Эффективные практики воспитания талантливых и одарённых детей
консультация
В статье представлен педагогический эксперимент, в котором применена методика эффективной практики воспитания одаренных детей в условиях ДОУ. В процессе эксперимента как воспитанники, так и воспитатель активно участвовали в создании стимулирующей обучающей среды, где ошибки рассматриваются как возможность для роста и развития, где творческий подход к проблемам поощряется и где дети могут свободно выражать свои мысли и идеи.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Эффективные практики воспитания талантливых и одарённых детей
Аннотация: В статье представлен педагогический эксперимент, в котором применена методика эффективной практики воспитания одаренных детей в условиях ДОУ. В процессе эксперимента как воспитанники, так и воспитатель активно участвовали в создании стимулирующей обучающей среды, где ошибки рассматриваются как возможность для роста и развития, где творческий подход к проблемам поощряется и где дети могут свободно выражать свои мысли и идеи. Эксперимент позволил подтвердить, что использование предложенной методики способствует эффективной работе с талантливыми и одаренными детьми.
Ключевые слова: одаренные дети, талантливые дети, одаренность, воспитание, образовательное учреждение, методика.
Одарённые и талантливые дети - это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В рамках данного направления педагогами должна быть выстроена разветвлённая система поиска и поддержки талантливых детей, а также их психолого-педагогическое сопровождение в течение всего периода становления личности. Особое значение для современной дошкольной системы приобретают вопросы обучения, развития и воспитания одаренных и талантливых детей. Сегодня проблема обучения данной категории детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области деятельности. Однако, как отмечают авторы (Бабалова О.В., Завьялова С.В., Левашова Е.В.) в работе по выявлению, поддержке и сопровождению одарённых детей имеют место определенные пробелы. Недостаточно хорошо организована работа по психолого-педагогической диагностике и адресной поддержке воспитанников и педагогов, мало внимания уделяется организации взаимодействия с семьями одарённых детей, не соответствует современным требованиям уровень профессиональной подготовки педагогических кадров по актуальным вопросам педагогики одарённости [5]. Все это актуализирует необходимость развития эффективных практик воспитания одаренных детей с опорой на существующие проблемы.
Одаренность ребенка складывается из многих составляющих, в числе которых есть как генетическая база, так и социальные аспекты. В теоретических исследованиях отечественных и зарубежных ученых (Н. С. Лейтес, А. М. Матюшкии, Б. Кларк, Дж. Репзулли, С. Риз и др.) одаренность трактуется как врожденная анатомо-физиологическая особенность нервной системы (задатки), которая развивается в процессе специально организованной деятельности, а потому может проявляться в разных возрастных периодах детства.
Трубачева М.В. условно выделяет три категории одаренных детей:
• Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
• Дети с признаками специальной умственной одаренности — в определенной области науки (подростковый образ).
• Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте) [3].
Ландау Э. в свое научной монографии «Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка» [4, с. 103] пришел к заключению, что понятие «одаренные дети», «одаренность» следует относить к умственным преимуществам на данном возрастном этапе, а не воспринимать как точное указание на будущие успехи.
Ряд авторов отмечают проблемные вопросы воспитания одаренных детей. Так, например, Лепешев считает, что талантливых детей относят к категории детей с проблемами в социализации (об этом говорят данные многих исследований), а также такие дети должны находиться в центре социальной педагогики. Поэтому проблема уровня подготовки квалифицированного выпускника вуза педагога-психолога стала и проблемой работы с одаренными детьми [1].
Другая важная проблема - это личность того воспитателя, который работает с одаренными детьми. Одарённую личность в состоянии воспитать только одарённый и подготовленный в этом плане педагог, именно поэтому стратегия воспитания одаренного ребенка должна включать обучение и поддержку педагогов, способных понять особенности одаренных детей, развить их потенциал и помочь им успешно реализовать свои способности.
