Нетрадиционные формы работы с родителями по экологическому воспитанию
консультация
Консультация для педагогов "Инновационные формы работы с родителями по экологическому воспитанию в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО, ФОП ДО"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Нетрадиционные формы работы с родителями»
Подготовила: воспитатель
Ключникова Н. В.
(Высшая
квалификационная
категория)
В наше время проблемы экологического воспитания детей стоит на первом план. Причиной этого является деятельность человека, который, вмешиваясь в привычный цикл природы, нарушает его экологическое равновесие. Такая экологически расточительная, пагубная для природы деятельность людей негативно влияет как на природу, так и и на человека.
А закладывать любовь к к родной природе можно и нужно,начиная с дошкольного возраста.
В работе по экологическому воспитанию и образованию дошкольников одной из важных составляющих является работа с родителями воспитанников. Опираясь на семью, совместными усилиями, сможем решить главную задачу – воспитать человека экологически грамотного, умеющего просто любить все живое, бережно относясь к нему и желающего сберечь и сохранить то, что подарила ему мать-природа.
Задача педагогов – показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры, побудить их к содействию и на личном примере, а не на словах, демонстрировать ребенку верное поведение в природе. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы ДОУ, видна необходимость воспитывать у детей экологическую культуру и привлекать самих родителей к совместной работе по формированию экологической культуры у детей.
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей используются как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы основываются на педагогике сотрудничества.
Прежде чем выстраивать работу, надо понять, с кем предстоит работать (образовательный уровень родителей, психологическое состояние семьи, ее микроклимат). Такую работу надо проводить индивидуально. И традиционные формы работы, рассчитанные на большое количество людей, не всегда достигают целей, которые перед собой ставит педагог.
Одной из основных форм работы с родителями остается родительское собрание.
Но традиционные родительские собрания и консультации не всегда дают нужного эффекта, потому что родители принимают в них лишь формальное участие. Нетрадиционные формы проведения этих мероприятий больше привлекают родителей и наиболее интересны (наиболее интересны проекты собраний в форме дискуссий, КВН, диспутов).
При выборе форм общения с родителями надо помнить: следует отказаться от назиданий и нужно привлекать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов. Например, при организации родительского собрания на тему «Экология и дети» сначала можно провести предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем. Родительское собрание можно начать с КВНа между командой детей и родителей, затем, после ухода детей, проанализировать вместе с родителями данное мероприятие.
В детском саду можно провести родительские собрания на темы: «Природа и мы», «Мы твои друзья природа», «Добро пожаловать в экологию», «Воспитание у детей интереса к окружающему, любви к природе».
Такую форму работы, как консультации на экологическую тематику, можно начать с просмотра выставки книг по природе для детей. Здесь важно напомнить родителям: прежде чем читать книгу детям, необходимо, чтобы сами родители вначале прочитали ее. Можно на консультации показать родителям сценку, в которой сказочные персонажи расскажут о том, как надо вести себя в природе. После просмотра воспитатель может побеседовать с родителями, дать им конкретные советы, порекомендовать вместе с детьми дома сделать зарисовки о природе, рассмотреть картины и иллюстрации о природе, посмотреть какие-то телевизионные передачи и т. д.
В группах можно провести консультации: «Экология здоровья», «Не рвите цветы, не рвите!», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».
Разместить в родительских уголках папки-передвижки с сериями наблюдений в природе и специальные задания типа: прислушаться к голосам птиц, полюбоваться красками заката... И если подобное предлагать детям и родителям регулярно, то они научатся слушать музыку «лугов и полей, любоваться травами, насекомыми, птицами — одним словом, пристально вглядываться, всматриваться в жизнь».
Детей необходимо не только просвещать, но и учить тому, как вести себя в природе. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком как таблица умножения. В этом поможет совместное составление педагогами и родителями правил поведения в природе.
Важно с раннего детства воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей в природе, например, не затушенным кострам, оставленному мусору. Для приобретения опыта поведения в природной среде можно использовать такую форму работы как создание экологических ситуаций, решить которые предлагается родителям вместе с детьми дома. (Например. Дети нашли в лесу ежика и принесли его домой. Хорошо ли это для ежа? На ваших глазах малыш подбежал к стае голубей и разогнал их. Дайте оценку этому поступку.)
