«Как сделать словарь ребёнка богатым»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Данный материал раскрывает средства развития словаря детей дошкольного возраста в домашних условиях
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Как сделать словарь ребёнка богатым»
Развивая речь дошкольника, родители могут многого добиться в интеллектуальном воспитании своего ребенка. Речь имеет большое значение для познания окружающего мира, получения необходимых знаний, полноценного общения с окружающими. Для формирования речи необходимо развивать словарный запас.
Формирование словаря ‒ важное средство развития детской речи
Какие средства могут использовать родители?
1.Чтение и обсуждение прочитанного
Основными средствами обогащения словаря детей остаются чтение художественной литературы и активное обсуждение прочитанного.
Чтобы чтение вслух давало положительные результаты, необходимо:
- отчетливо произносить слова, соблюдая правильную артикуляцию;
- правильно расставлять ударения в словах;
- разъяснять незнакомые или труднопроизносимые слова;
- постоянно использовать новые слова в разных ситуациях;
- предложить ребенку выразить главную мысль текста;
- обсудить героев произведения, их поступки, используя прилагательные.
Действенным средством всегда были и остаются книги с красочными картинками, которые малыш сначала при помощи взрослого, а потом самостоятельно, рассматривает, обсуждает с родителями или другими детьми.
2.Классические средства обогащения словаря
- разнообразные игрушки, с помощью которых малыш узнает название вещей и предметов, знакомится с их качественными характеристиками;
- просмотр детских фильмов с обязательным обсуждением героев, событий, предполагаемых поступков («А как бы ты поступил на месте героя?»);
- рассказывание любимых сказок, заучивание стихов, чтение скороговорок вне программы дошкольного учреждения;
- семейные события, которые необходимо обсуждать вместе с ребенком (куда поехать в выходной день, где нравится отдыхать летом, что купить бабушке на день рождения, что подарить другу, какие игрушки уже можно отдать младшему брату, а какие купить для игры).
Тем для обсуждения и событий для вовлечения в них ребенка в семье всегда найдется много. Главное, чтобы родители были готовы ответить на его вопросы, сами подавали пример разнообразной, правильной речью. Тогда и словарный запас малыша будет богатым и насыщенным, что позволит ему успешно обучаться в школе.
3. Игры и упражнения для пополнения словарного запаса
Наиболее эффективным средством для обогащения и расширения детского словаря всегда были и остаются игры и упражнения, так как именно они помогают решить многие вопросы воспитания детей. Задача родителей ‒ найти игровые задания именно для своего малыша, чтобы они соответствовали его темпераменту, интеллектуальным возможностям, не требовали больших затрат и усиленной подготовки.
Предлагаем Вам следующие игры и задания:
- Упражнения с мячом
- «Я знаю пять имен мальчиков (девочек, названий овощей, фруктов, игрушек, профессий и подобное), для средних и старших дошкольников;
- «Скажи наоборот» для любого возраста. Взрослый бросает мяч ребенку, произнося какое-то слово, тот возвращает со словом, противоположным по значению. Можно использовать разные части речи: прилагательные (мягкий-твердый, холодный-горячий), существительные (зима-лето, небо-земля), глаголы (бежит-стоит, включать-выключать);
- «Назови, кто где живет?» для всех возрастов (аналогично предыдущей, но малыш должен назвать место, где живет какое-либо животное, например, белка ‒ в дупле, медведь ‒ в берлоге, собака ‒ в конуре);
- «Маленький-большой» для среднего и старшего возраста (мяч летит к ребенку со словом, обозначающим большой предмет, тот должен вернуть мяч с уменьшительным словечком, например, кукла-куколка, ложка-ложечка);
- аналогичная игра «Мамы и детки» (закрепляются название животные и их детенышей).
- Словесные игры
Хорошо помогают пополнить словарный запас игры на описания, сравнение.
- Игра «Угадай предмет». Выбираете любой предмет (можно в квартире) начинаете описывать этот предмет. Ребенок должен догадаться, о каком
предмете вы говорите. « это несъедобное, интересное, бывает с картинками и без картинок. Оно небольшое, твердое, делается из бумаги. Имеет автора». «Другой предмет – съедобный, желтый, овальный, кислый…»
- Игра «Угощаю».
Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное слово» и кладет вам в ладошку, затем вы ему и так до тех пор, пока все не съедите. Можно поиграть в «сладкие», «соленые», «горькие», «кислые» слова.
- Игра «Угадай, что у меня в сумке».
Ребенок должен задавать вопросы, чтобы угадать, что у вас в сумке. Съедобное или нет? Это фрукт? Это овощ? Это белое? Красное? Это твердое? Это круглое? Большое? Вкусное? Т.е. вопросы задаются по величине, по форме, по вкусу, по цвету предмета (можно назвать по материалу,
из которого изготовлен какой-либо предмет).
- Игра «Какая? Какой? Какое?»
Взрослый называет какое-нибудь слово, а ребёнок подбирает как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.
Белка – рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.
Пальто – тёплое, зимнее, новое, старое. И т.д
- Игра «Расскажи, что видел».
В них дети расширяют активный словарь и пополняют пассивный при помощи новых слов, который предлагает взрослый.
- Настольно-печатные игры
Интересны детям настольно-печатные игры, которые многое дают детям не только в плане развития речи и воспитания личностных качеств: терпения, выдержки, умения выполнять правила. Родители могут выбирать любые из них, главное, чтобы такие игры соответствовали возрасту ребенка. Иначе, не справившись с правилами, малыш потеряет интерес к ним. Дошколятам можно предложить современную игру в детском варианте «Монополия», разновозрастные «Сюжетные кубики», «Разрезные картинки», тематические «Лото», «Четыре времени года», и многие другие.
Ранний возраст
Дидактические игры для развития речи детей раннего возраста
Среди огромного количества разнообразных игр важное место занимают дидактические игры. Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Значение дидактических игр в речевом развитии детей раннего возраста:
- Повышение речевой мотивации;
- Возможность комплексного воздействия на все компоненты речи;
- Обогащение и закрепление словаря, а также формирование грамматических категорий;
- Развитие связной речи;
- Расширение знаний об окружающем мире;
- Развитие коммуникативных навыков;
- Развитие словестного творчества;
- Создание условий для речевого развития детей раннего возраста.
