НОД : Речевая деятельность Тема : «Перелетные птицы» Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развивать диалогическую речь детей, развивать навык составления описательного рассказа
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Шарапова Татьяна Михайловна

НОД : Речевая деятельность

 Тема : «Перелетные птицы»

Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развивать диалогическую речь детей, развивать навык составления описательного рассказа

Задачи: Образовательная:

-  Расширить активный словарь детей по теме «Перелётные птицы»;

-  Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах;

              Развивающая:

-  Развивать диалогическую речь детей, слуховое внимание.

                Воспитательная:

-  Воспитывать бережное отношение к природе

Словарная работа: перелетные: (журавли, грачи, утки, гуси, ласточка, скворец…), стаей,  вереницей, клином, шеренгой, насекомоядные, водоплавающие.

Оборудование: мультимедийные средства для просмотра фотоматериалов, звуковое письмо, аудиозаписи с голосами перелетных птиц, картины с изображением птиц, макеты деревьев,  силуэт птицы.

 

                 Содержание образовательной деятельности детей.

1. Мотивация :

Ребята, что-то я читаю стихотворение и никак не пойму, помогите мне пожалуйста разобраться! 

 

Прилетели птицы:

Голуби, куницы…

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

мухи и стрижи…

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

галки, макароны….

Прилетели птицы:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod4.docx34.39 КБ

Предварительный просмотр:

НОД : Речевая деятельность

 Тема : «Перелетные птицы»

Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развивать диалогическую речь детей, развивать навык составления описательного рассказа

Задачи: Образовательная:

-  Расширить активный словарь детей по теме «Перелётные птицы»;

-  Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах;

              Развивающая:

-  Развивать диалогическую речь детей, слуховое внимание.

                Воспитательная:

-  Воспитывать бережное отношение к природе

Словарная работа: перелетные: (журавли, грачи, утки, гуси, ласточка, скворец…), стаей,  вереницей, клином, шеренгой, насекомоядные, водоплавающие.

Оборудование: мультимедийные средства для просмотра фотоматериалов, звуковое письмо, аудиозаписи с голосами перелетных птиц, картины с изображением птиц, макеты деревьев,  силуэт птицы.

                 Содержание образовательной деятельности детей.

1. Мотивация :

Ребята, что-то я читаю стихотворение и никак не пойму, помогите мне пожалуйста разобраться! 

Прилетели птицы:

Голуби, куницы…

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

мухи и стрижи…

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

галки, макароны….

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галки и стрижи

Комары, кукушки…

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, чижи,

Аисты, кукушки,

Гуси и ватрушки…

Лебеди и утки

И спасибо шутке!

2. Целеполагание

- Назовите птиц, которые были названы в стихах (дети перечисляют)

- На какие 2 группы можно разделить всех, упомянутых в стихотворении птиц? (на - перелетных и зимующих)

- Почему их называют перелетными? (они улетают в теплые края)

-Почему они улетают? (питаются насекомыми, а зимой их нет)

3. Совместная деятельность воспитателя и детей

Ребята, сегодня утром к нам в окно постучалась птица и передала конверт. Что это за птица вы узнаете, отгадав загадку

Эти птицы знак весны,

Чуть проталины видны,

Безошибочно по звездам

Путь находят к старым гнездам.

В их колониях галдеж,

Ничего не разберешь.

Зерна ест, клопов, жуков.

Мышевидных грызунов.

От вредителей как врач

Сад спасает черный. (Грач).

А в конверте письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята. В этом году весна холодная, на небе много туч, часто идет снег, дует холодный ветер. Мы, грачи, уже прилетели. А вот другие птицы не хотят прилетать, потому что нет тепла. Мы вас очень просим выполнить все задания, чтобы стало теплее, и чтобы все птицы смогли вернуться в свои гнезда»

Игровое упражнение «Кто за кем прилетает»

Сначала прилетают грачи, за грачами скворцы, за скворцами ласточки, за ласточками журавли.

- Кто прилетает первым? Кто прилетает за грачами? Кто прилетает перед журавлями? Кто прилетает после ласточек?

Дидактическая игра «Исправь ошибки».

Вот и наступила весна. Весело журчат ручьи, с крыш капают сосульки — начался листопад (капель). День становится всё короче (длиннее, а ночи длиннее (короче). Люди уже позаботились о птицах и построили скворечники для грачей (скворцов). Просыпаются от зимнего сна насекомые: мухи, бабушки (бабочки), пчёлы. Вот-вот зацветут первые весенние цветы — колокольчики (подснежники). Возвращаются зимующие (перелётные) птицы.

Дыхательная гимнастика – «Летят птички»

«Отгадай».

На шесте дворец, во дворце — певец.

А зовут его… (скворец)

Всех перелетных птиц черней,

чистит пашню от червей (грач)

Кто без ног и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это? … (Соловей)

Не ворона, не синица -

Как зовется эта птица?

