Материал для педагогического всеобуча «Слушаем музыку»
консультация

Гольбек Татьяна Александровна

Музыка своим языком может не только рисовать картины природы, повторив в звуке пение птиц, раскаты грома, шум дождя, бег коня и т. д. Особенность музыки такова, что вы можете не только рисовать и представлять картины, вы можете чувствовать настроение и переживания человека. Ведь когда вы услышите звонкую, радостную песенку, вам сразу станет весело, захочется запеть, потанцевать. Если же песенка грустная, танцевать не захочется. Вот так постепенно, слушая музыку природы и окружающего мира, вы приобщаете ребенка к пониманию музыки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_i_deti.docx26.81 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Материал для педагогического всеобуча

«Слушаем музыку»

В детском саду, на музыкальных занятиях мы слушаем музыку, но этого оказывается недостаточно, а помочь нам в этом можете только вы – родители.

Начинать надо прежде всего с того, что нужно слышать родные звуки, и для этого совсем необязательно иметь специальное музыкальное образование! Достаточно просто оглянуться на окружающий нас мир и прислушаться. Сколько вокруг звуков! Шелестит трава, тенькают и посвистывают певчие птицы, в лесу – кукует кукушка, стучит дятел, жужжит шмель…, а это – лесной ручеек. Все это множество непохожих друг на друга голосов, звуков человек слышал еще в глубокой древности, сначала он подражал им, а потом стал сочинять свои.

Попробуйте и вы вместе со своим ребенком воспроизвести эти звуки (ветер воет – «у-у-у», листья шуршат – «ш-ш-ш»).

Так и в древности – человек подметил, что если срезать тростник и подуть в него, то получится звук – красивый и протяжный. Если, хлопая в ладоши, взять в руки камешки, звук получится громкий и звонкий. Если ударить по стволу дуплистого дерева, то удар этот слышен издалека.

Не пожалейте времени, чтобы все это показать ребенку, попробуйте вместе с ним – вы сами услышите, как рождается музыка.

Вот так от звуков леса можно перейти к слушанию музыки, и если это музыка о природе – не сомневайтесь, все это вы услышите в ней.

Музыка своим языком может не только рисовать картины природы, повторив в звуке пение птиц, раскаты грома, шум дождя, бег коня и т. д. Особенность музыки такова, что вы можете не только рисовать и представлять картины, вы можете чувствовать настроение и переживания человека. Ведь когда вы услышите звонкую, радостную песенку, вам сразу станет весело, захочется запеть, потанцевать. Если же песенка грустная, танцевать не захочется.

Вот так постепенно, слушая музыку природы и окружающего мира, вы приобщаете ребенка к пониманию музыки.

Роль и место музыки в жизни ребенка

Музыка в повседневной жизни детского сада часто звучит во время игр, на развлечениях и праздниках, прогулках и экскурсиях. Быт ребенка обеднеет, если исключить музыку. Это еще раз подтверждает большую силу ее воздействия на человека и возлагает особую ответственность на педагога, родителей за правильную постановку музыкального воспитания детей, организацию музыкальной среды для полноценного развития ребенка, становления его личности.

Традиционно в детском саду принято выделять четыре формы организации музыкальной деятельности: музыкальные занятия, самостоятельная музыкальная деятельность детей, музыка в повседневной жизни и на праздниках.

Если музыкальное занятие является основной формой обучения в детском саду и процесс осуществляется путем прямого обучения, то в быту приоритетными становятся косвенное руководство музыкального руководителя, воспитателя, родителей музыкальным воспитанием детей. Прямое обучение в повседневной жизни не исключается совсем, но оно должно быть ограничено. Любое музыкальное общение с ребенком следует строить на совместной деятельности, партнерстве, всячески поощряя его инициативу, что особенно важно при самостоятельных проявлениях детей.

Форма организации музыкального воспитания в повседневной жизни детского сада предусматривает два вида руководства со стороны взрослых: прямое и косвенное. Во время игр, упражнений, прогулок музыка может звучать по желанию и детей, и взрослого. Но в развлечениях, праздниках, утренней гимнастике это происходит по инициативе педагога, при этом он должен учитывать возможности, интересы и пристрастия детей.

