Играем- грамматические способности развиваем.
материал
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 133.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Грамматический строй речи – это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.
Грамматический строй в процессе становления детской речи усваивается самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих.
Основой для его формирования является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними. В семье такое общение возникает спонтанно, непреднамеренно. При этом важны благоприятные условия воспитания, достаточный уровень развития словаря, фонематического слуха, наличие активной речевой практики. И происходит это постепенно, начиная с 1,5 – 2-х лет, когда у ребенка появляются первые фразы.
К трем годам ребенок активно пользуется такими грамматическими категориями: род, число, время, лицо и говорит уже простыми распространенными предложениями.
К четырем годам словарь ребенка вырастает до 2-х тысяч слов. В речи преобладают существительные, прилагательные и глаголы, но ребенок постепенно начинает употреблять и другие части речи: местоимения, наречия, числительные. Также начинается формирование высказываний типа элементарных коротких монологов (рассказов). У детей этого возраста фраза становится длиннее. Новые слова ребенок не всегда правильно произносит, не успевая следить за их смысловым содержанием и грамматической формой.
В 5-6 лет – это средний дошкольный возраст, наступает период активного словотворчества, знаменуется становлением произвольной речи, формированием фонематического восприятия. У ребенка появляется интерес к слову, его звучанию.
6-7 год жизни - этап овладения способами грамматически правильного построения развернутых связных высказываний, этап формирования грамматически и фонетически правильной речи.
Важнейшим показателем уровня речевого развития ребенка этого возраста является умение легко подобрать нужные слова и выражения.
Чем обусловлены грамматические ошибки дошкольников?
- Общими психофизиологическими закономерностями развития ребенка (внимания, памяти, мышления).
- Запасом знаний об окружающем мире и объемом словаря.
- Состоянием речевого аппарата и уровнем развития фонематического восприятия речи.
- Неблагоприятным влиянием окружающей речевой среды (прежде всего неправильностью речи родителей и воспитателей).
- Педагогической запущенностью, недостаточным вниманием к детской речи.
Основным, и конечно же, самым главным и очень эффективным видом совместной деятельности ребенка и взрослого, направленной на формирование грамматического строя речи является ИГРА.
Выполняя интересные и увлекательные задания в форме игры, ребенок научится правильно находить нужный по смыслу приставочный глагол, образовывать относительные и притяжательные прилагательные, подбирать глаголы –антонимы и строить с ними предложения.
Вот некоторые из них:
- «Из чего сделано?»
Взрослый говорит: «Стол сделан из дерева, значит он какой?». Ребенок отвечает: «Деревянный» и т.д.
- «Один-много»
Взрослый говорит: «Один шар, а много?», «Одно дерево, а много?». Ребенок отвечает: «Много шаров», «Много деревьев».
- Игра на согласование существительных с прилагательными «Назови какое, какая, какой, какие?»
Взрослый говорит (или может показать на картинке): «Яблоко какое?», «Шарф какой?». Ребенок перечисляет и т.д.
- «Чей хвост?
Взрослый предлагает угадать, чьи хвосты изображены на картинке? Например: «У зайца какой хвост?». Ребенок отвечает: « Заячий» и т.д.
- Игра на образование слов –антонимов «Скажи наоборот»
Взрослый говорит: «Холодный», «Высокий», «Сладкий». Ребенок отвечает: «Горячий» , «Низкий», «Горький» и т.д.
-Игра на образование приставочных глаголов «Подбери слово»
Взрослый предлагает ребенку внимательно слушать и выбирать, например для рыбки, бабочки, лягушки правильное, точное действие (глагол) :
- Рыбка к камню (отплыла или подплыла?), от берега (переплыла или отплыла?), всю реку (вплыла или переплыла?).
- Бабочка к цветку (отлетела или подлетела?) с ветки на цветок (облетела или перелетела?), в комнату (подлетела или влетела?).
- Машина из гаража (выехала или въехала?), через мост (переехала или объехала?) и т.д.
Перечисленные упражнения помогут развить речь ребенка, что в дальнейшем уму позволит выражать свои мысли более выразительно и правильно.
УДАЧИ ВАМ!
Играем- грамматические способности развиваем
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: "Развитие грамматических способностей ребенка спомощью игры"
Цель: Объединить усилия взрослых для успешного речевого развития каждого воспитанника группы,сформировать у родителей желание помогать своему ребенку общаться с ним....
Буклеты для родителей "В игры играем – память, внимание развиваем".
Уважаемые родители, быстро пролетит лето и ваш ребёнок пойдёт в школу, и, наверное, вам не безразлично как он будет учиться. Одним из условий успешного обучения ребёнка в школе явл...

Буклеты "Как правильно выбрать кружок для ребенка", "Какие способности развивают различные кружки, секции, детские объединения", "Темперамент ребенка и выбор кружка", "Особенности поведения ребенка, влияющие на выбор кружка"
4 буклета о том, чем руководствоваться при выборе кружка для ребенка...

«Роль художественной литературы в развитии грамматических способностей детей дошкольного возраста»
В современном образовательном процессе детей дошкольного незаменимое место занимает приобщение детей к книгам, т.к.книга - это не только средство познания мира, сути и морали человеческих отношений, о...
Консультация для родителей: «Развитие грамматических способностей с помощью игры»
Консультация для родителей: «Развитие грамматических способностей с помощью игры»...

"Развиваем мелкую мускулатуру рук" «Играем пальчиками и развиваем речь»
Многие, наверняка, не раз слышали об особой важности развивать мелкую мускулатуру рук. Не секрет, что тренировка движений пальцев и кистей рук способствует не только развитию речи ребёнка, но и подгот...


