Включение математического содержания в творческую продуктивную деятельность
консультация

     Как правило, дети любят заниматься продуктивной деятельностью, тем самым они получают возможность передавать то, что их волнует, что им нравится, что вызывает у них интерес. А это, в свою очередь, создает условия для всестороннего воспитания и развития детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние игровой терапии

на познавательную и поведенческую сферу дошкольников

Сегодняшние дошкольники заметно отличаются от своих сверстников предыдущих лет: они раскованнее, инициативнее, сообразительнее. Но все больше встречается детей с отклонениями в поведении: одним совершенно незнакомо состояние покоя, сосредоточенности, другие, напротив, могут часами играть в одиночестве, говорить тихо, избегать контактов со сверстниками и взрослыми. В таких случаях поведение характеризуется как отклоняющееся, неконструктивное. Нарушения поведения являются причиной многих трудностей в развитии ребенка. Они существенно сдерживают приобретение навыков общения, служат источником непонимания, неприятия со стороны окружающих, оказывают разрушающее воздействие на здоровье, и, в конечном счете, могут привести к искаженному развитию личности.

Формирование разумного или произвольного поведения является важнейшей задачей воспитания детей дошкольного возраста. Произвольное поведение ребенка – это поведение осмысленное, инициативное и надситуативное. Осмысленность означает, что ребенок осознает себя источником поведения. В произвольном поведении инициатива действовать определенным образом, поступать, так или иначе, принадлежит ребенку. Он способен вести себя независимо от воздействующих на него обстоятельств (и даже вопреки им ), руководствуясь при этом собственными, сознательно поставленными целями. Благодаря этой способности реактивное поведение ребенка превращается в активное и делает его не рабом обстоятельств, а хозяином и над ними и над самим собой. Ребенок находится «не внутри» ситуации, а «над ней».

Современная наука рассматривает игротерапию, как одно из наиболее эффективных средств коррекции неконструктивного поведения. Психолого-педагогическая обусловленность этого выбора определяется исследованиями, которые подчеркивают, что при планировании коррекционных мер приоритетное внимание должно уделяться ведущей в данном возрасте деятельности – игре.

Использование игры в психологической и психотерапевтической практике получило название игротерапия. Игровая терапия– это метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В его основе лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Цель использования игровой терапии – не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

В основе игротехники направленной игротерапии лежат методические приёмы и игры со структурированным игровым материалом и сюжетом. Это педагогически организованные ролевые игры, в которых дети берут на себя разнообразные социальные и сказочные роли и в специальной, создаваемой самими детьми игровой ситуации, воссоздают деятельность и отношения взрослых и детей разного возраста. Согласно игровым ролям, они проявляют те качества, которыми в реальности обладают в малой мере: общительность, уверенность в себе, настойчивость, смелость и т.д., тем самым, стимулируя и укрепляя многие сущностные черты своего характера. Именно в роли скрыты коррекционные механизмы воздействия игры на познавательную и эмоционально- волевую сферу личности ребёнка. Основной, самой доступной и эффективной игровой терапией считается игра в куклы. Все наши дети любят давать куклам имена реальных людей, которые их окружают, чаще всего, своей семьи. К примеру, девочка говорит, что эта кукла будет мамой, а вот та – папой. При игре не только опытный врач, но и сам родитель может выяснить, что тревожит малышку, что ей нравится, а что – нет. «Мама» с «папой» дружно ходят за ручку – эмоциональная обстановка в семье благоприятная; куклы дерутся или ребенок не желает с ними дружить – уже наличие конфликта. Строя свой собственный домик, ребенок подсказывает те вещи, которых ему не хватает в реальности, или говорит о своих страхах и комплексах.

Мало выяснить проблему – с помощью игровой терапии можно подсказать крохе правильное поведение, объяснить определенную ситуацию или даже вылечить только зарождающуюся психотравму. Ведь с возрастом наши «ужастики детства» принимают непоправимые обостренные формы, хотя избавиться от них реально до 4-х лет от роду.

Уже в два года дети с удовольствием играют в прятки, жмурки, в добрых и злых героев и пятнашки. Для чего? Во-первых, физическое движение, а во-вторых, избавление от страхов. Дети по очереди оказываются «пойманными» своими страхами, а потом и «ловящими» свой страх. Если «зайчик» убегает от кровожадной «совы», он выплескивает свою боязнь в игре, а потом, становясь «совой», побеждает ее окончательно. В науке роль зайчика называется снятием эмоционального накала, а роль совы – коррекцией внутренних страхов. В то же время в таких занятиях игротерапии происходит выход накопившейся агрессии, которую ребенок постепенно учится контролировать. Знаменитые «гуси-лебеди», «казаки-разбойники» или «стрелялки» дают возможность выхода негатива. Ребенок оказывается в роли доброго героя, а потом и злого, учась сопереживать и понимать оппонента. Во-вторых, участвуя в активных событиях, малыш учится с помощью игротерапии общению. Это начало умения общаться, воспринимать в игре других ребят и расширять свой объективный мир.

