Доклад на родительское собрание: Хочу все знать
методическая разработка

Сабенова Айслу Истлеувна

        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_rodit.sobr_.hochu_vse_znat.docx29.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

Детский сад № 7 «Солнышко» г. Соль – Илецка Оренбургской области.

Родительское собрание.

Тема «Хочу все знать».

Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников в детском саду и дома.

                                                                 

       Выполнила:

воспитатель МДОБУ №7 «Солнышко» г. Соль-Илецка

Сабенова Айслу Истлеувна

                                                                     

                                                                                 

                                                         

Г. Соль-Илецк 2023

Задачи.

  1. Привлечь внимание и заинтересовать родителей в развитии познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников;
  2. Познакомить родителей с детским экспериментированием, раскрыть его значение для развития творческих и познавательных способностей, мышления, воображения, исследовательской активности и самостоятельности проводить дошкольников;
  3. Ознакомить с некоторыми экспериментами, которые можно провести с детьми в домашних условиях.

План проведения:

  1. Вступительное слово воспитателя Сабеновой А.И.;
  2. Картотека опытов для детского экспериментирования;
  3. Практическое применение опытов. Опыты с увлечением для родителей;
  4. Разные вопросы (групповые).

Материалы для игр – экспериментов: стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина; воронки, узкий высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска, резиновые перчатки, ковшики одинокого размера, надувной шарик, целлофановый пакет, таз с водой, подносы; четверть стакана подкрашенной воды, четверть стакана подсолнечного масла и четверть стакана сиропа; молока, пищевые красители разных цветов, кусочек мыла, ватные палочки и столовая тарелка.

 

Ход собрания.

1.        Воспитатель:

 Добрый вечер, уважаемые родители!

 Мы рады всех вас сегодня видеть на нашем родительском собрании. Оно посвящено теме «Хочу всё знать»

(Развитие познавательно- исследовательской деятельности в детском саду и дома).

 Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к этой проблеме. Познавательно – исследовательская деятельность особенна тем, что ребенок познает объект, раскрывает его содержание в ходе практической деятельности с ним.

Возраст наших детей - это возраст почемучек, когда дети задают множество вопросов и хотят услышать от вас полноценный ответ.

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Экспериментальная деятельность является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе образовательного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Поддьяков Н. Н. считал, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, наряду с игрой, а может быть даже главнее, важнее игры.

Вместе со взрослым дети осуществляют опыты и поисковые действия, помогающие понять, например, связи между строением органа и его назначением (зачем растению корень); узнать, какие условия жизни нужны растениям и животным: располагать в разных местах по отношению к свету, потребность в определенных световых условиях. С помощью вопросов, обсуждения помогать детям лучше понимать связи между способом поведения живого существа и условиями среды обитания

 (Почему рыбка плавает? Почему воробей летает? Почему утенок плавает, а цыпленок нет).

Вовлекая детей в познавательные, практические ситуации в центре экспериментирования, педагог помогает им выявлять свойства воды, воздуха, снега, песка, почвы, камней, обсуждать полученные результаты.

В процессе познавательно-исследовательской деятельности мы побуждаем детей самостоятельно принимать и ставить познавательные задачи, выдвигать предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений природы, замечать противоречия в суждениях, использовать разные способы проверки предположений: метод проб и ошибок, опыты, эвристические рассуждения, сравнительные наблюдения.

Эксперименты и опыты развивают наблюдательность, самостоятельность, стремление познать мир, желание поставить задачу и получить результат, здесь проявляются творческие способности, интеллектуальная инициативность.

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!»

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п.

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний с этическими правилами в жизни общества.

Задача взрослых – создавая условия для формирования мировоззрения.

Для проведения опытов и экспериментов в группе создана «Лаборатория природы», в которую входят:

  • уголок природы (растения, аквариум с водой, календарь природы,
  • уголок экспериментирования.

Это то место, где ребёнок может заниматься самостоятельной исследовательской деятельностью. Одна из главных задач лаборатории природы - научить детей задавать вопросы и самостоятельно искать и находить на них ответы, не принимать, а самостоятельно ставить цели и находить решение. Отправной точкой самостоятельной деятельности детей в лаборатории природы являются сведения, полученные на занятиях или в совместной со взрослым деятельности (например, на занятии проводили опыт на изучение плавучести разных тел). Вечером эти сведения дети ещё раз могут проверить самостоятельно в процессе опытной, экспериментальной деятельности в лаборатории природы. Опыты в лаборатории природы проводятся только по желанию детей. Воспитатель никого не принуждает. Желающие могут проводить их многократно в течение нескольких дней. Воспитатель уточняет у ребёнка цель опыта, но в ход его не вмешивается. Результаты опытов дети отражают в круговой дискуссии. Дети собираются за круглым столом и рассказывают о том, кто что делал и что у кого получилось, анализируют полученные результы.

Для расширения кругозора можно проводить интересные, занимательные и простые опыты, не требующие специального оборудования и дорогих материалов в детском саду и дома.

С некоторыми занимательными опытами я Вас познакомлю.

