Для Вас, родители/ Ата-әсәләр өсөн
консультация
Крнсультация для родителей!
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19 КБ | |
| 1.83 МБ | |
| 22.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Воспитание дружеских отношений в игре»
Творческие игры создаются самими детьми. Тематика этих игр многообразна. Дети изображают быт семьи, строительство новых домов, наши праздники. В этих играх чаще всего их внимание привлекают отношения между людьми - заботы матери, ласковое обращение бабушки и других членов семьи, поведение детей. Вот две девочки играют в «дочки-матери». Одна из них обращается со своей «дочкой» ласково, внимательно, терпеливо. Другая «мама» проявляет к «дочке» чрезмерную строгость: строго выговаривает за непослушание, часто наказывает. Ясно, что поведение этих двух девочек в игре навеяно различными впечатлениями, которые, как в зеркале отражают отношение между родителями и детьми в одной и другой семье. Часто по играм детей можно судить о взаимоотношениях не только детей и родителей, но и других членов семьи: бабушки, дедушки и т.д. Большое место в творческих играх занимает отображение труда взрослых: дети играют в поезд, пароход, с большой любовью изображают смелых воинов. Однако родители всегда должны помнить, что без знакомства с окружающим, без чтения доступных детям книг, рассказов, сказок, стихов, без внимания и заботы о правильном и разумном развитии детей - их игры будут бедными по содержанию.
Такие игры не могут двигать вперёд физическое. Нравственное и умственное развитие ребёнка. Заимствуя содержание игр из окружающей действительности, дети, однако, не механически копируют эту жизнь, а перерабатывают впечатления жизни в своём сознании, раскрывают в играх свой характер, выявляют своё отношение к изображаемому. Семья, детский сад показывают детям пример любви к труду, к своему городу. Дружеские отношения друг к другу. Все эти качества проявляются в играх детей. У детей игры занимают самое большое место. Тематические игры, в большинстве случаев, подсказываются имеющимися игрушками, которые являются первичным организующим началом в играх детей. Дети быстро переходят от одной роли к другой. Родители должны заботиться не столько о том, чтобы накупить как можно больше игрушек, сколько о тщательном из отборе, чтобы они были доступными, яркими, способными побудить ребёнка к полезной игре. Вовремя дать ребёнку нужную игрушку - значит поддержать и оживить его игру. Уже в младшем возрасте дети любят несложные сказки, сопровождаемые действием.
Бабушка Кати много играла с четырёхлетней внучкой. Их любимая игра называлась «Репка». «Посадила бабка репку», - задумчиво начинала бабушка, и говорит: «Расти, расти, репка, сладкая, крепкая, большая-пребольшая.» Выросла репка большая, сладкая, крепкая, круглая, жёлтая. Пошла бабка репку рвать: тянет, потянет, вытянуть не может… (Тут бабушка показывала, как она тянет упрямую репку.) Позвала бабка внучку Катю (Тут Катя хваталась за бабушкину юбку): Катя за бабку, бабку за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала Катя брата, а он только того и ждал, чтобы уцепиться за Катю. Брат за Катю, Катя за бабку, бабка за репку - тянут-потянут … вытянули репку. И тут у бабушки в руках появилось неведомо откуда взявшееся яблоко, или пирожок, или настоящая репка. Ребята с визгом и восторгом повисали на бабушке. И она вручала им гостинцы. Детям так нравилась эта сказка-драматизация, что, едва переступив бабушкин порог, Катя просила: «Бабушка, бабушка, потянем репку!»
Большой интерес проявляют дети к строительному материалу. Иногда по ходу игры ребёнку нужно построить пароход или автомобиль. Родители помогают ребёнку осуществить его замыслы и показывают, как нужно строить. Использование строительного материала в играх развивает воображение ребёнка, так как этот материал можно применять самым различным образом. Дети сооружают всевозможные постройки, часто это делается в связи с задуманной игрой: куклам дом, кроватку; лётчику - самолёт и т.д.
У детей 4-5 лет содержание творческих игр обогащается под влиянием воспитания, в связи с ростом их самостоятельности и расширением круга представлений. Они не удовлетворяются уже изображением отдельных эпизодов, а придумывают разные сюжеты. Если раньше, например, поезд изображался движениями и звуками, напоминающими гудки и шум паровоза, то теперь появляются роли машиниста, кондуктора, и поезд не просто идёт, а перевозит пассажиров и грузы. Дети пяти лет умеют сделать нужную постройку, находят разнообразное применение игрушкам. Их речь настолько развита, что они могут изображать различные сценки, говоря за действующих лиц. Они легко превращаются в папу и маму, в пассажира и в машиниста.
Для выполнения взятой на себя роли, ребёнок использует игрушки и различные предметы, которые способствуют созданию образов. Сюжетные игрушки (кукла, мишка, лошадка, автомобиль и др.) наталкивают ребёнка на определённые игры. Например: на лошадке можно ездить верхом, возить грузы, поить её. В посуде - готовить обед или угощать из неё чаем куклу и т.д. Что касается предметов и материалов, то их дети в играх используют по-разному. Кубики и кирпичики - изображают хлеб, пирожное или стол, стул. Взрослые должны внимательно относиться к задуманному игровому замыслу ребёнка и не разрушать его игру только потому, что им кажется смешным, что прутик в игре может быть и лошадкой. В творческих играх дети не только отражают накопленный опыт, но и углубляют свои представления об изображаемых событиях, о жизни. Ребёнок, как и взрослые, познаёт мир в процессе деятельности. В конкретных действиях, связанных с выполнением роли, ребёнок обращает внимание на многие стороны жизни, которые он без игры и не заметил бы. В ходе игры он должен действовать так, как это требует роль, что так же обогащает его представления, делает их более живыми.
