Консультация для родителей на тему: “Простыми словами о сложном. Системное недоразвитие речи”
консультация (подготовительная группа)
Понятие “Системное недоразвитие речи”
Системное недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей на тему:
“Простыми словами о сложном. Системное недоразвитие речи”
Ситуация последних десятилетий такова, что количество детей, имеющих те или иные отклонения от нормального развития, неуклонно растет. Все большее распространение приобретают и нарушения речи, включая ее недоразвитие как целостной системы. Это означает, что у определенного количества детей к старшему дошкольному возрасту нарушенными оказываются восприятие речи, фонетика, лексика и грамматика в сочетании с другими элементами отклоняющегося развития. Такие нарушения обозначаются термином «системное недоразвитие речи», также в литературе часто можно встретить сокращение данного термина «СНР».
Понятие “Системное недоразвитие речи”
Системное недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне у детей с ограниченными возможностями здоровья. Иными словами, системное недоразвитие речи встречается у детей с задержкой психического развития, интеллектуальными нарушениями, проблемами со слухом, со зрением, c детским церебральным параличом или с расстройствами аутического спектра.
Следовательно, можно сделать вывод, что системное недоразвитие речи -вторичное нарушение, которое проявляется в разных степенях несоответствия всех аспектов речи возрастным нормам.
Симптомы системного недоразвития речи
При системном недоразвитии речи ребенок начинает говорить значительно позже своих сверстников, около 4-5 лет. Его речь оказывается сбивчивой, нелогичной, со множеством звуковых ошибок и остается малопонятной даже родителям. Невнятная речь сохраняется вплоть до 5-6 летнего возраста. Суть слов и фраз ребенок понимает, но не может дать ответ на вопрос или высказать свою точку зрения.
Недоразвитие речи может проявляться различно: от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии.
Причины системного недоразвития речи
Недоразвитие речи у ребенка часто возникает из-за воздействия негативных факторов во время внутриутробного развития или в раннем возрасте. Это может быть связано с органическим поражением головного мозга различной природы.
У детей с задержкой психического развития могут быть сложности с пониманием окружающего мира, что мешает им развивать словарный запас и понимать связи между событиями. Хотя такие дети могут общаться, им трудно выражать свои мысли, использовать слова и грамматические конструкции.
При интеллектуальной недостаточности системное недоразвитие речи часто сопровождается другими речевыми проблемами, такими как дизартрия, ринолалия, дислалия и заикание. Но главная проблема — это семантический дефект (нарушение понимания и использования значения слов и фраз).
Особенность системного недоразвития речи при умственной отсталости заключается в том, что проблемы с высшей нервной деятельностью и психическим развитием, ограниченный круг интересов и отсутствие мотивации мешают детям проявлять инициативу в общении, и это, несомненно, будет усложнять процесс коррекции.
Проблемы со слухом тоже влияют на развитие речи, так как она формируется на неправильной основе. Важные факторы, которые определяют особенности развития речи в этом случае — степень потери слуха и время, когда возникли проблемы.
При детском церебральном параличе системное недоразвитие речи проявляется в виде различных дизартрических расстройств, которые возникают из-за замедленного развития некоторых участков головного мозга.
Рекомендации для родителей при системном недоразвитии речи:
- Создавайте психологический комфорт. Нужно защищать ребёнка от насмешек окружающих и хвалить даже за незначительные достижения.
- Развивайте высшие психические функции, обучая ребёнка анализу, сравнению и установлению причинно-следственных связей;
- Развивайте мелкую моторику. Для этого можно заниматься с ребёнком лепкой, рукоделием, аппликацией и оригами.
- Работайте над развитием звукопроизношения, проводите специальные упражнения. Комплекс упражнений рекомендуется обсудить с логопедом. Например, можно составлять предложения, дорисовывать цифры или буквы, лепить буквы и цифры из пластилина или составлять их из палочек.
- Активно общайтесь с ребёнком, стимулируя развитие свободной речи и словарного запаса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи у детей со сложными дефектами (системное недоразвитие речи с тугоухостью, общее недоразвитие речи- I уровня) в условиях логопедической группы.
Представлен опыт работы учителя-логопеда по развитию речи у детей с кохлеарным имплантом (КИ) первого года обучения в условиях логопедической группы....

Консультация для родителей "Развитие лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи"
Приёмы развития лексического запаса у старших дошкольников....

Консультация для родителей «Формирование пространственного мышления у детей с общим недоразвитием речи"
Консультация для родителей«Формирование пространственного мышления у детей собщим недоразвитием речи"Формирование пространственных представлений является одним из важнейших разделов умстве...

Консультация для родителей "Развитие творчества у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в изобразительной деятельности".
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельнос...

Консультация для родителей по теме: "Простые советы".
Простые советы родителям детей с нарушениями речи и без...

Консультация для родителей: «ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»
Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение реб...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Развитие графомоторных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи
Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение им навыком письма является наиболее сложным. В консультации раскрыты методы развития графомоторных навыков у детей дошкольного в...
