Что делать, если ребенок не говорит.
консультация

Алексеева Евгения Викторовна

Увеличение количества детей с проблемами в речевом развитии в нынешнее время является неутешительной тенденцией. Мы начинаем привыкать, что школьники идут в школу с дефектами звукопроизношения, что дети к 3 годам практически не говорят, и даже дикторы на радио и телевидении не выговаривают все звуки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt_2.docx9.46 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Что делать, если ребенок не говорит.

Увеличение количества детей с проблемами в речевом развитии в нынешнее время является неутешительной тенденцией. Мы начинаем привыкать, что школьники идут в школу с дефектами звукопроизношения, что дети к 3 годам практически не говорят, и даже дикторы на радио и телевидении не выговаривают все звуки.  

      Речь ребенка развивается поэтапно: накапливается пассивный словарь (уровень понимания слов), развивается артикуляционная моторика, речевой слух, и постепенно пассивный словарь переходит в активный, начинает формироваться фразовая речь. В каждом возрасте есть основные показатели развития речи, на которые надо ориентироваться, чтобы определить, соответствует ли речь ребенка возрастным нормам.  

     Стоит обеспокоиться, если ваш ребенок

 - в 2 года говорит только несколько отдельных слов,

 - к 3 годам фраза не превышает 2-4 слов,

 - в 4 года речь ребенка могут понять только близкие люди,

 - в 5 лет остается много дефектов в произношении звуков и ошибки в употреблении грамматических конструкций.

 

      Подобные отставания не являются возрастными особенностями, и сами они не пройдут. Речь вашего малыша, конечно, будет развиваться, но она будет развиваться значительно медленней, и отставание от сверстников будет с каждым годом расти. А так как речь тесно связана с мышлением, то речевое недоразвитие может отрицательно сказаться и на умственном развитии.

Если вы заинтересованы в благополучии вашего ребенка, то вам надо в первую очередь обратиться к специалистам: педиатру, логопеду, лору, неврологу или психиатру, которые помогут найти причину речевого нарушения. Научить говорить можно здорового ребенка, а если есть патология, то необходимо прибегать к помощи врачей.

       Логопед – это педагог, а не врач. При поражениях головного мозга, центральной нервной системы логопед бессилен. В этих случаях нужна полная комплексная (включая медикаментозное лечение) помощь. Поэтому не надо откладывать на потом, успокаивать себя мыслями, что соседский ребенок говорит еще хуже – надо как можно раньше оказать своему малышу всю необходимую помощь.

       Не надо забывать, что речь ребенка формируется в дошкольном возрасте, и исправлять ее надо именно сейчас, потому что после 7 лет что-то сделать будет значительно сложнее и дольше.

       А это уже будет отрицательно сказываться на учебе, взаимоотношениях со сверстниками, самооценке и личностных качествах.

      При воспитании детей родителям не надо забывать ряд «золотых» правил: 

1. Следить за здоровьем малыша, закаливать, укреплять иммунитет, соблюдать режим дня и правильное питание, больше гулять на свежем воздухе.

2. Постоянно общаться с ребенком с первых дней жизни (во время одевания, купания, прогулок, проговаривание всех действий и т.д.), при этом стараться, чтобы общение проходило в сравнительной тишине, по возможности исключить лишние шумы (выключить радио, телевизор, убрать громкие разговоры в комнате и т.д.), смотреть на ребенка, чтобы он видел ваше лицо, т.к. он пытается подражать положению губ, языка взрослого (таким образом он быстрее усваивает правильную артикуляцию звуков).

3. Говорить следует неторопливо, четко,  внятно, просто (предложения короткие и

грамматически понятны, без сложных конструкций и оборотов), не «сюсюкать»,

говорить с ребенком правильно, не лепетным языком, не уподобляться детской речи, не искажать звуки.

4. К году исключить соску, бутылочку, предупреждать такие вредные привычки, как

сосание пальцев, каких либо предметов, учить жевать твердую пищу.

5. Не надо предупреждать малейшие желания ребенка, следует создавать ситуации, в которых ребенок достигнет желаемого, пользуясь речью.

6. Подбирать игрушки и книги, соответствующие возрасту и возрастным особенностям малыша, они должны быть яркие, интересные игрушки, чтобы стимулировать речевую активность (ребенок производит действия с этой игрушкой, оречевляя  их).

Уважаемые мамы и папы!

Постарайтесь сделать все возможное для развития речи своего ребенка в детстве, чтобы в юности не ограничивать его жизненный выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Что делать, если ребенок не говорит" - консультация

ПРИЗНАКИ НЕБЛАГОПОЛУЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У РЕБЕНКА.Ребенок развивается с задержкой.Ребенок перенес тяжелые заболевания.У ребенка есть неврологические заболевания.Ребенок неохотно повторяет за вами слов...

Что делать если ребенок не говорит?

   Работа с неговорящими детьми  начинается с их родителей. А они по- разному относятся к такой ситуации. Одни не видят проблемы в том, что ребенок в 2,5 года молчит, объясняя...

Что делать, если ребенок не говорит? Конкретные советы.

Картотека игр, рекомендована родителям неговорящих детей, логопедам, психологам....

Что делать, если ребенок не говорит или плохо говорит?

Практически у большинства детей к 4-5 годам речь достигает нужной языковой нормы. Однако, в силу индивидуальных, социальных или патологических особенностей развития у некоторых детей дефекты про...

Консультация для родителей на тему: «Речь ребенка третьего года жизни. Что делать если ребенок не говорит?»

Слово является первичным инструментом нашего мышления, и чтобы совершать сложные умственные действия, детям не­обходима развернутая фразовая речь. Для некоторых детей оказывается достаточно о...

Что делать, если ребенок не говорит или плохо говорит

Что делать, если ребенок не говорит или плохо говорит...