Эффективная практика воспитания талантливых и одаренных детей включает раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей, что является одной из основных задач совершенствования системы образования. Однако если не учитывать особенности этих детей, они могут понести необратимые потери в своем развитии и психологическом благополучии.
Оптимальная и эффективная среда воспитания одаренных детей важна для их будущих перспектив, которые определяются их достижениями и потенциалом в одной или нескольких областях: академические достижения; интеллектуальная сфера; лидерство и общение; художественная деятельность; психомоторная сфера; творческое или продуктивное мышление.
Эффективные практики работы с одаренными детьми включают также развитие коммуникативных навыков, изучение теоретических основ одаренности, освоение технологий эффективного педагогического взаимодействия с одаренными детьми и их семьями, развитие профессиональной компетентности в общении с одаренными детьми и их семьями. их родители. Наиболее перспективным и эффективным подходом является работа с одаренными детьми в рамках «внутренней дифференциации», то есть смешанного обучения с дифференцированным и индивидуализированным подходами.
Лучшие практики выявления и поддержки одаренных детей в дошкольном учреждении включают использование различных программ и методов создания системы развития и поддержки одаренных детей. На базе детского сада необходимо делать все возможное для решения этой задачи: проводить интеллектуальные игры, устраивать конкурсы знатоков, персональные выставки поделок и рисунков, организовывать встречи с интересными людьми района, вести кружки по различным направлениям одаренности. Одаренных дошкольников необходимо привлекать к посещению спортивных секций, музыкальной и художественной школы, театральных кружков. Для того чтобы талантливые дети достигли больших высот в своем развитии, рекомендуется их обучение в специализированных школах с углубленным изучением отдельных предметов, где воспитанники будут иметь уникальную возможность общения с равными по интеллекту детьми.
Исходя из анализа научной литературы можно определить следующие критерии готовности к работе с такими детьми:
1. Понимание особенностей одаренных детей и их потребностей в образовании.
2. Навыки дифференцированного обучения и работы с разнообразными учебными потребностями.
3. Готовность к индивидуальной работе с каждым одаренным воспитанником и поддержке их уникальных способностей.
4. Способность создавать стимулирующую воспитательную среду и предоставлять дополнительные образовательные ресурсы.
5. Открытость к постоянному профессиональному росту и обучению, связанному с работой с одаренными детьми.
Авторы «Рабочей концепции одаренности» (под ред. Богоявленской Д. Б.) проясняют необходимые в работе с одаренными детьми компоненты профессионально-личностной квалификации педагога:
- базовый компонент профессиональной квалификации педагогов, включающий общую профессиональную педагогическую подготовку и основные профессионально значимые личностные качества педагога;
- специфический компонент профессиональной квалификации педагогов, касающийся психолого-педагогических знаний, умений и навыков по психологии и педагогике одаренности; профессионально-личностная позиция педагогов, призванная активизировать и развивать детскую одаренность; профессионально значимые личностные качества педагогов [2].
Для разработки эффективной практики воспитания талантливых и одарённых детей был проведен педагогический эксперимент. Условно он был поделен на этапы:
Подготовительный этап включал изучение научных исследований и литературы по работе с талантливыми детьми; разработка плана эксперимента с учетом целей и задач, а также подбор группы одаренных детей (экспериментальная группа) и контрольной группы для сравнения результатов. В экспериментальную группу было определено 10 человек в возрасте 5-7 лет, и столько же в контрольную. В этой группе будет предоставлена новая методика работы, направленная на развитие творческих способностей, критического мышления и саморегуляции.
В качестве критерия эффективности педагогического эксперимента был взят следующий показатель: уровень творческих способностей, критического мышления и саморегуляции.
Таблица 1 – начальные показатели академического успеха учащихся из контрольной группы.