Примостилась на суку -

Раздалось в лесу "ку-ку". (кукушка)

Прилетает к нам с теплом,

путь проделав длинный,

лепит домик под окном

из травы и глины (ласточка)

Бродит по болотам грязным,

ловит в них лягушек,

бестолковых попрыгушек (цапля)

Про кого эти загадки? (про птиц)

А как всех этих птиц можно назвать одним словом? (перелетные)

«Сложные слова»

Сейчас я буду называть вам два слова, а вам нужно составить одно слово и них.

Белая грудь — белогрудая

Длинные крылья — длиннокрылая

Короткий хвост — короткохвостая

Чёрные глаза — чёрноглазая

Серые глаза — сероглазая

Чёрная грудь – черногрудая

Громкий голос — громкоголосая

Пестрые крылья — пёстрокрылая

Черное крыло – чернокрылая

Длинный хвост - длиннохвостая

Желтый клюв – желтоклювая

Длинные ноги - длинноногая

Релаксация «Полет птицы»

Давайте закроем с вами глаза и представим, что мы лебеди. Это одна из самых красивых птиц: белая, как снег, с длинной гибкой шеей. Поднимите подбородок вверх. Выпрямите спинку, расправьте плечики. Шея лебедя вытянута, спина гордая, прямая. Широко раскиньте руки-крылья. Мы взлетели. Тело, как пушинка, легкое, мы совсем его не чувствуем. Как радостно и свободно! Чистое голубое небо вокруг, приятная мягкая прохлада, тишина, покой! Под нами как зеркало блестит озеро. Можно присмотреться и увидеть в нем себя. Мы плавно летим, нам нравится и совсем не страшно.

Спустимся пониже, еще ниже… вот уже и земля. Вытянем шейку, расправим плечи, опустим крылья.

Пальчиковая гимнастика

Тили-тели, тили-тели – (Скрещивают большие пальцы, машут ладошками)

С юга птицы прилетели!

Прилетел к нам скворушка –

Серенькое пёрышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж –

Все вернулись, прилетели, (Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками)

Песни звонкие запели! (Указательным и большим пальцами «птицы поют»)

Игра «Четвертый лишний?» (на развитие логического мышления.)

Грач, ласточка, воробей скворец.

Голубь, ласточка, скворец, гусь.

Кукушка, лебедь, снегирь, утка.

Ворона, воробей, голубь, скворец.

Скворец, грач, утка, синица.

Журавль, аист, снегирь, лебедь.

Гусь, ворона, грач, кукушка.

«Заколдованные птицы» (слоги – начало у ребёнка, найти окончание слова).

Какие птицы прилетели в нам весной?

Угадывание названия птицы по схеме

4. Самостоятельная деятельность детей

Составление описательного рассказа о перелётной птице по схеме

5. Рефлексия.

- О каких птицах мы беседовали? Что нового вы узнали о перелётных птицах? В какие игры играли? Что понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект.Развитие связной монологической речи у детей с общим недоразвитие речи дошкольного возраста посредством составления описательного рассказа с использованием схем-моделей.

Целью данного проекта является развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи  дошкольного возраста посредством составления описательных рассказов с помощью схем – моделей. В проектной ...

« Технологии развивающего обучения для развития речи детей. «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков»

Актуальность обучения детей составлению описательных рассказов – несомненна.  Я работаю над приёмами работы с мнемотаблицами, составлению рассказов по символам, алгоритмам....

Речевое развитие. Развитие речи. Младшая группа. Тема. Магазин игрушек. ( Звуковая культура речи: звуки б, бь. Составление описательного рассказа об игрушках — кошке, мишке, мышке.)

Речевое развитие. Развитие речи. Младшая группа.Тема. Магазин игрушек. ( Звуковая культура речи: звуки б, бь. Составление описательного рассказа об игрушках — кошке, мишке, мышке.)...

План – конспект непосредственно образователь-ной деятельности по речевому развитию детей старшей группы. «Составление описательного рассказа по теме «Весна идёт, весне дорогу!»

Тема    «Составление описательного рассказа «Весна идёт, весне дорогу» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Познавательн...

Особенности развития навыков составления описательного рассказа у детей с ОНР

Особенности развития навыков составления описательного рассказа у детей с ОНР...

Конспект НОД по развитию речи детей средней группы «Составление описательного рассказа по игрушке»

Конспект НОД по развитию речи детей средней группы «Составление описательного рассказа по игрушке». Конспект будет интересентвоспитателям средней группы. Конспект содержит интересные физми...

НОД по развитию речи в старшей группе «Составление описательного рассказа о зимующих птицах»

* расширять представление детей о зимующих птицах (о внешнем виде, питании передвижении);• совершенствовать грамматический строй речи ( образование и использование существительных в форме единств...