Ребёнок, например, не один раз наблюдал, как действует дворник, но когда он изображал дворника, его представления становились ярче и содержательнее, особенно в коллективных играх, когда действия товарищей подсказывают ему, как надо поступать дальше, дружно договариваться о дальнейших действиях. Под воздействием родителей и воспитателей интересы детей становятся всё более устойчивыми и целеустремлёнными, их игры продолжаются намного дольше, обогащаясь эпизодами и давая простор для развития воображения. И чем содержательнее и интереснее игра, чем более устойчивы правила в игре, тем больше дети говорят друг с другом, лучше понимают друг друга, умеют быстрее найти общие интересы и запросы. Речь их совершенствуется, становится ярче. В их речи формируются мысли о тех сторонах жизни, которые они изображают в игре.
В игре ребёнок испытывает сложные и высокие чувства коллективной ответственности, дружбы и товарищества, он приучается согласовывать свои действия с действиями других детей, подчинять свои стремления ходу игры, воле товарищей.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средней общеобразовательной школы с. Абзаново муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
на тему:
«Влияние башкирских народных сказок
на развитие речи дошкольников»
Подготовила:
Вахитова Флорида Хамзиевна
Сказки – произведения большого искусства. Знакомясь с ними, не замечаешь их сложного построения – настолько они просты и естественны.
Исследования многих учённых показывают на то что восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоции детей, сам процесс знакомства со сказкой создает реальные психологические и педагогические условия для формирования личности ребенка.В разные времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка является одним из самых популярным и доступным средством для речевого развития ребенка и часто используютсявоспитателями и родители.
В сказках прослеживается граница между злом и добром, между персонажами: плохими и хорошими.Дети понимают, что обязательно добро победит над злом. Счастливые события происходящие в конце сказки вселяют уверенность в ребёнке, что и у него в будущем будет происходить что-то хорошее. Знакомство с народными сказками позволяет ребенку в волшебном мире сказок, почувствовать чуда, пережить вместе с героями сказок происходящие события.
Народный фольклор способствует эффективному обогащению словарного запаса. Ознакомление с народным творчеством включает в себя анализ произведения, работа над незнакомыми словами, рисование героев сказок, что оказывает благоприятное влияние на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста. Объяснение незнакомых слов является одним из обязательных приёмов, который обеспечивает полноценное усвоения и восприятия произведения дошкольниками. Вариантами объяснения могут быть разными, например: употребления незнакомых слов и словосочетаний для детей до чтения или во время знакомства с картинкой, подбор синонимов.
Именно в башкирских народных сказках имеется наличие всех необходимых элементов образности, сказка оказывает большое воспитательное и обучающее влияние на ребенка. Башкирские народные сказки легко воспринимаются детьми, на её основе у детей развиваются мышление и воображение.
Дошкольников следует знакомить и со словарём, используемым в фольклорных произведениях. Ребёнка дошкольного возраста, особенно старшего, следует приучать воспринимать, т.е. слышать, понимать и отчасти запоминать, и использовать в речи отдельные простые по содержанию, доступные ему выражения из народно-разговорной фразеологии, в том числе устойчивые словосочетания, пословицы и поговорки. Маленькому ребёнку трудно усвоить общее значение словосочетания, которое не зависит от конкретного смысла слов, его составляющих. Поэтому воспитатель должен включать в свою речь выражения, смысл которых будет ясен детям при определённой ситуации или при соответствующем объяснении.
В башкирских сказках можно встретить много пословиц и поговорок, которые надо не только объяснять, но и повторять хором с детьми, чтобы учащиеся запомнили их и учились употреблять в речи.
Закрепление и уточнение словаря подразумевает помощь ребенку в освоении значения слов, а также в их запоминании. Прежде всего, в специальном закреплении нуждаются слова трудные для детей:
1) собирательные существительные;
2)отвлеченные существительные, числительные, относительные прилагательные;
3) слова, сложные в звуковом или морфологическом отношении.
Наряду с закреплением словаря решается и другая задача: уточнение смысла, углубление его значения. Этот процесс происходит на протяжении всего дошкольного возраста.
Наряду с закреплением словаря решается и другая задача: уточнение смысла, углубление его значения. Этот процесс происходит на протяжении всего дошкольного возраста.
С течением времени ребенок шире понимает значение слова, используемые в народных сказках. Дошкольник учится выделять и обобщать наиболее существительные признаки предметов и обозначать их словом. В многочисленном повторении и закреплении нуждаются слова, обозначающие цвет, материал, пространственные и временные понятия. Необходимо обращать внимание детей на многозначность слова. Это интересное явление, когда одно и то же слово обозначает разные предметы, привлекает внимание детей, вызывает интерес.
