Консультация «Дошкольник собирается стать школьником»
консультация

Крутых Екатерина Васильевна

Консультация «Дошкольник собирается стать школьником»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_konsultatsiya_doshkolnik_sobir_stat_shkol.docx15.89 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Дошкольник собирается стать школьником»

Дата: Февраль 2024г.

         Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка. Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы следующие предпосылки в дошкольном периоде:

·        хорошее физическое развитие ребенка;

·        развитый физический слух;

·        развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика;

·        нормальное функционирование ЦНС;

·        владение знаниями и представлениями об окружающем мире (пространство, время, счетные операции);

·        произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать учителя;

·        познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность;

·        коммуникативная деятельность, готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи.

Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу. Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т.е. осознание им общественной значимости его новой деятельности. Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их:

Речевая готовность включает в себя:

·        Формирование звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

·        Формирование фонематических процессов, т.е. умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка.

·        Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ гласных из трех звуков типа АУИ; анализ обратного слога гласный — согласный типа АН; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. Оцениваются умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения.

·        Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая, меховой; образовывать прилагательные от существительных.

·        Формирование грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ-описание.

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

Формирование правильной, богатой и четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, — одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка в дошкольных учреждениях и семье.

Чтобы не допустить этого нужно:

·        вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи;

·        начать логопедическую работу с ним до школы (чем раньше, тем лучше);

Ежедневно заниматься с ребенком, выполнять рекомендации логопеда:

·        - по формированию звукопроизношения;

·        - по развитию фонематического слуха;

·        - по развитию лексико-грамматических категории т.е по развитию словаря.

Занятия должны быть не продолжительными (в пределах 20 минут), но ежедневными.

Психологическая готовность ребенка к школе состоит из:

·        мотивационной готовности (наличие у детей стремления, желания учится);

·        интеллектуальной готовности (развитие познавательных процессов памяти, внимания, мышления, представлений о пространстве и времени, о животном и растительном мире, об общественных явлениях);

·        волевой готовности (развитие самоконтроля, умения слушать, умение подчинятся правилам);

·        социально-психологической готовности (или готовности в сфере общения) формирование качеств, благодаря которым они бы смогли благополучно наладить отношения в новом коллективе.

Родителям стоит задуматься, если к 6 - 7 годам ребенок:

·        негативно относится к любой умственной деятельности;

·        не любит отвечать на вопросы, не любит слушать чтение;

·        не может подчиняться правилам;

·        не умеет ориентироваться на заданную систему требований;

·        не умеет слушать говорящего и воспроизводить задания;

·        не умеет воспроизводить задание на основе зрительного восприятия образца.

Для предотвращения этих негативных сторон родители должны:

·        рассказать ребенку, что значит быть школьником и какие обязанности появятся в школе;

·        на доступных примерах показать важность уроков, оценок, школьного распорядка;

·        воспитывать интерес к содержанию знаний и получению новых знаний;

·        никогда не говорить, что в школе неинтересно, что это напрасная трата времени и сил.

Как развивать волевую готовность?

1. Повышать самостоятельность и ответственность ребенка:

закрепить конкретное поручение за ребенком, поощрять его выполнение;

учить стихи, пересказывать сказки, рассказы.

2. Развивать самоконтроль:

·        использовать игры типа: «Сделай так же», «Конструирование по образцу», «Найди 5 отличий»...

·        развивать стремление действовать по моральным мотивам.

Готовность детей к школе в сфере общения включает:

·        развитие потребности в общении с другими детьми и взрослыми;

·        умение подчиняться традициям и правилам группы, не ущемляя своих интересов;

·        развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

 

Желаем успеха!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дошкольник готовится стать школьником (сообщение+презентация).

Выступление на родительском собрании в подготовительной группе....

родительское собрание на тему: "Дошкольник готовится стать школьником".

Поступление ребёнка в школу - это всегда переломный момент в жизни ребёнка, независимо от того, в каком возрасте он приходит в первый класс. Меняется место ребёнка в системе общественных отношений, эт...

Доклад на родительское собрание «Дошкольник готовится стать школьником»

Казалось бы, ответить на этот вопрос можно просто: поступает в школу. Но это иллюзия простоты. Есть дети, обучаясь в 1-ом и даже во 2-ом, 3-ем классе, остаются дошкольниками. А есть и такие, что, пост...

Родительское собрание на тему "Дошкольник готовится стать школьником»

Родительское собрание на тему "Дошкольник готовится стать школьником». Рекомендовано для родителей подготовительной группы. Презентация для родителей с целью актуализации  знаний родителей п...

Консультация для родителей Дошкольник становится стать школьником

Уважаемые родители!          Кажется совсем недавно, вы привели своих малышей в наше дошкольное отделение, но уже через 6 месяцев они пойдут в 1-й класс, и...

Консультация для родителей на тему: «Дошкольник готовится стать школьником»

Подготовка к школе – процесс многоплановый. И следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует не только непосредственно перед поступлением в школу, а далеко до этого возраста. И ...

Консультация для родителей на тему: «ДОШКОЛЬНИК ГОТОВИТСЯ СТАТЬ ШКОЛЬНИКОМ»

Предлагаю вам консультацию для родителей будущих первоклассников....