Игры и упражнения с конструктором ТИКО «Грамматика»
методическая разработка

Новикова Оксана Михайловна

Подборка игр с конструктором ТИКО "Грамматика" для формирования навыка чтения у детей старшего дошкольного возраста 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_uprazhneniya_s_konstruktorom_tiko_grammatika.docx111.98 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения с конструктором ТИКО «Грамматика»

 

 «Раз ступенька, два ступенька»                                                https://avatars.mds.yandex.net/i?id=087183ec643ef551aab9916385a2391bb7ba40b0-5193708-images-thumbs&n=13

Цель: учить делить слова на слоги, выполнять звукобуквенный анализ слов. Развивать фонематический слух, умение соотносить звук с буквой.
1 вариант. Педагог предлагает детям картинку, которую они должны назвать. Затем это слово они делят на слоги, считают их и выкладывают первый слог или все слово.
2 вариант
. Педагог выставляет картинку и предлагает детям выполнить звуковой анализ слова.
3 вариант
. Дети самостоятельно выполняют звуковой анализ слова по предлагаемой картинке. Затем обозначают каждый звук буквой.

«Волшебный мешочек»
Цель: запоминать буквы, учиться придумывать слово на заданную букву.
В мешочек сложены квадраты с известными ребенку буквами. Предлагается вынимать буквы по одной,  придумывать слово, начинающееся на эту букву. Если ребенок, вынимая букву, ошибается в названии, исправить его, а букву опустить обратно в мешочек. Когда ребенок снова достанет эту букву, он уже назовет ее правильно.
Можно положить в мешочек и новые для ребенка буквы, но их должно быть не более 1-3 за 1 игру.

«Магазин игрушек»
Цель: учиться определять первый звук в словах, находить соответствующую букву.
Разложить «на прилавке» разные игрушки: мячик, куклу, пирамидку, машинку и т.п. Продавец – педагог, покупатель - ребенок. Главное условие состоит в том, что товар можно купить, только правильно назвав первый звук слова и «заплатив» продавцу соответствующей буквой.
Затем можно поменяться ролями: теперь педагог - покупатель, а ребенок - продавец. Когда будете «покупать» игрушки, специально выбирайте неправильную букву. Продавец должен будет отказать вам в покупке и объяснить, почему он не может продать эту игрушку за предложенные вами «деньги».
Чтобы эта игра не наскучила, а также для запоминания большего количества букв, можно менять «профиль» магазина. Сегодня - это продуктовый магазин, а завтра - спортивный. Очень удобно использовать набор картинок. С помощью картинок можно «продавать» не только те предметы, которые на самом деле выкладываются «продавцом» на воображаемый прилавок, но и «товары» гораздо большего размера, например: транспорт, мебель, деревья, цветы.
 

«Привези грузы»
Цель: учиться определять первый звук в словах, запоминать буквы.
На машинки с помощью скотча прикрепить буквы К, П, М. Это будут «марки» машин. Разложить перед ребенком игрушки. Предложить распределить грузы по машинкам. Чтобы выбрать, в какую машинку положить груз, нужно определить первый звук в названии игрушки и найти соответствующую букву на машинке. Машинки перевозят только те предметы, которые начинаются с буквы – «марки» машины.
«Логические цепочки»
Цель: запоминать буквы, тренировать внимание, развивать логическое мышление, автоматизировать звуки.
Сидя рядом с ребенком, выложить цепочку из букв: А-Т-А-Т-А. Попросить угадать, какая буква должна быть следующей. Добавить ее. Предложить снова внимательно посмотреть на цепочку букв и назвать, какая буква должна теперь быть следующей. Добавить  ее. Продолжать так по порядку отгадывать 3-5 последующих букв.
Можно предлагать и другие виды чередования букв, например:
А-А-П-П-А-А-П-П
А-Л-Л-А-Л-Л-А
А-Л-А-П-А-Л-А-П и т.д.
Подобные цепочки сначала лучше составлять из букв, очевидно отличающихся друг от друга, например: Д и В, Ж и Т, С и Г, 3 и  И. Позднее, когда ребенок научится видеть правила построения цепочек, можно составлять их из букв, близких по написанию и имеющих одинаковые элементы. Например: И и М, В и Ф, Ж и К, Е и Ш.
Если ребенок затрудняется в выполнении задания, нужно помочь ему, произнеся вслух всю цепочку букв, утрированно произносить названия букв по-разному (тихо и громко, высоким и низким голосом).
https://avatars.mds.yandex.net/i?id=c3c4db93dd9b689e0789b34e5f91bf02d67b632c-9221937-images-thumbs&n=13