Помимо обучения во всех его видах, к важным средствам развития самостоятельности нужно отнести музыкальные впечатления, которые дети получают во время праздников, развлечений, слушания радиопередач и просмотра телепередач, детских мультфильмов и кинофильмов. С детьми необходимо слушать различные по стилям, жанрам музыкальные произведения. Не менее важно, чтобы постоянно звучали народные напевы и мелодии». Для этого рекомендуется широко использовать музыкальный фольклор. Такая эмоциональная насыщенность жизни ребенка положительно влияет на его музыкальное развитие, формирование потребностей слушать музыку, петь, танцевать, играть на детских музыкальных инструментах. Педагог заботится о развитии самостоятельной музыкальной деятельности, используя различные приемы, исходя из конкретной ситуации возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Задачи музыкального воспитания в семье

Обучая ребенка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными задачами музыкального воспитания детей в семье можно назвать те же, что и в дошкольном учреждении, а именно:

  • обогатить духовный мир ребенка музыкальными впечатле-ниями, вызывать интерес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музыкальной культуры;
  • развивать музыкальные и творческие способности в процес-се различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность);
  • способствовать общему развитию детей средствами музыки.

Если ребенок музыкально одарен, то уже в дошкольном возрасте необходимо заложить основы для будущего профессионального обучения.

Все эти задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители понимают важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье, музыкальных кружках, студиях, музыкальных школах, посещают с ними концерты, музыкальные спектакли, стараются обогатить разносторонними музыкальными впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт.

Выбор музыкальных произведений, который ребенок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, его общекультурного уровня. Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную и классическую музыку. Лишь на шедеврах можно воспитывать вкус маленьких слушателей. Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной культурой народа. Если ребенок слышит народные мелодии с раннего детства, он, естественно, проникается народно-песенными интонациями. Они становятся ему привычными, родными. Ребенку важно почувствовать и красоту классической музыки, накопить опыт ее восприятия, различить смену настроений, прислушаться к звучанию разных музыкальных инструментов, научиться воспринимать и старинную, и современную музыку, как взрослую, так и написанную специально для детей.

Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства, доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие произведения с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной гармонизацией, оркестровкой.

Для вас, родители!

Наряду с физическим и умственным воспитанием ребенок в семье получает представление о красоте и приучается создавать красивое. Родители могут многое сделать в развитии у ребенка интереса к музыке, особенно те из них, которые умеют играть на музыкальных инструментах, хорошо знают различные сказки, песни.

Почти в каждой семье есть проигрыватель, радиола, магнитофон, телевизор, радио. Все эти технические средства представляют широкие возможности для приобщения детей к прекрасному.

Можно приобрести для прослушивания записи песен, которые собраны в комплекте из серии «Музыка для слушания в детском саду». В магазине можно приобрести пластинки с записями песенок, пьес, детских опер, сказок в исполнении выдающихся мастеров-инструменталистов, певцов, чтецов. Пусть их голоса звучат в вашем доме, пусть дети узнают, кто пишет музыку, запоминают имена композиторов – Глинки, Бетховена, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Кабалевского.

Познакомьте их с некоторыми музыкальными инструментами:

фортепьяно, скрипкой, баяном, балалайкой – и научите различать их по звучанию.

Исключительно много для эстетического воспитания детей приобщения к миру прекрасного дают телевизионные и радиопередачи.

В детских садах постоянно устраиваются музыкальные праздники. Прекрасно это зрелище – дети поют, танцуют, читают стихи! Радостно светятся лица ребят и родителей. Пусть такие праздники чаще устраиваются дома.

Семейный концерт

Важной формой приобщения детей к музыке являются семейные концерты. К ним нужно заранее готовиться. Подобрать песню, разучить танец, подготовить небольшой спектакль, который будет сопровождать музыка, записанная на магнитофон, и т. п. К концерту нужно привлечь всех членов семьи. Дети не очень-то любят быть солистами, куда приятнее выступить в ансамбле с мамой или папой. У таких концертов большие возможности для проявления творчества как детей, так и взрослых.

Вот несколько советов, которые возможно помогут вам в проведении концерта.

  • Не приглашайте в первое время слишком много слушателей, но кто-нибудь кроме домашних должен быть обязательно.
  • Старайтесь не переносить концерт и не опаздывать на него.
  • Не перебивайте ребенка во время исполнения своими замечаниями и разговорами на постороннюю тему. В противном случае не будет ничего удивительного, если взволнованный музыкант, не доиграв, убежит в слезах.

Формирование ритмического чувства у детей

Формированию ритмического чувства ребенка способствует сама жизнь, весь окружающий мир. Большую помощь в развитии ритмичности оказывают музыкальные занятия.

