять эмоциональную отзывчивость и эстетический вкус.

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ

        Экспериментирование со звучащими предметами - особая форма проявления детской активности, которая:

        - стимулирует познавательное отношение к миру, в том числе и к миру звуков и звучанию разных предметов;

- расширяет способность к различению звучания разных предметов и дифференцированию звуков по высоте, интенсивности;

     - развивает мелкую моторику кистей рук;

     - формирует чувство ритма.

Возрастной особенностью детей двух-трех лет является то, что окружающую действительность они познают через собственный деятельный опыт. Поэтому хорошо, если у вас дома появляются различные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие и т. п. предметы, каждый из которых имеет свой характерный «голос»:

- банки из - под кофе, чая, соков, наполненные горохом, косточками, камешками, щепочками, фантиками, песком, скрепками и пуговицами;

        - шуршащие метелки из обрезков магнитофонной ленты, бумаги, полиэтилена и т. п.;

        - погремушки из нанизанных на проволоку пуговиц, пластмассовых и металлических косточек, бусин, колокольчиков;

- шуршащие при трении друг о друга еловые шишки, оберточная бумага, шумящие морские раковины, стучащие палочки разной толщины из дерева разных пород;

        - сосуды с разным количеством воды (наподобие ксилофона);

        - перевернутые детские формочки, кастрюли, ведра, по которым можно ударять;

        - нитки и резинки, натянутые по принципу струны так, чтобы ребенок мог сам менять силу их натяжения;

        - свистки и дудочки из глины и дерева.

Занятия с этими звучащими предметами помогут вам открыть для детей хорошо известные предметы с совершенно новой стороны. Знакомить со звучащими игрушками можно постепенно. Желательно и делать их на глазах у детей. Ребята со временем с удовольствием и сами по мере сил примут участие в их изготовлении.

Необходимо постоянно развивать слуховое восприятие детей - в первую очередь слуховое внимание и память; умение выделять различные качества звуков и сравнивать звуки.

Очень полезно совершенствовать в детях присущую им чуткость к восприятию интонации. Мы знаем, что человек может произнести одну и ту же фразу с разными интонациями. В словах, например, «прошу вас» могут звучать искреннее расположение, угроза, мольба, издевка или полное равнодушие. Известно, кстати, что женщины больше доверяют интонации, жесту, взгляду человека, чем тому, что он говорит. Мужчины, напротив, менее склонны обращать внимание на невербальный канал коммуникации.

Детей важно научить слушать не только собеседников, но и самих себя; научить выражать сочувствие, радость, огорчение - любые эмоции так, чтобы это было  понятно окружающим. Немало людей смогли  обойтись без  услуг психотерапевта в зрелом возрасте, если бы в детстве их научили понимать состояние других и выражать свое собственное.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА ТО, КАКАЯ ЗВУКОВАЯ СРЕДА

ОКРУЖАЕТ ВАШИХ ДЕТЕЙ

Источник звука

Воздействие звука и оценка его

Голоса самих детей

Создают шумовой фон, вызывают утомление нервной системы, поэтому надо стараться, чтобы в помещении, где находится много детей, все говорили негромко, безусловно, следуя в этом положительному примеру взрослого.

Голос взрослого

Пение птицы (если она есть), журчание воды

Шум автодороги, работающих механизмов; гудение ламп дневного света, аквариумных компрессоров

Звучание речи, музыки из радиоприемника, магнитофона

Звучание музыкального инструмента

Воспринимается детьми как значимый источник информации, его  интонация мгновенно отражается на душевном состоянии малышей. Поэтому говорить надо ласково, мягко, негромко, неторопливо, отчетливо произнося все звуки, так как дети следят за артикуляцией взрослого, и на этой основе формируется их собственное звукопроизнесение.

Используйте разнообразные ласковые обращения и формы слов – это очень смягчает язык

Чаще напевайте, что хотите, тихонечко, про себя

Очень благотворно действующие шумы

Неблагоприятно действующие шумы, которые необходимо устранить или ослабить

Включать не более чем на пять (для младших), десять минут (для старших дошкольников) при условии, что это не фон, а звуки, которые вы вместе внимательно слушаете

Прекрасно, если инструмент настроен, музицирующий владеет им, отобранное произведение соответствует данному моменту и понятно детям

На улице по различным звукам и шумам также можно очень много узнать о мире. Водите детей не только смотреть – водите их слушать капель и журчание ручья, шелест листьев и скрип снега, пение птиц и колокольные перезвоны, благо они снова вошли в нашу жизнь. Эти звуки несут радость и здоровье вашим детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей « Так ли необходимо развивать музыкальность детей?»

Консультация для родителей о необходимости музыкального развития у детей (начиная с младенчества) ....

РАЗВИВАЙТЕ МУЗЫКАЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

РАЗВИВАЙТЕ МУЗЫКАЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ...

Консультация для родителей на тему: "Как развивать музыкальность детей?"

Детский голос звучит так чисто, так нежно, так высоко. Но часто ли мы слышим пение наших детей? Часто ли они мурлычут под нос, играя или рисуя, вышивая или мастеря что-нибудь? Часто ли они слыша...

Беседа для родителей РАЗВИВАЙТЕ МУЗЫКАЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на  общее  развитие   малыша: формируется   эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становит...

Развивайте музыкальность у детей. Рекомендации родителям по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста.

Родители должны знать методы и приёмы, формы организации музыкального воспитания в семье, понимать значение музыкального воспитания, повышать свой собственный культурный интерес.Лучшие условия для раз...