Уважаемые родители, с начало вспомните и назовите свойство воздуха (ответы родителей).

Воспитатель: Сейчас мы это проверим.

Свойства воздуха:

  1. Воздух существует;
  2. Воздух невидим;
  3. Воздух не имеет вкуса;
  4. Воздух не имеет запаха, но может запахи передавать;
  5. Мы дышим воздухом;
  6. Есть ли вес у воздуха;
  7. Воздух очень легкий;
  8. Воздух легче воды;
  9. Горячий воздух легче холодного;
  10. Ветер – это движение воздуха;
  11. Воздух оказывает сопротивление движению предметов. Чтобы уменьшить это сопротивление предметам придают обтекаемую форму;
  12. Воздух давит на предметы во все стороны;
  13. Когда доступ воздуха к огню прекращен, огонь гаснет.
  1. Опыт называется «Пузырьки спасатели».

(опыт можно рассказать или продемонстрировать 1 на всех)

Родители подходят к столу, на котором стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина.

1.Налейте, пожалуйста, в стакан минеральную воду, сразу бросьте в нее несколько кусочков пластилина величиной с рисовые зернышки. (Родители выполняют задание.)

Воспитатель: Почему пластилин падает на дно? (Ответы .)

Ответ: Правильно, пластилин тяжелее воды, поэтому тонет.

Воспитатель: Что происходит на дне; почему пластилин всплывает и снова падает? Что тяжелее и почему? (Ответы .)

Ответ: Правильно, в воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина; потом пузырьки воздуха выходят из воды, а тяжелый пластилин снова опускается на дно.

Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод (Ответы.)

  1. Опыт «Свойства песка»

Воспитатель: Уважаемые родители, вспомните и назовите свойства песка. (Ответы .)

Ответ: Правильно! Когда дети в своих играх знакомится с песком, они узнают его свойства:

Сыпучий, рыхлый, рассыпчатый, может пропускать воду, двигается, изменяет свои свойства под воздействием воды.

Воспитатель: Я предлагаю Вам вспомнить и назвать игры с песком из вашего детства? (Ответы .)

Воспитатель: Одни из самых любимых опытов у детей, являются опыты с водой. Дети узнают, где в природе есть вода и какими свойствами она обладает, значение воды, кому она нужна для жизни, как человек использует воду.

  1. Опыт называется «Вода принимает форму сосуда, в который она налита».

Родители подходят к столу, на котором воронки, узкий высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска, резиновые перчатки, ковшики одинокого размера, надувной шарик, целлофановый пакет, таз с водой, подносы.

Воспитатель: Может ли вода иметь какую – то форму? (Ответы.)

Воспитатель: Как это проверить? (Ответы родителей.)

Воспитатель: Какой формы эти сосуды? (Ответы родителей.)

Воспитатель: Давайте заполним их водой.

Ведущий: Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд? (Ответы родителей.)

Родители наливают во все сосуды по два ковшика воды и определяют, одинаковое ли количество воды в разных сосудах. Рассматривают, какой формы вода в разных сосудах.

Воспитатель: Уважаемые родители, а теперь сделайте вывод. (Ответы родителей.)

В период пребывания детей в детском саду мы будем проводить игры, которые позволят детям:

  1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира; об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные - для удовлетворения своих потребностей; о значимости воды и воздуха в жизни человека.
  2. Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.); со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину; с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление).
  3. Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение); о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух — его давление и сила; Почва — состав, влажность, сухость.
  4. Формируем выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
  5. Развиваем эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

3.Практическое применение опытов.

Воспитатель:

 А теперь я хотела бы предоставить вашему вниманию интересные научные эксперименты, которые в виде игры можно сделать дома. Это будут простые опыты, не требующие специальных знаний и подготовки. Проводить их необходимо все же исключительно в присутствии взрослых во избежание непредвиденных ситуаций, опасных для жизни детей. Как вы думаете, с какими веществами увлекательно и безопасно проводить домашние опыты для детей дошкольного возраста? (Ответы родителей.)

Воспитатель: Правильно.

  1. Во-первых, с водой. В ней можно растворять разные вещества и наблюдать проявление их свойств.
  2. Во-вторых, с воздухом.
  3. И, наконец, со всеми подручными средствами: мылом, содой, солью, резиной и т.д.

Воспитатель: Уважаемые родители, для начала мы с вами проведем научные эксперимент с водой.

Родителей приглашают к столу. На столе четверть стакана подкрашенной воды, четверть стакана подсолнечного масла и четверть стакана сиропа.

Воспитатель: Что произойдет, если всю жидкость слить в один стакан?

Ответы родителей. Родители проводят эксперимент.

Воспитатель: В итоге эксперимента получилась следующая картина: сироп, как самая плотная жидкость, осела на дно, посередине окажется вода, а масло всплывет наверх.

Воспитатель: Эксперименты для детей можно проводить дома с использованием обычного молока, создавая настоящую цветовую симфонию.

Воспитатель: Уважаемые родители, я предлагаю провести эксперимент.

Родителей приглашают к столу. На столе немного молока, пищевые красители разных цветов, кусочек мыла, ватные палочки и столовая тарелка.