Необходимо, чтобы и вы, родители, были в этом заинтересованы. Например, дети часто повторяют движения, которые они выучили на занятиях в детском саду, такие как марш, прыжки, хлопки, притопы. Если ребенок проявляет активность при восприятии музыки, не останавливайте его, а наоборот – поощряйте.

Подскажите, как лучше выполнить то или иное движение.

Дети всегда с радостью выполняют ваши задания, если вы просите показать: как ходит мишка, как бежит хитрая лисичка, как прыгает зайчик, как крадется за мышкой кошка и т. д. Не всегда у детей сразу хорошо все получается, но следует всегда поощрять их, учить откликаться на музыку.

Если у вас имеется магнитофон – включите музыку различного характера – веселую и спокойную, а дети придумают танцевальные движения, которые подходят к данной музыке.

Дети часто смотрят детские передачи по телевидению. Попросите, чтобы они повторяли движения за детьми, которых они видят в передаче. Или пусть придумают к данной музыке свои движения.

Чаще интересуйтесь у детей: что нового они выучили, какие новые танцы и песни знают и т. д.

Создание музыкальной среды дома

  • Больше слушайте с детьми хорошую музыку, сделав это занятие семейной традицией. Если взрослые любят и часто слушают музыку, то и для ребенка это постепенно станет потребностью.
  • В семье желательно иметь небольшую фонотеку (аудиоза-писи музыки для детей).

При подготовке семейных праздников необходимо составить программу, предусмотрев сюрпризные моменты, заранее позаботиться о подборе музыки. Это может быть маленький концерт с участием взрослых и детей, веселые игры, танцевальные импровизации под музыку, игра в домашнем оркестре, мини-спектакли, в которых разыгрываются сюжеты знакомых сказок или веселые сценки из семейной жизни.

Старших дошкольников можно привлечь к подготовке праздника: посильной уборке и украшению комнаты, к изготовлению поздравительных открыток, сувениров и др.

Домашний театр. Родители могут организовать кукольный театр, используя имеющиеся в доме игрушки или изготовив кукол вместе с ребенком из папье-маше, дерева, картона, ткани и т. п. Для музыкального сопровождения можно использовать магнитофонные записи, детские музыкальные инструменты или инструменты самоделки, имитирующие разные шумовые эффекты.

Развлечения с использованием музыки. Совместное пение или пение взрослыми для ребенка, игры-забавы, музыкальные конкурсы, подвижные игры-театрализации («У медведя во бору», «Каравай», «Репка»); слушание музыкальных композиций, сказок, записанных на аудиокассетах и т. п.

Такие совместные развлечения могут сыграть большую роль в создании дружеской и творческой атмосферы, что немаловажно для укрепления семейных отношений.

Создание домашнего оркестра. Для этого подойдут барабанчики, бубны, колокольчики, металлофон и др. Можно использовать деревянные или металлические ложки, детские погремушки, бутылки.

Простейшие музыкальные инструменты можно сделать вместе с ребенком из деревянных брусочков, пуговиц и ореховых скорлупок, прикрепленных к ниткам; пластиковых футляров, жестяных банок и т. п. Емкости наполнить крупой, мелкими камешками, песком; жестяные коробки разного размера превратить в барабанчики. Необходимо предоставлять больше возможности самому ребенку экспериментировать с разными предметами.

С помощью таких простейших инструментов можно развивать у детей чувство ритма, предлагая выполнять элементарные упражнения: отстучать палочками, брусочками свое имя или имя папы, мамы, брата и т. д.; ритм слов, например «ма-ма, ма-моч-ка; палка, па-лоч-ка»; ритм знакомых попевок: «Со-ро-ка, со-ро-ка, где бы-ла? Да-ле-ко!» и т. д.; сопровождать собственное исполнение песенки или музыки, записанной на аудиокассете.

Советы родителям

Семья может помочь детям полюбить и понять хорошую музыку, с ранних лет приобщая их к музыкальной культуре. Прежде всего необходимо создать такие условия, которые наилучшим образом формировали бы художественный вкус ребенка. Домашняя фонотека, личный пример (собственное отношение к музыке), совместное слушание музыкальных сказок или детских пьес, радиопередач, песен в грамзаписи, посещение концертов, просмотр телепередач не только дадут возможность привлечь внимание ребенка к музыке, но и сблизят его с вами духовно, а эта близость, пожалуй, больше, чем только родственная.