При помощи сказок народные умы – сэсэны - воспитывали растущее поколение, прививая детям общечеловеческие ценности. Сказки учат быть добрыми, справедливыми, щедрыми, противостоять злу, презирать льстецов, предателей. Испокон веков при помощи художественного слова изобличались жадность, корыстолюбие, трусость. В своих произведениях наши предки утверждали народные принципы жизни: честность, преданность, смелость, коллективизм.
Башкирские сказки известны как авторские, так и народные. Принято разделять башкирские сказки на сказки о животных, волшебные, богатырские, социально-бытовые сказки. В соответствии с «законом художественной логики» сказки, подчиняясь общим правилам «установке на вымысел», имея общие черты, различаются на подвиды, или жанры. К сожалению, в науке нет общепринятой классификации сказок, основанной на одних и тех же принципах. И объяснение этому не в том, что плохо исследовали сказки ученые, а в том, что сказки чрезвычайно разнообразны и по типу героя, и по сюжетам, и по композиции. Мы будем подразделять сказки на сказки о животных, волшебные, и социально – бытовые, или, как их еще называют, новеллистические, сказки.
Сказки о животных люди начали сочинять ещё в древние времена. В борьбе за выживание наши предки хотят иметь союзников, помощников, поэтому они начинают приучать животных. Некоторые начинают служить людям, другие так и остаются дикими. Но всем им приписываются черты человеческого характера. Людям хочется иметь защиту от тёмных сил природы, поэтому сильных зверей или птиц объявляют покровителями рода и начинают им молиться. Некоторые роды даже начинают считать их родоначальниками своего рода. До сих пор у башкир существует выражение: “айыуараһы”(медвежий род), шайтан араһы“ (чёртовый род). У первых преданиие гласит, что прабабушкой рода была женщина, которую поймал медведь и жил с ней целый год, она убегает от него, но возвращается с ребёнком. У вторых по легенде егет (парень), поймав очень красивую дочь шайтана (чёрта), женится на ней. Но однажды он идёт за ней в баню и видит, как та сидит, сняв голову и положив его на колени. Когда он заходит, дочь чёрта умирает, потому что человек не должен был видеть её такой. Но от неё происходит род .
С развитием классового общества сказки о животных стали использоваться для отражения социальных и классовых противоречий. В образах животных изображаются представители различных социальных и классовых групп. Этот тип сказок превращается в удобную форму иносказательного повествования, в них появляется возможность выражения классовых симпатий и антипатий через изображение мира животных. Тем самым сказки становятся способом разоблачения социального зла и несправедливости, образного раскрытия социально-классовых отношений в обществе.
В сказках о животных главными героями являются птицы, звери, домашние животные, насекомые. Каждого из них сказочники наделяют человеческими свойствами характера. Например, лиса - хитрая, заяц - трусливый, баран - глупый, пчела - трудолюбивая. И в этом качестве эти животные кочуют из сказки к сказке. Например, в сказке «Лиса и козёл», лиса падает в колодец и выходит оттуда, наступив на незадачливого козла, который спустился к ней, поверив её лжи о том, что она отдыхает там в прохладе.
Часто башкирские сказки, и народные и авторские, дают свою версию происхождения какого-нибудь явления.
Башкирские народные сказки являются одной из самых драгоценных жемчужин, доставшихся нам в наследство. Но главная проблема башкирских народных сказок – их очень много, но очень мало на русском языке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для родителей "Права, обязанности, функции родителей", "Десять заповедей родителей"
Статья о правах, обязанностях и функциях родителей. Закон Российской Федерации об образовании....

Советы родителям Заповеди для родителей – Советы и правила для родителей
Советы родителям Заповеди для родителей –Советы и правила для родителей 1.Изучайте особенности своих детей. Принимайте их такими, какие они есть, с их достоинствами и недостатками, цените и...

Родительское собрание для родителей подготовительной группы «Детский сад и родители – равноправные партнеры» («Дети и родители на школьном старте»).
Цель: помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах предупреждения дезадаптации ребен...
Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ Инструкция для родителей по охране жизни и здоровья детей
Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком Наступает время отпусков. До места отдыха придется добираться на машине, на поезде, .....

собрание для родителей КВН с родителями "Взаимодействие ДОУ с родителями по патриотическому воспитанию через проведение совместных мероприятий
Родительсое собрание нетрадиционной формы ...

Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».
В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...

Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на подготовку родителей будущего первоклассника (Кафедра родителя будущего первоклассника) "Практические советы родителям будущих первоклассников учителя-логопеда"
Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. У многих детей наблюдается отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привле...
