Доклад "Отец и мать - воспитатели"
консультация
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 6 г. Вязьмы Смоленской области
Доклад
«ОТЕЦ И МАТЬ – ВОСПИТАТЕЛИ»
ВОСПИТАТЕЛЬ АНТОНОВА Е.Н.
Рождение ребенка приносит в семью радость. Семья для маленького ребенка – это целый мир. Мир, в котором он живет, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, чувствовать.
В семье ребенок приобретает начальный опыт общения, умение жить среди людей. И здесь первостепенную роль играют родители. Родители – первые воспитатели ребенка. Их влияние на развивающую личность ребенка трудно переоценить. Но некоторые родители связывают понятие «счастливое детство» с неограниченными предоставлениями ребенку материальных удовольствий. С убежденностью они говорят: «Почему не порадовать ребенка, если есть возможность?»
Потребности – одна из основ нашей жизни. Потребности рождают желания. Однако, если у ребенка не формируют дисциплину желаний, то он никогда не будет по-настоящему счастлив, если всегда чего-то будет недоставать: сначала самой малости – желанной игрушки, потом чуть больше – модной одежды, мотоцикла, жар-птицы…
Воспитание на переизбытие – не что иное, как воспитание попустительства. Главный просчет таких родителей в том, что их стремление создать безоблачное детство заслоняет перспективы завтрашнего дня, когда их сын (или дочь) станет взрослым. Такой ребенок не сможет всю жизнь быть лишь потребителем радостей, преподносимых близкими. Рано или поздно он выйдет на самостоятельный путь, и добывать радости ему придется своим путем, трудом. А в жизни, в труде, в любой профессии немало будничного, но важного и необходимого. И это потребует от него воли, самодисциплины, умения властвовать собой.
Дошкольник еще не способен сам определять, что ему действительно нужно, а что является блажью, баловством. В этом ему должны помочь взрослые.
Почему, например, одни дети правильно реагируют на отказ в немедленном выполнении их желания, а у других это вызывает эмоциональную бурю?
Марина никогда не настаивает, чтобы ей купили лакомство или игрушку. Правда, она пытается проявить «дипломатичность». Увидев игрушку, мимо которой трудно пройти, скажет: «Я знаю, как в эту игрушку играть, она есть у Оли».
На языке Марины это означает «купи». Однако, вслух это не произносится. Очевидно, девочка усвоила: если можно – купят, если нельзя – то и просить бесполезно.
А вот другой пример.
– Купи шоколадку! Хочу шоколадку! – требовательно хнычет Игорь.
Мама наклоняется к нему, пытается уговорить его. Но он топает ногой, громко кричит, тянет мама к киоску…
Почему в аналогичных ситуациях так по-разному ведут себя дети? Игорь усвоил: стоит захотеть, настоять – и желание будет выполнено. Марина же знает: если же желание не совпадает с возможностями близких, требовать бесполезно.
Родители Марины хотят, чтобы их дочь, подрастая, понимала, что жизнь – это не сказка, где по мгновению волшебной палочки можно иметь все, что пожелаешь. Приучить ребенка ни в чем не встречать отказа – значит сделать его несчастным, неприспособленным к жизни.
А вот Игоря воспитывают, будто и впрямь ему предстоит быть обладателем волшебной палочки. Родители не понимают, что у сына не должна складываться уверенность, что его желание – закон для взрослых. Хуже, если такие детские прихоти выполняются, прикрываясь, по мнению родителей, объективными причинами: «потому что мал», «потому что нездоровится», «потому что впечатлительный»…
Родители должны научиться не выделять ребенка как маленького и потому пользующегося особыми привилегиями в семье. Гораздо важно, чтобы ребенок чувствовал свое равенство в семейном коллективе.
Не нужно ставить ребенка в особое положение: первый кусок, лучшее место – это способствует воспитанию эгоистических наклонностей.
Учите своего ребенка считаться с интересами старших, быть общительным, доброжелательным со взрослыми и сверстниками, учить делиться.
Поэтому родители должны проявлять требовательность к своим детям.
Требовательность должна основываться не на насилии над личностью, ни на тирании, а на справедливости и глубоком доверии. Она направлена на то, чтобы ребенок научился подчинять свои желания важным и осознанным целям, научился с полной ответственностью относиться к своим обязанностям, имеет огромное значение в воспитании и, в частности, в формировании активного послушания.
К ребенку надо проявить как можно больше требовательности и больше уважения, тогда сложившийся способ отношений станет основой взаимопонимания детей и родителей. Добрые доверительны отношения большого и маленького – прямой путь к сердцу ребенка.
Если ребенка окружают внимание, с ним обращаются ласково, но вместе с тем справедливо и требовательно, у него возникает готовность выполнять указания взрослых.
Однако успех воспитания зависит от авторитета родителей, единства их взглядов на воспитание.
