Консультация для родителей «Обучение грамоте дошкольников 5-6 лет в ДОУ с учетом ФОП»
консультация (старшая группа)
Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух, четкая артикуляция звуков родного языка, знание зрительных образов звуков и умение соотносить звук с буквой; выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.41 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа
№1 «Образовательный центр» имени 21 армии Вооруженных сил СССР
п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области
структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»
Консультация для родителей
«Обучение грамоте дошкольников
5-6 лет в ДОУ с учетом ФОП»
Воспитатель:
Халимова Н.Ф.
Пгт Стройкерамика 2025г.
Обучение грамоте дошкольников 5-6 лет в ДОУ с учетом ФОП.
Обучение грамоте — это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т.е. овладение письменной речью. Обучающийся грамоте учится переводить звуки речи в буквы, т.е. писать, и воссоздавать по буквам звуки, т.е. читать.
Главная цель – формирование умения у ребенка ориентироваться в звуковой системе русского языка, знакомство с устройством звуковой формы, оболочки слова, с важнейшими характеристиками звуков (фонем).
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
- Развивать фонематический слух детей.
- Учить проводить звуковой анализ слов разной звуковой конструкции, дифференцировать гласные и согласные звуки.
- Формировать представление о предложении.
- Учить овладевать навыками моделирования слов и предложений.
- Знакомить со всеми буквами русского алфавита.
- Научить детей слоговому членению слов, выделению слогов из слова, постановке ударения в словах, определению ударного слога;
- Знакомить детей с моделями (схемами) слов и предложений, специальными символами для обозначения звуков;
Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста - это важнейшая составляющая работы по обучению детей русскому языку и по подготовке их к обучению грамоте, что предписывает Федеральная образовательная программа дошкольного образования.
В соответствии с ФОП воспитатели готовят детей к обучению грамоте на основе аналитико-синтетического метода, разработанного К. Д. Ушинским еще в середине девятнадцатого века.
Овладевая навыками звукового анализа и синтеза под руководством воспитателя, дети не только учатся выделять указанный звук на фоне слова, определять место этого звука в слове, но и выполнять полный звуковой анализ слов сначала из трех звуков, потом из четырех-пяти звуков, указывать место ударения в слове, давать полную характеристику каждому звуку слова.
В старшей группе целесообразно проводить интегрированные занятия по развитию речи, включающие все направления работы по речевому развитию детей, начиная с произносительной стороны речи, совершенствования фонематических процессов, заканчивая совершенствованием грамматического строя и развитием связной речи детей.
Развитие фонематических процессов у старших дошкольников приобретает очень важное значение. Особое внимание уделяется дифференциации звуков как внутри одной подгруппы звуков [[с] - [3], [с] - [ц]; [ш] - [ж], [ч] - [ш]; [л] - [р], [л'] - [р']), так и в разных подгруппах ([c] - [ш], [3] - [ж], [c'] - [ш], [ч] - [т], [л'] - [i], [л] - [i]).
Воспитатель должен четко следовать требованиям методики, проводя работу по дифференциации звуков, начиная ее с различения изолированных звуков, продолжая работу над различением звуков в слогах, словах, предложениях, в игровой деятельности, в общении. Одновременно у детей отрабатываются четкость произношения, внятность дикции, интонационная выразительность, умение управлять голосом, говорить громко и тихо, в нормальном темпе и более быстро и т. п.
В старшей группе дети уже не только определяют наличие звука и определяют его место в слове, но и подбирают слова с указанным звуком, и производят звуковой анализ слов, давая характеристику каждому звуку.
Хочется предупредить возможные ошибки педагогов и напомнить, что для звукового анализа дошкольниками подбираются только те слова, написание которых не расходится с произношением (уха, кот, вата, мост, кит, бинт, банка, миска).
Особое значение приобретает работа по развитию фонематических процессов у детей при подготовке к обучению грамоте. В соответствии с ФОП работа по ознакомлению детей с буквами и формирование навыков чтения слогов и слов начинается именно в старшей группе.
Воспитатель должен правильно выбрать комплект пособий для обучения грамоте детей дошкольного возраста.
Есть ряд незыблемых правил, которые должен знать педагог, приступающий к обучению грамоте детей дошкольного возраста.
В процессе знакомства дошкольников с буквами педагог никогда не называет буквы, как это принято ([эр], [ка], [че]), а называет их как звуки ([р], [к], [ч]). Дошкольников знакомят с правильными названиями букв, когда они познакомились со всеми буквами алфавита и начали читать предложения.