Пробудить интерес к жизни детей в ДОУ с привлечь родителей к участию в мероприятиях экологической направленности, помогать участию в общегородских акциях «Покормите птиц», «День Земли», «Посади дерево». Родители с удовольствием мастерят с детьми дома кормушки, собирают макулатуру, пластиковые бутылки, картон, готовят доклады.
Установить теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми, помогают досуговые формы организации общения.
Также важным для всех участников педпроцесса детского сада является участие родителей в совместных досугах экологического содержания(праздники, КВНы, викторины), в подготовке к непосредственной образовательной деятельности, в которых родители и дети являются равноправными участниками «Защитим природу», «Осень, осень в гости просим», «Праздник урожая».
Проведение разнообразных конкурсов, выставок, создание мини музеев, коллекций позволит укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми. В детском саду можно провести конкурсы, в которых участвуют родители, дети и педагоги: «Подарки с грядки», «Необычные цветы».
Привлечь родителей к активному участие в образовании детей, совместному созданию плакатов, макетов, рисунков на экологическую тему «Животный мирУрала», «Моё любимое дерево», «Природа вокруг нас», «Тропинками природы».
Наиболее важным в информационно-просветительской работе с родителями по экологическому воспитанию является оформление наглядных материалов для родителей. Это могут быть информационные стенды, буклеты, памятки, стенгазета.
Интересная форма работы с семьей – проекты, в которых родителям дается тема и задание, которое выполняет вместе с ребеном. После которого ребенок делится полученной информацией с остальными детьми.
При ознакомлении с лэпбуком родители часто получают ответы на интересующие их вопросы. Например: что рассказать ребенку, чему научить его, на что обратить внимание. Здесь же воспитатели предлагают родителям серию вопросов, которые они будут решать вместе с ребенком дома, на природе. Также имеются и логические задачи, решать которые дети могут самостоятельно или с помощью взрослого. Например. На асфальт после сильного дождя выползло много дождевых червей. Почему? Что ты будешь делать?
Важные моменты:
все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны быть эстетично оформлены;
содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет;
оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);
содержание предлагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей.
Таким образом, взаимодействие детского сада с семьей по экологическому воспитанию можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.
Безусловно, процесс формирования экологических ценностей у детей и родителей сложен и проблематичен, поскольку зависит не только от содержания экологического воспитания в образовательном учреждении, но и от реальной жизненной обстановки.
Поэтому самое главное - личная убежденность педагога, его умение пробудить у родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания дошкольников.
Нетрадиционные формы работы с родителями по экологическому воспитанию
Познавательные Информационно- Досуговые Наглядно-
Аналитические информационные
- Родительские собрания - Анкетирование, - Праздники, - Дни открытых дверей
(ТОК-шоу, проведение опросов КВНы,
Деловые игры, викторины - Родительские уголки
Бюро педагогических услуг)
- Участие в - Выпуск газет, плакатов,
выставках, конкурсах, экологических альбомов
- Консультации экскурсиях
(по организации досуга детей) - Папки- передвижки,
- Проекты буклеты
- Библиотека для родителей
- Акции - Лэпбуки
- Решение экологических
ситуаций
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы работы с родителями. Деловая игра "Воспитание положительных взаимоотношений между родителями и детьми".
Деловая игра, цель которой - создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности ребенка, компетентн...
НЕКОТОРЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить гл...

Доклад "Формы работы с родителями по экологическому воспитанию детей"
Доклад "Формы работы с родителями по экологическому воспитанию детей"...

"Формы работы с родителями по экологическому воспитанию детей"
Доклад "Формы работы с родителями по экологическому воспитанию детей"...

Конспект выступления на методическом объединении на тему: «Методы и формы работы с родителями по экологическому воспитанию».
Конспект выступления на методическом объединении на тему:«Методы и формы работы с родителямипо экологическому воспитанию»....

Нетрадиционные формы работы с родителями. Деловая игра. «Воспитание положительных взаимоотношений между родителями и детьми»
Предлагается разрешить разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка....

Консультация для родителей на тему: "Инновационные формы работы с родителями по экологическому воспитанию в ДОУ ".
. Несмотря на то, что дети проводят очень много времени в детском саду, родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физ...