Существует три вида дидактических игр:
Игры с предметами или игрушками - направлены на развитие тактильных ощущений, умения манипулировать с различными предметами и игрушками, развивают творческое воображение, мышление.
Словесные игры. Они построены на словах и действиях играющих. Такие игры служат средством развития памяти, внимания, связной диалогической речи, умения и желания выражать свои мысли. Воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря.
Настольно-печатные игры. Используется как наглядное пособие, направленное на развитие зрительной памяти и внимания.
На занятиях с детьми мною используются следующие игры с предметами:
- «Волшебный слоник»
- «Кто что ест?»
- «Найди такой же предмет»
- «Помоги мишутке»
- «Рыбки в аквариуме»
«Волшебный слоник»
Цель: правильно называть предмет, учиться описывать предмет.
Ход: ребёнку предлагается наощупь попытаться угадать игрушку, которую он держит, в процессе игры логопед побуждает ребенка подбирать прилагательные к предмету, затем ребенок достает игрушку из волшебного слоника и называет её.
«Кто что ест?"
Цель: развитие мелкой моторики рук, познавательного интереса, способствовать расширению и активации словаря, а также развитию памяти и мышления.
Ход игры: ребёнку предлагается прикрепить прищепки с мордочками животных на круг таким образом, чтобы обозначить соответствие животного и вида пищи. В ходе игры логопед интересуется, как называется животное, чем оно питается. Причём, у одного животного может быть несколько пристрастий к еде. Можно об этом поговорить и уточнить.
«Найди такой же предмет»
Цель: соотносить предметы, изображённые на картинке, с отдельными предметами, развивать мелкую моторику рук, познавательный интерес.
Ход игры: мелкие игрушки, завернутые в фантики или фольгу, помещаются в коробку с сыпучим материалом (манка, просо, песок и т.д.), ребенку предлагается найти “конфетку”, развернуть ее и назвать игрушку, а затем подобрать карточку, на которой изображен такой же предмет.
«Помоги мишутке».
Цель: учиться сравнивать предметы по размеру (большой - маленький), уметь сопоставлять их (маленький мячик маленькому мишке, большой – большому медведю), развивать мелкую моторику рук.
Ход игры: перед началом игры необходимо убедиться, что ребенок владеет понятиями “большой-маленький”. Для этого нужно показать ребенку большой и маленький мяч, а затем попросить взять большой или маленький мяч. Если малыш справился с заданием, то можно переходить к игре. Педагог предлагает помочь мишкам, которые перепутали свои мячи и отдать маленький мячик маленькому мишке, а большой – большому медведю.
“Рыбки в аквариуме”
Цель: учиться сравнивать предметы по размеру (большой - маленький), уметь сопоставлять их (маленькую рыбку отпускаем в маленький аквариум, большую – в большой аквариум), развивать мелкую моторику рук.
Ход игры: перед началом игры необходимо убедиться, что ребенок владеет понятиями “большой-маленький”. Для этого нужно показать ребенку одинаковые игрушки разного размера, а затем попросить взять большую или маленькую. Если малыш справился с заданием, то можно переходить к игре. Педагог предлагает помочь рыбками и отпустить их в соответствующий аквариум.
Словесные игры. Суть игр данного вида построена на словах и действиях играющих. Такие игры способствуют развитию памяти, внимания, связной диалогической речи, повышают мотивацию к коммуникации, учат ребенка выражать свои мысли. С помощью словесных игр логопед воспитывает правильное звукопроизношение, уточненяет, закрепляет и активизирует словарь ребенка.
«Хомяк повторюшка»
Цель: вызывать звукоподражание, речь, учить правильно и чётко произносить гласные звуки.
Ход игры: логопед громко произносит А-А-А, игрушка “хомяк” повтораяет сказанное, затем ребенку предлагается сказать что-нибудь хомячку на ушко. И так далее. Можно так же использовать сочетания гласных звуков: ау, уа и прочее.
«Заинька»
Цель: учить детей согласовывать слова стихотворения с действиями.
Ход игры: дети становятся в круг. Логопед считалкой выбирает зайчика, он становится в центр круга. Логопед и дети ходят по кругу и приговаривают:
Заинька, попляши,
Серенький, попляши,
Вот так, вот так попляши… и т.д.
Для развития зрительной памяти и внимания на занятиях я использую настольно-печатные игры.
«Лото»
Цель: сравнивать предметы, находить одинаковые.
Ход игры: ребёнку предлагается из нескольких карточек, разложенных «рубашкой» вверх выбрать любую понравившуюся. Затем назвать изображенный предмет и найти такой же.
«Разрезные картинки и пазлы».
Цель: развивать умение из отдельных частей (2-4 частей) составлять целый предмет.
Ход игры: ребенку предлагается собрать из отдельных частей целое изображение.
«Один – много»
Цель: учить детей употреблять в речи существительные и глаголы единственного и множественного числа. Составлять небольшие предложения, развивать речь. Сравнивать предметы на картинках, развивать грамматический строй речи.
Ход игры: логопед показывает по очереди карточки, на которых изображены предметы в единственном и множественном числе. Если ребенок правильно назвал изображенный предмет, то получает карточку и может опустить ее в «почтовый ящик».
«Найди маму»
Цель: расширить знания детей о домашних животных, обогатить и активизировать словарь (теленок, козленок, жеребенок, щенок, котенок); развивать умение сравнивать и обобщать; воспитывать доброе отношение к животным.
Ход игры: детям предлагаются картинки в виде пазлов с изображением животных, педагог знакомит детей с понятием «детеныши животных».
Животные плачут, потому что потеряли своих детенышей. Детям предлагается помочь найти их. Но для этого нужно знать, кто их детеныши. Педагог проговаривает: "Гав-гав-гав, гав-гав-гав, я щеночка потерял!" Щенок потерялся! Дети повторяют название детеныша и собирают картинки-пазлы и т.д.
«Рыболов»
Цель: формировать глагольный словарь, развивать координацию движений рук, умение зрительно их контролировать.
Ход игры: на столе лежат картинки с рыбками, к обратной стороне которых большими скрепками прикреплены карточки-действия. Ребенок должен подвести магнит удочки точно под рыбку и поймать ее, затем развернуть карточку-действие, показать и назвать, что на ней изображено. Также ребенок может выполнить действие, изображенное на картинке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как сделать своего ребёнка счастливым?
Самое ценное для ребёнка-это внимание родителей.Оно может выражаться по-разному, не бойтесь его проявлять. - обнимать и целовать ребёнка ( тактильное общение необходимо для гармоничного раз...

