Доклад на родительское собрание: Позновательно - исследовательская деятельность детей в домошних условиях
методическая разработка

Сабенова Айслу Истлеувна

             

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

Детский сад № 7 «Солнышко» г. Соль – Илецка Оренбургской области.

Родительское собрание.

«Познавательно-исследовательская деятельность в жизни ребенка дошкольника»

                                                                 

       Выполнила:

воспитатель МДОБУ №7 «Солнышко» г. Соль-Илецка

Сабенова Айслу Истлеувна

                                                                     

                                                                                 

                                                         

Г. Соль-Илецк 2022

Цель: Привлечение внимания и заинтересованности родителей к развитию познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников.

Задачи:

  1. показать важность работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности
  2. познакомить с особенностями развития познавательно-исследовательской деятельности в 5-6 лет;
  3. ознакомить родителей с условиями развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста.

Ход деятельности:

  1. Организационная часть.

Уважаемые родители! Я  рада видеть Вас за нашим круглым столом. Спасибо за то, что вы пришли на нашу встречу. Это значит, что нас всех объединяет интерес к теме воспитания детей. Нашу встречу мне хочется начать с таких слов:

  • Учат нехотя уроки, Болтуны и лежебоки
  • Любознательные дети, Все желают знать на свете?
  • Почему на небе тучи? Почему ежи колючи?
  • Почему снежинка тает, До ладошки долетая?
  • Почему ползут барханы? Почему висят туманы?
  • Почему земля и море Целый век друг с другом в споре
  • Почему звезда упала? Почему я знаю мало?
  • Видно надо не лениться А учиться и учиться.

Очень много вопросов «почему», «как», «бывает-не бывает» возникают у любознательных детей. Что надо делать, чтобы получить ответы на все эти вопросы.

Скажите, а вам дети часто задают вопросы? Хорошо это, или плохо, когда дети задают много вопросов? (ответы родителей).

  1. Теоретическая часть:

Значение познавательно-исследовательской деятельности:

  • Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
  • Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
  • Экспериментальная деятельность является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе образовательного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
  • Само слово «эксперимент» уже вызывает интерес. А сколько таится в процессе эксперимента! Взрослые люди экспериментируют в своей жизни постоянно: меняют место работы, создают семьи, меняются внешне? Многие думают, что ребенок и эксперимент – понятия далекие друг от друга. Но так ли это на самом деле? Крошечный младенец экспериментирует, едва родившись : заплачу – мама подойдет, засмеюсь – засмеётся и она.
  • Впоследствии эксперимент приобретает практический характер. Всем мамам знакомы рассыпанная крупа, разбросанные вещи, посуда, песок в карманах, камешки и монетки во рту ребенка. А ведь все это значит, что ребенок растет и познает мир.
  • Мышление, память ребенка ещё очень неустойчивы. Он может что-то запомнить и осознать, только пережив это на собственном опыте. Но не каждая мама позволит своему чаду залезть по локоть в муку, замесить тесто, растворить килограмм сахара в кастрюле с водой, принести домой сосульку, чтобы она растаяла, или попробовать раскрасить окно в комнате гуашью.

Во время экспериментов дети испытывают восторг, удивление от знакомства с неожиданными свойствами и качествами окружающих и близких предметов.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в ДОУ заключается в том, что в процессе эксперимента развивается:

  • мелкая моторика (игры с песком, мукой, горохом, мелкими камешками и бусинками);
  • воображение (что случается с льдинкой в группе? полетит ли перышко, если на него подуть);
  • внимание и память (запомню – дома расскажу маме);
  • речь;
  • мышление (вода на морозе превращается в лед, значит, лед в тепле растает).

Конечно же, нельзя забывать о том, что во время таких игр формируются навыки общения, соучастия, сопереживания, взаимопомощи.

Дети учатся анализировать произошедшее не только во время игры, но и намного позже. Они гордятся своими успехами, делятся опытом с родителями и сверстниками. В свою очередь мама обязательно удивиться, узнав, что камень тонет в воде, а кора дерева – нет. И здесь очень важна реакция взрослых, похвала, поощрение ребенка.

