Консультация для родителей "Почему ребёнок никак не научится читать".
консультация

Мушенок Мария Викторовна

ПОЧЕМУ РЕБЕНОК НИКАК НЕ НАУЧИТСЯ ЧИТАТЬ... примеры игр и как правильно учить

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemu_rebenok_nikak_ne_nauchitsya_chitat.docx17.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное   дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 22 «Планета детства»

ПОЧЕМУ РЕБЕНОК НИКАК НЕ НАУЧИТСЯ ЧИТАТЬ?

                                                                           Мушенок М.В., воспитатель

Ханты-Мансийск, 2025

ПОЧЕМУ РЕБЕНОК НИКАК НЕ НАУЧИТСЯ ЧИТАТЬ?

 

Многие родители дошкольников обеспокоены тем, что их ребёнок не умеет читать. Их тревога вполне обоснована. Если ребенок не умеет читать к 8 годам, то он сталкивается с серьезными проблемами в школе. В школьном возрасте навык чтения необходим для обучения по всем предметам.  Без него будет трудно получать новую информацию и усваивать её.

Итак, какие же ошибки совершают родители в процессе обучения ребенка чтению. 

1. Начинают учить ребенка слишком рано и слишком настойчиво. Принцип «чем раньше, тем лучше» в этом случае не работает. Более того, результат такого обучения может быть прямо противоположным. Помните: ребенок должен психологически созреть для того, чтобы начать читать. Оптимальный возраст для обучения чтению дошкольников – 4,5- 5,5 лет. 

Разумеется, если ваш трехлетний малыш сам несет вам азбуку, легко запоминает буквы, пытается складывать их в слоги – не стоит откладывать обучение. Но если к пяти с половиной годам интерес к чтению у дошкольника так и не просыпается – то уже стоит всерьез задуматься о том, как его пробудить. Главное в этом деле – не заставить ребенка, а увлечь. 

 

2. Учат называть буквы неправильно. Важно с самого начала учить ребенка произносить буквы правильно. Т.е. учим произносить не буквы, а звуки - так, как мы их будем потом читать в словах. Иначе при складывании букв в слоги у ребенка возникнут проблемы.  Помните: переучивать ребенка называть буквы очень и очень сложно, особенно если он учит их очень давно. Этот навык очень стойкий, и на его исправление у вас могут уйти месяцы, поэтому важно на самом первом этапе начинать обучение правильно. 

 

3. Занимаются редко / нерегулярно. В случае с обучением дошкольников важно не то, как долго вы занимаетесь с ребенком, а насколько часто / регулярно вы это делаете. Лучше заниматься по 5-10 минут каждый день, чем раз в неделю сидеть за азбукой/кубиками целый час. 

Тем более что уроки можно организовывать где угодно. Учите буквы по пути в детский сад или на прогулках, разглядывая их на вывесках, на номерах машин, на листовках, рисуя их мелом на асфальте или прутиком на песке. Пластилин, тесто, зубная паста, любые подручные материалы вы можете использовать, чтобы познакомить ребенка с новой буквой и сделать это интересно. 

 

4. Слишком быстро переходят от букв к чтению слов и предложений. Если ребенок только выучил буквы и пока с трудом складывает две буквы в слог – не торопитесь читать слова. Отработайте сложение букв в слоги как следует. 

Конечно, постоянно повторять цепочки слогов МА – МО – МУ – МЫ – МИ и т.д. очень скучно. Чтобы ребенок мог хорошо закрепить этот навык и не потерять интерес к чтению - больше играйте на занятиях. Как же можно научится складывать слоги в игровой форме? Вариантов – масса! 

• ИГРЫ-БРОДИЛКИ.

Возьмите готовое игровое поле и на каждом кружке напишите слог (чаще используйте те слоги, которые даются ребенку с трудом). Далее играйте как обычно: кидайте кубик, ходите фишками, читая каждый слог, который вы проходите. Ребенок даже на заметит, как прочитает длинные цепочки слогов, а заодно послушает – как читаете их вы. 

• СЛОГОВОЕ ЛОТО.

Его очень легко сделать самим: подготовьте несколько карточек с картинками (по 6 картинок на каждой карточке). На небольших картонных квадратиках напишите первые слоги этих слов. Пусть ребенок вытягивает и читает их. Выигрывает тот, кто закроет свои картинки на карточке первым. 

• ИГРА В МАГАЗИН (парковку, аэропорт, почту, детский сад).

