Консультация «Дошкольник собирается стать школьником»
консультация
Консультация «Дошкольник собирается стать школьником»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Дошкольник собирается стать школьником»
Дата: Февраль 2024г.
Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка. Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы следующие предпосылки в дошкольном периоде:
· хорошее физическое развитие ребенка;
· развитый физический слух;
· развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика;
· нормальное функционирование ЦНС;
· владение знаниями и представлениями об окружающем мире (пространство, время, счетные операции);
· произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать учителя;
· познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность;
· коммуникативная деятельность, готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи.
Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу. Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т.е. осознание им общественной значимости его новой деятельности. Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их:
Речевая готовность включает в себя:
· Формирование звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
· Формирование фонематических процессов, т.е. умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка.
· Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ гласных из трех звуков типа АУИ; анализ обратного слога гласный — согласный типа АН; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. Оцениваются умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения.
· Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая, меховой; образовывать прилагательные от существительных.
· Формирование грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ-описание.
Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.
Формирование правильной, богатой и четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, — одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка в дошкольных учреждениях и семье.
Чтобы не допустить этого нужно:
· вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи;
· начать логопедическую работу с ним до школы (чем раньше, тем лучше);
Ежедневно заниматься с ребенком, выполнять рекомендации логопеда:
· - по формированию звукопроизношения;
· - по развитию фонематического слуха;
· - по развитию лексико-грамматических категории т.е по развитию словаря.
Занятия должны быть не продолжительными (в пределах 20 минут), но ежедневными.
Психологическая готовность ребенка к школе состоит из:
· мотивационной готовности (наличие у детей стремления, желания учится);
· интеллектуальной готовности (развитие познавательных процессов памяти, внимания, мышления, представлений о пространстве и времени, о животном и растительном мире, об общественных явлениях);
· волевой готовности (развитие самоконтроля, умения слушать, умение подчинятся правилам);
· социально-психологической готовности (или готовности в сфере общения) формирование качеств, благодаря которым они бы смогли благополучно наладить отношения в новом коллективе.
Родителям стоит задуматься, если к 6 - 7 годам ребенок:
· негативно относится к любой умственной деятельности;
· не любит отвечать на вопросы, не любит слушать чтение;
· не может подчиняться правилам;
· не умеет ориентироваться на заданную систему требований;
· не умеет слушать говорящего и воспроизводить задания;
· не умеет воспроизводить задание на основе зрительного восприятия образца.
Для предотвращения этих негативных сторон родители должны:
· рассказать ребенку, что значит быть школьником и какие обязанности появятся в школе;
· на доступных примерах показать важность уроков, оценок, школьного распорядка;
· воспитывать интерес к содержанию знаний и получению новых знаний;
· никогда не говорить, что в школе неинтересно, что это напрасная трата времени и сил.
Как развивать волевую готовность?
1. Повышать самостоятельность и ответственность ребенка:
закрепить конкретное поручение за ребенком, поощрять его выполнение;
учить стихи, пересказывать сказки, рассказы.
2. Развивать самоконтроль:
· использовать игры типа: «Сделай так же», «Конструирование по образцу», «Найди 5 отличий»...
· развивать стремление действовать по моральным мотивам.
Готовность детей к школе в сфере общения включает:
· развитие потребности в общении с другими детьми и взрослыми;
· умение подчиняться традициям и правилам группы, не ущемляя своих интересов;
· развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.
Желаем успеха!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дошкольник готовится стать школьником (сообщение+презентация).
Выступление на родительском собрании в подготовительной группе....

родительское собрание на тему: "Дошкольник готовится стать школьником".
Поступление ребёнка в школу - это всегда переломный момент в жизни ребёнка, независимо от того, в каком возрасте он приходит в первый класс. Меняется место ребёнка в системе общественных отношений, эт...

Доклад на родительское собрание «Дошкольник готовится стать школьником»
Казалось бы, ответить на этот вопрос можно просто: поступает в школу. Но это иллюзия простоты. Есть дети, обучаясь в 1-ом и даже во 2-ом, 3-ем классе, остаются дошкольниками. А есть и такие, что, пост...
Родительское собрание на тему "Дошкольник готовится стать школьником»
Родительское собрание на тему "Дошкольник готовится стать школьником». Рекомендовано для родителей подготовительной группы. Презентация для родителей с целью актуализации знаний родителей п...

Консультация для родителей Дошкольник становится стать школьником
Уважаемые родители! Кажется совсем недавно, вы привели своих малышей в наше дошкольное отделение, но уже через 6 месяцев они пойдут в 1-й класс, и...

Консультация для родителей на тему: «Дошкольник готовится стать школьником»
Подготовка к школе – процесс многоплановый. И следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует не только непосредственно перед поступлением в школу, а далеко до этого возраста. И ...

Консультация для родителей на тему: «ДОШКОЛЬНИК ГОТОВИТСЯ СТАТЬ ШКОЛЬНИКОМ»
Предлагаю вам консультацию для родителей будущих первоклассников....
