Доклад "Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста"
материал (младшая группа)

Солонина Юлия Ивановна

Доклад "Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста»

Солонина Юлия Ивановна

МБДОУ «Елань-Коленовский детский сад

общеразвивающего вида №1»

e-mail: iuliyasolonina1968@yandex.ru

Аннотация: духовно-нравственное воспитание одна из ключевых составляющих гармоничного развития ребенка, которая способствует формированию первых представлений морали и нравственности, формированию базовых ценностей и установок. К ключевым аспектам относятся: развитие эмоциональной сферы, формирование основ поведения, воспитание уважения к старшим и сверстникам, любовь к труду и самостоятельности, знакомство с культурными традициями. Тесное сотрудничество педагогов и родителей в данном вопросе дает устойчивый и эффективный прогресс. Родители играют ключевую роль в формировании личности ребенка, а педагоги помогают систематизировать этот процесс.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание; развитие; моральные ценности; нравственная норма; сказки, культурные традиции.

В концепции любых действий человека стоит его духовно-нравственное развитие, которое формирует его индивидуальность, обозначает его систему ценностей и характер. В современном мире особенно остро стоит вопрос о духовно-нравственном воспитании детей всех возрастов.

Взаимодействие ребёнка с искусством — будь то природа, музыка, литература, живопись или театр — представляет собой мощный инструмент для его духовно-нравственного развития. Как говорил выдающийся педагог В. А. Сухомлинский, «духовная жизнь ребёнка не может быть полноценной, если он не погружён в мир игры, сказки, музыки, фантазии и творчества. Без этого он подобен сухому цветку».

Первые шаги и первые слова, первый поход в гости и первая стрижка, первый утренник и первый выученный стишок - это памятные моменты в жизни каждого малыша, которые становятся возможными благодаря своевременному развитию.

В возрасте 2-3 лет ребенок уже может проявлять характер и требовать того, что ему хочется, но физическое и эмоциональное состояние ещё не развито настолько, чтобы понимать, что хорошо для него, а что плохо. В этом возрасте роль родителей и педагогов во многом заключается в «смягчении» активных проявлений малыша. У ребенка необходимо сформировать самые первые моральные оценки и суждения. Научить понимать, что такое нравственная норма, сформировать свое отношение к ней.

Как же воспитывать ребенка в возрасте 2-3 лет, объясняя ему правила социума и не нарушая личности ребенка?

Педагог В.А.Сухомлинский писал: «Чтение сказок – тропинка, по которой, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». В. А. Сухомлинский, выдающийся педагог, считал, что чтение сказок — это способ, который помогает воспитателю найти путь к сердцу ребёнка. Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего возраста происходит через решение следующих задач:

— С самого раннего возраста развивать у детей привязанность к родителям и близким людям. Формировать симпатию к сверстникам и создавать условия для развития таких качеств, как доброжелательность, доброта и дружелюбие.

— Воспитывать любовь к дому, детскому саду и родному краю.

— Знакомить детей с основами труда.

В процессе работы над духовно-нравственным развитием можно выделить несколько ключевых аспектов:

1. Образовательный: проведение уроков и бесед на духовные темы.

2. Оздоровительный: организация праздников, народных игр, прогулок и физкультурных пауз.

3. Культурный: использование кукольного и пальчикового театров, а также музыкальных пауз.

В группе раннего возраста на протяжении всего года осуществляется программа, направленная на духовное и нравственное развитие детей. Знакомство с русскими народными сказками, песнями, потешками и другими элементами фольклора происходит не только на занятиях, но и в процессе повседневных дел. Это помогает детям понять и принять такие ценности как доброта, сострадание и любовь, послушание и непослушание, трудолюбие и лень, милосердие, умение уступать, помогать другим и с благодарностью принимать помощь, умение доводить начатое до конца, уважительное отношение к результатам чужого и своего труда, а также расширить словарный запас, научить отличать хорошее от плохого в сказке и в реальной жизни. Сказка также способствует развитию эстетического вкуса, умению видеть, ценить и беречь красоту.   В сказке нет прямых указаний для детей, таких как «Слушайся родителей», «Уважай старших» или «Не уходи из дома без разрешения». Однако в её содержании всегда есть урок, который дети постепенно усваивают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Например, сказка «Репка» учит детей быть дружными и трудолюбивыми, «Теремок» учит дружбе, а «Колобок» — послушанию. Сказка также учит детей не доверять незнакомым людям. В сказке «Курочка Ряба» дети вместе с курочкой учатся сочувствовать ближним.

