Рекомендации для родителей и педагогов: "Фонематический слух "– что это?
консультация

Наталья Александровна Родюкова

Фонематический слух — способность к слуховому восприятию речи, фонем. Это часть физиологического слуха, которая направлена на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx15.54 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей и педагогов

Фонематический слух – что это?

Фонематический слух — это способность слышать и распознавать звуки речи, понимать разговорную речь.

Если вы заметили, что у вашего ребенка:

1. Неправильное произношение отдельных звуков (например, звонкие звуки могут быть заменены глухими или похожими, в речи преобладают шипящие и свистящие);

2. Ребенок пропускает или меняет местами согласные и гласные в словах (например, вместо слова "машина" используется - "маниша", "мшина");

3. Смягчение согласных там, где этого не требуется, или, наоборот, произнесение твердого согласного вместо мягкого (например, "каряндаш" вместо "карандаш", "пю" вместо "пью", "песьна" вместо "песня");

4. Пропуски слов в речи или слогов в словах.

Это первые признаки нарушения фонематического восприятия.

Игры для развития фонематического восприятия

Хлопни-топни

Взрослый произносит серию звуков (слогов, слов); а ребенок с закрытыми глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши.

Вы можете сделать игру более сложной и различать два похожих по звучанию звука (Ш-Ж, С-Ш, С-З, С-Ш, Л-Р и мягкие варианты): «Слышишь «Ш» – топни, слышишь «Ж» – хлопни!»

Голова, живот, колено!

Взрослый произносит слова, а дети определяют место данного звука в каждом из них (начало, середина или конец слова). Если звук стоит в начале слова - положите руку на голову, в середине - на живот, в конце - на колено.

Запоминай-ка

Взрослый произносит ряд слов, а дети запоминают и повторяют. Первое задание состоит из двух слов, затем их количество постепенно увеличивается (три, четыре, пять и т.д.). Например:

Санки-шапки
Санки-шапки-шубы
Санки-шапки-шубы-шайбы
и т.д.

Светофор

Взрослый дает ребенку два кубика или шарика – красный и зеленый - и предлагает игру. Если ребенок слышит правильное название того, что изображено на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное — красный. Затем он показывает картинку и громко, медленно и четко произносит слова:

Баман, паман, наман, набам, банан.
Кетка, клетка, крепкая, скрепка, клетка.
Панама, манапа, намана, памана.
Альбом, альпом, анбом, арбом.
и т.д.

Следопыт

Детям предлагается найти в окружающей среде предметы, в названии которых есть заданный звук и определить его место в слове.

Большой Ух!

Взрослый произносит три-четыре слова, каждое из которых имеет одинаковый звук. Ребенок должен услышать и назвать звук, который есть во  всех словах.

Шуба, кошка, мышь
Сани, маска, квас

В свой дом.

Проведи стрелочку и отправь каждое слово в свой домик. Если ребенок не умеет читать, перед ним кладут картинки, которые он должен «поселить» в свой дом.

Любите детей, играйте с ними!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для родителей по формированию фонематического слуха у детей.

Методические рекомендации для родителей по формированию фонематического слуха у детей....

Рекомендации для родителей по выявлению нарушений слуха у детей

В статье рассмотрены признаки нарушения слуха у детей, обнаружив которые,  родителям стоит обратиться за консультацией к сурдологу....

Консультации и рекомендации для родителей по развитию фонематического слуха у детей

Консультации и информация для родителей по развитию фонематического слуха у детей...

Рекомендации для родителей по развитию фонематического слуха детей

Данная рекомендация направленна на оказание помощи родителям в развитии фонематическго слуха детей в повседневной жизни. Эти упражнения не займут много времени у взрослых, но при этом окажут большую п...

Рекомендации для родителей детей с нарушением слуха по использованию индивидуальных слуховых аппаратов.

Рекомендации для родителей детей с нарушением слуха по использованию индивидуальных слуховых аппаратов...