Консультация "Как развивать описательную речь ребёнка"
консультация (старшая группа)
Предварительный просмотр:
СОВЕТ АПРЕЛЯ
«Как развивать описательную речь ребёнка?»
Специалисты по детской речи в качестве одной из важных задач развития ребёнка старшего возраста называют формирование у него умение строить разные типы высказываний, к которым относится описание, повествование и рассуждение. Для описания характерно наличие в начале текста общего тезиса, определяющего и называющего предмет или объект; в середине – перечисление признаков, свойств, качеств, действий, в завершении текста – итоговой фразы, дающей оценку предмету или высказывающей отношение к нему. Описание отличается мягкой структурой, позволяющей варьировать, переставлять местами его компоненты.
В дошкольном возрасте дети учатся описывать людей и животных, игрушки, предметные или сюжетные картины, собственные рисунки и их замысел, явления природы. С описательным текстом дети могут познакомиться, например, слушая отрывок из рассказа Ивана Сергеевича Соколова-Микитова «Лесные картинки»
«Радостна, шумна и пахуча весна! Звонко поют птицы, звенят под деревьями весенние ручейки. Смолкой пахнут набухшие почки. Тёплый ветер пробегает в высоких вершинах. Скоро, скоро оденется лес листвой, зацветёт на опушках черёмуха, защёлкают над ручьями голосистые соловьи. Прилетят, закукуют длиннохвостые кукушки: «Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку!» Забегают по кочкам хлопотливые муравьи, вылетит из зимнего убежища, загудит первый шмель. Побегами молодой травы, голубыми и белыми подснежниками покроются лесные полянки. Хороша, весела, радостна весна в лесу!»
Детей шести лет можно постепенно подводить к восприятию и описанию пейзажных картин. Чтобы составить такое описание детям нужно уметь выделять и характеризовать самое существенное в картине, замечать детали, фон, пейзаж, состояние погоды, давать описание природы. Этому способствуют и наблюдения за природными явлениями, когда взрослый обращает внимание детей на то, какое сегодня небо, какая погода, какие листья на деревьях и т. д., просит описать их. Такие вопросы побуждают детей не только выделять качества, свойства различных объектов окружающего мира, но и подбирать образные определения.
Предлагаем вам поговорить с ребёнком о картине художника Василия Николаевича Бакшеева «Голубая весна», а затем составить с ним свой рассказ о весне и нарисовать к нему иллюстрации.
Спросите ребёнка, какое время года изобразил художник на своей картине, предложите рассмотреть её. Что можно сказать о деревьях? О весеннем небе? Какие они? Видел ли ребёнок подобное явление в жизни? Спросите, что художник хотел рассказать нам этой картиной? Какое настроение вызывает эта картина? Можно ли назвать её светлой? Расскажите, как называется эта картина, кто её автор. Поговорите с ребёнком о том, что художнику хотелось рассказать нам про весну, что ему показалось интересным, красивым, почему весна названа голубой. Подчеркните, что, наверное, художник не случайно назвал свою картину «Голубая весна», ведь она вызывает у всех чувство радости и свежести. Нам хочется любоваться этим красивым пейзажем. Каждая берёзка, тонкая и нежная, светится на фоне яркого голубого неба. Так и хочется её тихонько погладить, прижаться к ней и рассказать о том, как мы хотим запомнить эту красоту, как мы благодарны художнику за то, что испытываем такие светлые чувства. Предложите ребёнку высказать свои впечатления от картины: что ему больше всего понравилось, какие чувства вызвала картина. Обсудите с ребёнком, какие слова лучше всего передают настроение художника и его эмоциональное состояние.
Такие беседы помогут ребёнку научиться видеть и понимать живописное изображение природы, правильно воспринимать, чувствовать настроение, отражённое художником в пейзаже, передавать его словом. А также будут воспитывать в ребёнке желание радоваться краскам природы и замечать красоту природных явлений.
Поговорите с ребёнком о том, что люди искусства – композиторы, художники, писатели и поэты – выражают свои чувства в музыке, картинах, в литературе, а мы можем передавать эту любовь в своих рассказах, рисунках, а, главное, своим отношением к природе и тем людям, которые учат нас любить и понимать родную природу. Предложите ребёнку придумать свой рассказ о весне, напомните ему о том, что должно быть в начале такого рассказа-описания, что в середине, чем он должен закончиться. Обязательно запишите этот рассказ и оформите его вместе с ребёнком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей «Развиваем монологическую речь ребёнка»
«Язык-это система объективно существующих, социально закреплённых знаков, соотносящих понятийное содержание и типовое звучание, а также система правил и...

"Учимся в семье общаться, развиваем монологическую речь ребёнка"
Речь – могучее средство общения и взаимодействия людей.А. А. Люблинская.Мыслей у детей не меньше, и они не беднее и не хуже, чем у взрослых, только они другие…Поэтому нам так трудно найти с деть...

Развивая моторику рук - развиваем речь ребёнка
Отношение к рукам у человечества всегда было особым, даже отчасти мистическим: руки добывали огонь, пищу, защищали, строили жилища, объясняли, измеряли, создавали все ...

консультация для родителей «Как развивать правильную речь ребёнка в 3-4 года»
Цель:Формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста.Задачи:Познакомить родителей с особенностями развития речи детей в возрасте 3-4 летДать роди...

НОД : Речевая деятельность Тема : «Перелетные птицы» Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развивать диалогическую речь детей, развивать навык составления описательного рассказа
НОД : Речевая деятельность Тема : «Перелетные птицы»Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развивать диалогическую речь детей, развивать навык составления описа...

Консультация для родителей: «Развивая мелкую моторику – развиваем речь ребёнка ».
Консультация для родителей:...

Консультация для родителей «Как развивать правильную речь ребёнка в 3-4 года»
КОНСУЛЬТАЦИЯдля родителей Тема: «Как развивать правильную речь ребёнка в 3-4 года»...








