Особенности развития навыков составления описательного рассказа у детей с ОНР
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Портнова Наталья Владимировна

Особенности развития навыков составления описательного рассказа у детей с ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_razvitiya_navykov.docx18.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад №8 комбинированного вида «Земляничка»

Особенности развития навыков

 описательного рассказа

 у детей старшего дошкольного возраста

с общим недоразвитием речи III уровня

Учитель – логопед Портнова Н.В.

Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок, и прежде всего нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для ее развития одних биологических предпосылок недостаточно, она возникает только при условии общения ребенка с взрослым. При этом ведущее значение имеет общение с эмоционально близким человеком, а именно с матерью. Потребность в общение формируется в жизненной практике взаимодействия ребенка с окружающими людьми. Изоляция же ребенка от стимулирующего общения с семьей, детской группой, рассматривается как деривационная ситуация, которая оказывает замедляющее влияние на его развитие

Речь ребенка развивается в результате генерализации языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности; язык и речь рассматриваются как ядро, находящееся в центре различных линий психического развития - мышления, внимания, памяти, воображения. Ведущее направление в обучении родному языку - это формирование языковых обобщений, элементарного осознания явлений языка и речи; ориентировка ребенка в языковых явлениях создает условия для самостоятельного наблюдения за языком, для саморазвития речи

Овладение связной речью возможно только при наличии определенного уровня сформированности словарного запаса и грамматического строя речи. Поэтому формирование связной речи ребенка нарушается при недоразвитии лексических и грамматических языковых навыков.

Формирование речевого высказывания в дошкольном возрасте проходит длинный путь, от появления изолированных слов, которые складываются в простые фразы, до сложного развернутого высказывания.

Любой ребенок не минует в своем развитие трех основных периодов выделенных А.Н. Гвоздевым: однословные предложения, предложения из двух слов корней; усвоение грамматической структуры предложения; усвоение морфологической системы языка.

Исследователи Л.П Федоренко, Л.А Пеньевская, Т.А. Ладыженская, Л.Г Шадрина, отмечают что элементы монологической речи, появляются в высказываниях нормально развивающихся детей уже в двух-трехлетнем возрасте. С пяти шести лет ребенок начинает интенсивно овладевать монологической речью, так как к этому времени завершается процесс фонематического развития речи, и дети в основном усваивают морфологический, синтаксический, грамматический строй родного языка.

В речи трехлетнего ребенка постепенно формируется умение правильно связывать разные слова в предложения. От простой двухсловной фразы ребенок переходит к употреблению сложной фразы с использованием союзов, падежных форм существительных, единственного и множественного числа. Со второго полугодия третьего года жизни, значительно увеличивается число прилагательных.

В формирование связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности.

Начиная с четырехлетнего возраста, фразовая речь ребенка усложняется. В среднем предложение состоит из пяти шести слов. В речи используется предлоги и союзы, сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. В это время ребенок легко запоминает и рассказывает стихи и сказки. В этом возрасте начинает свои игровые действия сопровождать речью.

Д. Б. Эльконин отметил, что «изменение образа жизни ребенка, возникновение новых отношений со взрослыми и новых видов деятельности приводит к дифференциации функций и форм речи. Возникают новые задачи общения, заключающиеся в передаче ребенком взрослому своих впечатлений, полученных вне непосредственного контакта со взрослыми. Возникает форма речи-сообщения в виде монолога-рассказа о пережитом и увиденном»

В старшем дошкольном возрасте основными видами, в которых осуществляется монологическая речь, являются описания, повествования и элементарные рассуждения, считают А.П. Федоренко, Л.А. Долгова, О.А. Нечаева.

Связная речь типа описания или рассказа начинает развиваться у детей после 3 лет, поскольку лишь в этом возрасте у ребенка возникает потребность в ней и появляются необходимые предпосылки для овладения таким типом речи. Необходимость в передаче другим людям каких-то собственных мыслей появляется в связи с самостоятельной практической деятельностью ребенка, в процессе которой у него и возникают те мысли, которыми он хочет поделиться с окружающими. Особенно же активно связная речь развивается в период между 4 и 5 годами, когда в процессе все усложняющейся игры у ребенка постепенно формируется регулирующая функция речи. После 3 лет, особенно к 4-5 годам, у него уже имеются в наличии и необходимые речевые предпосылки для овладения связной речью, так как он уже владеет достаточно большим словарным запасом и основными грамматическими формами языка. Тем не менее смысловые связи между отдельными предложениями в таких «рассказах» выражены слабо или полностью отсутствуют, что затрудняет их понимание.

