Картотека игр и упражнений, направленных на развитие ориентировки в пространстве «лево-право»
картотека

Плавинская Ольга Владимировна

Пространственное восприятие является важнейшей предпосылкой при становлении всех видов детской деятельности.

Его несформированность проявляется в нарушениях графической деятельности, чтения, письма, в овладении математическими операциями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_i_uprazhneniy.docx138.84 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр и упражнений, направленных на развитие ориентировки в пространстве

«лево-право» 

Иди направо! Нет, на другое право!»

 «Аист»

Цель: Учить понимать словесные указания в определении правой и левой стороны на собственном теле.

Ход игры: Дети хором обращаются к ведущему – «аисту»:

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Ведущий – «аист» отвечает и показывает движения, а все остальные дети их повторяют: Топай правою ногой,

Топай левою ногой.

Снова - правою ногой,

Снова – левою ногой.

После – правою ногой,

После – левою ногой,

Вот тогда придёшь домой.

Упражнение «Слева на право»

Просим ребенка взять игрушку левой (правой) рукой и положить ее у левой (правой) ноги. Затем взять игрушку в правую руку и положить ее около правой ноги. Выставить вперед правую руку, дотянуться до правой коленки, правого глаза, закрыть правой рукой правое ухо и тд.. Аналогичные действия выполняются левой рукой.  Игру можно усложнять, например, правой рукой взять левое ухо и наоборот.

Игра «Овощи – слева, фрукты - справа»

Перед ребенком на стол выкладываются карточки с овощами и фруктами. Ребенку объясняются правила: карточки, на которых изображены овощи необходимо положить справа от себя, а карточки, на которых изображены фрукты необходимо положить слева от себя. В процессе игры ребенку задаются следующие вопросы: «Что изображено на твоей карточке? Фрукт или овощ?», «С какой стороны от себя ты положишь данную карточку?»

Игра «На каком стуле лежит»

Перед ребенком стоят два стула, на каждом из стульев лежат разные игрушки. Акцентируем внимание, что один стул стоит справа от ребенка, а второй слева от ребенка, после чего просим его рассказать какие игрушки лежат на стуле справа от него, а какие на стуле слева от него, используя соответствующие слова.

Игра «Отгадай с какой стороны что находится»

Предлагаем ребенка внимательно рассмотреть комнату, после чего просим назвать предметы, которые находятся справа от него, слева от него, сопровождая свой отсвет соответствующими словами.

Игра «Бравый солдатик»

Дайте ребенку в руки шарики или игрушки разных цветов. Взрослый выступает в роли командира, а ребенок – в роли солдатика. Солдат выполняет различные приказы командира. Например: поднять правую руку, шагнуть левой ногой, опустить левую руку и другие. Команды можно давать какие угодно, связанные с понятиями право-лево или с определением местонахождения частей тела. Если ребенок плохо ориентируется и в том, и в другом, соедините различные команды в одной игре.

Затем взрослый и ребенок меняются местами. Когда малыш отдает приказы, мама или папа иногда должны ошибаться. Ребенок исправляет ошибку взрослого. Второй вариант игры доставляет удовольствие детям даже большее, чем первый.

Игра «Мяч»

Данная игра дает возможность детям научиться ориентироваться в пространстве. Взрослый дает малышу команду бросить мяч вправо, влево, вперед, назад и т.д. Затем взрослый и ребенок, как и в предыдущей игре, меняются местами.

Упражнение «Направо пойдешь кошечку найдешь, на лево пойдешь…»

Используйте в своей практике игрушки. Разложите на полу различные машинки, зверей и, как в старой сказке, приговаривайте: «Направо пойдешь – кошечку найдешь, налево пойдешь – куклу найдешь». Ребенок может двигаться к месту назначения с помощью игрушечных машинок и грузить на них найденные предметы. Таким образом, ребенок не только учит, где право, где лево, но и ориентируется в пространстве.