Чтобы дети были вовлечены в процесс слушания сказки и оставались внимательными, я предлагаю им поучаствовать в имитации действий героев. Например, в сказке «Курочка ряба» дети могут изображать плач деда и бабушки, кудахтанье курочки, её попытки утешить и успокоить стариков.

В своей работе я применяю разнообразные визуальные инструменты: рисунки, кукольный театр, костюмы, шапочки, фланелеграф. Кроме того, дети могут играть с мягкими игрушками, придумывая свои собственные сюжеты.

Важной частью духовно-нравственного воспитания является обсуждение с ребёнком нравственных аспектов поведения других людей и персонажей литературных произведений. Поэтому после прочтения сказки необходимо провести беседу о том, что понравилось в сказке, и какие роли сказочных героев хотелось бы сыграть. Не все дети сразу активно участвуют в игре, некоторые сначала просто наблюдают за происходящим. Когда дети слушают сказки, они представляют себя на месте главного героя. Если внимательно следить за ребёнком, можно понять, что его беспокоит или чего он боится в данный момент.

Нельзя оставлять без ответа любые вопросы детей. Если ребёнок с ранних лет будет видеть связь между различными явлениями, то и в дальнейшем мир для него будет целостным и осмысленным. Для педагога сказка — это своего рода связующее звено между ним и ребенком.

С самого раннего возраста сказки играют важную роль в жизни детей. Сначала они просто слушают сказки, вникают в их смысл, запоминают ключевые моменты, а затем начинают их разыгрывать. Однако со временем дети начинают предлагать свои идеи о том, как должна развиваться та или иная сказка. Они становятся своего рода соавторами. Ребёнок будет счастлив, если придумает, как спасти своего героя или помочь ему сбежать от злодеев. С древних времён сказка не только развлекает, но и воспитывает. Они развивают ум, чувства и воображение, а также закладывают основы духовности и нравственности. В процессе эстетического общения с детьми мы формируем у них представления о таких человеческих качествах, как доброта, скромность, смелость. При этом мы противопоставляем их отрицательным качествам: жестокости, злу, трусости и лени.                                                                                

В детском саду, под руководством воспитателя, дети учатся давать объективную оценку поступкам своих сверстников и даже взрослых. Они учатся понимать, что можно делать, а что нельзя. На третьем году жизни дети становятся более независимыми. Продолжается развитие предметной деятельности, а также ситуативно-делового общения между ребёнком и взрослым. Восприятие, речь и наглядно-действенное мышление ребёнка продолжают совершенствоваться. Дети продолжают изучать названия окружающих предметов, учатся выполнять просьбы взрослых. Также появляются действия с предметами-заменителям.

В процессе занятий и игр, таких как «Приходите к нам на чай», «Кукла Катя заболела», «Домик для медвежонка», «Угощение для кукол» и «Оденем куклу на прогулку», у детей развиваются положительные эмоции и формируются гуманные чувства. Забота об игрушках, которые представляют собой носителей человеческих качеств, учит детей быть добрыми, внимательными и вежливыми.                         На таких занятиях и в играх необходимо использовать вежливые слова приветствия и благодарности. Хотя в раннем возрасте они могут не иметь большого значения в общении с другими детьми, в будущем они станут важными в общении со взрослыми. Со временем эти слова станут необходимы малышам для игр с другими детьми, чтобы попросить о чём-то или договориться о порядке действий в игре.        Если взрослые используют вежливые слова, то и дети быстро их усвоят, ведь дети легко учатся хорошим манерам, когда видят их дома и в детском саду.

Ключевым аспектом в формировании моральных и духовных ценностей у детей является изучение окружающей среды, знакомство с природой и её обитателями. Это происходит не только на уроках, но и во время прогулок и игр.

Николай Иванович Пирогов отмечал: «Цель разумного воспитания детей — это постепенное формирование у них ясного понимания окружающего мира». Однако для достижения этой цели необходимо заложить основы: показать ребёнку красоту и разнообразие мира, научить его бережно относиться к нему. Чтобы достичь желаемого результата, нужно заложить фундамент. Именно эти качества, нежелание причинять вред животным, забота о растениях, уборка за собой, внимание к близким, уважение к чужому труду, станут основой для формирования личности ребёнка и будут влиять на его жизнь в будущем.