«Дружилки»
Цель: запоминать буквы, учиться придумывать слова на буквы, развивать воображение, развивать речь.
Разложить картинки с животными на одном столе, а буквы на другом столе. Играть по очереди. Сначала педагог берёт любую картинку и придумывает, с какой буквой хотело бы дружить животное, на ней изображенное. Например: СЛОН хотел бы дружить с буквой X, потому что у него есть хобот, а КОШКА с буквой М, потому что ловит мышек. Найти соответствующую букву, рассказать, почему животное хочет дружить с этой буквой.
Следующий ход ребенка. Дать ему возможность выбрать картинку из разложенных на столе. Если ребенок не может придумать букву к этой картинке, помочь ему: задать вопрос-подсказку. Например: ребенок выбрал картинку с КРОЛИКОМ, спросить ребенка, что любит есть кролик (морковку - выбирает букву М).

«Угадай слово»https://avatars.mds.yandex.net/i?id=d5f4d281728c17d589af088a3235c0e0c0812c35-12923554-images-thumbs&n=13

Цель: развитие умения проводить звуко-буквенный анализ, различать гласные и согласные буквы.

Педагог ставит на наборное полотно согласные буквы и прочитывает их, например м-л-к- (молоко),  с-п-г- (сапоги) и т.д., а дети отгадывают слово. Игра может идти индивидуально и по группам.

Для этой игры отбираются только слова, состоящие из двух-трех прямых открытых слогов. В конце игры педагог спрашивает, какие буквы (согласные или гласные) он выставил на наборное полотно и какие вставлены детьми.

«Живые буквы»

Цель: развитие умения определять последовательность звуков в слове, проводить звуко-буквенный анализ.

1 вариант. Каждому ребенку даётся по одной букве. Педагог называет слово. Дети строятся в шеренгу так, чтобы получилось слово из букв, которые они держат в правой руке.

2 вариант. Педагог дает карточки с буквами каждому ряду, не называя слова. Дети одного ряда должны самостоятельно составить слово из букв, построившись в шеренгу.

«Волшебники»

Цель: развивать фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа, умение соотносить фонетический облик слова с его значением; способность работать в команде.

Если детей несколько, нужно разделить их на команды. Каждая команда будет выполнять отдельное задание.

В начале игры педагог говорит: «Давайте поиграем в волшебников. Сегодня мы будем заниматься превращением слов. Посмотрим, команда справится лучше».

1-е задание.  Превратите одно слово в другое, убрав квадрат с лишней буквой:https://avatars.mds.yandex.net/i?id=322d7aa7c62fcbce22a64e0898443bff7b3cbb2f-12991230-images-thumbs&n=13

1-й вариант: муха, беда, двор, шарф, лампа; 

2-й вариант: крот, волк, смех, борщ, риск.

2-е задание. Измените одну букву так, чтобы получилось новое слово:

1-й вариант: рука (мука или река), кожура (конура), май (чай), жук (лук), белка (булка);

2-й вариант: нож (нос), сын (сон), лед (мед), дочка (бочка), салют (салат).

3-е задание. Из слова убежали все гласные. Попробуйте угадать, что это за слова, расставив гласные правильно:

1-й вариант: ш_к_л_д (шоколад),  к_р_н_д_ш (карандаш);

2-й вариант: п_т_л_к  (потолок), т_л_в_з_р (телевизор).

