Буклет - консультация для родителей "Просто о важном! Как помочь малышу заговорить..."
консультация

Колупаева Галина Александровна

В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: семья и воспитатели в детском саду. От культуры речи взрослых и того, как они разговаривают с ребенком, сколько времени уделяют речевому общению и зависят успехи малыша в усвоении языка. В раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Задача родителей в этот период: помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов, научить произносить звуки. Нельзя строго выделить время начала формирования навыка разговорной речи у детей. Кто-то начинает говорить раньше, кто-то позже. Однако, крайне важно стимулировать у ребенка это умение.

Необходимо ежедневно проводить артикуляционную гимнастику, цель которой—активизация мышц языка, губ, нижней челюсти.

При выполнении артикуляционных упражнений следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • Упражнения выполняются перед завтраком или после еды спустя 1,5—2 часа. В течение дня комплекс упражнений повторяется 2-3 раза;
  • Необходимо сочетать статические и динамические упражнения;
  • При выполнении новых упражнений обязательно закрепляется «старый» комплекс гимнастики;
  • Каждое упражнение повторяется 5-6 раз с постепенным увеличением темпа движений.

Использование игровых методов и приемов и приемов позволяет сформировать у детей устойчивый интерес к выполнению упражнений артикуляционной гимнастики и значительно повышает результат по формированию правильного звукопроизношения.

В буклете представлены несколько упражнений артикуляционной гимнастики.

Упражнения для губ

«Смешная песенка»

Скажите ребенку: «Смешную песенку я знаю и на губах ее сыграю». Теперь покажите, как можно указательным пальцем перебирать по губам, произнося при этом звук, похожий на «Б-Б-Б». (Движения пальца - сверху вниз.) Ребенок тут же захочет сам исполнить эту смешную песенку.

«Расческа» Скажите малышу, что у вас во рту есть необыкновенная расческа и сейчас вы будете причесываться. Сначала слегка прикусите нижнюю губу и несколько раз поскоблите ее верхними зубами, как бы причесывая. Затем прикусите верхнюю губу и несколько раз поскоблите ее нижними зубами. Предложите ребенку «причесать» свои губки. «Спрячь губки» Предложите ребенку «Спрятать» губки. Покажите, как это можно сделать: подогнуть губы и втянуть внутрь. Покажите, как удерживать губы в таком положении, слегка прикусив их зубами. Пусть малыш тоже «спрячет свои губки.

Упражнения для языка

«Любопытный язычок» Скажите малышу, что язычок очень любопытный - ему дома не сидится, он все время хочет выглянуть изо рта. Сами сложите губы в улыбку, а зубы неплотно сомкните и покажите ребенку, как язык протискивается между зубами - верхние резцы скоблят по верхней поверхности языка. Предложите малышу повторить это упражнение.

«Накажем непослушный язычок» Скажите ребенку, что язычок провинился. Он вышел один, без разрешения, на улицу, и теперь придется его наказать. Продемонстрируйте упражнение. Сначала высовывайте изо рта язык, слегка покусывая его по всей длине от кончика, а затем втягивайте язык в рот, также покусывая. При выполнении этих движений нужно произносить звуки: «Та-та-та». Предложите малышу повторить упражнение.

Упражнения для нижней челюсти, губ и щек

«Шарик» (статическое и динамическое упражнение) Покажите, как можно надуть щеки и удерживать их в таком положении 3-5 секунд. Если ребенку не удается повторить, предложите ему просто дунуть, а губы крепко прижать ладонью. В результате щеки надуются. Удерживать щеки в таком положении надо в течение 2-5 секунд. Затем покажите, как поднести к щекам кулачки и слегка ударить ими по щекам. «Шарик» лопнет, а воздух, издав звук, выйдет наружу.

Шарик надувай,

Воздух выпускай!

«Часики» (динамическое упражнение) Высуньте изо рта длинный и тонкий как жало язык. Совершайте им движения из одного угла рта к другому и обратно. Скажите малышу, что также качается маятник у часов. Затем попросите ребенка показать его «часики» (4-8 раз). При выполнении произнесите: «Тик-так, тик-так», задавая темп движений. «Лошадка» (динамическое упражнение) Покажите малышу, как можно изобразить скачущую лошадку: нужно приоткрыть рот, присосать широкий кончик языка к твердому небу за верхними зубами, а затем со щелчком оторвать его. Сначала цокайте медленно, а затем быстрее и быстрее.

Скачем на лошадке

По дорожке гладкой.

Желаем успехов Вам и Вашему малышу!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_prosto_o_vazhnom.docx1.7 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь малышу заговорить?

КАК ПОМОЧЬ МАЛЫШУ ЗАГОВОРИТЬ? Оказать реальную и полноценную помощь по развитию речи в раннем возрасте, вашему малышу помогут специальные приемы развития речи и стимуляции речевой активности.Разг...

Семинар-тренинг «Как помочь малышу заговорить»

Цель:·         познакомить родителей с методами и приемами логопедической работы;Задачи: ·         рассказать родителям ...

КАК ПОМОЧЬ МАЛЫШУ ЗАГОВОРИТЬ?

Оказать реальную и полноценную помощь по развитию речи в раннем возрасте, вашему малышу помогут специальные приемы развития речи и стимуляции речевой активности....

Как помочь малышу заговорить ?

Оказать реальную и полноценную помощь по развитию речи в раннем возрасте, вашему малышу помогут специальные приемы развития речи и стимуляции речевой активности....

Как помочь малышу заговорить

Публикация будет полезна родителям малышей с задержкой речевого развития. В статье даны советы как действовать в такой ситуации и представлены приемы стимулирования появления речи....

Как помочь малышу заговорить

Несколько игр,помогающих малышу заговорить....