Подготовьте карточки с написанными слогами – это будут наши игровые деньги. Разложите товары, которые можно купить за эти деньги. Их названия должны начинаться на те слоги, которые написаны на «купюрах». Например, выдайте ребенку деньги со слогами КА, КУ, КО, КИ, КЕ, а на прилавке разложите товары - капусту, кукурузу, ковшик, кисточки, кегли (лучше брать продукты, начинающиеся с одной буквы: так у ребенка не будет возможности угадывать товар по первой букве). Итак, ребенок играет за покупателя: он приходит к вам в магазин и говорит, что хочет купить. Оплатить покупку он может, используя только ту купюру, на которой написан первый слог выбранного товара. 

Аналогично можно играть в почту: напишите на конвертах первые слоги адресатов (например, БА, БУ, БЕ, БЫ) и разложите перед ребенком изображения сказочных героев и зверей, которые ждут писем (например, бабочка, Буратино, белка, бык). Пусть по первому слогу ребенок догадается, какое письмо кому нужно отдать. По тому же принципу играйте в парковку или аэропорт. На листах бумаги напишите слоги, которые вы изучаете. Разложите их по комнате – это будут парковки (аэропорты). Называйте ребенку, куда именно он должен припарковать свою машину (посадить свой самолет). 

 

5. Ставят перед ребенком непосильные задачи. Наращивайте темп обучения постепенно. Если ребенок неплохо читает слоги, это не значит что он с такой же легкостью прочитает и поймет целое слово из тех же самых слогов. Поэтому переходите от этапа к этапу постепенно, убедившись, что ребенок освоил предыдущий материал. 

Итак, какие же последовательные этапы в обучении чтению можно выделить: 

1) чтение закрытых (АМ, АС, АП, АР) и открытых (МА, СА, ПА, РА) слогов; 

2) чтение 3-х буквенных слов (МАК, ПАР, КОТ, ЛЕС); 

3) чтение слов из двух открытых слогов – сначала пусть это будут слова с повторяющимися слогами (ПАПА, БАБА, НЯНЯ, ДЯДЯ), потом слова с двумя одинаковыми гласными (КАША, ЖАРА, ЛАПА, ДАЧА), затем уже с двумя разными гласными (ЛЕТО, ЗИМА, ПЕРО, МЫЛО); 

4) чтение слов из 4-5 букв с двумя последовательными согласными: КРОТ, ДРУГ, ПОРТ, ЛИФТ, СПОРТ; 

5) чтение слов из 3 открытых слогов: РАДУГА, БУМАГА, КАЧЕЛИ, ЗАНОЗА; 

6) чтение простых предложений из двух-трех слов (ВОТ МАМА. У МАМЫ РОЗЫ;  ГДЕ КОТ? ОН СПИТ.); 

7) чтение предложений из 4-5 простых слов (У ДЯДЯ МИШИ ТОПОР. ОН РУБИТ ИМ ДРОВА; КОШКА ЛЮСЯ ЛЕЖИТ НА ДИВАНЕ. Я ЛЮБЛЮ С НЕЙ ИГРАТЬ. ); 

8) чтение сложных слов и предложений; 

9) чтение целых текстов. 

Если видите, что ребенок, который до этого отлично справлялся с заданиями, на следующем этапе «забуксовал», стал забывать даже то, что уже хорошо умел, – вернитесь к более простым заданиям. Темп усвоения материала должен задавать ребенок. Прислушивайтесь к нему – и тогда результат ваших занятий не заставит себя ждать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ребёнку научиться читать

На тему обучения чтению сломано немало копий.У каждого из нас имеются свои соображения на этот счёт:как,с какого возраста.с чего следует начинать. Обилие информации ,зачастую противоречивой, многих за...

почему ребенок никак не научится читать?

Автор Светлана Зырянова ДОШКОЛЬНИК...

Почему ребёнок никак не научится читать?

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15015174","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"480"}}]]Почему ребенок никак не научится читать?...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «КАК РЕБЁНКА ПРИОБЩИТЬ К ЧТЕНИЮ И НАУЧИТЬ ЧИТАТЬ»

За последние десятилетия 20 -21 века информационная направленность деятельности  увела от проблемы культуры чтения. Наступил  резкий спад качества чтения детей и взрослых. Во мно...

Почему дети никак не научатся читать

В данной статье говорится  об ошибках, которые допускают родители обучая своего ребенка чтению, а также даются советы как сделать этот процесс увлекательным и правильным....

Консультация для родителей "Знакомство с детской книгой – первый шаг к желанию ребёнка научиться читать самостоятельно."

Очень часто родители жалуются, что способный и интеллектуально-развитый ребёнок не хочет трудиться на уроках, не занимается столько, сколько бы мог, совершенно не хочет читать.А имеет ли какое-то отно...

консультация "Будем с буквами играть и научимся читать"

Давным-давно люди, чтобы запомнить то, что происходило в их жизни, рисовали рисунки, а затем придумали обозначать каждый звук родного языка буквой, чтобы записывать слова. Откуда же интере...