Недопустимо приступать к изучению буквы, если в группе есть дети, не произносящие правильно звук или звуки, обозначаемые этой буквой. Представьте, как будут звучать слова со звуком [л] у ребенка, который произносит этот звук как губно-зубной: [вук], [вампа], [Ковобок], то есть ребенок будет произносить вместо звука [л] звук, похожий на [в], и букву л он будет называть буквой в. В дальнейшем это станет основой для возникновения у ребенка дисграфии.
В подготовительной к школе группе работа над звуковой культурой речи проводится как составляющая занятий по развитию речи, как и в старшей группе. Воспитатели следят за речью детей на протяжении всего пребывания их в детском саду, во время режимных моментов, в игровой деятельности.
Хочется обратить внимание педагогов на то, что детям дошкольного возраста не дается звуковой анализ слов с йотированными, то есть вы не подбираете слов, в которых есть буквы е, ё, ю, я для выполнения звукового и звукобуквенного анализа.
Совершенствуя фонематические процессы у дошкольников на занятиях по развитию речи, воспитатели формируют у них представления о глухих и звонких согласных, твердых и мягких согласных, учат производить звуковой анализ слов, давая полную характеристику каждого звука.
Давайте запомним:
1. Звуки - звуки мы слышим и произносим. Буквы мы пишем и читаем.
2. Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь.
3. Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык.
4. Согласные твердые звуки [П, Б, Т, Д, М, К, Г, ...] - в словах звучат сердито (твердо) и обозначаются синим цветом.
5. Согласные мягкие звуки [ПЬ-П', БЬ-Б', ТЬ-Т', ДЬ-Д', МЬ-М'...] - в словах звучат ласково (мягко) и обозначаются зеленым цветом.
6. Звуки [Ш, Ж, Ц] - всегда твердые, у них нет «мягкой» пары (нет «ласковых» братиков).
7. Звуки [Ч, Щ, Й] - всегда мягкие, у них нет «твердой» пары (нет «сердитых братиков»).
Формирование навыков элементарного анализа, в свою очередь, состоит из частей:
- выделение звука из слова, то есть определение наличия данного звука в слове (есть такой звук в слове или нет);
- определение первого звука в слове; определение последнего звука в слове;
- нахождение места звука в слове, исходя из трех позиций (начало, середина, конец слова).
- последовательность формирования умственных действий при обучении звуковому анализу следующая:
- сначала ребенку говорят слова и выделяют голосом нужный звук, а ребенок слушает слово и поднимает условный сигнал, когда услышит слово с нужным звуком;
- далее он должен выделить этот утрированно произнесенный звук и назвать его изолированно, вне слова;
- затем умственное действие переходит в речевой план — ребенок сам произносит слово и выделяет из него заданный звук;
- и, наконец, происходит действие по представлению, в умственном плане, когда слово не произносится, а ребенок откладывает картинки с заданным звуком или придумывает слова.
Данный порядок умственных действий применяется на этапах формирования элементарных форм звукового анализа.
В самом конце работы по формированию звукового анализа ребенок будет в состоянии назвать количество звуков и произнести их последовательно, без предварительного громкого проговаривания. Самым сложным заданием считается просьба подобрать слово, состоящее из определенного количества звуков.
Таким образом, готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух, четкая артикуляция звуков родного языка, знание зрительных образов звуков и умение соотносить звук с буквой; выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Обучение грамоте дошколят в домашних условиях»
В ходе консультации родители познакомятся с упражнениями и играми, направленными на развитие фонематического слуха....

Консультация для родителей "Обучение грамоте дошколят.Выполняем звуковой анализ слов "
Ознакомление родителей старших дошкольников с проведением звукового анализа слов....

Консультация для родителей "Обучение грамоте детей дошкольного возраста"
Прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, то есть научиться проводить звуковой анализ слов. Возраст от 2 до 5 лет сензитивен к звуковой стороне речи,...

Консультация для родителей "Обучение грамоте в подготовительной группе"
Данный материал будет интересен родителям старших дошкольников....

Консультация для родителей "Обучение грамоте с увлечением."
Консультация для родителей "Обучение грамоте с увлечением."...

Консультация для родителей "Обучение грамоте"
Обучение грамоте в детском саду является пропедевтикой дислексии и дисграфии и поможет ребёнку избежать некоторых специфических ошибок....

Консультация для родителей «Обучение грамоте дошколят в домашних условиях»
Уважаемые родители!Вашим детям скоро в школу, и вы хотите как можно лучше подготовить их к этому!? Чему же должен научиться ребенок, готовясь к школе? Большинство из Вас полагают, что дост...
