Консультация для родителей Формирование элементов невербальной коммуникации (жестов) у детей с расстройствами аутистического спектра
консультация

Горюнова Галина Дмитриевна

Консультация для родителей

Формирование элементов невербальной коммуникации (жестов) у детей с расстройствами аутистического спектра

 

      У ребенка с расстройством аутистического спектра (далее РАС)  может быть нарушено формирование всех форм общения.

       Прежде всего,  у него не формируется зрительный контакт, ребенок не смотрит в глаза взрослого, не протягивает руки с просьбой взять его на руки.  В некоторых случаях дети могут протягивать руки в соответствующем направлении, но без попыток назвать нужный  предмет, без обращенного взгляда на взрослого, без речевого или звукового проявления своего желания.

       Во взаимодействии  с взрослым у ребенка с РАС отмечается недостаточность использования мимики, жестов, интонации в голосе. Мимика ребенка маловыразительна, характерен взгляд вдоль или сквозь собеседника. Дети могут неадекватно использовать взгляд, жесты, выражение лица, им тяжело регулировать оптимальную дистанцию, они неспособны развивать отношения со сверстниками,  понимать переживания, эмоции, мысли других людей, приобретать и закреплять социальный опыт.

       Ведущая роль в процессе общения с ребенком принадлежит взрослому.

Какие бы то ни было действия ребенка  имеют коммуникативный потенциал, несут коммуникативную информацию. То есть проявления поведения ребенка можно рассматривать как способы его общения, попытки что – либо сообщить окружающим.

       В связи с этим в ходе общения  ребенком рекомендуется использовать жесты. Например, указательный жест появляется в арсенале ребенка уже на первом году жизни, и можно его с успехом использовать в ходе занятий по развитию речи. Кроме этого, часто жесты помогают лучше понять значения слов — например, «большой», «маленький», «один» и др.

        При обучении ребенка простым выразительным жестам помните, что использовать можно только естественные общеупотребительные жесты, понятные всем представителям данной культуры. Не стоит придумывать новые жесты, подменяя ими развитие активной речи ребенка.

        Помните!, что в норме выразительные жесты являются вспомогательным средством общения между людьми и употребляются ограниченно. Ниже перечислены некоторые общеупотребительные жесты.

 

 

На! (предложение)

Протягиваем раскрытую ладонь.

Дай! (просьба)

Несколько раз сжимаем пальцы раскрытой ладони в кулак.

Да (согласие)

Один или несколько раз киваем вверх-вниз.

Нет (отрицание)

Один или несколько раз киваем слева направо или машем прямо ладонью из стороны в сторону.

Там (указание направления)

Показываем указательным пальцем на предмет.

Сюда! (подзывание)

Взмахиваем ладонью по направлению к себе.

Хорошо! (одобрение)

Сжимаем пальцы в кулак, большой палец поднимаем вверх. Молодец!

Молодец! (одобрение, похвала)

Гладим ребенка по голове.

Ай-ай-ай! (порицание)

Сжимаем пальцы в кулак, а указательный палец выпрямляем, машем рукой вверх-вниз.

Тихо! (призыв к молчанию, тишине)

Прижимаем прямой указательный палец к сомкнутым губам.

Баю-бай (спать пора)

Смыкаем вместе прямые ладони и подкладываем их под щеку, голову немного наклоняем.

Привет! (здороваемся)

Берем за руку, пожимаем, немного потряхиваем или (на расстоянии от другого человека) машем рукой из стороны в сторону.

Пока! (прощаемся)

Поднимаем руку и машем ладонью вверх-вниз.

Большой (обозначение величины)

Разводим руки в стороны (или одновременно вверх и в стороны).

Маленький (обозначение величины)

Приближаем друг к другу прямые ладони (или указательный и большой пальцы одной руки).

Много (обозначение количества)

Широкий обводящий жест рукой.

Мало (обозначение количества)

Неширокий обводящий жест рукой или сложить ладони горсткой.

Один (обозначение количества)

Показать указательный пальчик.

«Умный пальчик»

Это указательный палец руки ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_zhesty.docx17.73 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Формирование элементов невербальной коммуникации (жестов) у детей с расстройствами аутистического спектра

      У ребенка с расстройством аутистического спектра (далее РАС)  может быть нарушено формирование всех форм общения.

       Прежде всего,  у него не формируется зрительный контакт, ребенок не смотрит в глаза взрослого, не протягивает руки с просьбой взять его на руки.  В некоторых случаях дети могут протягивать руки в соответствующем направлении, но без попыток назвать нужный  предмет, без обращенного взгляда на взрослого, без речевого или звукового проявления своего желания.