Взрослый и ребенок обмениваются опытом, знаниями, переживаниями, и это очень ценное приобретение для обеих сторон.

Важное значение имеет то, что в процессе экспериментирования ребенок имеет возможность удовлетворить свою любознательность (Почему? Зачем? как? Откуда?) Как устроен мир, почувствовать себя ученым, первооткрывателем.

В свою очередь взрослый должен этот интерес поддерживать, развивать, поощрять, создавать все необходимые условия для экспериментальной деятельности. В этом должны помогать и вы родители.

Сообщение «Особенности познавательно-исследовательской деятельности в среднем дошкольном возрасте»

В 5-6 лет ребенок смело «пересекает пространство и время», ему все интересно, его все манит и привлекает. Он с одинаковым рвением пытается освоить как то, что поддается осмыслению на данном возрастном этапе, так и то, что пока не в состоянии глубоко и правильно осознать.

Однако имеющиеся у ребенка старшего дошкольного возраста возможности упорядочивания информации пока еще не позволяют ему полностью переработать поток поступающих сведений о большом мире.

Несоответствие между познавательными потребностями ребенка и его возможностями переработать информацию может привести к перегрузке сознания различными разрозненными фактами и сведениями, многие из которых дети 5-6 лет не в состоянии осмыслить и понять. Это наносит вред процессу создания в сознании ребенка элементарной целостности мира, часто ведет к угасанию познавательных процессов.

У детей 5-6 лет наблюдается:

  • стремление расширить свой кругозор;
  • желание выявить и вникнуть в существующие в нашем мире связи и отношения;
  • потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру;
  • для того чтобы удовлетворить свои стремления, желания, потребности, в арсенале 5-летию ребенка имеются различные средства и способы познания :
  • действия и собственный практический опыт (этим он овладел достаточно хорошо);
  • слово, т. е. рассказы взрослых (этот ему уже знаком, продолжается процесс его совершенствованию);
  • книги, телевизор и пр. как новые источники знаний.
  • уровень интеллектуальных умений ребенка 5-6 лет (анализ, сравнение, обобщение, классификация, установление закономерностей) помогают ему более осознанно и глубоко воспринимать, постигать и разбираться в имеющихся и поступающих сведениях о нашем мире.

Педагогические ситуации по теме собрания.

Дети задают нам взрослым очень много вопросов на различные темы. Давайте представим такую ситуацию.

• Мама с сыном идут по улице. Неожиданно пошел дождь. Сын спрашивает: «Мама, почему пошел дождь?» - и слышит ответ: «Ты плачешь и небо плачет».

Согласны ли Вы с ответом мамы? Постарайтесь поставить себя на место ребенка. Как, по Вашему мнению, отвечать на вопросы «почему», чтобы интерес, заключенный в вопросе, не угасал, а развивался? Всегда ли полезно давать сразу исчерпывающий ответ на вопрос ребенка? Что следует учитывать при ответах на вопросы детей? (высказывания родителей).

Василий Александрович Сухомлинский советовал нам, взрослым, оставлять что-то недосказанное, что бы ребенку вновь и вновь хотелось возвратиться к тому, что он узнал. А как Вы считаете? (Обсуждение).

Давайте разберем еще несколько ситуаций.

  • Папа с шестилетней девочкой рассматривает иллюстрированную книгу о зоопарке. У девочки возникает вопрос: «Почему у льва такая желтая шкура?» (Обсуждение возможных вариантов ответов).
  • Находясь на прогулке в лесу, Саша увидел красивую бабочку. Мама не знает, как она называется. (Обсуждение).
  • Шестилетний мальчик заинтересовался, как из цветов земляники получаются ягоды. (Обсуждение).

Общие вопросы.

3. Заключительная. Рефлексия.

Обмен мнениями. Вопросы родителей к педагогу

Наше родительское собрание хотелось бы закончить словами китайской пословицы:

Расскажи — и я забуду.

Покажи — и я запомню.

Дай попробовать — и я пойму.