Применение народных игр в работе с детьми способствует решению разнообразных задач, связанных с развитием и воспитанием.

В народных играх отражены многовековые наблюдения за природой, поведением животных и растений, а также связь этих наблюдений с трудом и жизнью людей. Среди популярных народных игр можно назвать: «Гуси-гуси», «У медведя во бору», «Салки», «Прятки», «Ручеёк», «Кошки-мышки». Однако, безусловно, самым популярным развлечением для детей остаётся «Каравай».

Народные игры — это не только забава, но и метод обучения детей совместному времяпрепровождению, что в дальнейшем поможет им выстраивать дружеские связи. Русские народные праздники способствуют укреплению добрых отношений в детской группе и защищают ребёнка от негативного воздействия агрессивной среды. Такие торжества, как Святки, Масленица, Пасха, Троица, Яблочный спас и другие, которые можно отметить всем детским садом, способствуют расширению знаний о традициях русского народа и пробуждают интерес к ним. Все дети, независимо от своих талантов, любят заниматься творчеством: рисовать, лепить, клеить, строить. Таким образом они выражают свои чувства, мысли и интересы. Творческая деятельность тесно связана с процессом духовно-нравственного воспитания. Это происходит через содержание детских работ. Например, когда дети строят дорожки для животных, домики для кукол, рисуют цветы для мам, лепят цыплят, создают колобка, который катится по лесной тропинке, украшают ёлку к празднику или готовят угощение для бабушки, они выражают своё отношение к окружающему миру. Творчество — это настоящее волшебство. Невозможно устать от того, как дети проявляют свои таланты, открывают свою душу и испытывают радость от созидания.

Для ребёнка, получившего духовно-нравственное воспитание, не пустой звук — способность понимать и ценить чувства других людей, такие как справедливость, сострадание и доброта. Такой ребёнок легко находит общий язык с окружающими, спокойно переносит стресс и не поддаётся негативному влиянию.

Формирование и развитие духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста должно происходить в тесном сотрудничестве с родителями. Важно информировать их о достижениях и трудностях, а также учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка. Для установления контакта с семьёй и обеспечения согласованности в воспитании духовно-нравственных ценностей я использую различные методы: родительские собрания, консультации, дни открытых дверей, информационные стенды.                                                        Формирование нравственных ориентиров у детей происходит на протяжении всей их жизни, поэтому роль семьи в этом процессе невозможно переоценить. Ребёнок быстро перенимает модели поведения, которые видит в своей семье. Задача родителей — помочь ребёнку в формировании системы ценностей, объяснить, какие поступки считаются недопустимыми, а какие — желательными и одобряемыми обществом. Духовно-нравственное воспитание — это сложная и важная задача, которая требует участия всех, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в ребёнка сейчас, повлияет на его жизнь в будущем.

Список литературы:

Островская Л.Ф. Беседы с родителями о духовно-нравственном воспитании дошкольника. М.: Просвещение. - 2010.

Запорожец А.В. Воспитание детей в раннем возрасте. – М: Просвещение. – 2010.

Солонина Юлия Ивановна – воспитатель МБДОУ Елань-Коленовский детский сад общеразвивающего вида №1» с. Елань-Колено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ»

О проблемах физического воспитания детей раннего возраста.Об организации жизни детей в период адаптации...

Консультация для родителей «Воспитание детей раннего возраста в семье» «Наши дети на свет родились, чтобы радостно жить!»

"Воспитание детей раннего возраста в семье» «Наши дети на свет родились, чтобы радостно жить!»...

Консультация для родителей детей первой младшей группы «Экологическое воспитание детей раннего возраста»

Данная консультация поможет родителям выстроить работу по формированию у их деток знаний о природе, природных явлениях, растительном и животном мире в домашних условиях....

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА. ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА...

Проект в группе раннего развития «Гендерное воспитание детей раннего возраста в игровой деятельности»

Проблема гендерного воспитания начала приобретать актуальность в настоящее время, и все больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подхода к воспитанию девоче...

Воспитание доброты как необходимое условие нравственного воспитания детей раннего возраста

В обществе отмечается общий рост социальной напряженности, а это отражается на детях и проявляется в детской агрессии и враждебности. Искажение нравственного сознания, эмоционально-волевая и душевная ...