Консультация «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»
консультация

Крутых Екатерина Васильевна

Консультация «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_artik_gimn_v_dom_usl.docx23.81 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»

Учитель-логопед Крутых Е.В.

Дата: октябрь 2024г.

Цель: оказание помощи родителям в овладении основными приемами артикуляционной моторики ребенка в домашних условиях.

Задачи:

- активизировать знания родителей о значимости развития артикуляционной моторики;

- сформировать представление о правильном выполнении артикуляционных

упражнений;

- обучать игровым приемам развития подвижности и координации органов артикуляции при помощи нетрадиционных приспособлений;

- познакомить с правилами организации артикуляционной гимнастики дома;

- формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям;

- расширять степень включенности родителей в реализацию индивидуальных коррекционных маршрутов работы с детьми.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата.

Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе:

жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы).

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем и коррекции нарушений звукопроизношения любого происхождения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ. языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

1.Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 раза в день утром и вечером, по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

2.Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3.Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4.Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

5.Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики могут находиться перед настенным зеркалом, также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Организация проведения артикуляционной гимнастики дома

1.Прежде, чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, вы должны выяснить, как ваш ребёнок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую и левую руки. Без этого выполнение артикуляционной гимнастики невозможно или крайне затруднительно для ребёнка.

2.Расскажите о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

3.Покажите правильное выполнение упражнения.

4.Предложите ребенку повторить упражнение, проконтролируйте его выполнение.

5.Следите за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

Примерные задания и упражнения, которые можно использовать в домашних условиях:

Взрослый читает стихотворение, родители рассматривают свои органы артикуляции и выполняют действия по тексту.

Игра «Сказочка-указочка» Крупенчук О.И. Воробьева Т.А.

Есть у губ одна черта —       Покажи, моя рука:

Здравствуй, верхняя губа,    В них улыбка заперта:

Это — правая щека,             Здравствуй, нижняя губа,

Вправо — правый угол рта, Это — левая щека.

Ты не меньше мне люба!     Влево — левый угол рта.

Подбородок тянем вниз,      Нёбо вместо потолка

Интересная картинка:          Чтобы с челюстью отвис.

Есть во рту у языка.               Есть и кончик, есть и спинка,

Там — к прогулкам не привык —  А когда открылся рот,

Боковые есть края —              Робко прячется язык.

Язычок пошёл вперёд.            Всё про ротик знаю я!

Артикуляционные упражнения для губ и щек: "Улыбочка", "Дудочка", «Катание шарика»;

Артикуляционные упражнения для языка: «Иголочка», «Зайчик смотрит в окошко», «Чашечка», «Язычок на прогулке», «Пароход гудит», «Маляр». "Красим потолок", «Парус». «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Покусывание кончика языка», «Дятел». «Прогони комарика», "Красим верхний заборчик", "Улыбка-трубочка-квадратик»", «Утиный клювик», «Раскатай тесто», "Желобок",

"Красим нижний заборчик", «Покусывание боковых краев языка», «Лопаточка», «Горка», «Катушка»).

Упражнения с шариком. Автор данной методики С.В. Коновалова (диаметр шарика 2 - 3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел).

1 Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо - влево.

2 Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).

3 Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально и др.

4 Крутить шарик лакательными движениями языка.

5 Язык - "Чашечка", цель - поймать шарик в "Чашечку".

6 Ловить шарик губами, с силой выталкивать, "выплевывая" его.

7 Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.

8 Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.

Примечание. Во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Шарик с веревочкой после каждого занятия тщательно промывать теплой водой с детским мылом и просушивать салфеткой. Шарик должен быть строго индивидуальным.

Упражнения с ложкой.

1 Язык - "Лопаточка". Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.

2 Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.

3 Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.

4 Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против.

5 Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.

6 Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).

7 Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.

Игры с ватными шариками и бутылочками, свечками

«Воздушный футбол» - Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками. Варианты зависят от вашей фантазии. Можно предложить ребёнку подуть на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки).

«Поющая бутылочка» Направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребёнку подуть в небольшую чистую бутылочку (из-под капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздаётся своеобразный гудящий или свистящий звук («гудит пароход»). Это очень нравится детям.

Обратите внимание!

1 Следите за тем, чтобы не надувались щёки. Для этого их можно слегка придерживать пальцами.

2 Загонять шарик нужно на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

Свеча.

Купите небольшие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую свечу и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.

«Фокус» («Снежинка на носу»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.

Усложнение:

На кончик носа прикрепить кусочек кальки, ватки (1.5 см х 1,5 см) и сдуть его, при правильной воздушной струе он летит вверх. Чтобы калька легко прикрепилась к носу, нужно её слегка увлажнить (провести по кончику языка ребёнка).

Обратите внимание!

1 Нижние зубы не «подсаживают» язык вверх.

2 Не сжимать язы зубами.

3 Выдох плавный, длительный. Данное упражнение тренирует выдох, необходимый для

произношения шипящих звуков

«Сладкая зарядка» (упражнения с чупа-чупсом).

Взрослый: Вы, наверное, удивитесь, но круглый сладкий чупа-чупс – отличный логопедический тренажер. Разверните леденцы и давайте немного поиграем. Сожмите чупа-чупс губами и попробуйте его удержать 5 - 1 0 секунд. Удерживая чупа-чупс губами, попробуйте подвигать палочкой сначала сверху - вниз, затем из

стороны в сторону.

Приоткройте рот, губы разведены в улыбку, сделайте чашечку, положите в чашечку чупа-чупс и попробуйте удержать леденец только языком.

Поднимите широкий язык к небу, прижать чупа-чупсом «грибок» к небу. Двигайте леденцом по средней линии языка от кончика к корню и обратно 5-10 раз.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка, для этого вы можете проявить свою фантазию и обратить артикуляционную гимнастику в сказку.

Указания к проведению артикуляционной гимнастики: (подведение итога)

1 Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3-5 минут несколько раз в день: с родителями дома.

2 Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений.

3 Вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.

4 Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увеличением темпа движений.

5 Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

6 Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

7 Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.

8 Возможно и желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, под музыку, с хлопками и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»

Консультация подготовлена специально для родителей , которые хотели бы помочь детям научиться правильно выговаривать трудные звуки. Для чего необходимо делать артикуляционную гимнастику  в домашн...

Консультация для родителей на тему: «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»

Консультация для родителей на тему: «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»Консультация для родителей на тему: «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»...

Консультация для родителей " Артикуляционная гимнастика в домашних условиях"

Цель: ознакомление родителей с понятием артикуляционная гимнастика.Задачи:v  Познакомить родителей с необходимостью артикуляционной гимнастики в становлении звуков у ребенка;v  Дать рек...

Консультация учителя-логопеда для родителей "Артикуляционная гимнастика в домашних условиях"

Консультация учителя-логопеда для родителей "Артикуляционная гимнастика в домашних условиях"...

Консультация для родителей на тему: "Выполнение артикуляционной гимнастики в домашних условиях"

Артикуляционная гимнастика очень важна в коррекции звукопроизношения дошкольников. Её правильное и систематическое выполнение ведёт к более быстрой постановке того или иного звука или группы звуков. А...

Консультация для родителей на тему: «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»

Цель: познакомить родителей с особенностями и основными приемами проведения артикуляционной гимнастики в домашних условиях....

Консультация «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»

Для профилактики возникновения дефектов в произношении звуков, а также для того, чтобы смягчить остроту этих недостатков, облегчить формирование правильного звукопроизношения необходимо начать занимат...