«ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ»
статья
Сказочный репертуар для детей раннего возраста не достаточно большой, но этого и не требуется. Малышу нравится по нескольку раз слушать одну и ту же сказку, с радостью узнавать её. К тому же первые впечатления от прослушанной сказки могут быть неточными, ребёнок может упустить какие-либо детали в развитии сюжета. При повторном прослушивании усиливается эмоциональное воздействие сказки, и конкретизируются впечатления ребёнка.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 232.28 КБ |
Предварительный просмотр:
«ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ» На втором году жизни ребёнок знакомится со сказками, короткими стихами, небольшими рассказами. Вместе с этим изменяется и содержание произведений для детей: на смену успокаивающим, забавляющим строчкам потешек ,приходят произведения, требующие от маленького слушателя эмоционального сопереживания, напряжения всех его душевных сил. Так постепенно от простеньких игровых песенок ребёнок переходит к восприятию сложных поэтических образов. Сначала первые сказки («Курочка Ряба», «Репка», «Колобок» и «Теремок»), воспринимаются ребёнком как музыка, как игра. Затем в течение второго года жизни он начинает постигать содержание сказки, запоминать и вместе со взрослым рассказывать полюбившуюся сказку. В этот момент важно не только научить ребёнка слушать и рассказывать сказку, но и попытаться пробудить его чувства, развить его мышление. Именно в этом возрасте закладываются основы нравственного и эмоционального опыта ребёнка. Слушая сказку, ребёнок мысленно становится её участником, переживая то, что ещё не может осмыслить разумом, и тем самым поднимается на новую ступень в своём духовном развитии. Сказочный репертуар для детей раннего возраста не достаточно большой, но этого и не требуется. Малышу нравится по нескольку раз слушать одну и ту же сказку, с радостью узнавать её. К тому же первые впечатления от прослушанной сказки могут быть неточными, ребёнок может упустить какие-либо детали в развитии сюжета. При повторном прослушивании усиливается эмоциональное воздействие сказки, и конкретизируются впечатления ребёнка. Взрослый, рассказывая сказку, особое внимание может уделять интонации, жестам, мимике, развивая эмоциональность ребёнка. (Например, прочитав сказку «Козлятки и волк», можно поинтересоваться у детей, каким голосом говорил волк, а каким коза.) Повторяя эти сказки ребёнку в 3 года, необходимо побуждать его к размышлению: теперь он может не только определить, плохая или хорошая лиса в сказке «Колобок», но и понять, за какие поступки её считают такой. Как только малыш научится говорить, можно задавать ему простейшие вопросы: «О ком говорится в сказке?», «Какие герои встретились тебе в сказке?», «Где они жили?» и т. п. На третьем году жизни к этим вопросам можно добавить и другие, которые будут начинаться со слов «почему» и «зачем». Эти вопросы будут отвечать внутренним потребностям ребёнка, который в это время начинает вступать в возраст «почемучек». Нужно также иметь в виду, что сразу после прочтения или рассказывания сказки не рекомендуется пытаться её растолковать малышу, объяснять своими словами содержание или задавать детям вопросы по тексту. Это может разрушить обаяние художественного произведения. Художественный образ оказывает на ребёнка гораздо большее воздействие, чем все его разъяснения. Лучше сделать небольшую паузу, чтобы дать возможность детям разобраться в своих впечатлениях и чувствах, поддержать детские переживания (восхищение героем или осуждение отрицательных персонажей), ответить просто и ясно на вопросы ребёнка, помочь сформировать ему определённое отношение к основным персонажам и событиям. Элементы анализа могут быть усилены после повторного рассказывания произведения. Анализируя текст, нужно делать это ненавязчиво, как бы между прочим, ни в коем случае не натаскивая малыша в правильных ответах. Помогают развить воображение и игры в сказку, когда вместе с ребёнком последовательно проигрываются все сказочные ситуации. Например, прочитав ребёнку сказку «Теремок», можно попросить его представить себя каким-нибудь персонажем и показать, как тот будет вести себя, когда увидит теремок, с какой интонацией будет спрашивать: «Кто-кто в теремочке живёт?» Будет полезной такая работа и перед чтением некоторых сказок. Так, сказка «Заюшкина избушка» начинается со слов: «Жили-были лиса да заяц. У лисы избушка ледяная, а у зайца — лубяная». Можно предложить ребёнку построить сначала ледяную избушку, а потом лубяную и поинтересоваться, какая из них будет красивой и светлой, а в какой будет лучше жить зимой и летом. Такая работа обычно нравится ребёнку, и он с удовольствием играет в сказку, придумывая недостающие эпизоды. Двух-, трёхлетних детей приучают к научно-познавательной литературе. Эти произведения расширяют представления ребёнка об окружающем мире и удовлетворяют стремление малыша постичь многообразие живой и неживой природы. Ребёнку будет интересно узнать о внешнем виде животных и птиц, их повадках и привычках, он будет с радостью повторять звуки, которые издают разные живые существа. Особое внимание нужно обратить на названия животных, птиц и их детёнышей, поскольку это всегда вызывает затруднение у ребёнка. Например, прослушав рассказ К. Д. Ушинского «Уточки», можно попросить ребёнка рассказать, что едят уточки, какие у них носики, какие лапочки. В раннем возрасте особое развивающее воздействие оказывают упражнения с пальчиками и кистями рук. Как свидетельствуют исследования отечественных физиологов (В. М. Бехтерева, М. М. Кольцовой), развитие тонкой моторики пальцев предшествует появлению артикуляции слогов и способно улучшить произношение многих звуков. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются также, по мнению М. М. Кольцовой, мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Таким образом, для детей раннего возраста предпочтительными являются следующие жанры художественной литературы: малые формы фольклора, сказки прозаические и поэтические, рассказы, стихи. При этом притягательность литературных образов для ребёнка возрастает, если соблюдаются следующие условия: — художественное содержание доступно возрасту ребёнка, в нём рассказывается о близких и понятных ему событиях; — литературный образ достаточно определённый; — художественное произведение преподносится ярко и выразительно; — ребёнок выражает смысл художественного текста во внешних действиях и импровизирует на основе литературных произведений. | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование речи у детей раннего возраста средствами художественной литературы
Художественная литература раскрывает перед детьми меткость и выразительность языка, показывает, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, о...

Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе через знакомство с русским народным творчеством.
Материал будет полезен воспитателям, работающим с детьми раннего дошкольного возраста и родителям воспитанников....

Проект по знакомству детей дошкольного возраста с художественной литературой «Всё начинается с чтения». В.Г. Сутеев "Мешок яблок"
Проект по знакомству детей дошкольного возраста с художественной литературой «Всё начинается с чтения». В.Г. Сутеев "Мешок яблок"...

Знакомство детей раннего возраста с художественной литературой
В данной статье даны рекомендации по формированию у детей речевой культуры,, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком ок...

«Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе. Подбор литературы»
Консультация для родителей...

«Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе» (Городское методическое объединение воспитателей групп раннего возраста)
- Добрый день, уважаемые коллеги! Игра — ведущая деятельность дошкольника, но взрослые любят играть не меньше, чем дети. Сегодня я предлагаю вам стать участниками деловой игры «Приобщение ...


