Важные вопросы и ответы про детей с ОВЗ и инвалидов для педагогов и родителей
консультация

Кондакова Мария Анатольевна

Вопросы и ответы для родителей и педагогов работающих с детьми с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx16.71 КБ

Предварительный просмотр:

Вопрос

Ответ

Выдержка из нормативного документа

Кто присваивает статус ОВЗ?

ПМПК.

«….статус обучающегося с ОВЗ — психолого-медико-педагогическая комиссия, деятельность которой регламентируется приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. N 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии». (Письмо Министерства образования и науки от 20 июля 2017 г. N 08-ПГ-МОН-26725)

Кто присваивает статус ребёнка-инвалида?

МСЭ

«Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. ….» (ст. 1 ФЗ от 24.11.1995 (ред. от 24.04.2020) «О социальной защите инвалидов в РФ»)

«
Статус инвалида (ребенка-инвалида) присваивает бюро медико-социальной экспертизы…» (Письмо Министерства образования и науки от 20 июля 2017 г. N 08-ПГ-МОН-26725)

Всегда ли ребёнок-инвалид является ребёнком ОВЗ?

Нет

«Не каждому ребенку-инвалиду требуются специальные условия для получения им образования. Тогда он — не обучающийся с ОВЗ, и получает реабилитационные услуги в иных сферах (здравоохранении, социальной защите, но не в образовании).» (Письмо Министерства образования и науки от 20 июля 2017 г. N 08-ПГ-МОН-26725)

Может ли ребёнок-инвалид быть и ребёнком ОВЗ и наоборот?

Да

«Вместе с тем один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. В таком случае у него есть и заключение ПМПК и индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида, в которой в разделе, посвященном образовательной реабилитации, должны быть соответствующие пометки.»(Письмо Министерства образования и науки от 20 июля 2017 г. N 08-ПГ-МОН-26725)

«
Инвалид (ребенок-инвалид) может быть приравнен по правовому статусу к лицу с ОВЗ в случае подтверждения заключением ПМПК наличия у инвалида (ребенка-инвалида) физических, психических, интеллектуальных, сенсорных и (или) других нарушений, обуславливающих его особые образовательные потребности, препятствующие получению образования без создания специальных условий. Таким образом, инвалид (ребенок-инвалид), которому для получения качественного доступного образования с учетом его особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья необходимо создание специальных условий, должен пройти обследование ПМПК и получить соответствующее заключение.» (Письмо Министерства образования и науки от 20 июля 2017 г. N 08-ПГ-МОН-26725)

Статья

Ответы на основные вопросы

Статус

ребёнка

Наименов программы

Выдержка из нормативного документа

ОВЗ

АОП или АООП

«адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц» (ст.2, п. 26 ФЗ об образовании № 273 от 29.12.2012)

«Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по 
адаптированным основным общеобразовательным программам….» (ст. 79, п.2. ФЗ об образовании № 273 от 29.12.2012)

Инвалид

ООП

Чёткого ответа на этот вопрос в нормативно-правовых документах я не нашла, поэтому высказываю тут своё мнение, которое сформировалось у меня на основе всего описанного в этой статье. Если ребёнок-инвалид не имеет отклонений в физическом и (или) психологическом развитии, то обучение ребёнка осуществляется по ООП в соответствии с ИОМ (по необходимости). При этом ИОМ составляется с учётом ИПРА.

Обучение ребёнка, если у него только статус инвалида, по АООП или АОП происходить не может, т.к. рекомендации по программе обучения даёт ПМПК. Об этом говорится в приказе Минобрнауки РФ от 20.09. 2013 г. №1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» в п.21. Там сказано: «В заключении комиссии, заполненном на бланке, указываются: …
рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования.»

Инвалид и ОВЗ

АОП или АООП

«Общее образование, профессиональное образование и профессиональное обучение инвалидов осуществляются в соответствии с адаптированными образовательными программами и индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов.» (ст. 19 ФЗ об образовании № 273 от 29.12.2012)

На основе какой программы должен обучаться ребёнок, имеющий статус инвалид и/или ОВЗ?

Что делать, если в детский сад пришёл ребёнок-инвалид без статуса ОВЗ?

  1. Специалисты ППк проводят комплексную психолого-педагогическую диагностику ребёнка.
  2. По результатам диагностики определяют необходимость направления ребёнка на ПМПК.
  3. В случае, если необходимости направлять ребёнка на ПМПК нет, то ребёнок обучается по ООП.
  4. Если специалисты ППк видят необходимость направить ребёнка на ПМПК, то выписывают направление и после прохождения ребёнком ПМПК его обучение осуществляется по программе, рекомендованной ПМПК.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О книге Татьяны Пироженко "Клуб Почемучек. Наука в вопросах и ответах. для детей 3-7 лет"

На просторах интернета я познакомилась с работами замечательного, на мой взгляд, талантливого, человека Татьяны Пироженко, автора блога «Это интересно!», который она ведет на площадке «Коллективного б...

Кричалки" и разминки для детей дошкольного возраста презентация для педагогов и родителей.

Данный материал в помощь родителям и педагогам для использования его в разных занятиях, мероприятиях в дошкольном образовательном учреждении и дома....

Развивающий потенциал конструктора Magformers для детей дошкольного возраста. Статья для педагогов и родителей.

Конструктор Магформерс возбуждает в детях любопытство и дает им ощущение достигнутого успеха, удовлетворения от игры.Магформерс помогает детям строить базовые фигуры и многогранники, такие как правиль...

Рекомендации педагога-психолога ДОУ по воспитанию и развитию детей с нарушениями речи для педагогов и родителей.

Задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическ...

Кроссворд с вопросами и ответами для детей 6-8 лет "Русская народная культура"

Родители стремятся к тому, чтобы их дети обладали богатым словарным запасом, были грамотными. Рекомендуют своим детям больше читать. Чтение действительно обогащает речь, помогает узнавать значение сло...