Как сделать, чтобы ребёнок Вас услышал?
Статья о том, как найти контакт с ребёнком, "достучаться" до него, когда он так занят игрой или просто не хочет сейчас с Вами разговаривать....

Обогащение словаря ребёнка в домашних условиях (консультации для родителей)
Одним из эффективных способов обогащения словаря детей являются игры. Цель их - сформировать у детей навыки складывать из отдельных вещей целое, уточнять их знания о предметах, учить их правильн...

Сделайте с ребёнком
Поделки из бумаги интересны по сравнению с другими видами поделок прежде всего доступностью исходного материала. Если, например, мастерить корзинки из шишек, то сначала нужно пойти в лес за шишками. А...

Словарь ребёнка - основа развития речи детей.
Речь это сила: говорите, чтобы убедить, чтобы переманить, чтобы заставить. ...

«Как сделать речь ребёнка красивой»
Речь не является врождённой способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка, в общении с окружающими его взрослыми. В процессе общения проявляется его познавательна...

Консультация для родителей «Как избежать эмоциональной перегрузки ребёнка? Как сделать день ребёнка интересным?»
Даже для самого общительного ребенка детский сад — это стресс. Что же могут сделать родители, чтобы помочь ребенку снять дневной стресс? К сожалению, волшебного средства – одного для ...