Хорошо, чтобы в доме были детские музыкальные игрушки – тогда ребенок сможет самостоятельно музицировать, танцевать, петь, когда захочет. Самостоятельная музыкальная деятельность способствует развитию музыкальных и творческих способностей дошкольника.

Перечень музыкальных игрушек

  1. Колокольчики.
  2. Погремушки-грохотушки.
  3. И грушки с фиксированной мелодией (органчик, музыкальная шкатулка, шарманка).
  4. Музыкальный волчок.
  5. Барабан, бубен.
  6. Дудочка.
  7. Металлофон.
  8. Детская гармошка.

Пойте ребенку песни

Когда человек в настроении, то ему хочется петь песни. И поете вы их себе под нос в ванной, в лесу. А попробуйте спеть песенку вашему малышу. Поверьте – это благодарный слушатель! Пение нравится всем детям, и вы увидите, что во время пения между вами установится совершенно особый контакт, связь.

Пение – мощный источник положительных эмоций, подарите их ребенку! Ваш ребенок будет вам подпевать, и вы скоро заметите, что он стал спокойнее, улыбчивее.

Совсем не обязательно петь ребенку на ночь, хотя, безусловно, мелодичное монотонное пение убаюкивает, но и днем найдется, наверное, время, когда можно попеть.

Можно просто спеть ребенку любимые, знакомые и приятные вам песенки. Мы предлагаем спеть песенки медленно, тихо или, наоборот, звонко, бодро, ритмично – это зависит от настроения.

Петь можно во время домашней работы, можете спеть в ванной во время купания, на прогулке – если вы одни или вас окружает не очень много народу. Можно просто обнять ребенка и посидеть с ним рядом – песенка получится ласковая. Можно во время пения взять ребенка на руки и походить, потанцевать с ним под песню.

Очень хорошо под песенки заниматься живописью, кисть ложится плавно, неспешно. Песни бывают хороводные, под которые можно потанцевать, покружиться по комнате, взявшись за руки и прихватив с собой куклу.

С использованием песен разыгрываются сказочные, театральные сценки, которые нравятся малышам. С песенкой можно лепить из пластилина, проводить ритмические упражнения. Применение песен разнообразно.

Если вы не умеете петь или вам кажется, что вы не умеете петь, не комплексуйте, пойте, как умеете, или говорите нараспев. Можно петь на двух нотах – получится немножко занудно, но ребенку все равно понравится. Если вы совсем не знаете мотива песни, то пойте ее на любой мотив. Единственное требование – старайтесь, чтобы ваше пение было ритмичным.

Хорошо, если вам удастся раздобыть записи песен, – тогда вы сможете подпевать, включив магнитофон. Не забудьте, что магнитофон не заменяет живое пение.

Пение для малыша и вместе с ним стимулирует речевое развитие. «Поющие и слушающие» дети более заинтересованы в живом общении, у них больше возможностей «тренировки», тем более что в песенках часто встречаются повторы, и это позволяет более легко и приятно осваивать артикуляцию (движение губ, языка).

Выученная мелодия помогает легче выговаривать (петь) слова, а выученный текст облегчает и произношение, и понимание. Мы также в дальнейшем можем использовать выученные песни, стихи, занимаясь чтением – читать легче знакомое, привычное, любимое. Дети вообще любят привычное, повторяющееся, и поэтому почаще пойте с вашим малышом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Педагогического совета "Роль музыки в развитии личности ребенка"

Конспект Педагогического совета  на тему "Роль музыки в развитии личности ребенка"...

Педагогические условия использования музыки в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования указывает на необходимость развития у детей предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства ...

Выступление на педагогическом совете " Значение музыки для укрепления здоровья детей"

Значение музыки для укрепления здоровья детей (2017г.) Лечебное применение музыки имеет многовековую историю....

МОНИТОРИНГ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ НОД "МУЗЫКА" за 2018-2019 учебный год.

Общие показатели результатов проведенной педагогической диагностики уровня музыкального развития детей в МБДОУ Д/С « Островок» на октябрь 2018- май 2019учебный год....

05.09.24г. Материал для занятия по слушанию музыки П.Чайковского "Марш деревянных солдатиков"

05.09.24г. Материал для занятия по слушанию музыки П.Чайковского "Марш деревянных солдатиков"...

08.11.24г. Материал для занятия по слушанию музыки Д.Кабалевского "Клоуны" старший возраст

08.11.24г. Материал для занятия по слушанию музыки Д.Кабалевского "Клоуны" старший возраст...