В качестве структурированного психотерапевтического средства с внутренним сюжетом успешно используются игры- драматизации, суть которых в разыгрывании детьми ролей по какому-то известному сюжету или по его поводу при обязательной свободе в выборе средств и поворотов сюжетов. Корректирующие возможности игры заключены в педагогически контролируемой игровой ситуации, в которой дети общаются согласно ролям, но живущим в игровом поле сюжетной импровизации. В процессе игрового перевоплощения и общения корректируются подавляемые негативные эмоции, страх, неуверенность в себе, расширяются возможности детей в познавательной деятельности, способности к коммуникации.

При коррекции неконструктивного поведения у детей методом директивной игровой терапии проводится цикл игр, которые предлагаются взрослым ребенку, со стандартным ролевым способом взаимодействия между ними. Форма организации коррекционных игр может быть как индивидуальной, так групповой и фронтальной. При этом вводимая взрослым роль-образ помогает преодолеть ребенку личностную проблему.

Синтез наиболее удачных приемов игровой терапии разных форм позволяет в достаточно короткий промежуток времени использовать различные варианты игровых действий с учетом индивидуальных возможностей ребенка.

Использование смешанной игровой терапии для коррекции личностной сферы у дошкольников становится возможным при четком отслеживании личностных новообразований и так называемых подвижек в поведении ребенка. Умение педагога своевременно отреагировать на эти изменения позволяет гибко использовать игровые ситуации, что повышает эффективность психотерапевтического процесса и значительно упрощает его использование.

Итак, игротерапия является ведущим средством профилактики и коррекции неконструктивного поведения детей дошкольного возраста благодаря тому, что игра, в отличие от деятельности неигрового типа, активнее влияет на процессы становления личности ребенка дошкольного возраста, сильнее затрагивает его глубинные эмоциональные переживания. Успешность игрового коррекционного воздействия заложена в диалогическом общении взрослого и ребенка через принятие, отражение и вербализацию им свободно выражаемых в игре чувств. Сначала в игре, а потом и в реальной жизни для ребенка становится доступным: определение конкретных целей своих поступков; выбор из множества вариантов адекватных средств достижения целей; предвидение конечного результата своих действий и поступков; принятие на себя ответственности за свое поведение и поступки; отклик адекватными эмоциями на чувства и эмоциональные состояния других людей, на события и явления окружающей действительности. В этом и состоят основные признаки произвольности поведения.

Умственное воспитание и развитие – одно из важнейших составляющих в системе коррекционно – образовательной работы с детьми, нарушение познавательной деятельности которых является «ядерным», основным в сложной структуре нарушений.

Для овладения способами познавательной деятельности огромное значение имеет широкое использование разнообразных игр во всех формах и направлениях коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющих проблемы в интеллектуальном развитии. Игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.

Учитывая особенности детей дошкольного возраста, игровая деятельность, как условие физического и личностного развития ребенка, осуществляется по нескольким направлениям:

-Игры и упражнения, направленные на формирование сотрудничества ребенка со взрослым и на овладение способами усвоения общественного опыта. Задача игр и упражнений в данном направлении состоит в том, чтобы выделить элементарную инструкцию из ситуации, сделать слово руководством к действию.

-Игры, направленные на развитие внимания.

В начальном периоде обучения внимание у детей непроизвольно и весьма кратковременно. Непроизвольное внимание привлекается новым, ярким предметом, движением, звуком. Развитие внимания тесно переплетается с развитием запоминания, поэтому в играх ставится задача и на запоминание («Ку-ку», «Найди свою игрушку», «Куда девался мяч»).

-Игры, направленные на развитие подражания.

Подражание – один из основных способов усвоения общественного опыта маленьким ребенком. Таким путем он усваивает бытовые навыки, и овладевают речью.

-Игры, направленные на усвоение действий по образцу.

К важным способам усвоения общественного опыта относят действия по образцу, но они принципиально отличаются от действий по подражанию, так как производить действия по образцу гораздо сложнее. Образец создается взрослым, при этом ребенок не видит самого процесса выполнения предмета или действия, а не воспринимает уже готовый результат («Домики для матрешек», «Сделать целое», «Ловкий мишка»).

-Игры, направленные на развитие ручной моторики.

-Игры, направленные на сенсорное развитие детей.

Дошкольный возраст становится сензитивным периодом в развитии всей познавательной деятельности ребенка. Поэтому коррекционная работа направлена, прежде всего, на обогащение сенсомоторного опыта детей, формирование системы обследовательных действий, а также на формирование познавательных установок «Что это?», «Какой он?», «Где звучит?» В результате возникает способность выделять основные признаки предметов с помощью различных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного, кинестетического, вкусового, обоняния), дифференцировать их, соотносить со словами.

Внимание детей привлекается к функциональным и пространственным свойствам окружающих предметов (форме, отношениям по величине и расположению) и цвету, они обучаются действовать с учетом своих свойств. сравнивать объекты по данным признакам. находить сходство и различие, объединять в группы.

-Игры, направленные на развитие мышления.

У детей дошкольного возраста представления отличаются неполнотой, фрагментарностью, неточностью, имеет выраженную склонность к уподоблению и быстрому сглаживанию, забыванию.