Ведущий: Налейте в тарелку немного молока. Добавьте по капле пищевые красители различных цветов в центр тарелки. Красители можно купить в жидком виде или приобрести наборы в виде порошка, которые затем необходимо развести водой. Далее окуните ватную палочку в середину молока. Не смешивайте цвета! На другой конец ушной палочки капните жидкого мыла. Поместите намыленный конец палочки в центр тарелки и подержите 10-15 секунд. Посмотрите, какой взрыв цветов и красок!

  1. «Звуки музыки».

Цель: упражнять в сравнении звуков по разным свойствам, выделять сходство звучания по высоте в разных музыкальных инструментах, в разных регистрах, различать звуки по тембру, громкости, длительности.

  1. «Занимательная геометрия».

Цель: создавать условия для познания детьми структуры геометрических фигур, выделения сходства на основе структуры между подобными фигурами (например, треугольники прямоугольный, остроугольный, тупоугольный, выделения отличий в сходных по структуре фигурах (четырехугольники — ромб, квадрат, прямоугольник, трапеция).

  1. «Мои помощники — глаза, уши, нос, язык и руки».

Цель: помочь старшим дошкольниками осознать возможности использования органов чувств для познания окружающего мира, установить связи между способами познания и познаваемыми свойствами и качествами предметов.

  1. «Волшебные краски».

Цель: помочь детям понять взаимосвязи цветов в спектре, развивать умение создавать на этой основе новые тона и оттенки цвета.

  1. «Узнай на вкус».

Цель: Упражнять детей в определении вкуса фруктов.

Вам будут предложены кусочки фруктов, название которых вы должны определить по вкусу.

Ход эксперимента. На столе на подносе лежат фрукты, знакомые детям: яблоко, груша, слива, бананы, виноград. На другом подносе эти фрукты разрезаны на небольшие кусочки на каждого ребенка. Здесь же находятся бумажные салфетки (либо зубочистки для каждого ребенка). Воспитатель с подносом обходит всех играющих. К кому подойдет, тому завязывает глаза, кладет на салфетку один кусочек фрукта и просит ребенка определить название фрукта на вкус. Затем находит фрукт на столе. И так воспитатель ходит до тех пор, пока все дети будут вовлечены в игру.

Но кроме это из фруктов еще можно сделать веселое полезное угощение в виде фруктовых канапе и шашлычков, различных молочных коктейлей, а также оформить фруктовую тарелку для украшения праздничного стола.

Воспитатель: Занимательные домашние опыты способны много дать для развития детей дошкольного возраста.

Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, кухня, ванная комната. Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ, о воздухе. Начните экспериментировать, и тогда один опыт повлечёт за собой другой, вы будете захвачены процессом и теми открытиями, которые вас ожидают.

 Научные опыты, проведенные в виде игры, учат детей быть любознательными, внимательными к явлениям природы, развивают эрудицию. В результате ребенок на наглядном примере усваивает те законы физики и химии, которые впоследствии будет проходить в школе.

При этом вам не понадобятся дорогостоящие наборы химических веществ: всё необходимое вы найдете дома. Пытайтесь, наблюдайте, экспериментируйте!

В конце собрания воспитатели предлагают буклеты с описанием опытов «Исследуем вместе»

И наше родительское собрание хотелось бы закончить словами китайской пословицы:

  • Расскажи — и я забуду.
  • Покажи — и я запомню.
  • Дай попробовать — и я пойму.

Сабенова Айслу Истлеувна воспитатель МДОБУ № 7 «Солнышко» г. Соль - Илецка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Хочу все знать!" Консультация "Готовность к обучению ребенка к школе"

План-конспект родительского собрания и ссылка на видео родительского собрания. https://youtu.be/aKaJKXksaZc...

Родительское собрание "Хочу все знать!" Мастер-класс для родителей "Умные движения" ссылка на видео

Ссылка на видео мастер-класса по Образовательной кинесиологии- эелементы Гимнастики мозга  для родителей https://youtu.be/pcZcpl35RaQ...

Детско-родительский клуб "Хочу всё знать"

ГБОУ школа №329структурное подразделение детский сад №7 Кружок «Хочу все знать».Воспитатель:      Полухина ЛППояснительная  записка.О сколько нам открытий чудныхГотовит п...

Доклад для родительского собрания на тему: «Что должны знать родители о ФГОС ДО»

Доклад для родительского собрания на тему:«Что должны знать родители о ФГОС ДО»...

Сценарий родительского собрания «Хочу все знать о своем ребенке»

Развивать интерес к познанию своего ребенка, содействовать активному взаимодействию с ним.- Эмоциональное сближение всех участников образовательного процесса, организация их общения в неформальной обс...

Сценарий родительского собрания «Хочу всё знать!»

Сценарий родительского собрания  «Хочу всё знать!»...

Родительское собрание "Хочу все знать!"

ЦЕЛЬ: активизировать и обогатить умение родителей осуществлять развитие познавательной активности детей и формировать интерес к ОМ.ЗАДАЧИ: раскрыть значение познавательного интереса ребенка и отклика ...