«Музыкальные пальчиковые игры как средство развития эмоционально-познавательной деятельности дошкольников»
консультация
Овладение речью является наиболее важной проблемой дошкольного возраста. Наиболее эффективным методом развития речи, а также мелкой моторики, являются пальчиковые игры.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Музыкальные пальчиковые игры как средство развития эмоционально-познавательной деятельности дошкольников»
Бирюкова Виктория Павловна,
Воспитатель
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». В.А. — Сухомлинский
Овладение речью является наиболее важной проблемой дошкольного возраста. Целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования - ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности. Еще одним важным целевым ориентиром является развитая мелкая моторика.
Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. При выполнении мелких движений пальцами рук происходит давление на кончики работающих пальцев и в кору головного мозга устремляются сигналы, которые активизируют клетки коры головного мозга, отвечающие за формирование речи ребенка. Вот почему при выполнении разнообразных действий пальцами рук и происходит развитие речи, а значит, и мышления. Если ребёнок на высоком уровне владеет мелкой моторикой, то у него развита память, внимание, связная речь, как правило, умеет логически мыслить. Имеет тот багаж развитых умений, так необходимых для подготовки к школе.
Наиболее эффективным методом развития речи, а также мелкой моторики, являются пальчиковые игры. Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, стихотворений, сказок при помощи пальцев. Персонажи и образы многих пальчиковых игр: паучок и бабочка, коза и зайчик, мальчик с пальчик и обезьянки, дерево и птица, солнышко и дождик, нравятся малышам с полутора-двух лет, и дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх, «вниз» и тд. Они хороши тем, что не требуют особой подготовки, их можно быстро организовать и провести без использования игрушек, атрибутов; они непродолжительны по времени. Активное использование пальчиковых игр укрепляет мышцы кисти руки, что, в дальнейшем помогает в рисовании, в письме, способствует расслаблению на занятии, служит отличным способом для отдыха ребенка. О пальчиковых играх можно говорить как об универсальном, дидактическом и развивающем материале.
Что дает пальчиковая гимнастика детям?
- Способствует овладению навыками мелкой моторики.
- Помогает развивать речь.
- Повышает работоспособность коры головного мозга.
- Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.
- Снимает тревожность.
Ценность пальчиковых игр в том, что они не только доступны детскому пониманию, но и в то же время вызывают яркие положительные эмоции: позволяют учить детей использовать выразительные движения (мимику, жесты), различать эмоции (радость, огорчение, страх, удивление и др.), разыгрывать различные модели поведения персонажей с разными чертами характера.
Огромной популярностью пользуются музыкальные пальчиковые игры. Интерес к музыкальным пальчиковым играм не случаен: те пальчиковые игры, которые мы разучиваем под музыкальное сопровождение и с помощью пения, дети воспринимают гораздо интересней, чем монотонное повторение и проговаривание. Музыкальные пальчиковые игры привлекательны тем, что по сути это коротенькие песенки, которые быстро запоминаются своей простотой, напевностью, определенной ритмичностью, возможностью двигаться и создают общую благоприятную атмосферу, вызывают эмоциональный отклик у детей на музыкальную игру. Игровая деятельность под музыку радует ребенка и поддерживает его интерес к занятиям. Ведь мы знаем, детей невозможно заставить полюбить петь, танцевать - можно только увлечь, заинтересовать и поддерживать этот интерес.
Музыкальные пальчиковые игры имеют множество преимуществ и пользу для развития детей. Во-первых, дети учатся контролировать движения своих пальцев в соответствии с музыкой и песнями, что помогает им развивать мелкую моторику и гибкость рук.
Во-вторых, музыкальные пальчиковые игры развивают понимание ритма у детей. Дети учатся двигаться в соответствии с музыкальным ритмом и создавать простые музыкальные паттерны с помощью движений пальцев. Это помогает детям лучше понять структуру музыки и развивает их музыкальное слуховое восприятие.
Кроме того, музыкальные пальчиковые игры способствуют развитию языковых навыков и коммуникации у детей. Во время игры дети могут петь песни и повторять слова и фразы из песен. Это помогает им развивать свою речь и языковые навыки.
И наконец, музыкальные пальчиковые игры способствуют укреплению связи между ребенком и его родителем. Родители и педагоги могут участвовать в играх вместе с детьми, что создает более тесную связь и способствует развитию доверия и эмоциональной связи между ними.
В целом, музыкальные пальчиковые игры являются важным инструментом для развития детей дошкольного возраста. Поэтому игры, упражнения, пальчиковые разминки необходимо проводить ежедневно, в детском саду и дома. Во время занятий учитывайте индивидуальные особенности вашего ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ «Музыкальные пальчиковые игры как средство развития эмоционально-познавательной деятельности дошкольников» (по методике Железновых)
Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирова...

Мастер- класс для воспитателей и музыкальных руководителей «Музыкальные пальчиковые игры как средство развития эмоционально-познавательной деятельности дошкольников»
Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирова...
«Музыкальные пальчиковые игры как средство развития эмоционально-познавательной деятельности дошкольников» (по методике Железновых)
Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирова...

"Музыкальные пальчиковые игры как средство развития эмоционально-познавательной деятельности дошкольников"
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой? Примеры музыкальных пальчиковых игр....
"Музыкальные пальчиковые игры как средство развития эмоционально-познавательной деятельности дошкольников"
Умелыми пальчики становятся не сразу. Поэтому игры, упражнения, пальчиковые разминки необходимо проводить ежедневно, в детском саду и дома. Во время занятий учитывайте индивидуальные ос...

Консультация для родителей воспитанников "Музыкальные пальчиковые игры как средство развития эмоционально-познавательной деятельности дошкольников"
Консультация для родителей...

Музыкальные пальчиковые игры как средство развития эмоционально-познавательной деятельности дошкольников
Музыкальные пальчиковые игры вред или польза?...