Воспитанник | Творчество (опросник Г. Дэвиса) | Мышление и логика (Методика: что здесь лишнее?) | Саморегуляция (Методика "Да и Нет") |
Борисов А. | 5 | 4 | 3 |
Цой В. | 4 | 5 | 4 |
Русакова С. | 6 | 6 | 5 |
Максимов С. | 7 | 4 | 4 |
Васьков С. | 9 | 7 | 5 |
Глотов Д. | 8 | 5 | 6 |
Жариков А. | 10 | 4 | 5 |
Родионов А. | 12 | 7 | 4 |
Анаузов А. | 5 | 8 | 3 |
Таблица 2 – начальные показатели академического успеха учащихся из экспериментальной группы за второе полугодие 2023.
Воспитанник | Творчество (опросник Г. Дэвиса) | Критическое мышление (Методика: что здесь лишнее?) | Саморегуляция (Методика "Да и Нет") |
Дуров А. | 10 | 5 | 2 |
Волзина В. | 7 | 4 | 3 |
Марья С. | 6 | 4 | 2 |
Суркова С. | 5 | 6 | 4 |
Песков С. | 6 | 6 | 3 |
Нурина Д. | 4 | 7 | 5 |
Видяева А. | 7 | 5 | 4 |
Шашкин А. | 8 | 8 | 2 |
Горох А. | 10 | 7 | 2 |
Как видно, в целом показатели обеих групп равнозначные.
Организация работы с одаренными детьми в экспериментальной группе включала следующие мероприятия:
Метод ошибок. Воспитатель сознательно создает ситуации, где дети могут допускать ошибки, например, предлагает задачи с нестандартными условиями или ситуации для ролевых игр, где нужно искать неочевидные решения. После возникновения ошибок воспитатель обсуждает их с детьми, помогает осознать причины ошибок и как можно использовать их для усовершенствования знаний и навыков.
Метод придумывания. Дети могут участвовать в творческих проектах, где им предлагается создать что-то новое и оригинальное, например, сценарий театральной постановки, сочинение стихотворения или создание нестандартного прибора. Воспитатель будет поддерживать и направлять творческий процесс, помогая детям развивать свою фантазию и творческие способности.
Метод «если бы…». Воспитатель может предложить детям задания, где они должны представить себя в новой ситуации или мире, например, какими бы они были, если бы жили в другой стране или в другое время. Это поможет детям расширить свое воображение и понимание различных аспектов жизни.
«Мозговой штурм» (А. Ф. Осборн). Воспитатель проведет групповые обсуждения и задания, где дети должны придумывать как можно больше идей по определенной теме или задаче. Этот метод поможет детям работать в команде, обмениваться идеями и находить новые способы решения проблем.
В процессе работы с данными методиками как воспитанники, так и воспитатель будут активно участвовать в создании стимулирующей обучающей среды, где ошибки рассматриваются как возможность для роста и развития, где творческий подход к проблемам поощряется и где дети могут свободно выражать свои мысли и идеи.
На этапе мониторинга и анализа результатов был осуществлен сбор данных о прогрессе каждого ученика в течение эксперимента.
Анализ результатов сравнения контрольной и экспериментальной группы позволил указать на эффективность методов, которые были применены в рамках воспитания
Таблица 3 – начальные показатели академического успеха учащихся из контрольной группы.
Воспитанник | Творчество (опросник Г. Дэвиса) | Мышление и логика (Методика: что здесь лишнее?) | Саморегуляция (Методика "Да и Нет") |
Борисов А. | 7 | 4 | 3 |
Цой В. | 6 | 4 | 4 |
Русакова С. | 5 | 5 | 4 |
Максимов С. | 5 | 6 | 4 |
Васьков С. | 6 | 7 | 5 |
Глотов Д. | 7 | 4 | 6 |
Жариков А. | 7 | 6 | 6 |
Родионов А. | 9 | 6 | 4 |
Анаузов А. | 5 | 9 | 4 |
Таблица 4 – начальные показатели академического успеха учащихся из экспериментальной группы за второе полугодие 2023.