4-е задание. Составить слова из первых слогов указанных слов:

1-й вариант: город – ложка – варенье (голова), атаман – курица – лава (акула);

2-й вариант: солнце – батон – карандаш (собака), коробка – локоть – колбаса (колокол).

«Придумай слово по модели»

Цель: работать  со словами,  развивать словарный запас, фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа

Дети должны придумать слова в соответствии с заданной моделью, например, синяя фишка – красная – синяя (слова: мак, рак, сок и т.д.).

 «Превращение слова»

Цель: работать со словом, развивать фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа.

Дети собирают слово БУЛКА и получают задание превратить его в слово БЕЛКА. Что изменилось? Как изменилась звуковая модель? Почему?

«Заменяй – ка»

Цель: работать со словом, развивать фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа.

Логопед называет слова, например, БАНКА. Предлагает детям заменить первый звук на звук «р» и назвать новое слово, собрать его из букв конструктора.  Получается – РАНКА.

 «Один – много»

Цель: работать со словом, развивать фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа, автоматизация звука «р», развивать грамматический строй речи, навык чтения.

Логопед предлагает детям слова, например, РАК, РУКА, РЫБА… Детям необходимо образовать форму множественного числа существительных, составить новые слова из букв, например, РАКИ, РУКИ, РЫБЫ…

«Собери слова из букв»

Цель: развивать фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа, чтения,  автоматизировать звуки.https://avatars.mds.yandex.net/i?id=9b686b526ac4593c7f684f21f01a41c125947826-12884984-images-thumbs&n=13

Перед каждым ребёнком лежат буквы в разнобой, например, О Т С Л. Ребёнку необходимо собрать буквы так, чтобы получилось слово, например, СТОЛ.

« Допиши пропущенные слоги» 

Цель: развивать фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа, чтения,  автоматизировать звуки.

На столе у ребёнка выложены слова, в которых пропущен один из звуков или слогов, например,  К…Т, БА…БАН. Ребёнок должен определить, какой слог потерялся, а затем «вставить» его на место пропуска, например, РА.

«Найди все слова в цепочке»

Цель: развивать фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа, чтения,  автоматизировать звуки.

Перед детьми представлена длинная цепочка букв. Ребёнку нужно поделить эту цепочку на слова, выделяя каждое, например, СЫРОЗАЯЦИРКОТИР. Слова: СЫР, ЗАЯЦ, ЦИРК, КОТ, ТИР.

 « Угадай слово»

Цель: развивать  навык звуко-буквенного анализа, чтения,  автоматизировать звуки.

Логопед отстукивает ритмическую структуру слов, например, два раза, а ребёнок придумывает и выкладывает слово, состоящее из 2 слогов, например, МУХА.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический проект "Игры и упражнения с конструктором ТИКО «Азбука» в коррекционной работе учителя-логопеда"

в проекте содержится более 20 игр и упражнений с конструктором ТИКО "Грамматика" ("Азбука") для использования в работе учителя-логопеда и воспитателя. Игры подобраны для развития ы...

Игры и упражнения с конструктором ТИКО

Логические упражнения  и игры с конструктором ТИКО...

Игры и упражнения с конструктором ТИКО «Азбука»

Игры и упражнения с конструктором ТИКО «Азбука»...

Игры и упражнения с конструктором Тико "Азбука" и "Грамматика"

Игры и упражнения с конструктором ТИКО «Азбука»  и «Грамматика»...

Авторские логопедические игры-упражнения с применением конструктора ТИКО "Грамматика"

Игры с ТИКО конструктором "Грамматика" для детей старшего дошколшьного возраста....

Картотека игр и упражнений с конструктором ТИКО «Грамматика», «Азбука»

Картотека дидактических игр и упражнений с конструктором ТИКО...