Рассказы принято подразделять на фактические и творческие. Первые, как показывает само название, передают реальные события (факты), что делается или на основе их непосредственного восприятия, или по памяти. Вторые строятся при активном участии творческого воображения, благодаря чему рассказ о реальных событиях может «обрастать»" какими-то дополнительными деталями, не присутствовавшими в реальной ситуации. По форме рассказы могут быть описательными и сюжетными. Описательный рассказ заключается в простом описании реальных или изображенных на картинке предметов, растений, животных. Здесь нет действующих лиц, нет никаких событий, а просто описываются характерные для данного предмета признаки. Например: «Зайчонок маленький, серый, пушистый; у него длинные ушки и короткий хвост...» В сюжетном рассказе имеются завязка действия, его развитие, доходящее до какой-то высшей точки (кульминационного момента), и завершение «происшествия», или так называемая развязка; события здесь должны передаваться в определенной временной последовательности, с учетом их причинно-следственных связей.

По мнению В.П. Глухова характерные особенности присущие высказываниям детей с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, явно выраженные «не мотивированное» ситуативность и фрагментарность, низкий уровень используемой фразовой речи.

Как отмечает Р.Е. Левина на фоне относительно развернутой речи у детей с общим недоразвитием речи наблюдается неточные употребления многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качество, признаки, состояние предметов и действий. Не умение пользоваться способами словообразования создает трудности в использовании вариантов слов, детям не всегда удается подбор однокоренных слов, образования новых слов с помощью суффиксов и приставок. Нередко они заменяют названия части предмета названием целого предмета, нужное слово другим, сходным по значению. В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции. Распространены ошибки в согласование числительных с существительными, прилагательных с существительными, в роде, числе, падеже. Большое количество ошибок наблюдаются при использовании, как простых, так и сложных предлогов. В.К. Воробьева и Т.А. Ткаченко считают, что описательная речь для детей с общим недоразвитием речи трудна. «Сложность обучения описанию, пишет В.К.  Воробьева, обусловлена тем, что для создания и понимания такого функционального типа речи не достаточно накопленного жизненного опыта, а необходима активная интеллектуальная работа ребенка по выделению признаков и свойств предмета или явления»

Рассказ – описание мало доступен для таких детей, обычно рассказ подменяется отдельным перечислением предметов и их частей. Отмечаются значительные трудности при описании игрушки или предмета по плану данного логопедом.

По мнению ряда авторов (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева) самым сложным или почти недоступным для детей с общим недоразвитием речи оказывается самостоятельное описание игрушки или знакомого предмета: оно ограничивается чаше всего называнием отдельного признака предмета, на котором ребенок застревает, или перескакиванием с одной мысли на другую. Речь при этом становится более аграмматичной, усугубляются трудности лексического характера.

Таким образом, формирование навыка составления описательных рассказов у дошкольников с общим недоразвитием речи является достаточно сложной задачей. Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с общим недоразвитием речи обусловлены недоразвитием различных компонентов языковой системы. Наличие у этих детей вторичных отклонений в развитии психических процессов создает дополнительные затруднения в овладении связной речью. При составлении описательного рассказа дошкольники с общим недоразвитием речи затрудняются выделить главные детали, связать их между собой в цельное, завершенное, логическое высказывание. Отмечаются смысловые пропуски, застревание на второстепенных деталях, повторы отдельных эпизодов, зачастую рассказ подменяется перечислением отдельных признаков.

Таким образом, к особенностям развития навыка описательного рассказа у детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня можно отнести: ограниченность словаря, трудности его актуализации, неумение выделить существенные признаки предмета, отсутствие четкости, последовательности изложения , преобладает использование простых предложений, недостаточно слов, обозначающих качество, признаки состояние предметов и действий, трудности согласования прилагательных в роде, числе и падеже, числительных с существительными. Наличие длительных пауз связанных с затруднениями программирования содержания развернутых высказываний. Следовательно, развитие навыков описательного рассказа очень важно для развития речи ребёнка с общим недоразвитием речи III уровня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система игровых заданий, способствующих овладению детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня навыками составления описательных рассказов

Предложенная система  игровых заданий способствует успешному овладению детьми с ОНР составлению описательных рассказов. Игровые задания требуют использования приобретённых ранее знаний в новых об...

Конспект НОД Познавательное развитие и развитие речи. Составление описательных рассказов о зиме в старшей группе «Идёт волшебница Зима»

Конспект НОДПознавательное развитие и развитие речи.Составление описательных рассказов о зиме в старшей группе«Идёт волшебницаЗима»Цель:1. Развивать умение внимательно рассматривать картин...

Комплекс упражнений, направленный на развитие навыков продуцирования описательных рассказов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Комплекс упражнений, направленный на развитие навыков продуцирования описательных рассказов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР...

НОД : Речевая деятельность Тема : «Перелетные птицы» Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развивать диалогическую речь детей, развивать навык составления описательного рассказа

НОД : Речевая деятельность Тема : «Перелетные птицы»Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развивать диалогическую речь детей, развивать навык составления описа...