Трудности комбинирования и оперирования представлениями являются наиболее значимыми при решении творческих задач, требующих работы воображения. Это выражается в однообразии, шаблонности и стереотипности содержания сюжетно-ролевых, строительных, конструктивных и других игр.

Благодаря коррекционным играм и упражнениям можно так организовать деятельность ребенка, что она будет способствовать формированию у него умения решать не только доступные практические, но и несложные проблемные задачи. А полученный при этом опыт даст возможность понимать и решать знакомые задачи в наглядно – образном или даже в словесном плане.

Коррекционно-педагогическая работа по овладению способами мыслительной деятельности проводится в процессе специальных игр и упражнений, направленных на:

- формирование орудийных действий, на обучение решению наглядно – действенных задач в условиях специально созданных проблемных ситуаций;

- на формирование ориентировочно – исследовательских действий (результативной, поисковой пробы, практического примеривания, зрительного соотношения);

- игр и упражнений по ознакомлению детей с пространственными качественными свойствами и признаками объектов;

- направленных на обучение замещению и моделированию как основы познавательных способностей;

- игр и упражнений на запоминание с использованием знаково-символических средств;

- сюжетно-ролевой, театрализованной игры;

- конструктивные игры.

Познавательную сферу детей развивают также игры и упражнения, направленные на развитие речи.

Основное внимание в данном разделе уделяется развитию у детей основной функции речи – функции общения (коммуникативной, познавательной), регулирующей деятельность.

В данный раздел включаются:

- игры, направленные на развитие делового эмоционального общения («Позови», «Передай колокольчик», «Найди свою пару», «Два клоуна» и т.д.);

- игры-драматизации.

Дети должны понять содержание, запомнить последовательность происходящих действий и речевой материал, с помощью которого они должны общаться.

-игры, направленные на развитие познавательной функции речи тесно связаны с умственным воспитанием ребенка, с развитием его восприятия, мышления и деятельности.

Игровая деятельность, как средство обучения, может быть включена в любой раздел программы и служить как для развития познавательной деятельности, так и для формирования собственной игры, поведения в коллективе (умения действовать сообща, наблюдать за действиями товарища, умения ждать, стремиться к собственной цели, соотносить свои действия с действиями товарищей).

С помощью игры можно научить детей правильно строить диалог, влиять на психику малышей, убавлять из них гиперактивность и агрессию.

Таким образом, игра стала лучшей «практикой развития» для всех детей, независимо от умственных и физических возможностей. В игре ребенок начинает гибче мыслить, учится принимать самостоятельные решения и вести диалог с окружающими. Покупая кубики, пирамидки или конструкторы своему чаду мы покупаем ему его мозг, логику. А физическое развитие? Тренировка пальчиков, рук и всего тела лучше всего проходит именно в игровой форме.

Игровая терапия представляет собой взаимодействие взрослого с ребенком на собственных условиях последнего, когда ему предоставляется возможность свободного самовыражения с одновременным принятием его чувств взрослыми. В настоящее время сфера применения игротерапии значительно расширилась. Имеется опыт проведения краткосрочной и долгосрочной игровой терапии, а также организации игротерапии в малой группе детей в условиях дошкольных учреждений.

Список использованной литературы:

Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1990.

Выготский Л.С. - Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии, 1986, №6.

Джинотт Х. Дж. Групповая психотерапия с детьми. Теория и практика игровой терапии /Пер. с англ. И. Романовой. – М., 2001.

Костина Л.М. – Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб., - 2001.

Лебедева Н.Н. – Принципы и методы игровой терапии / под ред. А.Г. Лидерса. – М., 1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая продуктивная деятельность из разных материалов по ручному труду.

Выставка творческих работ из разных материалов, выполненных дошкольниками (подготовительная группа) компенсирующей направленности....

Совместная творческая продуктивная деятельность «Едет Ваня в новой шапке да на дымковской лошадке».

Цель проекта: приобщение детей к истокам русской народной культуры. Задачи проекта: Обучающие·       Учить выразительности речи, включая в нее вербальные и неве...

«Интеграция детей с нарушениями зрения во взаимодействии со сверстниками через организацию творческой продуктивной деятельности»

laquo;Интеграция детей с нарушениями зренияво взаимодействии со сверстникамичерез организацию творческой продуктивной деятельности»...

Метод творческой продуктивной деятельности

Метод творческой продуктивной деятельности...

Сертификат «Использование технологии LEGO-конструирования как моделирующей творческо-продуктивной деятельности дошкольников»

Сертификат «Использование технологии LEGO-конструирования как моделирующей творческо-продуктивной деятельности дошкольников"...

Творческая продуктивная деятельность по теме «Космические дали», 2023 год

Поделки на День космонавтики в детском саду могут носить самый разнообразный характер, изображая как реальные атрибуты космоса, так и фантастические образы. Размышляя о космосе, де...

Конспект творческой продуктивной деятельности "Ежик на лесной опушке"

Тема: «Ёжик на лесной опушке»Возрастная группа: средняя (4-5 лет)Цель: продолжать формировать интерес к художественно-творческой деятельности.Задачи:Образовательная:- знакомить детей с нет...