       Во взаимодействии  с взрослым у ребенка с РАС отмечается недостаточность использования мимики, жестов, интонации в голосе. Мимика ребенка маловыразительна, характерен взгляд вдоль или сквозь собеседника. Дети могут неадекватно использовать взгляд, жесты, выражение лица, им тяжело регулировать оптимальную дистанцию, они неспособны развивать отношения со сверстниками,  понимать переживания, эмоции, мысли других людей, приобретать и закреплять социальный опыт.

       Ведущая роль в процессе общения с ребенком принадлежит взрослому.

Какие бы то ни было действия ребенка  имеют коммуникативный потенциал, несут коммуникативную информацию. То есть проявления поведения ребенка можно рассматривать как способы его общения, попытки что – либо сообщить окружающим.

       В связи с этим в ходе общения  ребенком рекомендуется использовать жесты. Например, указательный жест появляется в арсенале ребенка уже на первом году жизни, и можно его с успехом использовать в ходе занятий по развитию речи. Кроме этого, часто жесты помогают лучше понять значения слов — например, «большой», «маленький», «один» и др.

        При обучении ребенка простым выразительным жестам помните, что использовать можно только естественные общеупотребительные жесты, понятные всем представителям данной культуры. Не стоит придумывать новые жесты, подменяя ими развитие активной речи ребенка.

        Помните!, что в норме выразительные жесты являются вспомогательным средством общения между людьми и употребляются ограниченно. Ниже перечислены некоторые общеупотребительные жесты.

 

На! (предложение)

Протягиваем раскрытую ладонь.

Дай! (просьба)

Несколько раз сжимаем пальцы раскрытой ладони в кулак.

Да (согласие)

Один или несколько раз киваем вверх-вниз.

Нет (отрицание)

Один или несколько раз киваем слева направо или машем прямо ладонью из стороны в сторону.

Там (указание направления)

Показываем указательным пальцем на предмет.

Сюда! (подзывание)

Взмахиваем ладонью по направлению к себе.

Хорошо! (одобрение)

Сжимаем пальцы в кулак, большой палец поднимаем вверх. Молодец!

Молодец! (одобрение, похвала)

Гладим ребенка по голове.

Ай-ай-ай! (порицание)

Сжимаем пальцы в кулак, а указательный палец выпрямляем, машем рукой вверх-вниз.

Тихо! (призыв к молчанию, тишине)

Прижимаем прямой указательный палец к сомкнутым губам.

Баю-бай (спать пора)

Смыкаем вместе прямые ладони и подкладываем их под щеку, голову немного наклоняем.

Привет! (здороваемся)

Берем за руку, пожимаем, немного потряхиваем или (на расстоянии от другого человека) машем рукой из стороны в сторону.

Пока! (прощаемся)

Поднимаем руку и машем ладонью вверх-вниз.

Большой (обозначение величины)

Разводим руки в стороны (или одновременно вверх и в стороны).

Маленький (обозначение величины)

Приближаем друг к другу прямые ладони (или указательный и большой пальцы одной руки).

Много (обозначение количества)

Широкий обводящий жест рукой.

Мало (обозначение количества)

Неширокий обводящий жест рукой или сложить ладони горсткой.

Один (обозначение количества)

Показать указательный пальчик.

«Умный пальчик»

Это указательный палец руки ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по теме "Организация жизненного пространства для детей с расстройством аутистического спектра"

Консультация для родителей по теме "Организация жизненного пространства для детей с расстройством аутистического спектра"....

Формирование жестов у детей с расстройствами аутистического спектра

Формирование  жестов  у детей  с расстройствами аутистического спектра...

Картотека игр-занятий по формированию и развитию коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра

Картотека подготовлена по учебно-методическому пособию Хаустова А.В. «Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра». Учебно-методическое пособи...

"Формирование элементов невербальной коммуникации (жестов) у детей с РАС"

Формирование элементов невербальной коммуникации (жестов) у детей с расСтруктурированная играСтруктурированная игра обычно дает ребенку руководства, что и когда делать.У структурированной игры обычно ...

Консультация для родителей "Игровые методы стимуляции речевой активности у детей с расстройством аутистического спектра"

В рамках данной консультации рассмотрены эффективные игровые методики и упражнения, направленные на развитие речевых навыков у  детей с диагнозом расстройства аутистического спектра (РАС). Основн...

Методическое пособие на тему "Формирование коммуникативных навыков детей с расстройствами аутистического спектра посредствам вербальных и невербальных способов"

методическое пособие на тему"формирование коммуникативных навыков детей с расстройствами аутистического спектра посредствам вербальных и невербальных способов"...