Консультация для родителей " Роль семьи в коррекционно- развивающем обучении детей с ОВЗ, ООП"
консультация (старшая, подготовительная группа)

Консультация содержит информацию для родителей детей, посещающих группу коменсирующей направленности с тяжёлыми нарушениями речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад № 314г.Челябинска»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«РОЛЬ СЕМЬИ В КОРРЕКЦИОННО- РАЗВИВАЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ, ООП»

          Подготовила :  воспитатель высшей квалификационной категории        

                                                                         Беседина Наталья Юрьевна  

                                         Челябинск  2025г.

Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в работе  учителя- логопеда и воспитателя.

При ведущей роли учителя-логопеда в коррекционном процессе по преодолению речевых нарушений, коррекционные задачи, стоящие перед воспитателями специальной группы, чрезвычайно важны и тесно связаны с задачами учителя-логопеда.

Развитием речи детей в группе занимается воспитатель. Воспитатель работает в тесном контакте с учителем-логопедом, дополняя друг друга. Логопед углубляет и обеспечивает формирование лексико-грамматических категорий. В группе  воспитатель обеспечивает практическое знакомство детей с ОВЗ с предметами и явлениями, особенно результативно это происходит в продуктивных видах деятельности. В ходе конструирования, аппликации, лепки воспитатель создаёт условия для развития навыков общения, расширения и обогащения словаря детей: при совместном выполнении какой-либо поделки, изображения обычно возникают оживленные диалоги, что особенно ценно для ребят со сниженной речевой инициативой. Воспитатель поддерживает и поощряет речевую активность каждого ребенка и направляет ее в нужное русло и использует для решения коррекционно-развивающих задач. В группе воспитатель тренирует у детей мелкую моторику рук в лепке, рисовании, штриховании, обведении фигур по контуру, вырезывании. Тем самым идет не только отработка общих задач (научить новому навыку), но и выполняется коррекционная работа по взаимодействию мелкой моторики и артикуляционного аппарата. Благодаря организации разнообразных занятий и режимных моментов в течение дня обеспечивается многократность повторения изучаемого материала на протяжении периода пребывания детей в группе. В работе над фразовой речью  используются  речевые игры и упражнения, группируя их в зависимости от поставленных коррекционных задач и этапа обучения. В группе воспитатель читает  детям сказки, рассказы, беседует о прочитанном, учит пересказывать. Полученные знания дети воплощают в своих играх, инсценировках, в театрализованной деятельности.

Таким образом, благодаря постоянной, систематичной совместной работы воспитателя и учителя-логопеда, мы обеспечиваем широкие возможности для речевого развития детей с ОВЗ в ДОУ. Происходит активизация и обогащение словаря, отработка правильных грамматических конструкции, развиваются навыки связной речи, совершенствуется слуховое внимания и фонематическое восприятие, закрепляется правильное звукопроизношение.

На сегодняшний день воспитание и развитие ребенка невозможно без участия семьи, поэтому мы очень тесно сотрудничаем с родителями наших воспитанников. Уровень педагогической культуры родителей (и уровень семейного воспитания) во многом зависит от их педагогического просвещения.

Формы организации занятий с детьми и их близкими взрослыми могут быть различными. Необходимо только помнить, что родители являются самыми заинтересованными участниками коррекционно-педагогического процесса. Его успешный результат будет зависеть от многих причин, и не в последнюю очередь оттого, насколько правильно будут построены отношения между специалистами и родителями. Поэтому мы проявляем инициативу и стараемся понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьёй на благо ребёнка.

Самыми распространёнными методами работы с родителями являются: наглядная информация для родителей, родительские собрания, памятки для родителей, консультации, индивидуальные беседы, анкетирование, тестирование, информационные стенды, дни открытых дверей.

Также в работе с родителями используются  и нетрадиционные формы работы: педагогические гостиные, познавательно-игровые викторины с участием взрослых и детей, выставки совместных поделок, презентации, совместная проектная деятельность с семьей.

Таким образом, роль родителей в процессе развития ребёнка с ОВЗ необходима. Дети, окружённые вниманием, поддержкой и любовью, обладают высокими потенциальными возможностями полноценного развития. Объединение усилий учителя-логопеда, воспитателей и родителей помогут создать благоприятные условия для успешной коррекции и полноценного личностного развития детей.

От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все. Дети дошкольники начинают с гордостью и уважением относиться к своим родным. Родители, благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада приобретают опыт сотрудничества, как со своим ребёнком, так и с коллективом специалистов.

В группах для детей с ограниченными возможностями здоровья, где эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в работе специалистов и воспитателя, специалисты привлекают родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций, которые родители получают в устной форме на вечерних приемах и еженедельно в письменной форме в специальных тетрадях. Рекомендации родителям по организации домашней работы с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей в психическом и речевом развитии и подскажут родителям в какое время лучше организовать совместную игровую деятельность с ребенком, во что следует играть с ребенком дома, помогут организовать развивающее общение с ним дома и на прогулке. Это предоставит ребенку возможность занять активную позицию, вступить в диалог с окружающим миром, найти ответы на многие вопросы с помощью взрослого, направить познавательную активность в нужное русло. Одной из основ домашней совместной деятельности родителей с детьми должна стать опора на знания, сформированные на занятиях, поэтому взаимодействие с педагогами поможет родителям научиться создавать такие ситуации, которые будут побуждать детей применять полученные ранее знания и умения, стимулировать познавательную активность детей.

Таким образом, сознательное участие семьи в процессе социальной, педагогической и медицинской реабилитации ребенка с ограниченными возможностями здоровья - важнейшее условие его социализации, успешный результат которой, будет зависеть от многих причин, и не в последнюю очередь от того, насколько правильно будет построено взаимодействие между педагогами и родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в коррекционно-развивающем обучении дошкольников с ОВЗ

Выступление и распространение опыта по теме: "Роль семьи в коррекционно-развивающем обучении дошкольников с ОВЗ"...

«Роль семьи в коррекционно-развивающем обучении дошкольников ОВЗ»

Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью ...

«Роль семьи в коррекционно-развивающем обучении дошкольников ОВЗ (аутистами)»

Роль семьи в коррекционно-развивающем обучении дошкольников ОВЗ (аутистами)...

«Роль воспитателя в коррекционно-развивающем обучении детей с ОВЗ в условиях комбинированной группы»

Коррекционно-развивающее направление включает в себя следующие задачи:Закрепление речевых навыков (звукопроизношения) на индивидуальных занятиях по заданию логопеда;Развитие артикуляционной и то...