Протокол родительского собрания №2

Тема собрания: «Познавательно исследовательская деятельность в жизни ребенка дошкольника».

Дата собрания: 15.04.21 год

Присутствовало: 16 человек.

Отсутствовало по уважительным причинам 10 человек.

Повестка дня:

  1. Организационная часть. Результаты анкетирования
  2. Теоретическая часть:
  1. Значение познавательно-исследовательской деятельности;
  2. «Особенности познавательно-исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте»;
  3. Педагогические ситуации по теме собрания;
  4. Общие вопросы.
  1. Заключительная часть

В организационной части родительского собрания были озвучены результаты анкетирования родителей по теме «Детское экспериментирование в семье».

Решение: принять во внимание информацию, полученную от родителей для дальнейшей работы с семьей и воспитанниками.

За – 16

Против - 0

В теоретической части по первому вопросу слушали воспитателя группы -Сабенову А.И. Она познакомила родителей со значением познавательно-исследовательской деятельности, в частности детского экспериментирования для развития дошкольников.

Также по второму вопросу выступила воспитатель группы  Сабенова А.И., где рассказала об особенностях познавательно-исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте.

Где предложила родителям ряд педагогических ситуаций по теме собрания. Совместными усилиями были предложены решения данных проблемных вопросов.

Решение: совместно с родителями осуществлять работу по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

За –16

Против – 0

По четвертому вопросу слушали председателя родительского комитета (Нуржауонову Н.В.) предложила оказать воспитателю содействие по оформлению прогулочного участка в зимний период: расчистка от снега, постройка снежных фигур для игр воспитанников, а так же принять участие в конкурсе «Лучший прогулочный участок зимой».

Решение: помочь воспитателю в оформлении прогулочного участка в зимний период.

Решение родительского комитета:

Принять к сведению выступление воспитателя Сабеновой А.И. о развитии мелкой моторики рук в младшем дошкольном возрасте. Осуществлять задачи по организации работы с семьёй по данному вопросу.

Председатель родительского комитета Нуржауова Н.В.

Секретарь: Косарева Н.А

Анкета для родителей

«Детское экспериментирование в семье»

1. ФИО ребенка - Карасов Арстан

2. В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка?

  • любит узнавать новое из разных источников (просмотр телевизионных передач, чтение детских энциклопедий, рассказы взрослых);
  • пробует создавать что-то новое из обычных предметов, веществ.

3. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок? (с водой, моющими средствами, стеклами, бумагой, тканью)

4. Бывает ли так, что начатое в детском саду экспериментирование ребенок продолжает дома? Если да, то как часто? (часто, редко, всегда, никогда)

5. Как вы поддерживаете интерес ребенка к экспериментированию

  • проявляю заинтересованность, расспрашиваю;
  • оказываю эмоциональную поддержку, одобряю;
  • сотрудничаю, т. е. включаюсь в деятельность;
  • другие методы (какие именно) - ___

6. Какие из наиболее ярких открытий для самих себя, по Вашему мнению, сделал Ваш ребенок?

7. Чем радует и удивляет Вас Ваш ребенок? (любознательностью, познавательной активностью, чем-то другим) - ___

8. Что вам больше по душе: когда ребенок самостоятельно познает окружающий мир, или при тесном взаимодействии с родителями?

Сабенова Айслу Истлеувна воспитатель МДОБУ № 7  «Солнышко» г. Соль - Илецка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для родительского собрания Тема: «Воспитание у детей внимательных и доброжелательных отношений друг к другу в процессе организации трудовых поручений»

Доклад для родительского собранияТема: «Воспитание у детей внимательных и доброжелательных отношений друг к другу в процессе организации трудовых поручений»...

Презентация "Позновательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста" [2.9]

Данная презентация направлена на организацию работы по формированию познавательных интересов детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность.Описана система работы по разным возрастным...

Конспект позновательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста "Удивительная вода"

Развитие позновательной активности детей в процессе эксперементирования с водой...

Родительское собрание "Познавательно-исследовательская деятельность дома"

quot;Познавательно-исследовательская деятельность дома"...

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...