Пальчиковая игра «Левая и правая»

(песня-упражнение из серии «Пальчиковая гимнастика» Е. Железновой)

Вот левая                               (поднять левую руку тыльной стороной к себе)

и правая,                                (поднять правую руку тыльной стороной к себе)
Их только так зовут.             (держать обе руки поднятыми)
Подружки неразлучные
Всегда вдвоём идут              (ударять ладошками по коленям, имитируя ходьбу)
И левая                                  (поднять левую руку тыльной стороной к себе)

и правая                                 (поднять правую руку тыльной стороной к себе)
Пошли одни гулять.             (ударять ладошками по коленям, имитируя ходьбу)
Нашли большую лужу  
И стали в ней скакать          (одновременно двумя руками бить по коленям)
Все мокрые холодные
Идут они едва                      (медленно ударять ладошками по коленям, имитируя ходьбу)
Вдруг левая                          (поднять левую руку тыльной стороной к себе)

и правая                                (поднять правую руку тыльной стороной к себе)
Повстречали льва.
А он открыл такую пасть    (изобразить руками пасть льва: кисти рук прижать, пальцы обеих рук не должны соприкасаться друг с другом)
И страшно так рычит          ( то соединять, то разъединять пальцы рук)
Что левая бежит домой       (ударить левой рукой по колену)
И правая бежит.                   (ударить правой рукой по колену)
До дома добежали               (поднять руки над головой, изобразив крышу)
Смотрите: обе тут               (показать обе руки).
Но только позабыли
Как их теперь зовут             (пожать плечиками).
Где левая, где правая
Не разобрать самим.            (пожать плечиками, руки в стороны)
Скорее посмотрите
И подскажите им.

Игра «Отгадай в какой руке флажок»

Предлагаем ребенку вспомнить, какая рука правая (левая), и взять в нее флажок; переложить флажок в другую руку, поднять руку вверх, помахать флажком и вновь переложить в правую. Или: синий флажок (ленточка) в правой руке, желтый — в левой. Задание: поменять флажки местами. После этого спрашиваем: «Какого цвета флажок? В какой он руке?».

Найди игрушку

Вариант 1.

Попросите малыша выйти за дверь и спрячьте игрушку. Когда он зайдет в комнату, скажите ему путь к игрушке. Примерный путь может быть рассказан так: «Иди прямо к столу, у стола поверни направо (ребенок выполняет). Пройди пять шагов. А теперь один шаг назад, поверни налево (ребенок выполняет). Пройди два шага. Ищи!» В первых играх трехлетнему малышу можно дать одну-две команды, четырехлетнему давайте не больше 2-3 команд. Потом можно увеличить количество команд до 5 и даже более.

Вариант 2.

Вырежете из цветной бумаги или цветного картона стрелки разного цвета и разложите их на полу.  Скажите ребенку: «Иди туда, куда показывает красная стрелка, пройди три шага. Куда же тебе надо идти?» (ребенок называет направление: влево, вправо, прямо или назад). «А дальше иди туда, куда показывает синяя стрелка. Куда она тебя ведет? (ребенок называет – вправо или влево. вперед или назад) Пройди 2 шага». А теперь ищи!

Стихи. Учимся ориентироваться в пространстве. Право и лево.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр и упражнений, направленных на развитие ориентировки в пространстве у старших дошкольников

Картотека игр направлена на совершенствование умений детей ориентироваться в окружающем пространстве; усвоение пространственных отношений (вверху — внизу, впереди (спереди) — сзади (за), с...

Картотека игр и упражнений, направленных на развитие ориентировок в пространстве «лево-право»

Картотека игр и упражнений, направленных на развитие ориентировок  в пространстве «лево-право»...

Д/и «Ориентировка в пространстве «лево-право»

Цель: учить различать и называть пространственные отношения; справа-слева.Задачи:Упражнять детей в определении правой и левой руки и правой, и левой стороны.Развивать внимание, логическое мышление, пр...

Интерактивная игра для детей старшей группы "Ориентировка в пространстве лево- право"

Интерактивная игра для детей старшей группы "Ориентировка в пространстве лево- право"...

Картотека игр и упражнений, направленных на развитие ориентировки в пространстве «лево-право»

Данный материал педагог  может использовать как на занятих с детьми, так и во всех режимных моментах....