Почему же одни родители пользуются авторитетом у детей, а другие нет?
Одним непременным условием воспитания является характер жизни семьи, взаимоотношений взрослых, создающие здоровый нравственно-национальный микроклимат. Если в семье налажен здоровый быт, взаимопонимание, если родители интересуются жизнью своих детей, стараются сделать эту жизнь содержательной, умеют сочетать любовь к детям с требовательностью – в такой семье наиболее крепок родительский авторитет.
К сожалению, бывают случаи, когда отношения родителей к детям не содействуют их авторитету. Но случается, что дети вдруг перестают слушаться родителей, начинают им дерзить, командовать.
Почему же между самыми близкими людьми – родителями и детьми – теряется связующая нить взаимоотношений и взаимопонимания? Часто родители не замечают, что отношения с маленьким членом семьи строятся неправильно, что ребенок растет потребителем, проявляет эгоистические наклонности – все то, что мешает ему в формировании таких ценных качеств, как доброта, отзывчивость, умение считаться с интересами семьи. С малых лет ребенок должен ощущать, что он не только объект внимания близких, но и сам должен проявлять внимание к ним. Привязанность к родным людям можно определить, как эмоциональный отклик ребенка на общение. Это необходимая фаза в нормальном психическом формировании личности. Она способствует развитию таких социальных чувств, как благодарность, отзывчивость, теплота в отношениях, т.е. всего того, что является проявлением истинно-человеческих качеств. Для развития привязанности и утверждения авторитета родителей необходим длительный контакт взрослого и ребенка. Это может осуществляться в семейных праздниках.
Семейные праздники – это традиция отмечать всей семьей радостные события в жизни родителей и детей: дни рождения, начало учебного года, окончание школы, встречи с друзьями и т.д. праздники вносят приятное оживление, украшают быт семьи, создают атмосферу задушевности, заряжают хорошим настроением. Родителям нужно привлекать детей к подготовке праздника, разъяснять им, как приглашать и встречать гостей, как занимать и развлекать их, как провожать.
Подготовка и проведение семейных праздников – хорошая школа бытовой культуры. Правильно поступают родители, которые устаивают пусть скромные, но систематические семейные торжества.
И, наблюдая за родителями, ребенок приобретает начальный опыт общения, умение находить контакты с людьми. Отношение родителей к труду, к людям, общественным обязанностям позволяет ребенку стать гармонично развитой личностью.
Становление личности происходит в тесной связи со сферами жизни семьи: организацией ее быта, эмоционально-нравственной атмосферой, существующими традициями. Вся жизнь взрослых – пример для маленьких. Вот почему воспитание детей, прежде всего, начиняется с воспитания самих себя, с организации жизни семьи, обеспечивающей здоровый микроклимат. От семейного микроклимата во многом зависит педагогическое воздействие: ребенок более податлив воспитательным влиянием, если растет в атмосфере дружбы, доверия, взаимных симпатий.
Семья – это коллектив. Вот почему один из критериев правильно взятой на себя линией воспитания, является стремление к коллективизму.
Стремление воспитать в ребенке коллективиста – функция семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отец и мать как воспитатели
Согласно законодательству, отец и мать наделены равными правами и обязанностями в отношении детей. Но культурные традиции несколько по-иному распределяют роли отца и матери в воспитании детей. Мать ух...
“ Отец и мать как воспитатели”
Семья с существующими в ней взаимоотношениями между детьми и родителями – первая школа интеллектуального, нравственного, эстетического и физического воспитания. Отец и мать, старшие братья и сестры, д...

Экологическая тревога…«Мать сыра земля в опасности» (Поучительный рассказ воспитателя об охране окружающей природы) Для детей подготовительной группы.
. Воспитывать уважение к природе и бережноме отношение к ней...

Консультация для родителей “ Отец и мать как воспитатели”
Семья с существующими в ней взаимоотношениями между детьми и родителями – первая школа интеллектуального, нравственного, эстетического и физического воспитания. Отец и мать, старшие братья и сестры, д...

Мать и отец - главные воспитатели.
Стать о том, что родители - это главные в воспитании ребенка, к старшему поколению необходимо прислушиваться, опираясь на их многолетний опыт, но воспитанием своего ребенка заниматься исключительно ро...
Консультация для родителей " Отец и мать- воспитатели".
Консультация для родителей " Отец и мать- воспитатели....

Консультация для родителей "Отец и мать - воспитатели"
Родители – первые воспитатели ребенка. Их влияние на развивающуюся личность трудно переоценить. Однако, успех воспитания зависит от их авторитета, единства взглядов на воспитание. Почему же...