Воспитанник | Творчество (опросник Г. Дэвиса) | Критическое мышление (Методика: что здесь лишнее?) | Саморегуляция (Методика "Да и Нет") |
Дуров А. | 11 | 7 | 2 |
Волзина В. | 12 | 7 | 2 |
Марья С. | 9 | 8 | 1 |
Сурков С. | 17 | 9 | 3 |
Песков С. | 7 | 11 | 2 |
Нурина Д. | 10 | 10 | 2 |
Видяев А. | 9 | 6 | 3 |
Шашкин А. | 15 | 8 | 3 |
Горох А. | 18 | 8 | 1 |
Эксперимент позволил подтвердить, что использование предложенной методики способствует эффективной работе с талантливыми и одаренными детьми. Создание стимулирующей обучающей среды, где ошибки рассматриваются как возможность для роста и развития, где творческий подход к проблемам поощряется и где дети могут свободно выражать свои мысли и идеи, - все это является эффективной практикой воспитания в условиях ДОУ.
Список литературы
1. Лепешев Д.В. Актуальные проблемы по организации работы с одаренными и талантливыми детьми // Наука и реальность/Science & Reality, №3.1, 2020. С. 15-20.
2. Богоявленская Д. Б. Рабочая концепция одаренности. — 2-е изд., расш. и перераб. — М., 2003. — с.
3. Трубачева М.В. Одаренность и одаренные дети// Евразийский научный журнал. 2022, №3. С. 6-12.
4. Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка /Пер. с нем. А.П. Голубева; Науч. ред. рус. текста Н.М. Назарова. [Текст] /Э. Ландау - М., 2005. - 144 с.
5. Бабалова О.В., Завьялова С.В., Левашова Е.В. Выявление и сопровождение одарённых детей в области художественной деятельности на примере детской студии мультипликации// Обучение и воспитание: методики и практика. №3, 2013. С. 120-130.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВОСПИТАНИИ ТАЛАНТЛИВЫХ И ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Предлагаются материалы проекта «Маленькие таланты», в разработке которого участвовали педагоги-психологи и музыкальные руководители....

Программа «Поддержка и развитие талантливых и одарённых детей»
Программа «Поддержка и развитие талантливых и одарённых детей ДОУ» даст возможность:- обеспечить сохранение и поддержку индивидуальности каждого талантливого и одарённого ребенка;- обеспечить со...
Родительское собрание "Талантливые и одарённые дети"
quot;Талантливые и одарённые дети "-родительское собрание...

План действий пилотной площадке МАДОУ "Детский сад № 6" по реализации комплекса мер по отработке и тиражированию эффективных практик организации образовательного процесса для детей с ОВЗ на 2019-2020 учебный год
План действий пилотной площадке МАДОУ "Детский сад № 6" по реализации комплекса мер по отработке и тиражированию эффективных практик организации образовательного процесса для детей с О...

План действий пилотной площадке МАДОУ "Детский сад № 6" по реализации комплекса мер по отработке и тиражированию эффективных практик организации образовательного процесса для детей с ОВЗ на 2017-2018 учебный год
План действий пилотной площадке МАДОУ "Детский сад № 6" по реализации комплекса мер по отработке и тиражированию эффективных практик организации образовательного процесса для детей с О...

План действий пилотной площадке МАДОУ "Детский сад № 6" по реализации комплекса мер по отработке и тиражированию эффективных практик организации образовательного процесса для детей с ОВЗ на 2018-2019 учебный год
План действий пилотной площадке МАДОУ "Детский сад № 6" по реализации комплекса мер по отработке и тиражированию эффективных практик организации образовательного процесса для детей с О...

СБОРНИК ЭФФЕКТИВНЫХ ПРАКТИК СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ И ЯЗЫКОВОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ по итогам Региональной конференции «Эффективные практики социокультурной и языковой адаптации детей мигрантов в образовател
СБОРНИК ЭФФЕКТИВНЫХ ПРАКТИК СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ И ЯЗЫКОВОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ по итогам Региональной конференции «Эффективные практ...
